Ицхак Стрешинский

Борьба Шабтая Бен-Дова за Храмовую Гору

Недавно Йеѓуда Эцион, житель поселения Офра, активный участник борьбы за права евреев на Храмовой горе, завершил продолжавшуюся много лет работу по изданию работ Шабтая Бен-Дова (1924-1978), борца за свободу Израиля, мыслителя, юриста и публициста. Собрание сочинений Ш. Бен-Дова вышло в свет в четырех томах – в каждом более 600 страниц. Йеѓуда Эцион, как издатель и редактор этих сочинений, добавил многочисленные примечания, объяснения, дополнения, а также иллюстрации, в том числе и редкие архивные фотографии.
Тематический, интеллектуальный диапазон трудов Шабтая Бен-Дова можно оценить уже по названиям: "Диалектика приема репатриантов", "Избавление Израиля при кризисе государства", "Еврейское право и государство Израиль", "От победы в Шестидневной войне и далее", "О планировании Иерусалима", "Об искусстве, культуре и Торе Израиля", "Об историческом единстве еврейского народа и его страны", "Компромисс и историческое значение Второго Храма", "Пророчество и традиция при Избавлении", "Об истории еврейского народа".
Мне хотелось бы ознакомить читателей с материалом несколько иного рода, опубликованном в этом издании, – апелляцией, поданной Бен-Довом в БАГАЦ в 1967 году вскоре после освобождения Храмовой горы в ходе Шестидневной войны. Апелляция затрагивает тему святости этого места для евреев, и стоит отметить, что нынешние правила посещения Храмовой горы евреями были установлены в результате ее подачи. При работе над статьей были использованы описание фона событий, дополнения и приложения, которые подготовил Йеѓуда Эцион в своем издании.
В среду, 28 ияра 5727 года (7 июня 1967 года), солдаты ЦАЃАЛа освободили Храмовую гору. На следующий день, когда в Старом городе еще слышались выстрелы, армия разрешила группе бывших бойцов ЭЦЕЛя и ЛЕХИ во главе с министром правительства национального единства Менахемом Бегиным, посетить Западную стену, называемую также Стеной плача. Это часть уцелевшей после разрушения Второго храма подпорной стены вокруг Храмовой горы.
Среди этих ветеранов подпольной борьбы против британского мандата были Шабтай Бен-Дов и его супруга Яэль, сражавшиеся в свое время в рядах ЛЕХИ. Они посетили не только Западную стену, но и Храмовую гору, после чего Шабтай Бен-Дов направил письмо министру по делам религий Зераху Вархафтигу, представителю партии МАФДАЛь. В этом письме Ш. Бен-Дов писал, что если мы сейчас не готовы строить Храм, нельзя, чтобы Храмовая гора стала обычным туристическим объектом или оставалась под мусульманским контролем, и предложил закрыть Храмовую гору для всех – евреев и неевреев – и повесить объявление: "Храмовая гора – вход воспрещен". Через три месяца, в статье "Статус Храмовой горы от данного времени и в дальнейшем", Бен-Дов окончательно сформулировал свою позицию по вопросу восхождения на Храмовую гору и поддерживал восхождения, которые связаны с выполнением заповедей Торы, отрицая при этом обычные туристические визиты.
Через несколько часов после освобождения Храмовой горы, это место посетил министр обороны Моше Даян, который приказал снять израильский флаг, водруженный десантниками над "Куполом над скалой". Были убраны вывешенные главным раввином армии Шломо Гореном плакаты, в которых говорилось о святости Храмовой горы для еврейского народа. Зато появилось объявление министерства по делам религий о правилах поведения "на территории мечети". Храмовая гора фактически перешла под контроль мусульманского религиозного совета Вакфа. В то же время началось массовое стечение евреев к Западной стене. Находящиеся возле нее дома арабского квартала Муграби были снесены, и в праздник Шавуот к стене прибыло около четверти миллиона евреев.
Через несколько недель после этого Шабтай Бен-Дов послал письмо в редакцию газеты "Ѓа-Арец", в котором он так писал о происходящем: «В последние дни стало ясно, что учреждения, ответственные за распределение святых мест, видимо, пришли к мнению, что Храмовая гора – это святое место для мусульман и соответственно передали ее им, а в качестве святого места для евреев они нашли Западную стену, и ведут себя в отношении ее соответственно. Поэтому следует указать этим ответственным учреждениям на их ошибку. Западная стена не является более святым местом для евреев, чем любое другое место в Эрец-Исраэль. Единственное особенное святое место для евреев только Храмовая гора. И если Храмовая гора свята для мусульман, то только потому, что, прежде всего, она свята для евреев...».
Примерно через полтора месяца после освобождения Храмовой горы, Шабтай Бен-Дов посетил Старый город и обнаружил, что вход на гору возможен только по билетам, которые продавал Вакф. Цена была указана на арабском и на английском, но не на иврите. Кроме того, цена определялась как одна лира, хотя принятая тогда в Израиле денежная единица называлась "израильской лирой". То есть речь шла о полном игнорировании израильского суверенитета на Храмовой горе. Продавцы билетов сказали Бен-Дову, что они действуют от имени министерства по делам религий и что для мусульман – вход свободный, без всяких билетов.
Когда Бен-Дов попытался войти, не обращая внимания на требование сторожа предъявить билет, тот преградил ему путь. Как отмечал Ш. Бен-Дов в своей апелляции, речь о которой пойдет ниже, это преграждение противоречило принятому Кнессетом Закону об охране святых мест, согласно которому, верующие могли беспрепятственно посещать почитаемые ими святыни.
Шабтай Бен-Дов описал эту ситуацию в письме, посланном им министру по делам религий с требованием немедленно прекратить это положение, которое он назвал позором и осквернением святого. В течение двух недель он не получил ответа от министра, а когда вновь подошел к Храмовой горе, обнаружил, что проверяющему билеты сторожу из Вакфа помогают израильские полицейские. Один из них сказал Бен-Дову, что они действует согласно указаниям министра по делам религий. Бен-Дов послал второе письмо, адресованное Вархафтигу, и получил из канцелярии министра уклончивые ответы на оба своих обращения.
18 августа 1967 года Шабтай Бен-Дов подал в БАГАЦ апелляцию, в которой просил суд вынести постановление, обязывающее министра по делам религий объяснить, почему контроль над входом на Храмовую гору не передан ответственным за ее охрану в качестве святого для евреев места, и почему не предприняты шаги по освобождению входа на Храмовую гору от предъявления билета или оплаты.
Ниже отметим наиболее интересные моменты и доводы, приведенные в тексте апелляции. В ее начале Шабтай Бен-Дов определяет Храмовую гору, как место, на котором стояли Первый Храм, построенный царем Шломо, и Второй Храм, построенный евреями, которые вернулись из Вавилонского плена. Далее Бен-Дов пишет, что Храмовая гора была куплена царем Давидом у йевусея Аравны по слову Всевышнего, переданному через пророка Гада, и была освящена и предназначена стать местом жертвенника и Храма. Эта святость Храмовой горы вечна, и после разрушения Храма евреи обязаны молиться, повернувшись в направлении Храмовой горы.
В первом варианте апелляции, который цитирует в своих примечаниях Йеѓуда Эцион, Бен-Дов отмечал также, что евреям заповедовано на веки вечные, когда Всевышний даст им покой от врагов, построить Храм и жертвенник на Храмовой горе. В качестве источника он указывал "Законы Храма" и "Законы царей", составленные величайшим еврейским мыслителем раби Моше Бен-Маймоном (Рамбамом). Судьи потребовали у адвоката Яновского, представлявшего Ш. Бен-Дова, "смягчить" текст апелляции и среди прочего убрать упоминание о заповеди строить Храм.
Затем Бен-Дов подробно описал ситуацию на Храмовой горе, свидетелем которой он стал, письма, направленные им министру по делам религий, и полученные ответы и цитировал Закон об охране святых мест. Ближе к концу апелляции Шабтай Бен-Дов отмечал, что если святость мечетей на Храмовой горе для мусульман противоречит святости Храмовой горы для евреев, невозможно себе представить, что будет отдано предпочтение святости мечетей. В первом варианте апелляции он также объяснял, что мусульмане построили там мечети, осознавая, что это место изначально свято для евреев.
Отметим, что после подачи апелляции и до ее рассмотрения произошли изменения. Министр обороны Моше Даян, опасаясь, что суд примет апелляцию, решил открыть Магрибские ворота, расположенные возле Стены Плача и находящиеся под контролем солдат ЦАХАЛа, для желающих подняться на Храмовую гору. Бен-Дов упоминал это в окончательном варианте апелляции, считая открытие одних ворот недостаточным, так как остальные ворота оставались под контролем Вакфа, а, кроме того, поставленные там солдаты вели себя не так, как подобает охраняющим Храмовую гору.
БАГАЦ сначала вынес условное постановление, обязывающее министра по делам религий дать объяснения, почему он не делает того, что требует истец. Генеральный прокурор, представлявший министра по делам религий, среди прочего сообщил в своем заявлении, что "Святость Храмовой горы для евреев вечна, и она не зависит от какой либо власти" и что истец может входить на Храмовую гору без билета. Верховный суд вынес окончательное решение 27 марта 1968 года, отклонив апелляцию Шабтая Бен-Дова. Среди прочего, председатель Верховного суда судья Агранат аргументировал отклонение апелляции тем, что право евреев подниматься на Храмовую гору не нарушается (Магрибские ворота открыты), а судья Кистер отметил, что Храмовая гора является святым местом также и для мусульман.
Шабтай Бен-Дов подготовил речь, которую он собирался произнести в суде, но там он так и не выступил. Намечавшееся выступление содержало ряд важных моментов. Например, Бен-Дов отвечал на приведенное выше заявление генерального прокурора, подчеркивая, что Храмовая гора приобрела свою святость, когда была предназначена царем Давидом стать духовным центром Царства Израиля, и ее святость историческая. Кроме того, там были слова о том, что восстановление Храма на Храмовой горе – это историческая основа и суть продолжающегося процесса Возрождения, и это нашло свое выражение в книге Герцля "Обновленная земля", в произведениях рава Авраама-Ицхака Кука, в поэзии Ури-Цви Гринберга и в "Принципах Возрождения" Борцов за свободу Израиля (ЛЕХИ).
Хотя апелляция была отклонена, можно с уверенностью сказать, что она дала некоторые результаты. Благодаря подаче этой апелляции Вакф потерял контроль над доступом на Храмовую гору и возможность взимать за это плату. Однако контроль над входом на Храмовую гору так и не был передан тем, кто охранял бы ее в качестве святого для евреев места. Мусульмане ведут бесконтрольное строительство, систематически уничтожая при этом археологические ценности, свидетельствующие о еврейском присутствии на Храмовой горе, а израильская полиция препятствует евреям молиться и выполнять другие заповеди на этом святом месте. В эти дни, когда всем известно, что происходит на Храмовой горе, важно вспомнить, как все начиналось; вспомнить поведение Моше Даяна, министерства по делам религий и судей БАГАЦа, а также Шабтая Бен-Дова, первого, кто пытался доступными ему средствами бороться за Храмовую гору.

На фото:
  • Шабтай Бен-Дов
  • Солдаты ЦАХАЛа освобождают Храмовую гору
  • Храмовая гора сегодня

    "Вести", 22.03.2007


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria