Шимон Бриман



Еврейская мистика ливанской войны

За военными, экономическими и политическими составляющими нынешней ливано-израильской войны скрывается малозаметная духовно-мистическая сторона. Израильские и мировые СМИ рассказывают о ракетных ударах, танковых рейдах и потоках беженцев, не обращая внимание на то, что период «летней войны» 2006 года точно приходится на особый отрезок в еврейском календаре.
Согласно многовековой еврейской традиции, имеется драматический трёхнедельный период от 17-го числа еврейского месяца тамуз до 9-го числа месяца ав. Две эти даты указаны в Торе (Пятикнижии Моисеевом) в качестве рубежных отметок, когда еврейский народ согрешил и спровоцировал на себя гнев Творца.
17-го тамуза происходит грех создания «золотого тельца», когда часть евреев, не дождавшись Моисея с горы Синай, сотворяет золотой идол и пляшет вокруг него. В этот же день Моисей спускается с горы и, видя «золотого тельца» разбивает полученные от Всевышнего две «скрижали завета» с десятью заповедями. 9-го ава происходит «грех разведчиков»: из двенадцати разведчиков, посланных Моисеем из пустыни в Землю Израиля, десять клевещут на Землю Обетованную. Лазутчики заявляют, что страна-то прекрасная, но она населена «великанами» и евреи не смогут её завоевать. В народе начинаются паника и рыдания, на что Творец отвечает: «В эту ночь вы плакали без причины. Теперь в будущем у вас будут причины плакать в эту ночь».
Еврейская история добавила к этим двум датам дополнительную трагическую окраску. Перед разрушением Первого Иерусалимского Храма вавилонянами в 586 году до н.э. 17-го тамуза прекратилась храмовая служба, а перед разрушением Второго Храма римлянами в 70 году н.э. в этот же день была проломлена стена вокруг столицы. С датой 9-го ава связаны самые печальные события древней еврейской истории: оба храма в Иерусалиме были разрушены в разные века, но в один и тот же день (!) – девятого ава.
Таким образом, трёхнедельный отрезок с 17-го тамуза по 9-е ава рассматривается в иудейской традиции как полутраурный период скорби по потерянному Храму. Верующие евреи в эти дни ограничивают себя в радостях и удовольствиях; многие не стригутся, не бреются, не едят мясо в будни, не купаются в море, не покупают новых дорогих вещей, не устраивают свадеб. Две даты, ограничивающие этот период, являются для иудеев постами с полным запретом на еду и питьё.
Указанный полутраурный отрезок имеет в еврейской традиции особое название – «бейн ха-мецарим» («меж теснин», «между бедствий»). Название взято из Библии («Плач Иеремии»): «Все преследователи настигали её меж теснин» (Израиль и Иерусалим на иврите – женского рода). Этому периоду сопутствует мистическое ощущение того, что еврейский народ зажат между бедствий, что враги сжимают кольцо преследований. Еврейские мудрецы всегда говорили, что во время «бейн ха-мецарим» народ Израиля наиболее ослаблен и подвержен ударам своих врагов.
Утром 12 июля 2006 года в промежутке времени между 9:05 и 9:35 боевики «Хизбаллы» нарушают международно признанную государственную границу между Ливаном и Израилем, обстреливают из миномётов северные города Израиля, взрывают пограничный джип и танк, убивают солдат Армии Обороны Израиля и похищают двоих раненых солдат АОИ. К вечеру того же дня под обстрелом минометов и установок залпового огня «Хизбаллы» находятся уже все города севера Израиля; в течение следующих суток ливанские ракеты летят в Хайфу, Тверию, Назарет, Кармиэль, Цфат. По еврейскому календарю это и был день 17-го тамуза.
Нынешняя война в точности началась и проходит в периоде «бейн ха-мецарим». Израиль на самом деле оказался между бедствий: южный фронт против ХАМАСа в секторе Газа и северный фронт против «Хизбаллы». Плюс «дамоклов меч» Сирии и Ирана по соседству. Знал ли шейх Насралла о том, что на мистическом уровне евреи наиболее ослаблены в это время года? Возможно, знал и специально планировал свою агрессию против Израиля. Ведь точно так же сделали арабские страны в 1973 году, напавшие на Израиль в Судный день – самый святой для евреев день поста и покаяния.
Еврейское государство оказалось «меж теснин» по многим параметрам. Война на два фронта, боевые действия в буквальном смысле между гор и теснин Южного Ливана. Оборонительная война, когда Армия Обороны Израиля вынуждена сражаться «меж теснин» мирового общественного мнения. Израильский Генштаб зажат между желанием сократить число потерь среди своих солдат и неприменением полной огневой мощи АОИ во избежание гражданских потерь в Ливане и криков зарубежных умиротворителей. Израильское правительство зажато «между бедствий»: давление ООН, обстрелы десятков северных городов ливанскими «катюшами», внутренние протесты левых экстремистов-пацифистов, начинающаяся усталость тыла (сотни тысяч людей устали сидеть в бомбоубежищах и вздрагивать от воя сирен).
Израиль оказался в периоде между «грехом золотого тельца» и «грехом разведчиков». Золотой телец для многих израильтян - это сытое и развитое «общество потребления», потеря чувства общенациональной солидарности, отрыв элиты от малообеспеченных слоёв, желание истеблишмента идти на любые уступки арабам. Грех современных «разведчиков» повторяет преступление их древних предшественников: нежелание завоевать и удержать Землю Обетованную, неверие в поддержку Творца на этом пути.
В этой войне имеется и самый натуральный «грех разведчиков». Знаменитая израильская разведка или проглядела, или недооценила дальность, боевую силу и количество ракет у боевиков «Хизбаллы». Под носом у АОИ вдоль всей границы на ливанской стороне были возведены бетонированные укрепления, склады оружия, узлы связи и подземные командные пункты боевиков. Разведка Израиля упустила появление у террористов иранских противокорабельных ракет.
Согласно еврейской традиции, внутри этого трёхнедельного периода есть наиболее тяжёлый отрезок – с 1 по 9 ава, включая сам апогей трагедии (Девятое ава - день разрушения Иерусалимского Храма). В переводе с еврейского календаря на григорианский, первое ава началось в ночь с 25 на 26 июля. Эти сутки характеризовались самыми кровопролитными боями между АОИ и боевиками «Хизбаллы» у ливанского города Бинт-Джбэйль. Бои продолжаются уже третьи сутки. В этот же день произошли массовые ракетные атаки против Хайфы, Тверии, Цфата, Нагарии и других городов. В эти же дни резко ухудшилось состояние здоровья бывшего премьер-министра страны Ариэля Шарона, который многими израильтянами воспринимается как «дедушка нации».
Еврейская духовная традиция в случае с периодом «бейн ха-мецарим» не только предупреждает о воможных бедствиях для Израиля, но и даёт некий оптимистический сигнал. Ведь у любых неприятностей, у любой чёрной полосы есть начало и конец. В этом году Девятое ава и окончание отрезка «меж теснин» приходится на 3 августа. Будет интересно проверить, улучшиться ли положение Израиля после этого числа.
Важно отметить, что у сегодняшних израильтян сохраняется стойкость и вера в победу и в свою правоту в этой войне. Высотный дом по соседству с моим пострадал вчера в Хайфе от попадания ливанской ракеты. На всех восьми этажах взрывной волной были вырваны жалюзи и разбиты окна. Уже сегодня утром в почерневших оконных глазницах жильцы по своей инициативе укрепили израильские государственные флаги.

Фото автора. На снимке: дом в Хайфе – через день после попадания ракеты

27.07.2006


Hosting by TopList Rambler Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Дизайн: © Studio Har Moria