Виктория Вексельман

Тот, кто сопротивляется, сохраняет душевное здоровье

Как показало исследование, проведенное учеными из Хайфского университета, поселенцы, которые принимают активное участие в борьбе против депортации, легче справятся с последствиями депортации, чем те, кто сопротивляться не намерен.
Доктор Гай Ануш и доктор Эли Бухбиндер с факультета социологии Хайфского университета установили, что поселенцы, которые не покинут свои дома в Гуш-Катифе 15 августа, и будут сопротивляться солдатам до последнего, гораздо лучше справятся с психологической травмой «дня после депортации» и выйдут из этого кризиса с гораздо более здоровым чувством.
Как сообщает наш корреспондент Рути Авраам, с точки зрения ученых, приказ армии о выезде из домов воспринимается жителями Гуш-Катифа и северной Самарии как известие о потере близкого человека и сопровождается как индивидуальным, так и коллективным чувством гнева. «Это означает крушение всех жизненных планов, веры и базовых принципов. Будущее не только неясно, но они не видят даже просвета. Душевное состояние людей, получивших приказ о выселении, можно сравниться с ощущением людей, которым сообщили, что они и все члены их семьи страдают от неизлечимого, смертельного заболевания, и врачи уже объявили, что дни их сочтены. Люди испытывают чувство полной потери и утраты контроля над своей жизнью. В научной литературе описаны различные реакции людей на известие о страшной болезни, и как они пытаются преодолеть свое горе. Их можно грубо разделить на две основные группы: те, кто смиряются со страшным приговором, и те, кто продолжают бороться с приговором судьбы. Они пытаются изменить свою жизнь или изыскать лекарство от смертельного заболевания».
Науке известны случаи исцелении людей, боровшихся со смертельным недугом, или продления их жизни вопреки всем прогнозам. Люди сильные духом гораздо меньше страдают от старческих недугов и до последнего дня сохранят жизненную активность, чем нытики.
Учены отмечают, что общепринятая точка зрения, что люди, смирившиеся со страшным известием относятся к «реалистам, умеющим приспосабливаться», а люди, не принявшие ее, являются «оторванными от реальности утопистами, которые в последствии испытают страшные муки разочарования», совершенно не верны.
Как раз наоборот, те, кто смирился с новым положением, будут страдать от глубокой депрессии, отказа от жизни и безынициативности. Те, кто не смирились и продолжают бороться, в отдаленной перспективе проявляют способность к изысканию способов к приспособлению к новым обстоятельствам и преодолению травмы. Фактически, именно они выходят из кризисной ситуации с чувством «по крайней мере, я что-то делал, я боролся, я сделал максимум того, что мог», и это ощущение придает им новые силы, чтобы приспособиться к новой жизни.
«В свете этих фактов отказ поселенцев выезжать из своих домов до последней минуты депортации, позволит им изыскать все способы легитимного сопротивления, имеющиеся в их распоряжении, и это поможет им в дальнейшем справиться с травмой после размежевания, предотвратить развитие тяжелых психических состояний и отрицательных социальных явлений, какие могли бы быть в такой ситуации».
Все это в еще большей степени верно для детей и подростков. «Известно, что дети и подростки склонны возлагать на себя ответственность и испытывать чувство вины, даже когда для этого нет никаких объективных причин, так как многие события им попросту неподконтрольны. Это чувство в научной литературе иногда называют «магическое мышление». Если детям и подросткам не дадут возможности находиться в своих поселках до последнего момента, принимать самое активное участие в акциях протеста против того, что ими воспринимается как несправедливый приговор, то у многих из них может развиться так называемое «магическое мышление», характеризующееся следующими ощущениями: «Если бы я там был и что-то делал, то мне удалось бы остановить изгнание». Такие мысли могут иногда породить чувство вины по отношению к себе и своим близким – родителям, братьям, сестрам и друзьям.
Детская и подростковая психика еще очень неустойчива. Поэтому именно в отношении детей, проживающих в поселениях, предназначенных к ликвидации, лучше поддерживать атмосферу борьбы и сопротивления, а не пассивного смирения. Это сопротивление имеет огромное значение на последующих этапах развития, поскольку культивирование пассивной позиции и необходимости уступок в юном возрасте, приводит в дальнейшем к полной утрате мотивации, стремления чего-то добиваться и жизнестойкости. Иными словами, отказ от борьбы и фатализм могут наложить отпечаток на формирование личности, и из такого ребенка в будущем получится пассивная личность, готовая на любые уступки, которую постоянно будет преследовать чувство вины и стыда.
Напротив, активное противостояние, борьба с утратой, со страшным приговором, попытки предотвратить его на данном жизненном этапе, создадут базу для развития способностей по адаптации к жизни в дальнейшем, способность пережить потерю и продолжать жить и бороться, и приспособиться к новой действительности.
«В заключение, с точки зрения психо-социологии, для жителей поселений сектора Газы и северной Самарии, как детей таки взрослых, лучше и здоровее будет, если они не покинут свои дома до последней минуты. Но это будет лучше не только для них, но и для всего израильского общества, которому постоянно приходится выдерживать страшны удары, переживать кризисные состояния и бороться с травмами. Поэтому мы рекомендуем людям оставаться в своих домах до последней минуты, чтобы не нанести ущерба своей психике и психике детей в будущем», - написали ученые.
Когда наш корреспондент В. Вексельман обратилась к жительнице поселения Неве-Дкалим, Мирьям Фрайман, врачу по профессии, с вопросом о подростках, угрожающих покончить жизнь самоубийством, Мирьям ответила, что речь, видимо, идет о подростках из тех семей, родители которых смирились, и сами они тоже не принимают участия в борьбе. Среди молодежи, принимающей активное участие в борьбе, суицидальных настроений она не замечала.
И последний аргумент. Десять колен Израиля были уведены в галут. Они смирились с действительностью, проявили здравый реализм, и исчезли навсегда. То же самое происходило и с другими евреями-реалистами. Выживали как евреи только неисправимые идеалисты, упрямые утописты, неспособные здраво оценить окружающую действительность. Колено Йегуды сохранило верность религии даже в галуте. В их честь мы и называемся иудеи. Благодаря им мы выжили как народ.

«Седьмой канал», 9.08.2005


  • Вадим Ротенберг Психологический прогноз: катастрофические последствия плана "размежевания"

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria