Наум Вайман

«Пасхальная» жертва Меира Шалева

«Отказ от христианства явился самым прекрасным
подвигом евреев. Это их «нет» делаем им честь».  
Эмиль Сиоран, французский философ,
сын православного священника

   В последнее время тема взаимоотношений христианства и иудаизма становится популярной в израильской печати. Поводов хватает: европейский антисемитизм (см. статью Йорама Шефтеля в «Макор ришон» от 21.2.04), фильм Гибсона, и опять же Пасха). Вот и Меир Шалев, в статье «Пасхальная жертва» в «пасхальном номере» «Идиот ахронот» (5.4.04) поднимает эту важную тему, пытаясь на этот раз, так сказать «привлечь Иисуса на свою сторону».
   «Христианский антисемитизм, - замечательно формулирует Шалев, - основан не на том, что мы убили Иисуса, а на том, что мы его породили».
   Иисус, ласково и по свойски называемый Шалевом «Иошуа», трактуется, как «наш человек», один из «учителей иудаизма» и даже один из пророков.
   «Каждый, прочитавший Новый Завет, обнаруживает, что Иошуа не был основателем христианства. (Патент на это изобретение Шалев выдает апостолу Павлу.) Он был евреем, который хотел реформировать иудаизм». «Не нарушить я пришел, но исполнить», - цитирует Шалев Евангелие. - «Скорее небо и земля прейдут, чем прейдет хоть одна буква из Закона» (Евангелие от Луки, гл.16).
   «Читая евангелия от Марка, Луки и Матфея, мы видим иудея, который шел по стопам своих великих предшественников, которые были ему хорошо известны и проповедовали то же мировоззрение: путем пророков Ильи, Осии, Исайи и Иеремии. «Подобно Илье и Осии Иисус тоже творил чудеса, излечивал больных, и вообще, демонстрировал склонность, довольно излишнюю /характерное замечание/, к чудесам и фокусам. Но подобно Исайе и Иеремии, он тоже предпочитал моральные заповеди, относящиеся к взаимоотношениям между людьми, всяким ритуалам и жертвоприношениям, которые, естественно, были любимым занятием жрецов Храма и его бухгалтеров. И подобно Иеремии и Илье, он тоже был смелым человеком, бросившим вызов властям, и которого власти преследовали. С этой точки зрения Иисус был еще одним солдатом – побольше бы таких – продолжительной борьбы между пророками и жрецами, между моральными законами и талмудическим крючкотворством».
   Меир Шалев советует (в пасхальную ночь) и «нам самим проверить себя, потому что слова Иисуса были правильны, правильно направлены и сказаны с благим намерением. Но в час, когда мы отдали его в руки римлян, мы отреклись не только от него самого, но и от его благой вести. Но и в этом нет ничего нового. Гораздо раньше, чем мы отреклись от Иисуса, мы также отреклись от его духовных отцов. Мы не выбрали иудаизм Исайи и Иеремии, а иудаизм Самуила, Аарона и Эзры. Предпочли иудаизм десятины и чиновников от религии, иудаизм ксенофобии и инспекторов «кашрута».
   Фактически Меир Шалев обвиняет иудеев, что они пошли не праведным путем пророков и Иисуса, а путем ксенофобии и крючкотворства. В этом же обвиняют евреев, уже 2000 лет, христиане, и это является «благородной» основой всякого отступничества и антисемитизма самих евреев. Вот что пишет на эту тему великий русский поэт Пастернак, вкладывая свои взгляды в уста ассимилированного еврея Гордона, одного из персонажей «Доктора Живаго»: «О каких народах может быть речь в христианское время? Ведь это не просто народы, а обращенные, претворенные народы, и все дело именно в превращении, а не в верности старым основаниям. Вспомним Евангелие. … Оно предлагало: хотите существовать по-новому, как не бывало, хотите блаженства духа? И все приняли предложение, захваченные на тысячелетия». … «Этот праздник, это избавление от чертовщины посредственности, этот взлет над скудоумием будней, все это родилось на их земле, говорило на их языке и принадлежало их племени. И они видели и слышали это и это упустили?» … «Отчего властители дум этого народа … не распустили этого, неизвестно за что борющегося и за что избиваемого отряда? Отчего не сказали: “Опомнитесь! Довольно. Больше не надо. Не называйтесь, как раньше. Не сбивайтесь в кучу, разойдитесь. Будьте со всеми. Вы первые и лучшие христиане мира. Вы именно то, чему вас противопоставляли самые худшие и слабые из вас”».
   Пастернак, как известно, считал свое еврейское происхождение «крайним несчастьем» («Крайним несчастьем было родиться... Очень серьезным неудобством было явиться евреем – прескверная по своему тупоумию выдумка.» /из письма Ф. Пастернаку, август 1926 года/.)
  Может быть и Меир Шалев так считает? И даже считает, что он «в хорошей компании»? Пытаясь привлечь Иисуса на свою, «левую» сторону, Меир Шалев незаметно (или осознанно) сам переходит «на ту сторону», на сторону христианства и антисемитизма.
  
   Христианство исторически явилось как иудейская секта, порвавшая со своим народом и обрушившая на него гнев и ненависть всего христианского мира за распятие христианского Бога. Вот Меир Шалев, как и все израильские левые, очень не любит мессианство, постоянно пуская стрелы в поселенческое движение национально-религиозного лагеря, как в движение «мессианское». Но ведь христианская секта была именно мессианской и Иисус-Иошуа, которому Меир Шалев отпускает похвалы за его мессианскую «скромность» (мол, он сам не объявлял себя Мессией, а на провокационные вопросы «жрецов» отвечал: «Ты сказал»), был провозглашен Спасителем, Мессией, Сын Божьим и даже самим Господом. «Скромность» же Иошуа объясняется тем, что свою пропаганду и агитацию он вел среди глубоко верующего населения, для которого провозглашение человеком самого себя Мессией, и уж тем более Богом, было чудовищным богохульством и каралось смертью. Но вот некоторые образцы его «скромности» из так почитаемых Шалевом Евангелий: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Евангелие от Иоанна, глава 6, параграф 35); «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ев. от Иоанна, гл.14, п.6); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (от Иоанна, гл.11. п.25), и т.д. Ближние и апостолы его, называли его «Господи», и он не останавливал их, не говорил «ты сказал».
   Меиру Шалеву очень хочется изобразить Христа просто «учителем морали», последователем Исайи и Иеремии, которого иудеи, обманутые «жрецами», отвергли. Но «иудаизм пророков» такая же часть «иудаизма», как и все другие, как «кошрут» и «десятина», и никто из «жрецов» не предпочитал одну часть иудаизма другой, ибо все «священны». И «учитель» Иошуа не «пошел по стопам» Исайи и Иеремии, а провозгласил себя Богом, за что и был выдан римлянам для казни.
   Впрочем, нет смысла спорить по поводу личных взглядов Иошуа на основе Евангелий, так как известно, что последние противоречивы, уж не говоря о том, что являются пропагандистскими брошюрами (агитками) новой религии и, как таковые, не заслуживают полного доверия в качестве «исторических источников». Так или иначе, очевидно, что первыми христианами стали евреи-отступники, принявшие божественность Иисуса Спасителя, отступники, которые, не получив признания в собственном народе, развернули агитацию в Диаспоре, сначала среди евреев, а затем и среди язычников. Отвергнутая секта, естественно, не питала добрых чувств к собственному народу и всячески подчеркивала его нечестивость. С ростом числа язычников среди адептов новой религии эта тенденция усилилась, учитывая общие антисемитские настроения среди язычников, соединившиеся после Иудейской войны, одной из крупнейших войн Римской империи, с враждебным отношением римских властей к иудеям, как бунтовщикам. С самого начала в христианстве шли споры между иудеями, неизбежно имевшими в первоначальном христианстве «право первородства», и язычниками, споры по поводу соблюдения иудейских верований и обрядов, например, споры по поводу обрезания, которые (еще при Павле и с его помощью) закончились победой «языческой составляющей». Разрушение Храма содействовало тому, что антииудаистская струя христианства возобладала, и христианство окончательно перешло на рельсы антисемитизма. И в этом смысле Меир Шалев прав, что ненависть христиан, это в сущности «зависть к первородству», и мучительность для христиан-язычников того факта, что оттолкнувшись от иудаизма, христианство так и не смогло от него оторваться.
   Итак, христианство, если смотреть на него глазами выжившего (и только благодаря «жрецам») еврейства, является предательской, мессианской сектой, принесшей неисчислимые бедствия еврейскому народу.
   Возьмем еще одно, совсем «свеженькое» мессианское учение, социализм, учение, очень похожее на христианство. Оно возникло и успешно распространялось на рубеже 19 и 20 веков именно в еврейской среде. Отцом нового учения стал еврей-отступник Карл Маркс (крещеный, и женившийся на немецкой баронессе), и это новое христианство провозгласило те же лозунги: интернационализм (нет ни эллина ни иудея, как учил Павел) и социальная справедливость, суть которой остроумно сформулировал Михаил Булгаков: «взять, и все поделить». И действительно, зачем человеку какое-то «имущество», если он будет счастлив в вере и в братстве со своими единомышленниками? Вот что говорил Иисус: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Ев. от Луки, гл.14, п.33). Причем, как и Иисус, так и новое учение требовало отречения не только от имущества, но и от родины и рода: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Ев. от Луки, гл. 14, п. 26). На самом деле, и в случае социализма, и в случае христианства   была создана идеальная система тоталитарного подчинения «верующих» жрецам новой религии.
   А еще Христос (или те евреи-сектанты, основатели христианства, в своих Евангелиях) учил: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас» (Ев. от Луки, гл. 6. п. 27). Разве это не похоже на наших «левых», которые ненависть к врагу любят называть «ксенофобией»?
   Но Христос вовсе не был таким уж безобидным лапочкой. Своих-то врагов, всех этих фарисеев, то есть традиционно верующих евреев, он не жаловал. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»; «Не мир Я принес вам, но меч», и «Встанет отец на сына и сын на отца» (от Луки, гл. 12).
   Излишне напоминать, какие несчастья еврейскому народу (как и многим другим) принесли евреи-коммунисты, с праведной беспощадностью уничтожавшие ради социального равенства и интернационализма целые классы и народы.
   Не могу сказать, что Иисус был «леваком», но современные «левые» явно хотят быть лучшими христианами, чем сам Папа. Левые всегда были именно мессианским движением, такое «рационалистическое мессианство», полагающее, что можно немедленно, путем революции или других решительных действий, «форсировать» приход Царства Божия, свободы-равенства-братства, «мира» или «нового Ближнего Востока». Так что совсем не удивительно, а даже весьма характерно, что «первоначальное» христианство Иисуса вызывает такое сочувствие «левых», и Меира Шалева в частности (логично в этом смысле и крещение «крайне левого» Мордехая Ваануну(1), этого нового святого и мученика «всего прогрессивного человечества»).
   Хочется также напомнить Меиру Шалеву, что пророки, которых он считает основателями «морального кодекса» человечества, не изобрели новых заповедей, а требовали от людей выполнения «старых», опираясь именно на религию, которая есть прежде всего обрядность, хранимая жрецами. Нарушение обрядности приводит к разрушению религии, и это «моральности» общества вряд ли способствует. Можно, конечно, выработать правила поведения в общежитии и систему наказаний за их нарушение, но потребуются очень жесткие наказания… И в этой «морали» уже не будет ничего «абсолютного» или «истинного», она будет просто выгодна более сильным общественным группам. Пророки же тут совсем ни причем.
-----------------------------------------------------
(1)Для тех, кому это имя не знакомо – разоблачитель «атомных секретов» Израиля, человек, левые взгляды которого привели его к ненависти к собственному народу и государству

"Вести", 22.04.2004




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria