д-р Зеэв Ханин

Выборы-2009: весь электоральный расклад на "русской улице"

В ряде израильских партий завершается пора "праймериз", по итогам которых они представят свои списки на выборах в Кнессет. Затем начнется решающая стадия борьбы за избирателей. Почти все партии уделяют особое внимание "русской улице". От нее во многом зависит исход выборов…
Открытых и надежных опросов общественного мнения русскоязычных израильтян, за исключением закрытых "заказных" опросов различных партий, в последние недели, к сожалению, не проводилось. Однако, прежние "замеры" общественных настроений позволяют с достаточно высокой долей уверенности следить за базовыми тенденциями на "русской улице", что в израильских реалиях бывает намного важнее, чем сиюминутный электоральный расклад.
Так, опросы, проведенные в мае-июне, и затем ранней осенью 2008 г. показали, что электоральная ситуация вернулась к состоянию, характерному для предвыборного этапа, когда вопрос о том, за кого избиратели готовы отдать свой голос, переходит из абстрактно-вербальной ("в принципе солидарен с той или иной партией") в практическую плоскость ("завтра голосовать, а за кого"?). В итоге "плавающие" голоса, которые в спокойном состоянии (в "электоральном межсезонье") в принципе идентифицируют себя с наиболее социально и идеологически близкими им (в терминах израильский социологии, "домашними") партиями, как символом общинно-секторально-групповых интересов, немедленно отправляются "на забор".
Так, согласно опросу Института "Мутагим" от 22 мая 2008 г., около половины из 750.000 обладающих правом голоса русскоязычных израильтян не готовы подержать ни одну из существующих политических партий. К сентябрю, после серии летних "асимметричных сделок" правительства Израиля с "Хизбалой", ХАМАСом и Абу-Мазеном, и объявленной отставки Э. Ольмерта, число не определившихся русскоязычных избирателей снизилось, но осталось, по данным того же института, весьма внушительным – более 40%. Отметим, что по сложившейся практике от четверти до трети русскоязычных избирателей либо голосуют "против всех" (опуская в избирательную урну чистый бюллетень), либо вообще не идут на выборы. Соответственно, потенциал "активно не определившихся" (тех, кто еще не решил за кого будут голосовать, но вероятнее всего, пойдут на выборы) составляет примерно 6-8 мандатов.
Именно в этой среде находится большая часть социально-ориентированного электората, в массе своей состоящего из бывших избирателей "Исраэль ба-алия" (ИБА) образца 1999 г., "Шинуя" и умеренно-центристских "ликудников-шаронистов" 2001-2003 гг., - которые в марте 2006 г. разделили свои голоса (в пропорции 5 на 4 мандата) между НДИ и "Кадимой".
Сегодня же "русская" поддержка "Кадимы" резко снизилась. Согласно опросам, она составляла менее одного мандата весной. Надо полагать, что этот мандат, тогда оставшийся у партии, попал к ней в 2006 г. вместе с электоральным наследством "исторического Шинуя" образца 1999 г. (6 мандатов, включая один "русский"). Внутренняя борьба в "Кадиме" осенью 2008 г, высокие шансы, как тогда казалось, на победу в которой имел Ш. Мофаз (что, в свете поддержки его многими "русскоязычными" координаторами партии, давало надежду на появление у этой партии сильного "русского акцента") побудила некоторых бывших "русских" избирателей-"шаронистов" дать "Кадиме" еще один шанс. Во всяком случае, если бы выборы состоялись в сентябре 2008 г., она могла рассчитывать на 2 "русских" мандата. Однако, поражение Ш. Мофаза и последовавший жесткий "прессинг" его сторонников со стороны нового руководства, а также провал "русских" списков-спутников "Кадимы" на муниципальных выборах вновь переломили эту тенденцию.
Что касается 6-мандатного наследия ИБА, как минимум 5 из которых в 2006 г. получила партия "Наш дом Израиль" (НДИ), то 1.5-2 из них летом и ранней осенью 2008 г. все еще находились в сфере ее влияния.
Еще мандат-полтора (как можно предположить, в массе своей из тех, кто в марте 2006 г. остался дома, не найдя на политическом рынке ни одной подходящей политической силы), могли получить движения социального и гражданского протеста. Главным кандидатом на эту роль долгое время считалась партия Аркадия Гайдамака "Социальная справедливость". Она могла рассчитывать, как минимум, на те 2-2,5 "социальных" русских мандата, которые в 2003 г. получила ИБА (и вместе с большей частью ее наследства в 2006 г. их получила НДИ). Однако, к удивлению многих, в конце прошлого года "Социальная справедливость" стала отдаляться от "русской улицы", выдвинув лозунг защиты "всех обиженных и угнетенных", в первую очередь, из ультраортодоксального, арабского и сефардского секторов. Тем не менее, весной и летом 2008 г. партия Гайдамака все еще "стоила" чуть более половины одного "русского" мандата, но ее провал на муниципальных выборах поставил точку на этой истории.
Как можно заключить, основной блок "социально-велфаристских" русскоязычных мандатов до последнего времени все еще "сидел на заборе", и именно их стараются сохранить – или "вернуть" себе НДИ и "Кадима"; "уловить", с помощью разных ухищрений и спецэффектов, "Ликуд" и "Авода"; равно как новые левоцентристские и гражданские протестные проекты. Из последних выделяется "Зеленые", которые по опросам, могут получить от четверти до половины "русского" мандата. Шансы остальных партий подобного рода, таких как "Сильный Израиль", антиклерикальный проект "а-ля новый Шинуй" и т.д. пока невелики. Эти же пока не определившиеся социально-ориентированные голоса, теоретически, должны стать главным объектом активных притязаний "социально-центристских" общинных списков – разумеется, в случае, если они сумеют структурироваться до выборов.
Чаще всего в этом смысле упоминают партию "Исраэль Митхадешет" (бывшая "Алия") Михаила Нудельмана, избранного в нынешний Кнессет по списку "Кадимы". Несмотря на весьма скромные результаты этой партии на муниципальных выборах, Нудельман, в расчете именно на этот электорат, намерен побороться и за места в Кнессете. Причем, похоже, что и на парламентских выборах "Исраэль Митхадешет", будет, как это было на муниципальных, де-факто выступать в качестве "партии-спутника" одной из общенациональных партий. В последние дни говорят и о создании на базе остатков инфраструктуры распущенной "Социальной справедливости" новой "русской" (или "русско-израильской") партии, но пока непонятно, имеет ли этот проект какие-то шансы на реализацию, и тем более на электоральный успех.
Что касается другой, "идеологической" половины русскоязычных избирателей, то их партийно-политические пристрастия вполне определились. У избирателей, предпочитающих общеизраильские партии с сильным "русским" крылом, явным фаворитом является "Ликуд", увеличивший свою поддержку среди репатриантов из СССР/СНГ с 3 до 4-5 мандатов за счет "русских шаронистов" из электората "Кадимы". Сторонники "идеологической русской" партии по-прежнему составляют твердое правое ядро НДИ, инфляцию которого А. Либерману удалось в свое время остановить, выведя свою партию из коалиции Ольмерта после переговоров в Анаполисе. Остальные общенациональные партии в сумме пока имеют чуть более одного "идеологического русского" мандата, причем эти голоса почти поровну делятся между левыми и правыми, а также религиозными списками.

Промежуточные выводы

Суммируя сказанное, можно заметить, что ведущими политическими силами на "русской улице" являются "Ликуд" и НДИ, которые пока мало пересекаются, и де-факто доминируют каждая в своей нише – соответственно, среди сторонников общенациональных и общинных движений. Эту тенденцию, которая находила и социально-демографическое выражение, фиксировали и опросы, согласно которым люди старшего возраста симпатизируют НДИ и ее лидеру А. Либерману, более молодые и социально устроенные репатрианты отдают предпочтение Б. Нетаниягу, а молодежь (которая часто "не верит никому"), почти в равной мере готова взвесить кандидатуры обоих лидеров.
При этом явный лидер, которому репатрианты готовы доверить руководство страной – это Б. Нетаниягу. Что же касается А. Либермана, то он в данный момент не воспринимается лидером национального уровня. Так, согласно майскому и сентябрьскому (2008) опросам Института "Мутагим", соответственно 28,5% и 37,7% репатриантов хотели бы видеть на посту премьер-министра Б. Нетаниягу, и только соответственно 13,8% и 18,7% - А. Либермана. В опросе, проведенном по заказу ИА Курсор, полуторагодичной давности соотношение было 47 на 25%. И это притом, что по уровню общих симпатий "русской улицы" А. Либерман, по данным того же исследования, опережал Б. Нетаниягу на 7% – 67 против 60%.
И, напротив, на роль партии "общинного консенсуса" кроме НДИ пока нет иных реальных претендентов. "Ликуд", который в 2001-2003 гг. был главным и бесспорным лидером на "русской улице", вряд ли пока в состоянии вернуть себе этот статус. Притом, что доля ивритоязычных граждан страны, среди сторонников А. Либермана, партия которого, согласно опросам последних дней, может по-прежнему рассчитывать на 10-12 мандатов, составляет уже не 10-15%, как в 2006 г, а более 30%. Вместе с тем, НДИ продолжает пользоваться симпатиями немалой части тех выходцев из СССР/СНГ, которые при любых обстоятельствах предпочитают голосовать за "свою" партию. Показательно, что почти половина респондентов, опрошенных институтом "Мутагим" в сентябре 2008 г. была уверена, что А. Либерман лучше других сможет защитить интересы "русских" репатриантов (на Б. Нетаниягу подобные надежды возлагали менее 5% опрошенных).
"Ликуд" и НДИ пока почти не нападают друг на друга. Тем не менее, учитывая, что Б. Нетаниягу стремится привлечь правый русскоязычный электорат НДИ, а НДИ, в свою очередь, явно намерена конкурировать с "Ликудом" за голоса "шаронистов" из бывшего электората "Кадимы", столкновения между этими партиями (если их лидеры не разделят сферы влияния, или не придут к соглашению о блоке) не за горами...

"izrus", 12.2008

Д-р Владимир (Зеэв) Ханин - сотрудник отделения политологии Университета Бар-Илан, политический комментатор радио «Голос Израиля» и телеканала "Израиль плюс".


  • Другие статьи Зеева Ханина
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria