Наум Вайман

Закат Европы: воля и ценности

Статья историка Б. Орлова в №7 "Вестника Европы" "Европейские ценности в контексте глобальных процессов" "затрагивает столь актуальную по нынешним временам тему, как европейские ценности" и предупрежадет об опасности, угрожающей этим "ценностям". Заискивающе определив "европейца", как "человека, который, с одной стороны, руководствуется рациональным подходом к решению проблем, и вместе с тем основой его духовной жизни является гуманизм", автор гладит "европу" по шерстке, заявляя о том, что предсказанный Шпенглером "закат Европы" не состоялся. Мол, вначале еще казалось ("Две мировые войны, становление тоталитарных режимов, и прежде всего в Германии и Советском Союзе, Холокост и ГУЛАГ - было от чего впасть в отчаяние"), но "вот уже полвека европейские страны не воюют друг с другом", а стало быть ""заката Европы" не произошло". Недоуменно вскидываешь брови, но автор тут же рассеивает недоумение, опровергая предыдущее заключение: "Прошло время, когда Европа распространяла свое влияние по всему миру... Теперь Европа - это, образно говоря, остров, окруженный нестабильным миром со всеми его проблемами." И выражает "чувство неудовлетворенности и тревоги", ведь даже и на "острове" "европе" не удается "отгородиться от остального мира. Это, прежде всего, касается эмиграционного потока... Людей не только с другим цветом кожи и другим разрезом глаз, но и с другой ментальностью, а следовательно, с другими ценностными установками на Европейском континенте становится все больше". Так, "приезжая в Кельн" историк чувствует "что попал в маленькую Турцию". Бывшего правозащитника удивляет, "что немцы, с которыми я говорил о своих наблюдениях, реагировали на это совершенно спокойно, рассматривая происходящее как нечто нормальное." Историк напоминает "европейцам", что они этот плюрализм "многокультурности" уже проходили: "Карл Маркс спокойно писал свой труд "Капитал" в Британской библиотеке в Лондоне, и никто ему в этом не мешал. А ведь это был, по словам того же Маркса, "самый большой снаряд в голову буржуазии"... Или другой пример. Молодой Ульянов-Ленин пишет свои революционные работы в швейцарском городе Цюрихе, выступает с докладами на встречах с эмигрантами, покинувшими Россию, в которых доказывает неизбежность крушения буржуазного, капиталистического строя с его банковской системой, воплощением которой и был сам Цюрих. И опять та же самая терпимость." Удивляться тут, конечно, нечему: тогда был "закат", а теперь от нее несет трупным запахом, но Орлов все-таки пытается как-то "скорректировать" ситуацию, взывая к здравомыслию: "Но всему есть пределы, есть границы. И они достаточно четко были обозначены событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке". (Да конечно, но границы держать надо, а труп на это уже не способен.) Ревнителя евроценностей беспокоит, конечно, не расовая проблема, он не расист какой-нибудь (на этот больной мазоль Европы - упаси Боже вступить), а "проблема ценностей", мол, "исламские фундаменталисты - это верующие ортодоксы, которые, отталкиваясь от традиционного единства религии и политики в исламе, создают тоталитарную идеологию". И он справедливо добавляет: "В подобном контексте можно даже не мечтать о плодотворном диалоге с исламским фундаментализмом" ... так же... бессмысленно было вести плодотворный диалог со сталинским большевизмом." При этом Б. Орлов даже готов почти оправдать терроризм исконный, европейский: "Но этот терроризм, был идеологически мотивирован стремлением утвердить свое представление о социальной справедливости, берущей свое происхождение в ценностных установках европейского гуманизма." Что делать, любит человек старую Европу, как свою молодость, "со всеми поторохами"... Но политическая позиция сегодняшней Европы видится ему изменой "ценностям". Она, во-первых, пропалестинская ("Если уж быть гуманистом, то объективным, не пригоже смотреть только в одну сторону!"), а, во-вторых, проиракская и антиамериканская. "Во всей этой истории меня интересует существенный вопрос - что будет в результате с европейскими ценностями, как они в новой ситуации будут взаимодействовать с американскими ценностями и как все это в целом повлияет на сохранение того, что я называю "общедемократическим пространством человечества", этим главным завоеванием в его долгой истории. Не произойдет ли расщепление этого пространства перед лицом нарастающего влияния ислама в его фундаменталистском варианте?"
Чтобы проиллюстрировать опасность, грозящую Европе изнутри, опасность, грозящую ее "ценностям", автор рисует "неопределенную" ситуацию с ценностями в нынешней России. "В Санкт-Петербурге был показан фильм "Триумф воли" о партийном съезде национал-социалистов в Нюрнберге. Уже сам факт такого показа у людей с развитой системой моральных ценностей вызывал недоумение. Речь шла об открытой пропаганде германского национал-социализма. И не где-нибудь, а в городе, который больше всего пострадал в годы войны с гитлеровским фашизмом... Но самое необъяснимое: после показа фильма на сцене появилась режиссер Лени Рифеншталь, и зал встретил ее восторженными аплодисментами." Автор статьи недоумевает: "Но ведь публика, сидевшая в зале, - кинокритики, постоянные любители кино, журналисты, - по всей видимости, причисляли себя к интеллигенции. А между тем, надо ли интеллигенту объяснять, что в искусстве отделять эстетику от нравственности - вещь сомнительная, тем более когда речь идет о сугубо пропагандистском фильме, ставящем перед собой задачу продемонстрировать мощь и величие национал-социализма."
Объяснения Бориса Орлова, что у людей не сложилось "какой-то новой системы ценностей в условиях демократии", и это "у людей, так сказать, образованных, которым не нужно объяснять, что такое нравственная ценность", как и его попытки подобными увещеваниями "скорректировать" ситуацию, увы, беспомощны (при чем здесь вообще "образованность"? ох, беда с этими интеллигентами, поборниками "образования"). Не корректировать надо, а воевать.
Дело в том, что Европа находится сегодня в психологическом состоянии Германии после первой мировой войны, в состоянии истерии. Предсказанное Шпенглером таки да произошло, политическая воля Европы после двух страшных войн сломлена, и она окончательно подыхает (сам Орлов пишет, что уже серьезно обсуждается ее превращение в "музей под открытым небом"). В таком же "сломленном" состоянии находится и Россия. В подобном состоянии люди мечтают о том, чего у них нет, о воле. Они ностальгируют по временам сгинувшей славы. Времена юности национал-социализма были эпохой последнего параксизма германской воли, увы, тупой и бессмысленной, ушедшей в песок самоистребления и ненависти к евреям, поэтому "Триумф воли" - это сегодня суперактуальный фильм, о чем "догадались" устроители просмотра, и что доказывают аплодисменты "образованной" публики. Кстати, "образованная" публика, это в массе своей публика кастрированной воли, и тем мучительней она жаждет и зовет ее освободительный всплеск. Все тоталитарные революции 20 века начали "полуобразованные", то есть те, кто еще недостаточно "образован", чтобы утерять волю, но достаточно образован чтобы понять, что кастраты грезят о любви и насилии. Сегодня Европа ядовито завидует двум своим "протуберанцам", Америке и Израилю, двум странам, созданным европейскими изгнанниками. Это последние бастионы умирающей европейской воли. И против нее направлена огненная воля ислама. Исламу показалось, что момент мировой революции настал, это их шанс захватить гегемонию. Только оккупировав Европу (прямо или косвено) и заставив ее "рационализм" служить своей военной машине, у Ислама есть шанс на мировое господство (атомная бомба Пакистана, Иран, Ирак, Египет рвущиеся к оружию массового уничтожения - все с помощью Европы и России!). Вот говорят: но это же смешно, ясно на чьей стороне перевес силы. Нет, это не смешно, в смертельной схватке решает не сила, а воля. Ислам почувствовал не только мертвую волю Европы, но и слабину воли Израиля и Америки. Если сейчас Америка отступится от Ирака, это конец Запада. В Америке это понимают, в Европе тоже. Но Европа уже сдохла, она уже готова идти на поводу у чужой воли, вопрос только чьей. В 20 веке Европа уже искала "свежие силы" для своей угасающей жизнеспособности у "пробуждающихся" народов Востока (кому мешало, что ребенок спит?), это она натравливала и вооружала всю эту "Азию и Африку" на своих, европейских же, политических противников, так дряхлеющий Рим пытался опереться на варваров... Сегодня у людей "доброй воли" один выбор: не бороться за мир, а воевать с исламом. Ну хорошо: с исламским фундаментализмом. Страшно? Мировая война? Но ее так и так не миновать. Вопрос только: где вы ее встретите...

"Вести", 03.2003




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria