Евгения Кравчик

Партийная жизнь. Часть 6. Политика в коме

Предыдущие части:
  • Часть1. С низкого старта ,
  • Часть 2. С Шароном и без него ,
  • Часть 3. Демократы и временщики
  • Часть 4. Сиамские близнецы
  • Часть 5. Предвыборный марафон

    Новая неделя предвыборного марафона началась с ракетного обстрела кибуца Кармия и энергокомплекса в южных предместьях Ашкелона, а продолжилась садистским терактом в маршрутке в Петах-Тикве и «касамом» во дворе жилого дома в Сдероте
    По стечению обстоятельств в те самые часы, когда мэр Сдерота Эли Мояль пытался успокоить шокированных обстрелом горожан, парламентская комиссия по вопросам государственного контроля обсуждала отчет госконтролера Михи Линденштрауса по вопросу защиты от ракетных и минометных обстрелов 46-ти населенных пунктов, окружающих сектор Газы.
    Выступивший на заседании командующий тыловыми войсками ЦАХАЛа генерал Ицхак Гиршон сказал прямо: бюджетные ассигнования, выделенные на обеспечение защиты ставших пограничными населенных пунктов, - капля в море, с их помощью невозможно даже детские сады укрепить, не то что жилые дома!
    По словам генерала Гиршона, поначалу предполагалось соорудить забор, чтобы преградить путь в населенные пункты террористам-смертникам, представляющим гораздо большую опасность, чем ракетные обстрелы. После этого планировалось сконцентрировать укрепработы в поселках, расположенных в непосредственной близости к забору, а уж затем - в более отдаленных.
    Однако палестинские боевики смешали ЦАХАЛу все карты: сразу после отступления из сектора Газы с руин еврейских поселений на нашу суверенную территорию полетети «касамы» и мины.
    Ицхак Гиршон подчеркнул: даже если нынешний план защиты приграничных населенных пунктов будет стопроцентно выполнен и удастся освоить всю выделенную на его реализацию сумму размером 210 миллионов шекелей, население продолжит предъявлять армии справедливые претензии. Тысячи и тысячи жилых домов во всех 46-ти населенных пунктах, окружающих сектор Газы, были построены в свое время без убежищ. Где взять средства, если одно только укрепление крыш домов в мошаве Натив а-Асара обойдется государству в круглую сумму - 180 миллионов шекелей?! Если государство считает необходимым провести все эти работы - пусть их финансирует, подчеркнул командующий тыловыми войсками.
    Впрочем, в ходе бурного обсуждения (заседания комиссий созываются в период парламентских каникул лишь в экстренных случаях) стало ясно, что даже упомянутые Гиршоном 210 миллионов шекелей до сих пор не выделены. Харэль Белинда, заместитель начальника бюджетного Управления министерства финансов, проинформировал: до сих пор по согласованию с министерством обороны его ведомство выделило на защиту 46-ти населенных пунктов всего 115 миллионов шекелей. Всю ответственность за непосредственное проведение работ несет не минфин, а министерство обороны. И оно должно решать, какие города и поселки следует укрепить немедленно, а с защитой каких можно и повременить.
    - «Наши ресурсы ограничены, - подчеркнул Белинда. - Если государство решит увеличить бюджетные ассигнования, мы подчинимся этому решению».
    Председатель комиссии Мели Полищук-Блох («Шинуй») с нескрываемым возмущением восприняла это заявление.
    Пора уже министрам осознать: они несут личную ответственность за просчеты, допущенные руководимыми ими ведомствами, - заявила она. - В голове не укладывается, что из 36-ти детских садов обстреливаемых  населенных пунктов до сих пор было защищено лишь два, а в одиннадцати только приступили к работам.
    Присутствовавший на заседании госконтролер Миха Линденштраус призвал временного главу правительства Ольмерта и министерство обороны незамедлительно выполнить все рекомендации, содержащиеся в отчете по вопросу защиты от ракетных обстрелов приграничных населенных пунктов.
    В отчете содержится однозначное предупреждение о той опасности, которой ежедневно подвергаются жители 46-ти населенных пунктов, окружающих сектор Газы, - подчеркнул Миха Линденштраус. - Любая проволочка грозит жизни граждан и причинением ущерба их имуществу. Государство обязано обеспечить людям защиту, причем крайне желательно делать такие вещи заранее, а не задним числом.
    Негодовали и депутаты. Так, Звулун Орлев (МАФДАЛ) предостерег:
    Речь идет не о деньгах, а о жизни людей. В любом нормальном государстве министр обороны подал бы в отставку еще в день оглашения отчетета государственного контролера. Недопустимо бросать граждан на произвол судьбы.
    Солидаризовался с Орлевом и депутат Ран Коэн (МЕРЕЦ):
    - Если министр обороны в состоянии принять меры, пусть он это сделает, но если нет - пусть ответит за бездействие вверенного ему ведомства. Мофаз сидит в правительстве не для того, чтобы есть бурекасы. Если его министерству до сих пор не были перечислены средства, он должен был криком кричать об этом со всех трибун. Недопустимо, чтобы бюрократия ставила себя превыше оборонных нужд страны.
    Министру обороны следовало заранее предупредить, что выделенных средств не хватит на защиту приграничных населенных пунктов, - продолжил мысль Коэна депутат Гилад Ардан («Ликуд»). - И если сейчас прольется кровь, вся ответственность за это ляжет на Мофаза.
    Сам министр, впрочем, на заседании не присутствовал. Руководимое Мофазом ведомство представлял генеральный директор минобороны Яаков Торан. Своим выступлением он лишь подлил масла в огонь.
    Отнюдь не только примыкающие к сектору Газы населенные пункты являются прифронтовыми, - сказал он. - На днях был совершен теракт в Петах-Тикве, усиливается напряженность и на северной границе. Нам приходится воевать на нескольких фронтах - значит, и ресурсы следует распределять оптимально.
    Торан прочел депутатам краткую лекцию по вопросу комплексной защиты: решающую роль играет и разведка, и инициируемые нами атаки, и собственно оборона. Главный фактор - точечные ликвидации и устрашение врага. Укрепление крыш зданий - всего лишь дополнительная мера. Именно данной концепцией и руководствовалось оборонное ведомство, разрабатывая план защиты 46-ти населенных пунктов: часть из них обнесена бетонными заборами, усилено освещение...
    Выслушав приведенные выше разъяснения, члены парламентской комиссии в один голос потребовали, чтобы министр обороны Шауль Мофаз немедленно подал в отставку.
    Мофаз, однако, в отставку не собирается. С точки зрения кадрового офицера, лучшая защита - нападение. На другое утро, явившись на заседание парламентской комиссии по иностранным делам и обороне, Мофаз потребовал от ее председателя доктора Юваля Штайница извинений. В свое время Штайниц  поднял шумиху в связи с отстутствием договора по вопросу перехода Рафиах и назвал министра обороны лжецом. Договора, подтвердил Мофаз, как не было, так и нет – достигнуты лишь некие устные «договоренности». А за «лжеца» пусть извинится не только Штайниц, но и другие члены парламентской комиссии!

    «Кто вы, Эхуд Ольмерт?»

    На этой неделе первый залп в предвыборном «кампейне» дала осиротевшая после дезертирства Переса-Ицик-Рамона партия «Авода». В понедельник депутаты и экс-министры созвали пресс-конференцию, в ходе которой изложили свой план борьбы против сращивания капитала с властными структурами. Председатель Амир Перец назвал коррупцию главной опасностью, грозящей израильскому обществу.
    «Ольмерт, чего ты боишься - почему не увольняешь Ханегби?» - вопрошали депутаты.
    (В скобках напомним: несколько дней назад юридический советник правительства Мени Мазуз вынес решение предъявить бывшему министру экологии и внутренней безопасности обвинение по делу о политических назначениях. Правда, предварительное слушание состоится ПОСЛЕ выборов, так что угроза отдачи под суд не мешает Цахи баллотироваться).
    Праймериз в «Кадиме» не проводились - список кандидатов был составлен одним человеком, к тому же назначившим Ханегби главой предвыборного штаба, - сказал председатель «Аводы» Амир Перец.
    В последние годы Израиль занимает в международном сообществе ведущее место по уровню коррупции, подчеркнули депутаты и роздали журналистам снимки, запечатлевшие Эхуда Ольмерта с министром Авраамом Гиршзоном на торжестве в компании Реувена Габриэли, которого, как назло, именно на этой неделе арестовали по подозрению в отмывке капиталов, содержании нелегального интернет-казино и  неуплате подоходного налога с миллионных прибылей, извлеченных за счет организации азартных игр. Если кто не знает, Реувен - дядюшка Инбаль Габриэли, депутата кнессета от «Ликуда». На основании аналогичных  подозрений был задержан и отец Инбаль, Шони, и ее брат. На прошлой неделе, когда полицейские попытались произвести в доме Шони Габриэли обыск, Инбаль, подобно Жанне д’Арк, взлетела на баррикаду, заявив: я -  парламентарий, мое жилище - неприкосновенно.
    Пришлось пинкертонам отложить обыск до лучших времен, каковые не за горами: после 28 марта Инбаль уже не будет служить народу, так как в предвыборный список «Ликуда» во главе с Нетаниягу она не вошла. Зато в 40-мандатном «Ликуде» Шарона проработала в кнессете  неполную (по случаю досрочных выборов) каденцию.
    Борцы с коррупцией из числа депутатов-аводинцев утверждают, будто «Ольмерт и Гиршзон состоят с семейством Габриэли в очень близких отношениях». Участникам пресс-конференции был роздан 5-страничный документ под заголовком: «Кто вы, Эхуд Ольмерт?» Незлым, тихим словом помянуто в нем дело о греческом острове (в его материалах Ольмерт фигурировал еще в качестве мэра Иерусалима) и другие более чем пикантные истории...
    Братья Габриэли арестованы по подозрению в отмывке капиталов и сокрытии доходов от налогообложения, - сказала журналист Шели Яхимович, баллотирующаяся в кнессет на добытом в честной борьбе девятом месте. - Оба брата связаны с Ольмертом гордиевым узлом. 
    Яхимович подчеркнула:
    - Я убеждена: прекращение следствия по уголовным делам не реабилитирует политиков в глазах общественности. Правительство, большинство членов которого подозревается в коррупции, не заинтересовано в сильной полиции и в независимых судебных органах. Пострадаем от этого мы все.
    Генерал полиции Арье Амит, бывший командующий иерусалимским полицейским округом, а ныне активист «Аводы», заметил: смычка капитала с властными структурами и уровень преступности в стране - две стороны одной медали. Когда на политическом Олимпе торжествует подкуп - и на улицах творится беспредел: уровень преступности в стране возрастает.
    Депутат Офер Пинес высказался о «партии одного человека» следующим образом:
    - Речь идет о новом явлении в израильской политике. Общественность должна задаться вопросом: такой ли новизны мы хотели? Вместо того, чтобы встать на защиту закона и поддержать тех, кто борется за справедливость, временный глава правительства обеспечивает поддержку подозреваемым в коррупции типа Шони Габриэли и Цахи Ханегби. Сокрушительный провал «Кадимы» в борьбе с коррупцией и за чистоту власти очевиден.

    Без паники!

    Буквально на другой день председатель «Ликуда» Биньямин Нетаниягу превел альтернативную пресс-конференцию, на которой детально изложил экономическую программу возглавляемой им партии. Биби убежден, что посредством дальнейшего снижения налога на дополнительную стоимость можно стимулировать создание новых рабочих мест и в течение ближайших трех лет излечить главную болезнь Израиля - бедность.
    На крупных перекрестках тем временем были вывешены гигантские плакаты с надписью: «Нетаниягу: силен против ХАМАСа». Опросы, опубликованные в  конце минувшей недели, показали: после жесточайшего избиения подростков в Амоне общественность дрогнула. «Шоковая терапия» вывела людей из «комы фатализма», в которую часть народа впала после перенесенного Шароном апоплексического удара. Если жить в насквозь коррумпированном государстве часть израильтян готова, то в полицейском - категорически нет: ведь завтра под копытами бравых конников запросто могут оказаться «харедим», сефарды или новые репатрианты.
    Даже пиарщики Ольмерта почувствовали, что в погоне за голосами избирателей МЕРЕЦа он явно пережал с карательными мерами: в результате число мандатов, которые избиратели прочат «Ликуду», НДИ и блоку «Национальное единство», уверенно подросло, в то время как «Кадима» покатилась по наклонной.
    Сделала свое дело и более чем 150-тысячная демонстрация национального лагеря на Сионской площади в Иерусалиме: от правды не уйдешь, сколько бы ни старались лучшие в стране пиарщики. Если буквально пару недель назад идеологи разномастной сборной в лице министра-шутника Рони Бар-Она и оптимиста Меира Шитрита клялись и божились, что предвыборные лозунги и рекламные ролики «Кадимы» будут чисты от элементов «черного пиара», то уже на этой неделе партия власти распространила энергичный призыв: «Биби, без паники!»
    «Значит, в панике - Ольмерт», - сходу заключили сообразительные комментаторы, но развивать скользкую тему не стали. Народ у нас догадливый и сам понимает: лишившись Шарона, «Кадима» оказалась без хребта. Проколы и ошибки, которые часть израильтян в приливе всеобщей симпатии могла простить убеленному сединами боевому генералу, не будут прощены профессиональному функционеру, занявшему 3 года назад на демократических выборах в «Ликуде» 32-е место.
    Пришлось Ольмерту в авральном порядке дать первое за месяц пребывания в должности временного премьера телеинтервью. Нисиму Мишалю, а кому ж еще? На старте эксклюзивной беседы Мишаль с нехарактерной для него подобострастной улыбкой заметил: несмотря на ваши напряженные отношения с прессой (Ольмерт - один из рекордсменов по числу исков, поданных в суд на редакции различных изданий по обвинению в клевете и попытке очернить его доброе имя - Е.К.), на сей раз я буду вас хвалить. (Еще бы: ведь в случае подачи иска журналист автоматически выбывает из игры на полгода-год и больше - в зависимости от продолжительности судебного разбирательства, а таковые в Израиле затягиваются надолго).
    Мишаль миролюбимо заметил: в последний месяц временное правительство проводит политику «бункера»: вместо того, чтобы инициировать те или иные меры, кабинет всего лишь реагирует на происходящее, после чего пошел в слабосильную атаку, помянув причастность Ольмерта к коррупции.
    На все эти вопросы Ольмерт отвечал стандартно: «Мы заняты управлением государством». Но когда дело дошло до высказываний Шели Яхимович на пресс-конференции «Аводы», временный премьер опроверг все обвинения в свой адрес, прозрачно намекнув, что и с Шели он рано или поздно встретится в суде.
    Озвучив центральный лозунг кампании «Кадимы» - размежевание с палестинцами и установление постоянных границ государства, Ольмерт неожиданно для Мишаля обрисовал эту границу: Иерусалим останется единым и неделимым, Маале-Адумим, Гуш-Эцион, город Ариэль и Иорданскую долину включат в «крупные узлы» поселений, зато с остальных территорий нам придется отступить. И если палестинцы не выполнят первый пункт «дорожной карты», не откажутся от террора и подстрекательства, придется Израилю свернуться в одностороннем порядке.
    «Ликуд» временный глава правительства назвал «партией правых экстремистов», что вызвало гомерический хохот в салонах многих израильтян: если декларированная Нетаниягу готовность вести с палестинцами переговоры - признак радикализма, значит, и «Аводу» можно смело назвать «правоэкстремистской» партией!
    Наследник Шарона дежурной фразой объяснился поселенцам в любви, с одной стороны, а, с другой, предупредил: государство и впредь не станет мириться с нарушителями закона.
    Мишаль озвучил циркулирующие в журналистской «бранже» слухи, согласно которым семейство Шарона приложило руку к составлению предвыборного списка «Кадимы», из-за чего ближайший друг Ольмерта - Дан Меридор в команду не попал: Омри наложил на него вето. Временный премьер технично увильнул от ответа на данный вопрос, впрочем, как на многие другие: «Мы сейчас руководим государством...»
    Буквально на другое утро выяснилось, что «мы» и «я» - разные вещи. Так, бывший глава ШАБАКа Ави Дихтер (пятый номер в списке «Кадимы») категорически против любых односторонних уступок палестинцам. В унисон с ним высказался на этой неделе и нынешний глава ШАБАКа Юваль Дискин, который пошел еще дальше, назвав депортацию - «выкорчевыванием», а распространенные в СМИ термины типа «размежевания» и «эвакуации» - «словесной прачечной».
    Противится односторонним уступкам и Цахи Ханегби.
    С искренним недоумением отреагировала на предвыборные откровения Ольмерта и дружественная его режиму ивритская пресса. Даже такие киты отечественной журналистики, как Лондон и Киршенбаум, задались вопросом: по каким причинам Ольмерт решил объявить в интервью Мишалю, что «крупные узлы поселений» останутся под израильским суверенитетом? Разве для принятия столь судьбоносных решений не следует, как минимум, созвать заседание правительства или посоветоваться с кнессетом?!
      «Является ли телевизионное интервью подходящей трибуной для далеко идущих заявлений по стратегически важным вопросам государственной политики?» - усомнились патриархи израильской прессы.
    Впрочем, такое же недоумение вызывают и считанные решения, принятые за истекший месяц однопартийным кабинетом Ольмерта: санкция на участие жителей Восточного Иерусалима в выборах в Законодательный совет ПА и перевод ПА после победы на выборах ХАМАСа двухсот пятидесяти миллионов шекелей.

    "Новости недели", 9.02.2006


  • Другие статьи о выборах 2006

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria