Роман Янушевский

Революции делаются тихо

В министерстве главы правительства работают эксперты, занимающиеся углубленным изучением проблем и разработкой программ по заданию премьер-министра. Их координатором выступает генеральный директор министерства Эяль Габай.
Нередко к разработке национальных программ привлекаются чиновники других министерств. Так, под эгидой министерства главы правительства действует национальный совет по экономике, возглавляемый экономическим советником Биньямина Нетаниягу профессором Евгением (Юджином) Канделем, объединяющий экспертов ведущих министерств и ведомств.
Этот совет разработал программу по вовлечению ультраортодоксов в жизнь израильского общества - шаг, необходимость которого назрела давно. Перед разработчиками стояла непростая задача привлечения очень консервативной части населения нашей страны к исполнению воинской обязанности или прохождения альтернативной службы, а также их более активного участия на рынке труда, не забывая о том, насколько чувствительно эти люди относятся к любым переменам.
Но харедим становится все больше, и они уже не маленькая группа, остро нуждающаяся в защите, как во времена Бен-Гуриона, а активно развивающийся сектор израильского общества с растущим влиянием. Необходимость перемен начали понимать и внутри ультраортодоксальной общины.
После того как правительственная программа была утверждена на заседании кабинета, премьер-министр Биньямин Нетаниягу заявил, что речь идет об историческом решении. По его словам, оно будет способствовать не только вовлечению харедим к исполнению гражданского долга и их более полной интеграции на рынке труда, но также восстановит равенство в распределении обязанностей между различными группами населения в Израиле.
Программа, разработанная экспертами национального совета по экономике и чиновниками министерства главы правительства и утвержденная министрами, предусматривает увеличение к 2015 году количества призывников-ультраортодоксов вдвое. Планируется увеличение их числа до 4800 человек.
Предполагается, что половина из них будут служить в ЦАХАЛе, а остальные пройдут альтернативную службу в полиции, пожарной службе, службе «скорой помощи» (МАДА) и т. д. Специально для этого будет расширен проект "Ха-Шахар", действующий в ЦАХАЛе с 2007 года, доказавший свою эффективность: прошедшие через него получают в армии профессиональную квалификацию и выходят на рынок труда подготовленными, с опытом работы.
Сообщается, что правительство выделило 130 миллионов шекелей на создание соответствующих условий для призыва ультраортодоксов на армейскую службу, и дополнительные 70 миллионов шекелей будут выделены Управлению альтернативной службы.
Эта программа, которую на протяжении двух лет разрабатывала группа экспертов из нескольких министерств и ведомств, является частью более широкого исследования, рассматривающего возможность привлечения харедим на рынок труда.
Известно, что служба в ЦАХАЛе является важным фактором внутреннего ощущения себя израильтянином. Но харедим, часть из которых официально не признает современное еврейское государство, считая его «некошерным», потому что оно было создано и работает не так, как предсказано в Торе, лишаются важного, если не необходимого элемента израильской самоидентификации.
Более того, это закреплено в законодательном порядке: в 2002 году был принят так называемый «закон Таля». По нему представитель ультраортодоксальной общины по достижении им 18-летнего возраста имеет право заявить, что «торато омануто», то есть он посвящает жизнь изучению Торы. С просьбой об освобождении от прохождения воинской обязанности он обращается к министру обороны и обязан обновлять ее каждый год.
Тем самым молодой человек берет на себя обязательство проводить не менее 45 часов в неделю в йешиве и не работать, а израильское общество теряет его в двух важных ипостасях - как военнослужащего и как работника. Соответственно, увеличивается его зависимость от различных пособий…
"Вести" обратились к одному из разработчиков правительственной программы по интеграции харедим, старшему экономисту национального совета по экономике Хагаю Левину, чтобы прояснить ее детали.

- Может ли данная программа стать альтернативой «закону Таля»?

- Разработанная программа не заменяет собой «закон Таля», но дополняет его. Она расширяет рамки для желающих служить в армии и проходить альтернативную службу в полиции, пожарной охране и тюрьмах, где харедим получат профессию, с которой затем смогут выйти на рынок труда.
На данный момент изменить закон нельзя, к этому еще не готовы. Но нет необходимости воевать с противниками отмены «закона Таля». Комиссия, проводившая подготовительную работу, прежде чем этот закон был принят, изначально предусматривала его более широкое применение, ведь он не заставляет всех ультраортодоксов отказываться от прохождения службы в ЦАХАЛ - это делают только желающие учить Тору.
Вообще-то «закон Таля» подразумевает, что есть харедим, желающие служить и стать полноценной частью израильского общества. Так оно и есть - многие из них хотят работать и не готовы мириться с бедностью и нуждой. А армейская служба - это прекрасный способ для того, чтобы получить профессию и навыки. Отслужив в армии, ты получаешь еще и связи, что при попадании на рынок труда дает тебе немало преимуществ.
Поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы у ультраортодоксов появилась возможность служить. Кстати, комиссия Таля как раз настоятельно рекомендовала это. И если кто-то не готов или не может проходить срочную службу, пусть у него будет возможность прохождения альтернативной службы, очень похожей на национальную.

- В чем отличие альтернативной службы от национальной?

- Организационно обе службы находятся в ведении Управления альтернативной и национальной службы. Их проходят те, кто не хочет или не может проходить срочную службу. К тому же альтернативная служба фигурирует в «законе Таля».
Основное различие в том, чем призывник занимается во время службы. Национальная служба обычно имеет социальную направленность - например, работа в больничных кассах или государственных организациях, оказывающих социальную помощь, а альтернативная больше связана с укреплением гражданской безопасности: работа в полиции, тюрьме, Службе тыла - подготовка к чрезвычайным ситуациям. Это актуально, потому что Вторая ливанская война показала слабую защищенность тыла в кризисных условиях, и было много критики в ее адрес. Сейчас идет укрепление тыла в сочетании с большей интеграцией ультраортодоксов в израильское общество.

- Какие возможности предоставляются для желающих служить в армии?

- Одной из основных идей, которой руководствовались разработчики «закона Таля», - создание таких рамок, чтобы харедим захотели служить. Вплоть до недавнего времени у них не было подобной возможности.
«Закон Таля» был принят в 2002 году, но лишь в 2007 году заработала армейская программа «Ха-Шахар» и появилась возможность проходить альтернативную службу. Развитие этих важных проектов затормозилось к 2010 году, потому что на них требовалось немало денег, а у армии их не было. К тому же речь идет о национальной программе - ее должно было инициировать правительство, а не ЦАХАЛ.
И вот разработка программы завершена, правительство утвердило ее, выделив 130 миллионов шекелей ЦАХАЛу на создание соответствующих условий для привлечения харедим в рамках боевого подразделения «НАХАЛ-хареди» и проекта «Ха-Шахар». Дополнительные 70 миллионов шекелей будут направлены Управлению альтернативной и национальной службы. У разработанной программы есть два серьезных преимущества - прошедшие через нее харедим не только служат, но и выходят на рынок труда.
Интересно, что и в армии, и в Управлении альтернативной и национальной службы через два года после запуска проекта говорят одно и то же - многие харедим готовы и хотят служить, а после демобилизации обеспечивать себя самостоятельно, без помощи государства.
Проведенная проверка показала, что через год после окончания программы "Ха-Шахар" 80 процентов прошедших через нее трудоустроены. Остальные учатся, но и среди них найдутся желающие работать, а значит, платить налоги.

- В чем суть программы «Ха-Шахар»?

- Это программа ЦАХАЛа, целью которой является создание приемлемых для харедим условий службы. У ультраортодоксов немало особых потребностей, и армия идет навстречу, хотя это и заняло время. Харедим предоставляется еда высшей степени кошерности - "глат кошер". Несмотря на то что в ЦАХАЛе еда кошерная, это подходило не всем.

- То есть харедим служат на особых закрытых базах?

- Нет, на обычных воинских базах. Тем не менее их стараются направлять в подразделения, укомплектованные только мужчинами, стараются, чтобы командир был парень, а не девушка.
Помимо всего прочего военнослужащие-ультраортодоксы не менее часа в день обязаны посвящать изучению Торы. И это дает армии дополнительную легитимацию в глазах раввинов. Кстати, некоторые харедим признаются, что за время армейской службы узнали Тору лучше, чем до нее.

- На какой срок призываются ультраортодоксы в армию?

- В зависимости от возраста призывника. Если ему не исполнилось 22 года, то он служит, как и все, - три года. А если позже и он обзавелся семьей, тогда у него есть выбор.
В первом случае он может выбрать службу в компьютерном подразделении. Многие стремятся попасть туда, хотя это требует высокой квалификации и специальных знаний. Но в процессе службы военнослужащий приобретает необходимые знания и навыки, а в конце получает востребованную профессию, с которой сможет легко устроиться на высокооплачиваемую работу после демобилизации. Сделав выбор в пользу компьютеров, призывник-ультраортодокс в возрасте старше 22 лет обязан отслужить 23 месяца, но получает возможность продлить службу до трех лет.
Если компьютеры ему не по душе, он может выбрать второй путь, при котором обязан отслужить всего 18 месяцев, но при этом может получить другую профессию - например, водителя или техника.

- Сколько человек принимает участие в программе "Ха-Шахар"?

- Когда она открылась в 2007 году, в ней были заняты от силы сорок человек. На сегодняшний день в год через нее проходит свыше четырехсот человек. В боевой бригаде «НАХАЛ-хареди» в 2007 году служили двести человек, а сегодня около пятисот человек в год.
Правительственная программа планирует в 2015 году увеличить количество ультраортодоксов в армии до 2400 человек в год, и примерно столько же харедим будут проходить альтернативную службу, которая в 2007 году начиналась с 70 человек. Итого в 2015 правительство хочет задействовать 4800 представителей этого сектора, на это выделен необходимый бюджет.
Мы проверили и скоординировали планы с ЦАХАЛом, и нам сказали, что это вполне реально. Там полагают, что сам факт службы ультраортодоксов помогает привлечь следующих - новых призывников. В 2007 году это было очень непросто, и община воспринимала все неоднозначно. Бывали случаи, когда военнослужащие возвращались на побывку домой в Модиин-Илит или Бейтар-Илит, а их не пускали в автобус в армейской форме.
Но постепенно это начинает восприниматься нормально, ими уже гордятся. А мэр города Эльад, населенного ультраортодоксами, несколько месяцев назад провел специальную конференцию, на которую пригласил этих ребят, прошедших армию и альтернативную службу, а также открыл для них синагогу в городе. В общем, на наших глазах происходит драматический перелом в ультрарелигиозной общине.

- Каков процент харедим исполняет воинскую и гражданскую обязанности?

- Общее количество военнообязанных ультраортодоксов, которым в этом году исполнилось 18 лет, порядка 5500 человек. Из них призывается около десяти процентов. Напомним, что призваться в армию они могут не только в 18 лет, но и позже.
Программа рассчитана на то, что в 2015 году гражданский долг будут исполнять 4800 ультраортодоксов, в то время как общее число 18-летних харедим составит около семи тысяч человек. Остальные будут учиться в йешивах в соответствии с «законом Таля». Мы ожидаем в свете нынешних тенденций, что прохождение армейской или альтернативной службы станет играть более важную роль в этой общине, и если 60 процентов харедим пройдут через ЦАХАЛ - это серьезный успех. Напомню, в 2007 году из 4500 человек отслужило от силы триста.
Что касается правительственной программы, то перед нами стоят важные цели, есть четкая статистика, которой мы оперируем, и будет легче вносить коррективы, если что-то не заладится. Мы впервые открыто берем на себя обязательства и открыты для общественной критики. Это ответственность.

- В чем залог успеха программы?

- В израильском обществе сложившаяся ситуация вызывает немало эмоций, когда ультраортодоксы не служат и не работают. Но мы вслед за комиссией Таля пришли к выводу, что нужно действовать с умом, а не оказаться правыми. Харедим - это часть нашего общества и чуда воссоздания Израиля после тысячелетий рассеяния. Да, наше государство создавалось как светское, а в Катастрофе погибла немалая часть нашего народа, в том числе многие знаменитые йешивы. Для этого Бен-Гурион и создал для ультраортодоксов особые условия - чтобы община смогла возродиться.
Мы поняли, что если давить на ультраортодоксальную общину, то получим результат, обратный от желаемого. Поэтому было решено, что служить должны только те, что хочет. Так, с призывниками разговаривают наедине, чтобы узнать их желания. И раввины, когда им не нужно озвучивать мнение публично, благословляют нашу инициативу. Они понимают, что сложилась тупиковая ситуация, и хотят, чтобы их община стала независимой, но говорят, что подобные перемены следует претворять в жизнь без деклараций, тихо. Если это будет делаться с помпой, они будут вынуждены протестовать. Поэтому мы решили использовать сложившуюся ситуацию, создав соответствующие условия. Мы понимаем, что ультраортодоксальная община очень консервативна, и ей нелегко принять такое решение - здесь с подозрением относятся к переменам.

- Почему сдвиги происходят именно сейчас?
- Все понимают, что так больше продолжаться не может. Они в нужде, это обуза для Израиля и для них. Через десять-двадцать лет харедим составят 20 процентов израильского общества. А социальные пособия им урезали в 2003 году, и они не могут больше на них полагаться.
С другой стороны, ультраортодоксы никогда не жили только на пособия. Они получали пожертвования из-за границы, преподавали, развивали внутреннюю экономику. Здесь есть уникальные ремесла - например, производство мезуз, которые затем продаются еврейским общинам в других странах.
Но эта община быстро растет. В каждой семье в среднем шесть детей. А количество пожертвований стало даже меньше из-за глобального экономического кризиса. А сколько мезуз можно продать за границу? В общем, источники дохода истощаются.
Сегодня мы этого не помним, но еще 20-30 лет назад харедим работали. Нынешняя ситуация сложилась в 1980-е годы. Возможно, это связано с повышением социальных пособий или тем, что сектор ушел глубже в религию. Ультраортодоксы полагались на деньги родителей, но те уже состарились и не могут им больше помогать. Поэтому они и сами захотели решить проблему, от чего выиграет все израильское общество.

"Вести", 01.2011



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria