рав Моше Цуриэль

О ненависти к этим явным злодеям – мнение рава Кука

Отрывок из сборника "Эрец Хемда", 1994 г.

В 1985 году я опубликовал брошюру «Хен ам левадад ийшкон» (между прочим в ней я упоминаю способы выявления различных групп Эрев Рава), а в 1989 году книгу «Оцрот хаРаийа». В ней на листе 64 я разъясняю мнение рава Кука об Эреве Раве. В обоих случаях мои оппоненты заявляли, что по их мнению, приписываемое мною раву Куку, не является его позицией. Заявляли, что могут процитировать высказывания рава Кука, прямо противоположные моим утверждениям. Это стоит обсудить. Великий мудец, а им несомненно был рав Кук (ЗЦ''Л), оставил после себя множество высказываний. Иногда создается впечатление, что некоторые из них противоречат друг другу. Такое мы находим и в высказываниях Наших Мудрецов. Но всякий, кто изучал Тосафот знает, что «окамитот» - установления, привязаные к определенным ситуациям, и такой инструмент рассуждений как «Аха бемаи оскинан» («когда мы занимаемся этим именно здесь») – позволяют утверждать, что верны все высказывания. Есть ситуации, когда применимы одни из них, а есть когда применимы другие. Но тот, кто делает селекцию, то есть отбирает определенное высказывание, и не обращает внимание на другие высказываня, в которых не заинтересован, не идет путем Торы, он грешит против истины.
Да, рав Кук действительно говорил, что подобно тому как разрушен был Храм беспричинной ненавистью, так и отстроен он будет беспричинной любовью («Охак», 3, 324), Действительно, призывал рав Кук любить каждого сына и каждую дочь Израиля, даже если они не хотят идти с нами ( там же 317-318). Говорил, что надо ненавидеть злодейство, а не злодея («Мидот хаРаийа», «Ахава», раздел 5). Но у него есть и прямо противоположное высказывание: «Те, у кого отсутствует чувство ненависти к злодею, могут уподобиться ему и пострадать... для души это чувство подобно обуви, предохранющей ее от окружающей грязи» («Охак», 3, 334). Противоречие между этими высказываниями очевидно!
Объснение мы нашли в «Гнизей хаРаийя» при обсуждении барайты, посвященной Хануке (лист 8): «Ненависть к злодейству (действиям и принципам как таковым) ... с необходимостью должна быть выражена в самом начале барайты вместе с ненавистью к злодеям (людям). Только после этого призыва она несколько подслащивается мудрыми пояснениями о благородной чистоте, к ненависти к самому злодейству. Но в начале барайты приводится в конкретной форме - если ненавидеть лишь абстрактное злодейство, никогда не будет возможности действовать, даже против этого абстрактного злодейства. Ведь отсутствие ненависти к злодеям скрывает ненависть к самому злодейству и вся ценность призыва проблематична. Здесь спотыкались очень многие, спотыкались потому что пытались ненавидеть злодейство благородно, а игнорирование ненависти к самим злодеям приводило к любви к ним. И из-за любви к злодеям в конце концов начинали любить и само злодейство!...
Если любят злодеев то, из-за слабости человека, появляется и любовь к злодейству. Поэтому мы обязана ненавидеть злодеев, чтобы могли ненавидеть злодейство» («Гнизей хаРаийа», «Ханука», лист 8).
Другими словами - все что писал рав Кук в своих трудах «истинно и крепко и верно и действительно». Но писал он для людей различных уровней, на которые разделяется народ Израиля. Для каждого человека - в соответствие с его уровнем. Возвышающие и приятные слова рава, приведенные в конце тома «Орот хаКодеш», предназначались для тех кто уже прошел средний уровень, для тех кто уже свободен от власти вожделений, тех кто уже чист от страсти к стяжательству, свободен от пристрастию к пустословию. И, понятно, для тех кто компетентен в Устной Торе и постановлениях мудрецов - путеводителями Израиля для всех поколений, поскольку «не может простолюдин быть праведником». Невозможно достичь высоких уровней в любви к Израилю, если человек не высокообразован, и т.д. Конечно, изучавшие Каббалу знают, что и зло, которое причиняют нам злодеи, на самом деле не является абсолютным злом, оно ведет к избавлению, зло пробуждает силу реакции, выводящую нас на самые высокие уровни совершенства. Поэтому обладатели благородной души и глубокого понимания могут исполнять как руководство к действию эти цитаты рава Кука о любви к большим злодеям (но и они сначала должны пройти этапы ненависти к злодеям и только после этого подняться на более высокие уровни, поскольку невозможно пере­пры­ги­ва­ние). Есть простой способ самопроверки для критиков, - соответствуют ли они сами высокому уровню безграничной любви к нашим еретикам. Ведут ли они себя также к другим группам (оппонентам)? Например, любили ли они так Сатмарского Адмора, на пике его борьбы с государством? Любили ли они так в свое время чудесной сверхъестественной любовью рава Меира Кахане (ФЩ'У)? Любят ли они «харедим» - противников сионизма и государства, например Бельцских, Гурских, Бреславских хасидов? Любят ли они сегодня в такой форме тех, кто не разделяет их мнение? Только когда человек может сказать, что относится одинаково ко всем (а не только абстрактно к обладающим властью злодеям, с которыми у него нет прямого контакта) можно поверить, что этот человек достиг высшего уровня рава Кука.
Рав Кук сам ограничивал слишком широкое понимание своих высказываний и слишком радужные ожидания от их применения: «И запас терпения... Сейчас мы торопимся заключить в объятья любви каждую душу из дома Йаакова, страстно желая увидеть радость нашего народа, похвастаться нашим наследством» («Арафлей Тохар», 96-97). «И каждого суметь оправдать, даже виновного, если только он не желает отделиться от всей нации, не желает присоединиться к нашим ненавистникам» («Игрот», 1, 311)». Понятно, что если кто-то помогает нашим арабским врагам достичь их национальных целей, готовит солдат для убийства наших братьев, не такого человека имеет ввиду рав Кук. Отрицающий это невнимательно читает текст.
А теперь самое интересное высказывание: «Нельзя отвергать 'заблудшие души', до тех пор пока они не рвутся к захвату основ, то есть пока не претендуют на руководство нацией, на внедрение 'нового образа жизни', заимствованного из обихода современной Европы, который ничто иное как шитое поддельным золотом покрывало, маскирующее развалины старого идолопоклонства и его низменную нечистоту, идолопоклонства против которого мы боремся и будем бороться изо всех сил, вдохновленные духом Всевышнего». («Игрот», 3,157).
Высказывание состоит из двух частей. Вначале рав Кук пишет: «Нельзя отвергать 'заблудшие души'». Но он же пишет, что этого нельзя делать только при условии, что они не проявляют инициативы по захвату руководства нацией, чтобы вести ее «по пути европейской цивилизации». Но если действительно вознамерятся сделать это, «чтоб о таком никогда ни услышать», то действительно надо отвергнуть их. Итак, мои оппоненты по проблеме Эрев Рава основываются только на первой части высказывания и не желают обращать внимание, что для нашего времени (1994 год) важна и вторая часть. Хотя сам рав Кук был весьма предусмотрителен напоминая об изменении ситуации!
И когда рав Кук писал о единстве нации он упоминал об исключении: «За исключением полных злодеев, беззастенчиво нарушающих закон» («Орот», лист 169). То есть, ясно говорится, что существуют «полные злодеи». Тому, кто не понимает о ком идет речь, стоит обратиться к комментариям Рамбама к Мишне, конец Трактата Санхедрин.
Итак, не следует думать, что рав Кук не разделяет мнение Мудрецов, и Ришоним и Ахароним, по вопросу отношения к злодеям и еретикам. Это сложная профессия – трактовать Тору. Нельзя считать, это Тора начинается с рава Кука, и не обращать внимание на все, что было до него и вне его. Несомненно, что его утверждения соответствуют и поддерживаются мнением Мудрецов всех предшествовавших поколений. Он был первый, кто заявлял об этом. Но мы должны очень внимательно изучать тексты, находить условия, причины, вызывающие различия в использованных выражениях и применениях. Только путем внимательного неторопливого рассудительного изучения мы найдем истину. И оправдаем взятую на себя святую миссию.
Перевод Б.Новака
06.2007


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria