Евгения Кравчик

Федерман оправдан в 41-й раз, но... остается за решеткой

Прокуратура аннулировала обвинение, предъявленное Ноаму Федерману по делу «еврейского подполья Бат-Айн»: показания единственного свидетеля, на которых, собственно, и зижделось громкое «дело», признаны не внушающими доверия. Несмотря на это, Федерман остается в тюрьме
11 мая иерусалимский окружной судья Моше Дрори оправдал бывшего активиста «Ках» Ноама Федермана по инкриминировавшемуся ему делу «еврейского подполья Бат-Айн».
Рассказывает иерусалимский адвокат Нафтали Верцбергер, до недавнего времени представлявший в суде интересы Ноама Федермана:
Эта история началась около двух лет назад. После того, как в непосредственной близости к одной из школ Восточного Иерусалима был обнаружен мощный заряд взрывчатки, сотрудники ШАБАКа задержали двух молодых поселенцев. Относительно них были выдвинуты подозрения, что они готовились к акции отмщения. Началось следствие. Один из арестованных на допросах «сломался». И рассказал, что якобы передал Ноаму Федерману взрывчатку. Федермана тут же арестовали. А вскоре прокуратура предъявила ему обвинение в причастности к «еврейскому подполью». Инкриминировалось Ноаму несколько статей, в том числе незаконное хранение взрывчатки и участие в деятельности «террористической организации» (еврейской, естественно). Если бы Федермана признали виновным, ему бы грозило тюремное заключение сроком не менее пятнадцати лет.
В день предъявления Федерману обвинения прокуратура потребовала продлить срок его ареста до окончания судебного разбирательства, - продолжает адвокат Верцбергер. - Мы подали апелляцию в Верховный суд. И судья Яаков Тиркель постановил: несмотря на то, что прокуратура располагает показаниями против Ноама, достаточных улик у нее нет. Уже тогда (а было это почти два года назад) верховный судья Тиркель признал показания свидетеля неубедительными – слишком много вопросов они вызывали, слишком ненатурально звучали, из-за чего создавалось впечатление, что Ноама решили подвести под статью. В конце концов судья удовлетворил нашу апелляцию и вынес решение Федермана освободить. Прокуратуре, тем не менее, удалось добиться, чтобы Ноам оставался под домашним арестом.
Пришлось нам снова обратиться в Верховный суд. И где-то через месяц судья Эдмонд Леви принял решение, согласно которому дома Федерману надлежало оставаться только по ночам, а днем он был вправе выходить на улицу.
Прокуратура бурно отреагировала на свое поражение в суде. Вначале был издан ордер, ограничивающий свободу передвижения Ноама. А затем грянул гром: в преддверии праздника Рош ха-Шана Федерман был взят под административный арест. Основание - «сугубо секретные, не подлежащие разглашению материалы, касающиеся госбезопасности».
Тем временем в суде продолжалось слушание дела «подполья Бат-Айн». И чем глубже суд вникал в обстоятельства, тем больше убеждался, что показания главного свидетеля никакого доверия не вызывают, а, кроме них, никакими прямыми уликами обвинение не располагает. Йоси Бен-Барух и Цуриэль Ами-Ор были были на ранней стадии процесса полностью оправданы и из-под ареста освобождены. А еще через несколько месяцев, 11 мая с.г., прокуратура объявила, что аннулирует предъявленное Федерману обвинение. Таким образом, Ноам полностью оправдан, как это было в сорока предыдущих случаях, когда ему «шили» уголовные дела.
Как вы расцениваете тот факт, что жена Ноама и семеро его детей почти восемь месяцев были вынуждены оставаться без отца, ездить к Ноаму в тюрьму на свидания?
Самое ужасное: Элишева с детьми и по сей день остается без Ноама, - говорит адвокат Верцбергер. - Оправдать его оправдали, но из-под административного ареста не освободили! Будь на месте Федермана любой другой обвиняемый, его бы освободили прямо в зале заседаний суда, под аплодисменты присутствующих. Но беда в том, что оправдание Ноама не имеет никакого отношения к административному аресту: до тех пор, пока министр обороны будет продлевать ордер, Федерман будет томиться за решеткой.
Юридическая ситуация такова: в случае административного ареста задержанный лишен элементарной возможности защищаться:  сотрудники ШАБАКа преподносят суду все имеющиеся у них улики как «секретные», адвокатам материалы следствия не передаются, из-за чего возникает тупиковая ситуация.
Мы, конечно, надеемся, что после оправдания Ноама суд более взыскательно проанализирует «секретные» материалы и сделает справедливые выводы, - говорит Нафтали Верцбергер. – По моему глубочайшему убеждению, административным арестам не место в современном правовом демократическом государстве. Это – пережиток прошлого: ведь задержанному даже не сообщают, в чем его подозревают.
Не так давно адвокат Верцбергер прекратил представлять в суде интересы Федермана:
Если ты не вправе ознакомиться с материалами следствия, абсолютно бессмысленно пытаться вести защиту гражданина, находящегося под административным арестом, - подчеркивает он. – Игра заведомо проиграна.
Считаете ли вы, что в кнессете пора провести закон, аннулирующий административные аресты?
В свое время эта мера пресечения, «изобретенная» еще в эпоху британского мандата и утвержденная кнессетом при правительстве Менахема Бегина, была абсолютно оправданной: административные аресты позволяли эффективно нейтрализовать террористические группировки. Однако в последние годы в большинстве случаев в застенках оказывается не арабские террористы, а неугодные властям еврейские граждане. Я убежден, что административные аресты следует отменить посредством принятия соответствующего закона.
Кто-либо лоббирует этот вопрос?
Увы... В основном активность в данном направлении проявляют пропалестински настроенные правозащитники. В их случае, однако, речь идет не об арестах граждан Израиля, а о террористах, угодивших в наши тюрьмы благодаря четким действиям армии. Процедура их освобождения принципиально отлична: террористов обычно обменивают либо на останки израильтян, павших на поле боя, либо (как в случае с Тененбаумом) - на тех, кто оказался в заложниках. Но на кого прикажете «выменять» гражданина Израиля Федермана?! В свое время, когда кнессет рассматривал вопрос об административных арестах, тогдашний глава правительства Менахем Бегин высказал уверенность, что суды смогут эффективно контролировать представленные им улики и гарантировать строжайшее соблюдение законности при вынесении постановлений об административных арестах. Однако практика последних лет доказала, что и суды не обладают инструментами, позволяющими перепроверять улики, представленные ШАБАКом. В результате рядовой гражданин оказывается абсолютно бессильным и беззащитным.
Элишева, как вы восприняли известие о том, что суд оправдал вашего мужа?
С таким вопросом я обратилась к супруге Ноама и матери семерых его детей, Элишеве Федерман.
Прокуратура еще два года назад не имела никаких оснований для предъявления Ноаму обвинения: мой муж все время твердил, что он невиновен. Тем не менее, ему любой ценой пытались «пришить» дело. Верховный суд издал постановление освободить Ноама от отсидки до окончания слушания дела, однако прокуратура нашла способ обойти это решение: Ноам был брошен под административный арест. Вот и сейчас Ноам полностью оправдан, но домой он не вернется и мы с детьми так скоро его не увидим.
Как реагируют на это дети?
Они обожают отца: Ноам удивительно мягкий, заботливый, любящий человек. Дети гордятся отцом - силой его духа, несгибаемостью, мужеством, бескомпромиссностью. Я убеждена: если бы на суд общественности были представлены «секретные материалы», на которые постоянно ссылается прокуратура, народ Израиля воочию бы убедился, что все «улики» шиты белыми нитками. В любом случае я буду до конца бороться за освобождение мужа и полную его реабилитацию в глазах общественности.

"Новости недели", 13.05.2004


  • Евгения Кравчик Узник в Сионе: Эксклюзивное интервью с Элишевой Федерман , 21.12.2003
  • Ася Энтова Без Судного дня , 7.10.2003
  • Ноам Федерман    Знай свои права, брошюра
  • Михаэль Пуа Проверка Федерманом , 24.02.2004




  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria