Хроники Иерусалима

Моти Карпель "Революция сознания"
Часть 6. Основы новой государственности: оперативные цели

Глава 9. Еврейский труд

В четвертой части этой книги мы говорили о «смене караула» в процессе Возвращения в Сион, о девальвации ценностей сионизма и уходе со сцены их носителей. В процессе «смены караула» вместо сионистов-социалистов на авансцену выходит община эмуни, наследующая некоторые центральные сионистские идеи исторической Рабочей партии.
Один из важнейших сионистских принципов - заселение Земли Израиля. Понятие «поселенчество», которое было начертано на знамени исторической Рабочей партии, теперь почти целиком связано с поселенческим лагерем, лагерем эмуни.
Идеология сионизма отводила центральное место укреплению боевых сил (или, по крайней мере, еврейской обороны). Члены исторической Рабочей партии стремились попасть в отборные армейские части. Сегодня молодежь из лагеря эмуни превалирует во всех отборных частях, которые еще несколько десятилетий назад были почти безраздельной вотчиной «Рабочего поселенчества». Эта же молодежь заполняет добровольческие и боевые части и занимает все больше позиций среди нижнего и среднего командного состава.
Третья основная ценность Рабочего движения явствует из самого его названия – это еврейский труд. И в этой области также община эмуни оказывается истинным наследником исторического Рабочего движения.
Сионисты рассматривали еврейский труд как высшую ценность. В возвращении еврейского народа к физическому труду они видели «переворот пирамиды», характерной для местечек в странах рассеяния: переход от отвлеченных занятий к производительному физическому труду. Этот переворот соответствовал социалистической марксистской идеологии, которая рассматривала рабочий класс как ведущую часть общества. Но, кроме классовых и социальных изменений, еврейский труд должен был стать средством изменений в душах евреев. У Аарона Давида Гордона, одного из лидеров второй волны репатриации[56]., работа превратилась в настоящую религию, религию Труда.
Пионеры-поселенцы (халуцим) вели борьбу не только за еврейский труд, но и против использования арабского труда. Их идеалом было благоустройство Страны Израиля собственными руками, исключительно еврейским трудом. Первопроходцы, заложившие основы государства, в котором мы живем сегодня, не колеблясь применяли силу, иногда весьма брутальным образом, против арабских рабочих, пытавшихся найти работу в еврейских поселениях, и против их еврейских нанимателей. Нам известно множество свидетельств о столкновениях, угрозах и настоящих побоищах. Отцы-основатели гордились этими своими действиями, потому что видели в них классовую борьбу и защиту нравственных идеалов.
Сегодня от всего этого не осталось и следа. Историческое Рабочее движение превратилось в партию элиты, партию капитала, промышленников и дельцов израильского рынка. Сегодня в сельском хозяйстве работают почти исключительно иностранные рабочие: арабы, таиландцы и другие. Киббуцы и сельскохозяйственные поселения, мошавы, превратились в сообщества фермеров, которые используют дешевую рабочую силу для собственного обогащения.
Израильское хозяйство стонет под бременем безработицы, в то время как рынок труда занимают арабы и гастарбайтеры, готовые работать за плату, на которую не может себе позволить согласиться ни один израильтянин. В сегодняшнем государстве Израиль стыдно заниматься физическим трудом. Вот уже целое поколение, если не два, нацию приучили не работать своими руками. Правительства предпочитают поддерживать безделье, выплачивая пособия Службы национального страхования, что обеспечивает им политическое спокойствие, но приводит к вырождению целых слоев населения.
Новое руководство должно разорвать этот заколдованный круг. Необходимо вновь высоко поднять флаг еврейского труда и рассматривать его (труд) как один из способов исправления общества. Нами должен руководить моральный принцип, высказанный нашими мудрецами: «Прежде – бедняки твоего города» (Мехильта, Незикин, 19)[57].
Для этого, во-первых, необходимо создать благоприятные условия, чтобы любой труд, в том числе физический, имел нравственную ценность, и всячески поощрять возврат к работе. Для этого потребуется разъяснительная и воспитательная работа при участии образовательных организаций и СМИ. Отговорка о том, что израильтяне, якобы, не готовы работать, не соответствует истине, и от этого предрассудка необходимо избавиться. Именно израильтяне одно - два поколения назад своими руками построили это государство, и они, несомненно, вернутся к труду, как только им будет предложена разумная оплата, а также поддержка общественного мнения.
Во-вторых, необходимо выслать из страны всех иностранных рабочих. Наличие гастарбайтеров приводит к увольнениям израильтян, но основной вред от их пребывания не экономический. Естественно, работодатели предпочитают нанимать более дешевых работников, и нам придется вступить с ними в безжалостную борьбу. Они уже настолько привыкли использовать иностранных рабочих и властвовать над ними, что не видят для себя иного способа получения прибыли. Но главный вред, который приносят гастарбайтеры, – культурный и социальный. Многочисленные группы и целые общины иностранцев превращают израильское общество в разноплеменное сборище иммигрантов со всех концов света, чудовищно затрудняя наши попытки построить на этой Земле еврейское общество и еврейское государство.
Во всем сказанном здесь нет и тени ксенофобии. Высылка гастарбайтеров, возможно, ухудшит их финансовое положение, но вернет им человеческое достоинство. Нами движет исключительно любовь к народу Израиля и опасения за изменение характера израильского общества. Наличие дешевой иностранной рабочей силы превращает нас в общество эксплуататоров, создает криминальную обстановку и воспитывает пренебрежение к человеку.
Вероятно, возвращение израильтян к работе потребует от работодателей значительного повышения зарплаты. Вследствие этого цены товаров, например, овощей, возрастет на десятки процентов. Пусть так. Израильская экономика это выдержит. Не нужно быть ученым экономистом, чтобы понять, что зарплата, которая будет выплачиваться еврейским рабочим, увеличит их покупательскую способность. Эти деньги останутся в израильском хозяйстве и, в конечном счете, будут способствовать его процветанию. Израильтянин сможет покупать больше, увеличится спрос, и по законам свободного рынка рост цен сбалансируется с покупательной способностью. Теперь же большая часть того, что зарабатывают гастарбайтеры, уходит в их родные страны, покупательная способность израильского потребителя уменьшается, и это отрицательно сказывается на развитии экономики.
Чтобы израильские рабочие вернулись к труду и избавились от образа жизни и мышления безработных, к которому они вынужденно привыкли, необходимо изменить политику выплаты пособий Службы Национального Страхования так, чтобы она перестала поощрять безработицу. Придется проявить жесткий подход и не поддаваться ложной жалости, несмотря на то, что наверняка раздастся немало стонов и протестов. Служба Национального Страхования должна вернуться к своей первоначальной роли – оказывать помощь только неимущим, пожилым и неработоспособным.
Все здесь сказанное верно и в отношении арабского труда. Израильтяне начали уходить с рынка труда после Шестидневной войны, когда появилось много дешевой арабской рабочей силы. Арабские рабочие оттеснили израильтян, и так создалась "культура" безработицы - безделье и жизнь на пособия от Службы Национального Страхования.
С арабскими рабочими следует поступить так же, как с любыми другими гастарбайтерами, но имеются и дополнительные доводы против арабского труда.
Большая часть израильских арабов – потомки рабочих, которые во множестве устремились в Израиль в начале прошлого века в погоне за более высоким уровнем жизни и лучшими заработками, которые принес с собой сионизм. Сегодня такая же ситуация, и арабы стремятся удержаться на Земле Израиля главным образом ввиду материальных благ, которые они от нас получают. Наша борьба с израильскими арабами требует совершенно прекратить нанимать их на нашем рынке рабочей силы. Каждый шекель, который они у нас заработают, в конечном итоге укрепляет их связь с нашей землей.
Прибавим к этому и соображения безопасности. Ежедневный проезд десятков тысяч арабских рабочих с территорий Иудеи, Самарии и Газы в самый центр страны не только позволяет террористам проникнуть куда угодно, затесавшись среди них, но и сами эти рабочие зачастую принимают участие в подготовке и осуществлении направленных против нас терактов. Известны случаи, когда работодатели были убиты арабскими рабочими, которых сами же и наняли. Недавно стало известно, что араб, работающий в одном из иерусалимских ресторанов, собирался отравить посетителей этого ресторана[58]. То, что они работают среди нас, позволяет им отлично изучить наш образ жизни, узнать все входы и выходы, и таким образом, помогает в их деятельности против нас. На сегодняшний день использование арабов в израильском хозяйстве вполне можно считать связанным со смертельной опасностью.
Мы возражаем против всяких попыток слева представить политику еврейского труда как расизм или ксенофобию. Это не только принцип наших мудрецов: «Прежде – бедняки твоего города», но и пример отцов сионизма, таких как Берл Каценельсон, Давид Бен-Гурион и другие.
Во многих поселениях Иудеи, Самарии и Газы крепнет стремление освободиться от арабского труда. Параллельно, среди жителей поселений, прежде всего молодежи, усиливается готовность вернуться к производительному физическому труду, в том числе, в сельском хозяйстве. «Молодежь холмов»[59], ведущая сила этого направления, в эти дни обживает, работая в них, новые поселения в различных точках Иудеи и Самарии. Руководство эмуни должно поддерживать и поощрять подобные начинания путем целенаправленной политики. Можно сказать, что возвращение приоритета еврейскому труду должно стать одним из центральных экономических и социальных лозунгов новой власти.

Глава 10. Социальная политика

Еврейское государство" социального обеспечения "

Одним из величайших новшеств двадцатого века было основание современного государства "социального обеспечения". Главенствующие в начале века социалистические идеи, в том числе коммунизм, внедрили в современное государственное сознание мысль о том, что на государстве лежит ответственность за решение всех социальных проблем граждан. Западная культура, вместе с отрицанием коммунистической идеологии восприняла её идею социальной помощи и создала модель государства "социального обеспечения" или "всеобщего благосостояния", которая в полной мере воплотилась в скандинавских странах.
Эта модель возлагает на государство, и только на него, всю ответственность за социальное положение граждан. Исходя из этого, государство обязано создать административно-бюрократическую систему, роль которой – решать проблемы социально слабых слоев населения, и выделить ей соответствующий бюджет. Эту же модель, которую в последние годы называют социал-демократической, усвоил и Израиль. Тот социально-экономический кризис, который переживает сегодня Израиль, – свидетельство того, что западная модель «государства социального обеспечения» потерпела полный провал, во всяком случае, при попытке внедрить ее в наших условиях.
Для решения социальных проблем требуются не дополнительные бюджетные вливания. Напротив, за последние пятьдесят лет в систему социального обеспечения вкладываются огромные средства, но проблемы лишь множатся. Необходим альтернативный подход.
Можно с легкостью указать на слабые места современной системы социальной помощи. Основная проблема – не недостаток средств на социальные нужды, а то, что эти средства расходуются на саму административно – бюрократическую систему, и большая часть их так и не доходит до нуждающихся. Другая проблема заключается в том, что нуждающиеся получают чек, а не индивидуальное человеческое отношение. Наши мудрецы учат, что "только тот беден, у кого нет знаний» (Талмуд, трактат Недарим 41). Во многих случаях основная проблема нуждающихся не столько недостаток денег, сколько отсутствие человеческого внимания, моральной поддержки и, главным образом, сопровождение и инструктаж в практических шагах. Деньги могут помочь только в дополнение ко всему этому. Самое главное - личное человеческое отношение могут обеспечить скорее добровольцы, действующие по собственной инициативе, а не официальные чиновники, работающие за зарплату.
Систему помощи добровольцев, для которых нуждающийся - это живой человек, а не только имя в компьютерном списке и адрес для отсылки чека, можно построить только на основе общины. Община, в которой живет нуждающийся, в состоянии отнестись к нему должным образом, и именно она, а не правительство, может и должна принять на себя ответственность за него.
Современное «государство соц. обеспечения», возлагая всю тяжесть ответственности на правительство, позволяет гражданину считать себя свободным от нее. Такой порядок ведет к отчуждению, к бесчувственности и равнодушию к чужим страданиям, к освобождению себя от груза ответственности. Все привыкают к тому, что проблемы соседа должно решать государство, и чувствуют себя свободными от заботы о ближнем.
Западное общество, с его эгоизмом, потребительским отношением и вещизмом, в принципе не может предложить никакой альтернативы. И мы вновь видим, что традиционный еврейский подход содержит в себе решение проблемы.
Еврейская традиционная модель решения вопросов социальной поддержки и помощи неимущим строится на совершенно иной основе. Община, а не правительство, личная ответственность и личный подход, взаимопомощь и решение проблем нуждающихся в рамках общины, района или города. Правительство должно поддерживать и направлять, но не заменять собой благотворительные организации, которые действуют на добровольных началах и в общинных рамках. Контакт с нуждающимися должен быть личным, а не техническо-бюрократическим. Религиозная и, в частности, харедимная община, могут продемонстрировать множество успешных и вызывающих уважение примеров альтернативной социальной системы - благотворительных организаций, действующих согласно еврейскому традиционному подходу.
Руководство эмуни должно ввести альтернативную социальную систему, основанную на представленной здесь традиционной еврейской модели. Принципы такого старого - нового подхода смогут разработать группы, состоящие из раввинов, профессоров, ученых и специалистов в данной области.

Насилие в семье

Каждый год – два в израильском обществе всплывает новая социальная проблема, которая подвергается массированному обсуждению в прессе, чтобы вскоре уступить место следующей «горячей» проблеме. Кто не помнит историй с «Русской рулеткой» - смертельной игрой, распространившейся среди подростков и, по-видимому, теперь к нашей радости вышедшей из моды. Ужасные моральные извращения в семье и между супругами в последние годы также постоянно занимают общество с подачи СМИ. В последнее время такой проблемой стало насилие в семье.
Любавический Ребе уже много лет назад говорил о том, что теперь «полируются последние пуговицы на костюме Мессии». Действительно, тяжелые проблемы и пугающие извращения, которые годами «заметались под ковер», выходят теперь на свет, ужасая нас самим своим существованием. Как можно говорить о Геуле, о еврейской морали, обнаруживая в своей среде столь чудовищные явления. Но именно их обнаружение вызывает оптимизм, ведь отклонения, которые скрывались от глаз, долгое время существовали подспудно. Невозможно двигаться по направлению к Избавлению пока наш общественный организм поражен такими страшными недугами. То, что эти проблемы всплывают и требуют исправления, является несомненным признаком приближающейся Геулы.
Насилие в семье неприемлемо с любой точки зрения – как еврейской, так и общечеловеческой. Эту проблему поднимают в прессе и выносят на общественное обсуждение люди и организации, в большинстве случаев не связанные с еврейской традицией. Они вызывают уважение своей готовностью обратить внимание на эту животрепещущую проблему и превратить ее решение в общенациональную задачу.
Грустно, что эту борьбу не возглавляют люди, вдохновляемые заповедями Торы и еврейской моралью. Мы должны были бы быть ведущими в деле исправления еврейской семьи, ведь те, кто занимаются этой проблемой теперь, не имеют и не могут иметь подходящих средств для ее решения.
Разумеется, насилие в семье невозможно искоренить, занимаясь только устранением симптомов. Вмешательство полиции и аресты, конфискация оружия и принятие соответствующих законов, суды над насильниками и убежища для подвергшихся насилию женщин – всего этого заведомо недостаточно. Вопрос необходимо рассматривать на фоне всего подхода к месту и роли семьи в обществе. Более того, когда проблемы семьи изучают, рассматривая мужа и жену как стоящих по две стороны баррикады, с разными, и даже противоположными интересами, когда предполагают, что факт их равноправия как людей отменяет существующие между ними различия и разделение обязанностей, то это только подливает масла в огонь. Усвоенное нами западное мировосприятие с его ценностями – тотальной вседозволенностью, борьбой за первенство, феминизмом, индивидуализмом и неограниченной терпимостью - не только не имеет в своем распоряжении средств для исправления проблемы насилия в семье, но само оно и является основной причиной этого явления.
Все мы должны вернуться к еврейскому мировосприятию и еврейским семейным ценностям. Необходимо вновь увидеть в семейном союзе основу нации, органическое единство и цельность, понять, что это общее дело, наполненное творческим смыслом, некий малый Храм, инструмент для приведения в мир Божественного Вдохновения. Муж и жена – две половинки единого целого, выражение единого желания. Каждый, кто удостоился счастья вести семейную жизнь в соответствии с указаниями Торы, знает, что ничто не может заменить такое руководство в отношении цельности семьи и мира в доме. Потрясающе, насколько мы склонны игнорировать и пренебрегать этой Божественной мудростью и опытом многих тысячелетий еврейской традиции, предпочитая им сомнительную мудрость современных «специалистов». Социально-культурному кризису западного общества противостоит традиционное еврейское восприятие семьи, подтверждая, что западные попытки построить жизнь общества, отказавшись от традиционных семейных рамок, обречены на провал. Обновление института семьи на основе еврейской традиции путем воспитания и разъяснения – одна из важнейших задач нового руководства, т.к. для построения нации нет ничего важнее этого. Мы должны вернуться к законам чистоты семейной жизни, к дарованному свыше жизненному циклу, к скромности, к четким рамкам, которые единственно могут защитить семью от угрожающих ей соблазнов и внешнего давления.
В этой области нет никакой необходимости в разработке еврейской альтернативной модели. Она уже существует на практике. И хотя мы не первые, кто поднял эту проблему, ее решение может прийти только из источников, с которыми мы связаны. Мы не можем утверждать, что в нашей среде никаких проблем не существует, но это не из-за приверженности еврейским ценностям, а, несмотря на неё. Трудно предположить, что широкие общественные круги уже достаточно созрели для того, чтобы вести семейную жизнь согласно еврейским законам. Но уже можно, а потому и нужно говорить о еврейской семейной морали как о предпочтительной системе ценностей, как об альтернативном нравственно-общественном мировосприятии.
***
Мы завершаем эту часть книги, где перечислили основные проблемы, стоящие на пути к Избавлению Израиля, но, конечно, есть еще множество оперативных задач, которые можно добавить к этому списку и вклад любого желающего сделать это будет важным шагом в развитии альтернативы. Данное сочинение – лишь начало, и нам предстоит еще много дискуссий на эти темы и их дальнейшая разработка. Вместе с тем, некоторые темы мы сознательно не затронули. В этой части ничего не сказано об образовании и просвещении, поскольку в первых частях книги подробно разобраны основные элементы этой темы. Здесь не упомянута экономика, поскольку автор не считает себя достаточным компетентным в этой области, чтобы представить четкую альтернативную экономическую программу. Мы убеждены, что еврейских экономический подход существует и что еврейская культурная традиция может проявить себя также и в этой области, но, насколько нам известно, до сих пор никто практически не занимался этим вопросом. Мы надеемся, что найдутся те, кто сможет восполнить этот пробел.


[56] Так называемая Вторая алия, репатрианты, приехавшие в 1903-1914 гг. в основном из России и восточной Европы.(Прим.ред.)

[57] Имеется в виду, что помогать нужно сначала ближним (родственникам, соседям, живущим в том же городе), а потом дальним (из других городов и стран).(Прим.ред.)


[58] Речь идет о помощнике повара в иерусалимском кафе "Римон", Утмане Саиде Кияния, которого вместе с сообщниками осудили за попытку добавить в пищу дегоксин, в больших дозах вызвающий сердечную недостаточность. Этот случай арабской диверсии на собственном рабочем месте далеко не единственный. (Прим.ред.)


[59] Презрительное название, которое СМИ пытались дать активной национально настроенной поселенческой молодежи и которое они стали носить с гордостью. (Прим.ред.)