Д-р Владимир (Зеэв) Ханин

Стратегия Израиля в контексте внутрипалестинского конфликта

Фактически идущая в секторе Газы и грозящая перекинуться на Западный берег реки Иордан гражданская война постепенно превращается из "идеологического" конфликта между "светскими националистами" из ФАТХа и "исламскими радикалами" из ХАМАСа в вооруженное противостояние между различными трайбалистскими, общинно-клановыми и религиозно-сектантскими группировками, из которых, в сущности, и состоит местное арабо-палестинское общество.

Итоги и альтернативы

Из этого в свою очередь следует ряд неутешительных для инициаторов израильско-палестинского "мирного" (ныне "политического") процесса выводов.
Во-первых, несмотря на все усилия, эксперимент по быстрой консолидации этих групп различного происхождения хотя бы в подобие единого сообщества окончательно провалился и "палестинская нация" существует лишь в воображении тонкого слоя местных арабских элит и их западных спонсоров. Во-вторых, из этого следует невозможность возникновения на палестинских территориях в обозримой перспективе относительно устойчивого режима, с которым, как в свое время с Египтом и Иорданией, можно было бы вести диалог по схеме "мир в обмен на территории". В-третьих, рушится расчет на то, что Израиль — сегодня или в ближайшем будущем — сможет в том или ином виде отделиться от палестинских арабов, предоставив им самим разбираться со своими проблемами, поддерживая при этом относительно мирный статус-кво.
В итоге израильское руководство вынуждено задуматься о радикальном пересмотре заданной еще "процессом Осло" стратегии на палестинском треке, которая, несмотря на все драматические перипетии последнего десятилетия — как до "интифады Аль-Акса", так и после ее начала, — так или иначе, исходила из реалистичности идеи "двух государств для двух народов". Сегодня же не только израильские правые, но и немало представителей левого фланга израильской политики, а также большинство центристов считают, что события, происходящие на "территориях", вполне способны вообще снять идею палестинского государства с повестки дня.
В израильских политическом и аналитическом сообществах говорят о четырех возможных альтернативах этой уже почти исчерпавшей себя идеи.
1. Повторная оккупация ЦАХАЛом сектора Газы и тех более чем 80% территории Иудеи и Самарии, которые находятся под гражданским и административным контролем ПНА, включая резкое ограничение, а возможно, и полное свертывание палестинской администрации. (Добиться на это согласия в Вашингтоне, Брюсселе и Москве, равно как и убедить в необходимости подобного шага большинство израильтян, станет возможно, если все иные опции будут очевидно нереальными.)
2. Переход Газы и Западного берега р. Иордан под контроль, соответственно, Египта и Иордании. (Понятно, что в этом случае Запад должен сделать Мубараку и Абдалле предложения, от которых им будет трудно отказаться).
3. Установление режима международного (ООН, НАТО или "ближневосточной четверки") военно-административного контроля над территориями, плотно населенными палестинскими арабами. (Это будет возможно, если подобный контроль оправдает себя в Южном Ливане.)
4. Отказ от единой линии по отношению к палестинскому арабскому населению и раздел территорий за пределами "зеленой черты" на два ("Фатахленд" на Западном берегу р. Иордан и "Хамастан" в Газе) или больше анклавов с выстраиванием Израилем (в сотрудничестве с США и/или "ближневосточной четверкой") специфической политики по отношению к каждому из них.

ООП Vs ХАМАС и дилеммы Израиля

Именно эта последняя опция, весьма близкая к "плану кантонизации" Авигдора Либермана, лидера недавно присоединившегося к правящей коалиции партии "Наш дом – Израиль", имеет шансы стать основным приоритетом правительства на палестинском треке в 2007 году.
В этих условиях официальный глава ПНА Махмуд Аббас (Абу Мазен), вокруг которого волей-неволей объединились лидеры большинства ооповских кланов, включая беглецов из Газы (типа Дахлана и Раджуба), вновь становится релевантной для Израиля фигурой. Складывается впечатление, что израильское правительство готово помочь Аббасу восстановить свой авторитет, а также консолидировать структуры ФАТХа и придать им правительственный статус с тем, чтобы, опираясь на них, он смог "навести порядок" в арабских массивах в Иудее и Самарии. Так, 25 декабря 2006 года было объявлено, что в рамках договоренностей, достигнутых между премьер-министром Израиля Эхудом Ольмертом и главой ПНА Махмудом Аббасом, Израиль готов предоставить ряд послаблений палестинцам Западного берега, включая снятие 27 из 400 блокпостов в Иудее и Самарии, препятствующих передвижению арабского населения (причем Ольмерт настаивал на необходимости этого шага, несмотря на возражения сил безопасности считающих, что эта мера может повысить мотивацию арабских экстремистов в плане попыток осуществления терактов) 1
Кроме того, правительство Израиля выразило готовность перевести 100 миллионов долларов из средств от налогов и сборов, которые, в соответствии с «соглашениями Осло», израильские власти собирали за обработку товаров для ПНА в израильских портах. (Эти активы были ранее заморожены, поскольку, будучи переданы в казну ПНА, прямиком шли на финансирование инфраструктуры антиизраильского террора.) В соответствии с нынешними договоренностями, эта сумма, которая составляет примерно совокупную месячную зарплату всех палестинских бюджетников, пойдет на удовлетворение "первоочередных гуманитарных нужд палестинского населения". Подразумевается, что эти средства не попадут в руки хамасовского правительства Исмаила Хании, а перейдут в распоряжение сохраняющих лояльность Абу Мазену силовых, партийно-хозяйственных и муниципальных структур.
Наконец, официальным гарантом с палестинской стороны достигнутого несколько недель назад соглашения о прекращении огня в Газе считается Абу Мазен, а отнюдь не Хания. Хотя именно Хания более чем кто-либо другой заинтересован и в этом статусе, и в самом прекращении операций ЦАХАЛа. Соответственно, именно Абу Мазен должен, по расчетам правительства Ольмерта, получить основные политические дивиденды от сделки по обмену Гилада Шалита на палестинских заключенных, если соглашение об этой сделке действительно реализуется.2
От Абу Мазена в качестве платы за власть, статус и относительную стабильность в своем княжестве ожидается использование остатков инфраструктуры своего влияния в секторе Газы для политического и/или силового давления на удел премьер-министра Исмаила Хании и действующие на его территории террористические группировки. По некоторым данным, представители израильского правительства уже намекнули, что они "выразят понимание", если большая часть 100-миллионного израильского транша пойдет на "укрепление мотивации" президентской гвардии и других связанных с главой ПНА вооруженных формирований. С этой же целью Израиль согласился на передачу Египтом партии вооружений для связанных с ФАТХом структур. (Правда, все три стороны заявили об отсутствии такого рода соглашения.)
Тем не менее, в правительстве Израиля нет единой точки зрения на то, как далеко можно зайти в этой игре на внутрипалестинских противоречиях, по крайней мере, в отношении ситуации в секторе Газы. Впрочем, в отличие от оппозиции (правый фланг которой требует вообще свернуть структуры ПНА как в Газе, так и на Западном берегу, а левый – вести переговоры "без предварительных условий" со всеми, включая лидеров ХАМАСа), разногласия в правящей коалиции носят не столько идеологический, сколько оперативно-тактический характер.
Это, в частности, видно по реакции членов израильского военно-политического кабинета на попытки лидеров ХАМАСа сбить накал внутреннего конфликта привычным методом интенсификации антиизраильской деятельности якобы неконтролируемых Ханией фракций боевого крыла ХАМАСа, а также "Исламского джихада", который, по данным израильских спецслужб, и несет ответственность за подавляющее большинство обстрелов израильской территории в последние недели. (С момента провозглашения прекращения огня этими боевиками было запущено по Израилю более 55 ракет "Касам", одна из которых упала на территорию стратегического объекта в промзоне Ашкелона, другая разорвалась в одном из населенных пунктов Западного Негева возле детского сада, где в это время находились дети, а третьей были тяжело ранены двое детей в многострадальном Сдероте.)
С точки зрения премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, фатховская верхушка понимает, что ХАМАС угрожает их политическому и физическому существованию сегодня намного больше, чем Израиль. Потому военное вмешательство последнего в ситуацию на этом этапе будет контрпродуктивно, нужно дать возможность выполнить максимально возможный объем работы силовикам Абу Мазена. Следовательно, Израиль должен строго придерживаться соглашения о прекращения огня.
В противоположность Ольмерту Амир Перец, лидер основного коалиционного партнера правящей Кадимы — партии Труда, который как министр обороны является основным объектом критики за ситуацию в сфере безопасности на юге страны, выступил за изменение правил открытия огня. Перец, который, в принципе, вполне готов дать шанс Абу Мазену, не уверен, что проблему можно решить без параллельного возобновления практики точечной ликвидации палестинских боевиков, готовящихся обстрелять Израиль "касамами". По его мнению, именно "бездействие ЦАХАЛа привело к тому, что террористы "Исламского джихада" гордо ходят по улицам Газы как национальные герои". Примерно те же мнения высказали и министры от входящих в коалицию партии пенсионеров "Гиль" и партии сефардов-традиционалистов ШАС. Подобные же голоса раздаются и в самой правящей Кадиме3.
В правительстве Израиля, однако, есть и те, кто отчасти разделяет опасения правой оппозиции, что Абу Мазен на каком-то этапе вполне способен "сыграть в игру" Арафата и обратить предоставленное оружие и ресурсы против Израиля. Поэтому эти министры в той или иной мере солидарны с позицией высшего военного руководства страны, согласно которому ЦАХАЛ, невзирая на активы и интересы Абу Мазена, должен провести намного более масштабную антитеррористическую операцию в Газе. Так, министр стратегического планирования Авигдор Либерман, лидер партии "Наш дом – Израиль", формально занимающей наиболее правый фланг "центристской коалиции" Ольмерта, потребовал провести хорошо подготовленную армейскую операцию по зачистке районов, где действуют ракетчики. При этом подобная акция, по его мнению, "должна быть тщательно продумана и не может проводиться только для того, чтобы успокоить общественное мнение в стране". Впрочем, и Либерман, несмотря на свои жесткие заявления, тем не менее, считает, что нынешнюю игру на палестинском поле следует попробовать отыграть до конца4.
Судя по всему, если не случится ничего экстраординарного, операция того или иного масштаба ЦАХАЛа в Газе – дело почти решенное. Помимо почти консенсуса по этому вопросу в военном и политическом руководстве Израиля, существует и хороший шанс получить согласие США, а также, неофициально, европейцев, египтян и даже лидеров ФАТХа. Правительство Израиля уже начало дипломатическую подготовку возможной "зачистки Газы": в конце декабря министр иностранных дел Ципи Ливни поручила послу страны в ООН Дани Гиллерману подать официальную жалобу на ракетные обстрелы Израиля со стороны Газы и предупредить международное сообщество, что "терпение Израиля не беспредельно" и страна может предпринять действия в соответствии со своим правом на самооборону, как это предусмотрено ст. 51 Хартии ООН.

"Two states solution" для палестинцев

Итак, если события будут развиваться в указанном направлении, идею палестинского государства, по крайней мере, в том виде, как она мыслилась в начале "процесса Осло", можно считать надолго, если не навсегда сданной в архив. На практике это означает, что территория, ныне находящаяся в ведении ПНА, на первом этапе будет фактически разделена на два анклава – один на Западном берегу р. Иордан, другой в секторе Газы – с пониженным, по сравнению с ПНА, статусом субъектов международного права или вовсе лишенным этого статуса и находящимся под протекторатом Израиля, а также США и/или "ближневосточной четверки", а возможно, также Иордании и Египта.
Подобное решение потребует усиления израильского присутствия как в Иудее и Самарии (где после почти десятилетнего перерыва правительство предприняло первые, пока весьма ограниченные усилия по укреплению существующих еврейских поселений), так и в Газе. Там, по мнению военных, следует восстановить прямой контроль ЦАХАЛа над стратегическими точками района. Речь, в частности, идет о так называемом филадельфийском коридоре вдоль границы сектора с Египтом, которая, почти без противодействия со стороны египетских властей, стала основным каналом снабжения палестинских боевиков в Газе оружием, деньгами и "инструкторами" из международных террористических сетей. Кроме того, часть генералов и политиков не исключают необходимости создания "коридоров безопасности" на севере сектора (на месте ликвидированных в августе 2005 года в ходе "размежевания" еврейских поселений Дугит и Алей Синай, которые, в сущности, были дальними южными пригородами Ашкелона) и, возможно, на его западе.
Разумеется, на данном этапе ни у кого нет уверенности, что идея создания двух квазигосударств палестинских арабов рядом с еврейским государством Израиль окажется более реалистичной, чем прежние проекты урегулирования конфликта. Однако в свете того, что международное сообщество практически смирилось с подобной перспективой в Ираке, "продать" этому сообществу данную идею будет, пожалуй, проще, чем когда-либо ранее. ----------------------------------------------------------
1Aluf Benn. PM: Palestinians will soon feel major improvement in their lives. Ha'aretz, 26/12/2006
2 Herb Keinoh. Israel ready to free many prisoners. Jerusalem Post, 2 January 2007.
3Ronny Sofer. Gov't ministers: Time to respond to Qassams. Ynet, 25/12/2006.
4Интервью А. Либермана программе "События дня" радиостанции "Радио Тель-Авив", 28 декабря 2006 г

"Институт Ближнего Востока", 8.01.2007

Д-р Владимир (Зеэв) Ханин - сотрудник отделения политологии Университета Бар-Илан, Израиль.


  • Другие статьи Зеева Ханина
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria