Евгения Кравчик

Партийная жизнь. Часть 4. Сиамские близнецы

Предыдущие части:
  • Часть1. С низкого старта ,
  • Часть 2. С Шароном и без него ,
  • Часть 3. Демократы и временщики

    На будущей неделе начинается заключительный этап предвыборного марафона: 60-дневный гранд-«кампейн», сопровождающийся стрекотом рекламных роликов
    Закон запрещает в течение всех этих 60 дней интервьюировать политиков, борющихся за место под солнцем. Правда, в условиях ближневосточной демократии пресса не вправе заткнуть рот главе правительства или кому-то из министров, если им срочно потребуется донести до народных масс принципиально важные сведения. Следовательно, в ближайшие два месяца вне роликов (и в стороне от требований закона) вести полнометражный диалог с избирателем будет одна-единственная партия - правящая «Кадима».

    Слуга на час

    Центральными событиями недели стала 6-я Герцлийская конференция, с одной стороны, и заседания тель-авивского мирового суда по делу Омри Шарона, с другой.
    Журналист Шели Яхимович, завоевавшая 9-е место в списке кандидатов от «Аводы», назвала Герцлийскую конференцию «тропой, по которой можно обойти кнессет». Подразумевался тот факт, что в последние годы руководство страны предпочитает декларировать свои политические цели и концепции с трибуны форума местных олигархов, а не в зале пленарных заседаний парламента.
    И хотя высказывание прямолинейной Шели дало кое-кому из богатеев повод  обругать бесстрашную защитницу неимущих, по большому счету Яхимович права: если крупные партии кардинально меняют после выборов свой политический курс, похищая голоса избирателей, но народ при этом молчит, - значит, он достоин именно таких правителей - бесчестно-манипулятивных. Под стать им и методы агитации. В результате сращивания властных структур с капиталом в последние годы резко упал авторитет парламента, пострадало и  реноме депутатов.
    Слуги народа - отдельная песня. После чисто технического (до 28 марта) увольнения из кнессета могучей тройки - Переса, Далии Ицик и Рамона - их места заняли очередники из списка «Аводы» трехлетней давности, оставшиеся в свое время  за бортом.
    Аналогичное «чудо» произошло и в «Ликуде»: вслед за неотразимой Пниной Розенблюм депутатом неожиданно для себя стал Давид Мена, экс-парламентарий, несколько лет занимавшийся частной адвокатской практикой, а затем обретший счастье и покой на хлебной госслужбе.
    По случаю внеочередных каникул жизнь кнессета замерла: пленарные заседания не проводятся вовсе; подавать законопроекты некуда; да и  парламентские комиссии собираются от случая к случаю. Тогда в чем же смысл мимолетного, как средиземноморская зима, депутатства?!
    Время - деньги! За ними, вожделенными, и хлынули счастливчики-временщики в знакомое до зубной боли здание.
    Отказался от бремени «слуги на час» только Эфи Ошая, депутат от «Аводы».
    То есть как?! - ахнули потрясенные журналисты. - Кто же добровольно отрекается и от пожизненно-бесплатного телефона, и от прочих весьма существенных льгот?!
    Не удивляйтесь, я не ошиблась: даже если тебе выпало прослужить народу всего один день, государство обеспечит тебя до конца жизни бесплатной телефонной линией. Правда, при условии, что по ней ты наговоришь на сумму,  не превышающую 2400 шекелей в год. Полагается экс-депутату навеки и бесплатная подписка на одну из ежедневных газет - чтобы был в курсе событий, читал, развивался и не отставал от напряженной политической жизни. Гарантирован «слугам на час» бесплатный проезд в общественном транспорте, хотя для большинства из них данная льгота нерелевантна: уж на скромные «колеса» заработать они в состоянии!
    Впрочем, отказавшись стать «слугой на час» (а точнее - на три нерабочих месяца), Эфи Ошая понес невосполнимые материальные потери: он не получит трехмесячную зарплату общей суммой 96.000 шекелей, ему не будет выдано выходное пособие размером 17.000 шекелей. Итого: чистые потери составляют 113 тысяч! К тому же ему придется самостоятельно, из своего кармана оплачивать мобильник, в то время как депутату полагается по данной статье доплата в размере 2000 шекелей в месяц. Лишился Ошая еще 17-ти тысяч в месяц на оплату офиса (а где ж слуге принимать страждущих, где выслушивать горестные исповеди о народных нуждах?!).
    Впрочем, бестактно заглядывать в чужой карман, особенно в свете того, что остальные пятеро новоявленных депутатов таки решились в течение целых трех месяцев верой и правдой служить этому... ну, как его?.. народу!

    Договор, которого не было

    22 декабря «Новости недели» сообщили: доктор Юваль Штайниц («Ликуд»), председатель парламентской комиссии по иностранным делам и обороне, провел в кнессете экстренную пресс-конференцию. Так называемый «Договор о переходе Рафиах», якобы подписанный израильтянами и палестинцами при посредничестве госсекретаря США Кондолизы Райс, - фикция, рассказал Штайниц, после чего изложил историю вопроса.
    В середине ноября, когда все газеты вышли в свет с ликующими заголовками про «свободу Газы», министр обороны Шауль Мофаз выступил на заседании возглавляемой Штайницом комиссии. О договоре Мофаз говорил, как о свершившемся факте, даже цитировал выдержки из его текста. На поверку, однако, данная бумага оказалась... черновиком! Потому что никакой договор подписан не был.
    Разразился скандал, получивший продолжение в минувший вторник - и тоже на заседании комиссии по иностранным делам и обороне. Обсуждался там, правда, другой вопрос: о демонтаже на будущей неделе так называемого «незаконного поселения» Амона и изгнании до 15 февраля евреев из принадлежащих евреям же строений на оптовом рынке Хеврона.
    Начальник Генштаба Дан Халуц представил членам комиссии знакомый по августовской депортации сценарий: в ликвидации Амоны (весь форпост состоит из девяти - ! - семей) будет участвовать полторы тысячи полицейских, включая бойцов Спецназа (ЯСАМ), плюс мощное армейское подкрепление (второе и третье кольцо оцепления).
    В ответ на это многодетные семьи из Амоны распространили следующее заявление: «Разрушение наших домов - драконовская мера, осуществляемая правительством в спешке, причем из соображений сугубо предвыборного свойства, в то время как кризис можно решить компромиссом, достигнутым в суде». А жители еврейского ишува Хеврона подчеркнули: «Жаль, что самый политизированный за всю историю Израиля начальник Генштаба направляет воинские подразделения на борьбу с евреями вместо того, чтобы бороться с террором».
    Но вернемся в комиссию. В какой-то момент Юваль Штайниц  помянул незлым тихим словом «Договор Рафиах». Поднялся шум. Страсти накалились до такой степени, что кто-то из парламентариев в сердцах обозвал Мофаза «обманщиком».
    По окончании заседания в интервью «НН» Юваль Штайниц подчеркнул: «Министр обороны представил комиссии недостоверную информацию, выдав текст черновика за подписанный обеими сторонами договор. В любом цивилизованном правовом государстве должностное лицо, позволившее себе нечто подобное, было бы отдано под суд за попытку ввести в заблуждение парламентскую комиссию и общественность».
    Возмутились отсутствием договора профессор Арье Эльдад (блок «Национальное единство») и Биньямин Бен-Элиэзер («Авода»). Последний потребовал пригласить Мофаза на заседание комиссии и спросить: «Почему ты нас обманул?»
    Ответа на этот вопрос, судя по всему, у Мофаза нет... - предположил Бен-Элиэзер.
    Канцелярия оборонного ведомства отмолчалась, а лидер «Ликуда» Биньямин Нетаниягу напомнил: «Нужно говорить правду и парламентской комиссии, и общественности. Я предупреждал, что «договор Рафиах» (если таковой вообще существует) - уродлив»...

    Имя Омри войдет в историю

    В тель-авивском мировом суде начались слушания аргументов гособвинения и защиты по вопросу определения меры наказания экс-депутату кнессета Омри Шарону. В рамках компромиссного соглашения Омри признал себя виновным в подделке регистрационных документов фирмы, нарушении требований Закона о финансировании партий и даче лживых показаний государственному контролеру.
    Обвинение требует от суда не ограничиться так называемыми «общественно-полезными работами», а лишить подсудимого свободы да еще и принудить к уплате баснословного штрафа. Прокуратура просит также признать совершенные Омри преступления «позорными» на том основании, что он не сказал правды государственному контролеру.
    На прошлой неделе другая судебная инстанция назначила Омри и его брата Гилада опекунами Ариэля Шарона, по-прежнему остающегося в коме . Однако прокуратуру деликатная ситуация, в которой оказался подсудимый, нисколько не разжалобила: гособвинение стоит на своем и требует от председателя мирового суда Эдны Бекенштейн отправить Омри на решетку.
    Сам процесс начался с предусмотренных процедурой свидетельств-характеристик: ближайшие друзья Омри (вне всякой связи с уголовным делом) поведали суду о его невероятной, поистине ангельской скромности, добром сердце и благородной натуре, а СМИ подробнейше эти свидетельства процитировали.
    В результате судебный процесс ненадолго вылился в «Повесть о настоящем человеке». В частности, выяснилось, что в ближайших друзьях Омри ходит известнейший журналист, публицист и телеведущий Ари Шавит («Ха-Арец»). «Омри был тотально предан своему отцу» - подчеркнул Шавит в зале судебных заседаний.
    «Предполагает ли тотальная преданность готовность пойти на нарушение закона?» - поинтересовался прокурор в ходе перекрестного допроса, на что Шавит, страстный ревнитель «власти закона», не моргнув, ответил: «Преданность в какой-то мере может привести и к самопожертвованию».
    По словам Шавита, в 1998-99 годах Омри видел в отце человека униженного. Сын был убежден, что только отец может спасти государство. Вот он и стал бороться за избрание папы председателем «Ликуда», а затем - и главой правительства, взвалив на себя всю «черную работу».
    Шавит познакомился с Омри в 2001 году, а к 2003 году они стали закадычными друзьями. Столь близкую и нестандартную (с точки зрения профессиональной этики) дружбу с политиком Шавит в шутку назвал «аварией на производстве». Вряд ли нуждается в упоминании и тот факт, что Шавит, считающийся совестью отечественной журналистики, страстно убеждает зрителей-читателей-слушателей в необходимости прекратить «оккупацию».
    Свидетельствовал в пользу Омри и другой его друг, Дрор Мор. Он, среди прочего, поведал: «Омри постоянно внушал отцу, что нужно стать более умеренным. Он сыграл крайне важную роль в том перевороте, который произошел в мировоззрении отца».
    Офер Цимхи, армейский сослуживец Омри, назвал своего друга «солью земли», а собственную дружбу с Шароном-сыном - «огромной честью».
    Выступил в суде и сотрудник факультета общественных наук Еврейского университета доктор Менахем Хофнунг - специалист по вопросу предвыборного финансирования партий. По мнению г-на Хофнунга, действующий ныне Закон о финансировании партий нереален и не отвечает требованиям действительности.
    «В период предвыборной кампании 1999 года еще один депутат кнессета превысил установленную законом сумму расходов и нарушил закон, однако он под суд отдан не был», - заметил доктор Хофнунг в ходе дачи свидетельских показаний. Прокурор Эрез Нуриэли спросил, располагает ли свидетель конкретными уликами. Д-р Хофнунг ответил, что у него есть информация, но представляет ли она собой улику, он не уверен. Свидетель изъявил готовность назвать фамилию депутата, превысившего, подобно Ариэлю Шарону,  разрешенный законом бюджет, однако судья Эдна Бекенштейн прервала его на полуслове на том основании, что это к данному делу отношения не имеет. (Для справки: в 1999 году на пост председателя «Ликуда» баллотировалось трое претендентов: Ариэль Шарон, Эхуд Ольмерт и Меир Шитрит)...
    В начале декабря прошлого года Омри Шарон просил суд отложить слушание аргументов по вопросу определения меры наказания на более поздний срок, чтобы не позволить партиям, конкурирующим с «Кадимой», использовать в ходе предвыборного «кампейна» материалы судебного процесса, так как это причинит ущерб защите. Суд отклонил его просьбу, из-за чего в начале января Омри пришлось подать в отставку из кнессета.
    Несмотря на столь драматический поворот и независимо от того, какой приговор будет вынесен, Омри уже можно считать победителем. Он возведен в ранг дважды народного героя Израиля: во-первых, человек он скромнейший, чистый и честнейший (6 миллионов шекелей, «прокрученных» через фиктивную фирму, не в счет). Во-вторых, именно под влиянием сына любящий отец пересмотрел свои политические взгляды и положил конец оккупации сектора Газы. В связи с этим журналисты и прочие либералы выразили надежду, что имя Омри войдет в историю Израиля.
    А кто ж спорит?!

    Алло, центристы, вас ищут три партии!

    На этой неделе лидеры трех крупнейших партий - Ольмерт, Нетаниягу и Перец - озвучили три политические платформы.
    Амир Перец, обратившийся к участникам партконференции «Аводы» с трибуны иерусалимского Дворца нации, подчеркнул: достижение мира возможно только посредством переговоров и подписания с палестинцами контракта. Чем скорее - тем лучше! В рамках конструктивного диалога Израиль естественным образом отступает к границам 4 июня 1967 года, а Иерусалим остается единой и неделимой  столицей, впрочем, с существенной поправкой: от исконно арабской части города надобно отказаться. А к чему нам ответственность за не свое население, когда со своим проблем полон рот: согласно последнему отчету Института национального страхования, чуть не четверть сограждан находится за чертой бедности. Вот «Авода» и мобилизует все свои силы, знания и энтузиазм, чтобы нищенство побороть. И вообще, главная задача партии – неравный бой за социальную справедливость.
    Биби озвучил концепцию «Ликуда» с трибуны Герцлийской конференции. Изложенный им план шокировал не только ветеранов ЛЕХИ и ЭЦЕЛа, но и молодую поросль «Ликуда», да и большинство сторонников национального лагеря тоже. Во имя достижения мира с палестинцами «Ликуд» готов на существенные территориальные уступки, однако категорически не приемлет возвращения в границы 1967 года, как не пойдет и на односторонние отступления, заявил Нетаниягу. Если удастся подписать с соседями контракт, палестинцы должны исчерпывающе выполнить все его требования. Израиль  установит такую государственную границу, которая поддается обороне. Иорданская долина должна остаться за нами, а Иерусалим, ясное дело, - един и неделим (вопрос о Голанах Биби снова обошел молчанием).
    Ольмерт с выражением зачитал на Герцлийской конференции речь, посвященную планам «Кадимы». А точнее - их отсутствию. Потому что «дорожная карта», условий которой «Кадима» собирается придерживаться, - такой же миф, как снег в Тель-Авиве. Правда, если палестинцы не выполнят первое и главное условие «концепции президента Буша» и не разоружат террористические группировки, придется Израилю вместо подписания договора (он, конечно же, предпочтительнее) снова пойти на односторонние отступления. При этом крупные узлы поселений останутся внутри забора, а Иерусалим будет един и неделим.
    Ольмерт, как достойный наследник, намерен идти путем Шарона, почти никуда не сворачивая. Даже фамилию Биби, своего заклятого врага, временный премьер озвучил чисто по-шароновски: мол, прорыв в экономике - заслуга нашего правительства, в котором пост министра финансов занимал Нетаниягу. Мы будем и впредь развивать рыночную, капиталистическую экономику, подчеркнул временный премьер.
    Говорил Ольмерт много, но при этом ухитрился не сказать ровным счетом ничего! Это естественно: чтобы женщина влюбилась, ее надобно заинтриговать. И наоборот: чтобы рыцарь полюбил прекрасную даму, она должна окружить себя орелом загадочности. Универсализм - закон успеха. Если партия ни за, ни против - каждый уважающий себя обыватель за нее проголосует!
    При внимательном рассмотрении выяснилось, что в программной речи временного премьера отсутствовал весьма существенный элемент - извечная решимость Шарона бороться с террором. Экс-лидер «Ликуда» и основатель «Кадимы», Арик обычно озвучивал в эту решимость в полный голос и первым «эшелоном». В речи Ольмерта превалировала братская  забота о палестинцах, многократные обращения к «раису» Махмуду Аббасу и твердое обещание всячески способствовать созданию суверенного палестинского государства, однако не прозвучало ни слова по поводу того, сядет ли правительство «Кадимы» за стол переговоров с ХАМАСом.
    Единственная однозначная фраза, озвученная с максимумом энергии и настойчивости, сводилась к тому, что Ольмерт и никто другой отдал на днях армии и полиции приказ о сносе «несанкционированных поселений», причем ликвидировать их будут и впредь - последовательно и бескомпромиссно. Ни слова не было сказано ни о трагедии выселенцев, ни о намерении правительства заранее позаботиться о постоянном месте жительства десятков тысяч обитателей Иудеи и Самарии, которых «Кадима» наверняка депортирует в ходе новых односторонних отступлений.
    Как только отзвучали последние слова новоявленного лидера, пресс-служба партии «Авода» распространила заявление, в котором сказано: «Ольмерт продолжает жить на необитаемом греческом острове - он слово в слово повторил вчерашнюю речь Амира Переца!» А председатель фракции «Национальное единство» Цви Хэндель сказал прямо: «В Герцлии Ольмерт основал государство ХАМАСа».
    При скрупулезном сравнении трех программ стало ясно: по большому счету, платформы «Ликуда» и «Аводы» - близнецы, но - разнояйцевые. Перец требует демонтировать «незаконные поселения» сию минуту - Нетаниягу готов снести их «по мере надобности». Перец гарантирует государству Фаластын территориальную целостность - Биби готов уже в обозримом будущем предоставить соседям «больше свободы передвижения». Перец хоть сегодня ликвидировал бы чертовы КПП - символ «израильской оккупации», но и Биби готов изрядно снизить их количество.
    Генеральный секретарь движения «Шалом ахшав» Ярив Опенгеймер выразил удовлетворение концепцией Нетаниягу: «Действительность сильнее любых лозунгов и политиков, - сказал он. - Всем - от Бейлина до Нетаниягу - абсолютно ясно, что без раздела Израиля и создания Палестинского государства никуда нам не продвинуться».
    Правда, если Перец несколько поправел (чего стоит его заявление, что разделенный де-факто Иерусалим должен оставаться единой и неделимой столицей нашего государства!), то Биби, в свою очередь, изрядно полевел. Оба из последних сил пытаются завоевать симпатии безразмерного «центра» и отнять голоса у «Кадимы», которая, кроме туманного и противоречивого наследия Шарона да всенародной мольбы за здоровье выдающегося политика и военачальника, больше ничего конкретного народу не предлагает. Ну разве что еще одну - массовую и беспрецедентно жестокую - депортацию!
    Одна беда: где взять столько избирателей-центристов, чтобы их голосов хватило сразу на три крупные партии, каждая из которых мечтает положить конец «оккупации»?!

    "Новости недели", 26.01.2006


  • Другие статьи о выборах 2006

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria