Д-р Моше Яновский

Реформа образования по Нетаниягу: капитуляция перед чиновниками и профсоюзами-монополистами

Действующий председатель Ликуда обнародовал свою программу по реформированию образования в Израиле.
Приверженность Беньямина Нетаниягу идее качественного образования по фундаментальным дисциплинам и воспитанию еврейского (сионистского) самосознания поддержит почти любой израильтянин. Включая даже вменяемых левых. Намерение учесть передовой иностранный опыт, на первый взгляд, также вполне разумно.
Даже странный на первый взгляд факт – программа реформ разваливающейся  у нас на глазах системы образования представлена почти исключительно русскоязычной публике – имеет разумное объяснение. Именно "русские" наиболее озабочены состоянием образования в стране и среди них найдут наиболее сильный отклик заявленные автором цели.
Нетрудно понять и ряд иных странностей.
Расшаркивания перед ВСЕМИ учителями, обещание удвоения зарплаты, которая в государственных школах (судя по зарплатам их коллег в автономных школьных системах) и без того уже много выше рыночной объясняется печальным опытом предыдущих реформ Нетаниягу. Сопротивление групп, терявших привилегии  в результате реформ блокировало многие из них и наносило тяжелые удары по карьере бывшего премьера. Однако, вместо того, чтобы преодолеть это сопротивление, как поступали все известные успешные реформаторы (от Тэтчер в Великобритании до Лаара в Эстонии) Биби каждый раз шел на бесконечные уступки. Уступки лишь придавали сил оппонентам реформ и Нетаниягу, вместо ответных любезностей, сталкивался с эскалацией сопротивления.
Теперь он, похоже, надеется упредить сопротивление уступками, заложенными в изначальную концепцию реформы.
Причем главные уступки предлагаются вовсе не учителям государственных школ. Реальную силу представляют не они, а сплоченные группы чиновников от образования и профсоюз этих самых учителей.
Вот их то и пытается умилостивить действующий председатель Ликуда, намекая на намерение уничтожить их конкурентов и создать единую (естественно, государственную) школьную систему. Именно для них – конкуренция и право родителей выбирать – самая страшная угроза.
Ставка в этой игре – 5% ВВП Израиля (6 миллиардов долларов) – бюджет министерства образования и культуры. Причем, независимые образовательные системы получают только порядка 4% от всей этой сумы. Государственные школы получают на собственно образовательные нужды, не считая транспорта, дошкольного образования и административных расходов – 66,6% от общих расходов на образование и культуру.
Иностранный опыт, на который ссылается Биби (детальный анализ которого производит соответствующее подразделение канадского института Фрейзера), показывает, что не сталкивающееся с конкуренцией государственное образование приводит к неуклонному снижению качества образования. Зато в США и в Канаде наилучшие результаты наблюдаются в штатах и провинциях, в которых существует заметная на рынке доля независимых школ. Школ, которые чиновники и профсоюзные боссы третируют как заповедники образовательного расизма (поскольку приоритетом в этих школах являются качество образования, а не так называемая "социализация" учеников). Отличительной особенностью большинства таких штатов является внедрение там предложения великого экономиста Милтона Фридмана о распределении бюджетных средств на каждого учащегося по выбору родителей (то есть, деньги следуют за учащимся в школу, которую они выбрали для своего ребенка вне зависимости от того, частная она или государственная).
Разумеется, имея только на обучение в государственных школах порядка 4 миллиардов в год (один из самых высоких показателей в развитых странах) чиновники и профбоссы вовсе не намерены уступать родителям право выбора и распоряжения этими огромными деньгами. Тогда ведь родители сами, без подсказки мудрого правого политика могут вдруг решить, что их детям полезнее знать алгебру и английский, а не приобрести навык терпимости к гомосексуализму за то же время и те же деньги.  
Беспрецедентная готовность Нетаниягу к уступкам оппонентам реформ практически гарантирует, что он не достигнет целей, заявленных им как основные. Зато уничтожение конкуренции в образовании и неизбежное усиление негативных тенденций в этой сфере по итогам реформы выглядит весьма вероятным исходом. Мотивы политика понятны. Но такие намерения, подчеркивающие пропасть между Нетаниягу и Тэтчер, уважения вызвать не могут. 

Моше Яновский - доктор экономики

"Вести", 5.10.2007



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria