Джонатан С. Тобин

Оставил ли Обама Израиль в одиночестве?

Произнесенные вчера премьер-министром Биньямином Нетаниягу слова о том, что его страна должна надеяться только на себя, чтобы защититься от потенциальных угроз, не являются чем-то новым. В другое время его высказывание могло бы рассматриваться как всего лишь клише, поскольку оно являлось символом веры всех лидеров Израиля, начиная с первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона. Все они считали, что если сионизм и означает что-нибудь, то это идея о том, что еврейское государство в вопросах своей безопасности должно рассчитывать только на себя. Но те же слова, высказанные на следующий день после скандального решения президента Обамы пойти на попятный в вопросе удара по Сирии, были специально выделены в статье в газете "Нью-Йорк Таймс" и удостоились подробного анализа в израильской масс-медиа. Сопоставление заявления Нетаниягу с решением США согласиться с сомнительным предложением России, обеспечивающим отмену запланированного удара западных держав по сирийскому режиму за использование им химического оружия заставило многих задать себе вопрос, а не считает ли Иерусалим, что он оказывается теперь один на один перед лицом других угроз, например, угрозы ядерного Ирана. В то время как было бы преувеличением утверждать, что Вашингтон полностью отвернулся от Израиля, никакие попытки Белого Дома объяснить и оправдать зигзаги Обамы по поводу Сирии не отменяют того факта, что его невнятная политика превратила Ближний Восток в намного более опасное место, чем он уже был до этого.
Реальность заключается в том, что сдача позиций в сирийском вопросе свидетельствует о падении престижа и влияния Соединённых Штатов. Неспособность президента принять твёрдое решение не только позволила Башару Асаду сорваться с крючка и убедила Владимира Путина в том, что у него ещё есть надежда реализовать давно лелеемую им идею возрождения прежней советской империи. Теперь труднее представить себе, как Соединённые Штаты смогут приступить к решению более сложной и чреватой куда более серьёзными проблемами военной конфронтации с Ираном. Поскольку нет никаких оснований полагать, что дальнейшие дипломатические попытки договориться с Ираном окажутся более плодотворными, чем все предыдущие усилия, это приводит израильтян к не очень приятной мысли, что задачу предотвращения появления у Ирана ядерного оружия можно будет решить только силой, и что решать её придётся им самим. В этих обстоятельствах у Нетаниягу не было другого выхода, кроме как попытаться послать аятоллам свой собственный сигнал.

Вот что написано в "Нью-Йорк Таймс" по этому поводу: "Мир должен убедительно продемонстрировать, что каждый, кто посмеет применить оружие массового уничтожения, должен будет заплатить за это высокую цену" - сказал м-р Нетаниягу, обращаясь к аудитории, присутствовавшей на церемонии очередного выпуска курсантов военно-морской академии. - "Сигнал, предназначенный для Сирии, будет также хорошо услышан и в Иране".
Он сослался на речь президента Обамы, произнесённую во вторник 10 сентября, в которой Обама сказал, что Израиль может защитить себя, подчеркнув при этом, что Израиль пользуется "безоговорочной поддержкой" Вашингтона, и процитировал известное изречение древнего еврейского мудреца Гилеля: "Если я не за себя, то кто за меня?".
"Оперативное истолкование этого правила заключается в том, что Израиль всегда должен быть способен защитить себя, и он будет защищать себя своими собственными силами против каждой угрозы" - сказал Нетаниягу. - "Государство Израиль готово сегодня действовать со всей своей мощью".

Фактически Израиль уже неоднократно действовал в Сирии согласно этому принципу, нанося удары по конвоям с оружием, которые могли следовать от Асада к террористам Хезболлы в качестве платы за её усилия поддержать его в идущей в Сирии гражданской войне. Израиль также, несмотря на возражения администрации Буша, уничтожил в 2007 году атакой с воздуха сирийский ядерный реактор - решение, которое ретроспективно представляется сейчас ещё более мудрым, чем оно казалось тогда.
Однако, нынешняя запутанная ситуация с Сирией хорошо иллюстрирует как общие интересы США и Израиля, так и их разногласия. В то время как президент Обама уже давно призывает к устранению режима Асада, у Израиля нет особых предпочтений в отношении противоборствующих в Сирии сторон. Но еврейское государство и его американские друзья приложили много усилий к укреплению образа сильной Америки как гаранта стабильности на Ближнем Востоке. Именно поэтому АЙПАК (AIPAC) и другие члены произраильского сообщества оказались вовлечены в дебаты вокруг Сирии. Их не так уж заботила идея помощи воюющим с Асадом мятежникам или наказания Асада (хотя многие относились к идее наказания положительно), они видели свою задачу в том, чтобы Конгресс, находящийся под всё усиливающимся влиянием изоляционистов, не действовал во вред надёжности США как союзника Израиля.
Капитуляция Обамы перед Россией вынуждает Израиль взвешивать новый баланс сил в регионе, в котором альянс Ирана, Сирии и Хезболлы становится сильнее, чем когда-либо, и к этому следует добавить более напористую Россию; последнее, как я уже отмечал вчера, подчёркивается объявлением, что Путин одобрил продажу Тегерану усовершенствованных ракетных систем "земля-воздух".
Несмотря на бодрые заявления Израиля, его вооружённые силы, в отличие от американских, не в состоянии нанести по-настоящему разрушительный удар по ядерным объектам Ирана. Более того, пока президент Обама пытается наладить ещё один раунд дипломатического диалога с Ираном, отталкиваясь от ошибочного мнения, что его новый президент Хасан Роухани является представителем умеренного крыла иранских лидеров, нет ни малейшего шанса, что Израиль решится атаковать Иран в одиночку. Таким образом, любая потенциальная операция будет отложена на неопределённый срок, что даст время Ирану ещё больше осложнить её проведение.
Из всего этого вовсе не следует вывод, что Израиль действительно остался в одиночестве - возможно, Нетаниягу уже знал об этом в прошлом году, когда убеждал Обаму установить для Ирана "красные линии" - но, по сути, он бессилен сделать что-либо в связи с этим. Ослабевшие Соединённые Штаты, ведомые президентом, который не в состоянии действовать решительно - это проблема не только для Израиля. Но в данный момент всё это выглядит так, что, по-видимому, не существует эффективной опции по устранению угрозы ядерного Ирана до того, как станет слишком поздно.

Перевод с английского Эдуарда Маркова

Commentary, 12.09.2013

  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria