Ицхак Стрешинский

Памяти Шабтая Бен-Дова

Двадцать семь лет назад, в пятый день Хануки, ушел из жизни Шабтай Бен-Дов – борец за свободу Израиля, идеолог, мыслитель, интеллектуал. Имя этого человека известно немногим, большинство его работ до сих пор не опубликовано, и они неизвестны ни исследователям в университетах, ни изучающим Тору, ни широкому кругу читателей.

В этой статье я попытаюсь отметить основные факты биографии Шабтая Бен-Дова, с тем, чтобы читатели получили представление об основах его учения, которое дает ответы на многие вопросы, появившиеся благодаря возрождению еврейского народа за последние примерно сто лет, и пути, по которому это возрождение шло. Я выражаю благодарность Йеѓуде Эциону, ученику Шабтая Бен-Дова, который оказал мне большую помощь в работе над этой статьей, согласившись ответить на мои вопросы и дав возможность ознакомиться с еще не опубликованными работами Бен-Дова.
Шабтай Бен-Дов родился в 1924 году в городе Вильно, входившем тогда в состав Польши,  в семье Дова и Мирьям Дарвиянских. В доме, где он рос, говорили на русском и на идише. В школе, где он учился, преподавание велось на польском языке, а с шестилетнего возраста частный учитель обучал мальчика ивриту и еврейской традиции. Таким образом, Шабтай с детства знал четыре языка. Позднее, как свидетельствовал Бен-Дов в своей автобиографии, он также выучил без труда английский, французский, итальянский и немецкий и мог читать на арамейском, испанском и болгарском языках. В другой версии своей автобиографии он писал, что знает азы арабского и японского языков. Дома же Шабтай получил национальное еврейское образование.
В 1935 году, вскоре после смерти отца, Шабтай прибыл с матерью и младшим братом в Эрец-Исраэль. Семья поселилась в Тель-Авиве. Шабтай учился в школе, был участником скаутского движения, в четырнадцать с половиной лет он присоединился к организации ЭЦЕЛь (Национальная военная организация) и занимался распространением листовок. После раскола в ЭЦЕЛе в 1940 году, он начал искать контакты с организацией вышедшего из ЭЦЕЛя Авраама Штерна (Яира), получившей впоследствии название ЛЕХИ (Борцы за свободу Израиля), которая вела борьбу против британской оккупации Эрец-Исраэль. После убийства Штерна Шабтай Бен-Дов участвовал в ряде операций, в том числе и в неудачном покушении на убийцу Яира – английского офицера Мортона. В 1942 году люди из левой организации "Хагана" ("Оборона") схватили трех близких друзей Шабтая и подвергли их пыткам. Собранную таким образом информацию и схваченных бойцов они передали английским сыщикам. Так в возрасте восемнадцати лет Шабтай Бен-Дов был арестован. Он находился в заключении в Акко, Мизре и Латруне. В 1944 году он был изгнан в числе 251 еврейского заключенного в английские лагеря в Африке (в Эритрее, Судане и Кении). В 1946 году он участвовал в побеге предварительно прорытый туннель из лагеря возле Асмары, столицы Эритреи, но был схвачен и возвращен в лагерь. Из продолжавшегося шесть лет заключения Шабтай Бен-Дов был освобожден только после окончания британского мандата и образования государства Израиль.  
Время, проведенное в заключении, Бен-Дов не терял даром и расширял свое образование, изучая историю, психологию, экономику, занимаясь исследованием иврита. Бен-Дов свидетельствовал в своей автобиографии: «Противоречивые влияния Фрейда, Ницше и Маркса я соединил в одно мировоззрение, которое соответствовало моей точке зрения по вопросу обязательности полного Избавления еврейского народа… Но то, что и еврейским источникам (кроме Танаха) есть что сказать по этой теме, тогда просто не приходило мне в голову».
С возвращением в Эрец-Исраэль, где шла Война за независимость, Шабтай Бен-Дов вступил в Армию обороны Израиля, присоединившись к 89-му батальону, в котором была особая рота бывших бойцов ЛЕХИ. Он участвовал в боях в Негеве, был единственным, кто не пострадал, когда египетский снаряд попал в бронетранспортер командира отделения.  
После демобилизации из армии он начал изучать в Еврейском университете философию, социологию и юриспруденцию. Во время учебы в его жизни произошел поворот. После прочтения книги историка талмудического права Ашера Гулака "Основы еврейского права" Бен-Дов начал интересоваться этой темой, изучать и исследовать еврейские источники. Благодаря их изучению он приобрел большие знания в иудаизме и начал формировать основанное на Торе мировоззрение. Он стал публиковать статьи в журнале "Сулам", редактором которого был идеолог ЛЕХИ д-р Исраэль Эльдад (подробнее о журнале "Сулам" можно прочесть в моей статье опубликованной в "Вестях-2" 21.04.2005), а в 1953 году в издательстве "Сулам" вышло в свет подробное эссе Шабтая Бен-Дова под названием "Предисловие к освобождению еврейской мысли". В этой брошюре он сформировал основы своего учения.
В 1954 году Бен-Дов окончил университет и был принят на работу в отдел по планированию законов в министерстве юстиции. Там он занимался исследованиями в области еврейского права и подготовил два полностью основанных на нем законопроекта. Позже Шабтай Бен-Дов был юридическим советником министерства промышленности и торговли. Он женился на Яэль, которая также в свое время сражалась в рядах ЛЕХИ. У них родились сын Яир и дочь Нава.
  В 1960 году вышел в свет его фундаментальный труд "Избавление Израиля при кризисе государства". В этой книге, работа над которой была завершена в 1958 году,   Шабтай Бен-Дов сформулировал свое видение исторического процесса, начатого сионистким движением, проанализировал кризис этого движения и созданного им государства и предложил пути выхода из кризиса. Согласно точке зрения Бен-Дова, с начала процесса возвращения в Сион и до создания государства продолжался диалектический процесс Избавления еврейского народа. Сионистское движение было порождено бунтом против галутного образа жизни. Но вместе с бунтом против галута начался также бунт против еврейской веры, которая ассоциировалась у сионистов с галутом. Осознанным источником сионизма было стремление решить "еврейскую проблему" и поиск "безопасного убежища". Идеологией сионизма стал национализм в европейском понимании этого слова. Само того не осознавая, сионистское движение своими активными действиями воплощало идеал Избавления, возвращения еврейского народа на свою землю, собирания изгнанников. Это было кардинальным новшеством, так как в галуте евреи привыкли сидеть и пассивно ждать Избавления. Вся эта ситуация привело к кризису в сионистском движении, который продолжается   также в созданном им государстве Израиль. Шабтай Бен-Дов считал, что назначение государства – быть важным звеном в процессе продвижения от галута к Избавлению, и оно должно освободиться от всего отрицательного, что было в нерелигиозном сионизме. Так как оно не выполняло эту роль и не осознавало ее, Бен-Дов видел необходимость в кардинальном изменении сознания на общегосударственном уровне. Чтобы превратить государство в инструмент мессианского Избавления, правящий им нерелигиозный режим должно сменить, когда придет для этого время, Движение за Избавление.
В качестве идеала Шабтай Бен-Дов видел возрожденное Царство Израиля с общественным строем, основанным на законах Торы о Юбилейном годе, восстановление верховного суда мудрецов Торы Санѓедрина, строительство Третьего Храма. Большое значение он придавал формированию ведущей группы людей, которых он называл "колено Леви". Согласно Торе, при разделе страны Израиля между евреями колено Леви не получило удела в отличие от других колен. Левиты должны были обучать народ Израиля еврейским законам, а также помогать служению в Храме. Люди, называемые Бен-Довом "коленом Леви", должны были посвятить свою жизнь благу еврейского народа, забыв о личных интересах. Такими были первые сионисты-первопроходцы, до морального разложения их движения, и борцы за свободу Израиля, пока они не использовали свою борьбу в  личных интересах.
В мировоззрении Шабтая Бен-Дова сочетаются подход организации ЛЕХИ к достижению свободы Израиля и глубокое понимание религиозных источников. Благодаря  этому сочетанию еврейская вера очищалась от скверны галута, а дух ЛЕХИ поднимался от будничного к святости.
Идеология ЛЕХИ заслуживает подробного рассмотрения в отдельной статье. Отметим, что основатель этой организации Авраам Штерн (Яир) составил основополагающий идеологический документ под названием "Принципы Возрождения", в котором   использовались понятия, не упоминавшиеся до этого в сионистском движении, например: Избавление, танахическое "Малхут Исраэль" ("Царство Израиля"), выражающее мессианские чаяния возрождения Царства Давида в заповеданных границах от Нила до Евфрата, строительство Храма. Шабтай Бен-Дов видел в деятельности ЛЕХИ воплощение идей, выраженных в пророческих стихах величайшего еврейского поэта двадцатого века Ури-Цви Гринберга. Бен-Дов считал, что Гринберг и Штерн произвели революцию в еврейском сознании на пути от галута к Избавлению. Ее главным достижением стал тот факт, что евреи стали конкретно действовать и не бояться брать ответственность, вместо пассивного ожидания или наблюдения за происходящими процессами.  
Шабтай Бен-Дов писал об идеологии и деятельности ЛЕХИ: «…"Принципы Возрождения" ясно показывают, что, согласно мировоззрению Яира, Борцы за свободу Израиля ни в коем случае не должны были быть просто политическим освободительным движением, а должны были стать движением за Избавление, национальное и духовное одновременно, почти в полном историческом понимании этого мессианского понятия. Если рассматривать ЛЕХИ в этой перспективе то их пророческая роль в изгнании чужеземной власти продолжит занимать свое место. Но эта роль становится только одним пунктом деятельности движения, в котором впервые вернулись ценности полного Избавления и строительства Храма в программу актуального государственного воплощения...». 
При этом Бен-Дов отмечает, что в ЛЕХИ всё еще была общая нерелигиозная атмосфера, и это стало препятствием на пути Борцов за свободу Израиля. С созданием государства организация ЛЕХИ прекратила свое существование, и Шабтай Бен-Дов видел последней оставшейся от нее позицией журнал "Сулам". Этот журнал и его редактор Исраэль Эльдад выделяли понятие "Царство Израиля" вместо понятия "государство" и черпали свои идеи из еврейских источников, признавая их единственной легитимной основой духовного развития.
     Еще одним источником идеологии Шабтая Бен-Дова было учение раввина Авраама-Ицхака Кука. Он писал, что без идей р. Кука он сам не достиг бы того, чего достиг и не написал бы того, что написал. Он считал, что р. Кук проник в глубину понимания еврейского возрождения, но у Бен-Дова была также и критика в его адрес в вопросе ответственности в духовном и материальном планах.
Критику Бен-Дова в адрес религиозного сионизма в общем можно вкратце сформулировать так: несмотря на то, что религиозный сионизм стремился принять участие в деятельности по возрождению еврейской государственности (в отличие от "харедим", которые отошли от этого в сторону), он не был способен совершить переворот в переходе от галута к мессианской эпохе и на уровне общественной и политической деятельности сумел лишь присоединиться к нерелигиозному сионизму.
После Шестидневной войны семья Бен-Дов была одной из семи семей выходцев из ЛЕХИ, который купили общий дом в Бейт-Ханине, на севере Иерусалима. Шабтай Бен-Дов был первым, кто подал апелляцию в Верховный суд (БАГАЦ) против того, что Храмовая гора – самое святое место для еврейского народа – осталось после Шестидневной войны под контролем мусульманского вакфа. Апелляция базировалась на приобретении Храмовой горы царем Давидом и на анализе характерных особенностей ее святости. Апелляция была отклонена.
Шабтай Бен-Дов продолжил работать над своими многочисленными сочинениями, которые так и не были опубликованы. Среди них была большая работа по истории еврейского народа, которую он не успел закончить. В начале 1979 года в издательстве "Яир" имени Авраама Штерна вышла в свет его книга "Пророчество и традиция при Избавлении", работа над которой была закончена в 1974 году. Шабтай Бен-Дов успел написать предисловие к изданию, но не удостоился увидеть книгу напечатанной. Он скончался 29 кислева 5739 года (29 декабря 1978 года) после продолжительной болезни в возрасте пятидесяти четырех лет.
Иеѓуда Эцион, активист, борющийся за права евреев на Храмовой горе, уже много лет работает над изданием работ Шабтая Бен-Дова в нескольких томах. Работа близится к завершению, и редактор ищет спонсоров издания.
Моти Карпель, один из идеологов движения "Еврейское руководство", написал несколько лет назад книгу "Революция сознания". В предисловии к своей книге он писал, что одним из ее интеллектуальных источников является "учение философа Шабтая Бен-Дова, которое именно вследствие своей большой глубины осталось совершенно неизвестным широкой публике".
Остается надеяться, что широкий круг читателей, в том числе и русскоязычных, сумеет познакомиться с учением Шабтая Бен-Дова, с его идеями, а его имя займет свое достойное место в ряду имен выдающихся еврейских мыслителей двадцатого века.

"Вести", 5.01.2006


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria