Системные слабости террористов

Исследовательский Lexington Institute опубликовал исследование, в котором перечислены шесть главных слабостей террористов.

Слабость1. Активность террористов делает их уязвимыми.

Проблема США до 11 сентября 2001 года заключалась в том, что на действия и передвижения членов иностранных террористических структур никто не обращал особого внимания. Эта позиция имела ряд причин. В частности, одной из них был хронический недостаток оперативников, владеющих восточными языками.
Террористы не могут действовать в одиночку, они обязательно контактируют друг с другом, с сочувствующими им людьми и с посторонними. Отслеживание подобной информации позволяет понять алгоритмы действий террористических сетей, предугадать их планы и нейтрализовать их.
Мировой опыт показывает, что государства, которые оказываются способными тратить ресурсы на создание системы отслеживания и анализа информации о террористах и их сообщниках, способны добиться значительных успехов. К примеру, Германия смогла разгромить группу Баадер-Мейнхоф (они же "Фракция Красной Армии") благодаря тому, что создала компьютерную базу данных, куда заносились и с помощью которой анализировались все факты, имеющие прямое или косвенное отношение к террористам. Развитие техники позволяет перехватывать сообщения и разговоры законспирированных членов террористических структур, что делает возможным их нейтрализацию.

Слабость 2. У террористических групп есть лидеры, которых можно арестовать или уничтожить.

Лидеры террористических структур могут иметь большее или меньшее значение для успешного функционирования их организаций. Роль лидеров уменьшается в случае, если террористы имеют другой "центр притяжения" - например, определенную идеологию, или, если за ними стоит какое-либо государство, управляющее террористами с помощью спецслужб. Однако всегда и везде лидеры имеют значение.
Наиболее часто террористическая активность является продуктом фантазии и организационного таланта руководителей ячеек и сетей. Терроризм, а особенно международный терроризм, предполагает детальную подготовку и серьезный расчет. Поэтому захват или ликвидация лидера способна расстроить планы террористов - многие теракты последних лет удалось предотвратить именно благодаря подобным действиям спецслужб.
Как минимум, в двух случаях (Абдулла Оджалан, лидер Рабочей Партии Курдистана и Абимаэль Гусман, лидер перуанской организации "Сендеро Луминосо" - она же "Светлый Путь") захват лидеров террористов позволил полностью парализовать деятельность всей террористической структуры. В любом случае, нейтрализация лидера делает террористическую структуру хуже управляемой и менее боеспособной. Террорист - это всегда борьба за власть. Устранение лидера уменьшает власть и влияние террористов.

Слабость 3. Борьба за власть - естественный процесс, идущий внутри террористических групп.

Любая террористическая организация находится в состоянии вражды не только с окружающим миром. Она конкурирует с другими террористическими структурами, борясь за известность, ресурсы, рекрутов, деньги и пр. Примеры этого дает нынешнее состояние дел в Ираке. Многие группировки инсургентов больше враждуют друг с другом, чем с иракскими властями и силами коалиции. Лидер иракской "Аль Каеды" Аль Заркави, пытавшийся натравить суннитов на шиитов, был публично одернут вторым человеком в "Аль Каеде" - Аль Завахири.
Состояние подобной вражды является постоянным, она подпитывается страхом перед агентами спецслужб, действующих в составе одной или иных террористических структур, имеющих общий идеологический базис. Во многих случаях это приводило к ослаблению и даже исчезновению достаточно мощных террористических организаций. По этим причинам в 1970-е годы прекратила свое существование "Японская Красная Армия". В 1980-е годы исчез "Черный Июнь" прославленного палестинского террориста Абу Нидаля. Тогда же, в результате внутренней борьбы фракций, резко снизили активность колумбийский "ФАРК" и филиппинская "Новая Народная Армия".
Подобные явления стоит использовать, применяя методы дезинформации, пропаганды и агентурной работы. Следует разжигать вражду различных лидеров и группировок. Чем больше террористы воюют друг с другом, тем меньше сил и возможностей у них остается для иных дел.

Слабость 4. Террористические организации состоят из людей, и они могут быть уничтожены.

До сих пор не известен средний срок существования террористических организаций. Некоторые из них исчезают через год-два после создания, другие живут десятилетиями. Однако всегда и везде действуют два золотых правила: во-первых, продолжительность существования террористических ячеек напрямую зависит от эффективности действий властей, во-вторых, многие террористические структуры изначально нацелены на долгосрочную борьбу, а не на подготовку к одному решающему сражению. Следовательно, спецслужбы вынуждены вести бесконечную кампанию.
В 1940-е годы террористические структуры, действовавшие на Филиппинах, были крайне могущественны, многочисленны и влиятельны. Однако в течение полутора десятилетий их удалось уничтожить. Это было сделано благодаря комплексной стратегии борьбы - власти боролись с коррупцией, провели реформу вооруженных сил, подорвали продовольственную базу террористов и пр. Аналогичная история произошла на Филиппинах в последние годы. Экстремистская организация "Абу Сайаф", тесно связанная с "Аль Каедой", приобрела значительную мощь и совершила серию крупномасштабных терактов. Однако с ней удалось справиться и довести ее численность до минимума - филиппинские спецслужбы смогли уничтожить лидеров "Абу Сайаф", обеспечили охрану населенных пунктов, активизировали операции в джунглях, провели ряд амнистий, благодаря чему от "Абу Сайаф" откололись мелкие группировки и т.д.

Слабость 5. Терроризм невозможно победить морально и юридически. Ни одно государство не может считать себя в безопасности от терроризма. Поэтому государства вынуждены сотрудничать друг с другом в этой сфере.

Общая ненависть к терроризму оказывается сильнее иных разногласий. К примеру, США и Франция, которые в последние годы часто конфликтовали друг с другом, крайне активно и плодотворно сотрудничают в борьбе с террором. После того, как иорданец Аль Заркави, действовавшей в Ираке, совершил теракт в иорданском Аммане, он подписал себе смертный приговор. Иорданцы вычислили его и передали информацию США, в результате чего лидер иракской "Аль Каеды" был уничтожен. Террористы, совершая атаки и убивая людей, неизбежно плодят не только жертв, но и наживают себе новых врагов.

Слабость 6. Государства продолжают поддерживать террористов, и поэтому необходима военная сила, чтобы удерживать их от подобных действий.

Многие государства использовали и продолжают использовать террористов в своих целях. Так поступают, например, Иран, поддерживающий ливанскую "Хезболлу", и Сирия, содержащая палестинские террористические группировки. Однако государства, страдающие от террора, должны защищать своих граждан от атак. Определенный эффект дают экономические и политические санкции, однако иногда решить проблему способна лишь военная сила. Именно благодаря прямому или косвенному использованию вооруженных сил, Афганистан, Ливия и Ирак перестали подкармливать международные террористические структуры и координировать их деятельность.
В свою очередь, Мартин Мукиан\Martin Muckian, высокопоставленный офицер ВМФ США\US Navy, ныне работающий в Колледже ВМФ США\Naval War College, опубликовал в военном журнале Parameters статью, где сравнил террористов, придерживающихся маоистской идеологии, и террористов, действующих в Ираке.

Принцип 1. Разрушение, а не рассеивание.
Террористы-маоисты традиционно имеют строгую иерархию лидеров. Поэтому успехи в борьбе с ними часто достигались именно с помощью атак на лидеров - их уничтожали или арестовывали. США применяют аналогичную стратегию в Ираке, однако не добились особых успехов.
Причиной является иная - сетевая - структура ячеек иракских инсургентов, которые не имеют одного или небольшую группу руководителей. Во-первых, уничтожение одного из лидеров террористов способно разрушить отдельную ячейку, но не в состоянии повредить всей террористической сети. Во-вторых, лидеры подобных структур часто выполняют функции "бродячих проповедников", которые помогают в делах пропаганды и организации, однако не осуществляют непосредственного руководства террористическими атаками. В-третьих, сетевые структуры наиболее жизнеспособны, они способны вновь самоорганизовываться даже после мощных ударов по ним.
Однако и у "сетевых" террористов есть уязвимые места. В первую очередь, это узкие специалисты, занимающие невысокие места в иерархии террористической группы, но играющие важнейшую роль в ее действиях. Например, это специалисты по взрывным устройствам и оружейники, без которых удачные теракты практически невозможны.
Принцип 2. Политика.
В отличие от маоистов, иракские инсургенты не имеют внятной политической программы. Большинство иракских террористов балансируют на грани национализма и исламского экстремиста, идеологические различия между разными группами весьма значительны. Они с трудом представляют основные цели своей деятельности и тем более редко задумываются о будущем своей страны и своей организации. Результатом является их стратегическая слабость: к примеру, в январе 2005 года в Ираке прошли выборы - причем лидеры инсургентов не смогли выработать единого подхода к ним. Часть групп приняла участие в голосовании и даже выдвинула своих кандидатов, другие террористы активизировались, третьи - сократили свою активность до минимума.
Это показывает, что террористы способны преуспевать лишь в определенных политических условиях, как только условия меняются, террористы слабеют и даже бывшие союзники начинают открыто враждовать друг с другом.
Принцип 3. Поддержка населения.
Террористы не могут выжить без поддержки населения. Поэтому квинтэссенцией многих антитеррористических стратегий является "отделение" инсургентов от потенциальных сторонников.
Однако иракские инсургенты имеют свои особенности. В отличие от маоистов, которые предпочитали создавать настоящие армии и контролировать значительные территории, иракцы используют значительно меньше группы, привлекая в них безработных и преступников. Иракские инсургенты не ставят перед собой задачу контроля за какой-то частью страны. Кроме того, если маоисты традиционно опирались на крестьян, большинство иракских террористов живут в городах. Иракские террористические группировки не нуждаются в постоянных поставках большого количества продовольствия вооруженным группам, находящимся в отдаленных районах - еду, одежду, снаряжение они покупают совершенно открыто на рынках и в магазинах.
Однако и у иракцев есть свои слабости. Большую часть средств они получают из двух источников - из-за рубежа и за счет использования рэкета. В силе террористов заключена и их слабость: история показывает. что население постепенно отказывает вымогателям и похитителям людей в поддержке.
Принцип 4. Технология.
В отличие от предыдущих поколений террористов, иракские инсургенты активно используют информационные технологии для связи, обмена информацией и пропаганды. Само по себе, появление сотовых телефонов, Интернета, электронной почты, кардинальное удешевление стоимости подобных услуг и сделало возможным образование "сетевых" террористических организаций. Опора террористов на технологии позволяет государствам, априори обладающим большими возможностями в этой сфере, преуспеть в антитеррористической борьбе.

"Washington ProFile", 10.04.2007



  • Другие статьи о терроре
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria