Хаим Соколин

"Еврейские солдаты Гитлера": что известно о Гейдрихе?

И коль скоро так называемые историки-ревизионисты пытаются использовать в своих целях национальные корни столь зловещей фигуры, как Гейдрих, то наша реакция должна быть предельно спокойной - выродки не имеют национальности и могут быть отнесены к человеческому роду лишь формально, за счет сходства с людьми по своим анатомическим признакам
Статьи Шимона Бримана и Даниэля Клугера о книге Брайана Ригга "Еврейские солдаты Гитлера" ("Вести-2", 22.08.02 и 5.09.02 соответственно), равно как и сама книга, затрагивают несколько аспектов проблемы. Некоторые из них базируются на фактах и документах, другие - на слухах и легендах, третьи - на интерпретациях и экстраполяциях. Но, независимо от этой градации, все они используются автором, рецензентами и, по-видимому, читателями для далеко идущих выводов, касающихся Холокоста, политики Гитлера по отношению к евреям и даже Закона о возвращении. Ниже рассматривается только один аспект проблемы - еврейское происхождение Рейнхарда Гейдриха.
Д. Клугер с легкостью отмахивается от этого аспекта (или "пункта", по его словам): "История Гейдриха чрезвычайно похожа на аналогичные истории о еврейском происхождении Торквемады или Сталина". Сваливая в одну кучу три столь разные фигуры, автор как бы говорит читателям: "Поверьте мне, Гейдрих такой же еврей, как Сталин". И, по его замыслу, нам, выходцам из бывшего СССР, все сразу должно стать ясно. Ну, если как Сталин, тогда это, конечно, чушь собачья. А что касается Торквемады, то он вообще жил то ли 500, то ли 1000 лет назад. Поди разберись, кто были его дедушки и бабушки! Между тем не все так просто. Если относительно "еврейства" Сталина нет и не может быть абсолютно никаких документов и свидетельств, то досье Гейдриха не столь стерильно. И даже очень нестерильно. Об этом мы и поговорим. Но сначала закончим с вождем и корифеем, коль скоро он упомянут г-ном Клугером всуе.
Существует некая не лишенная интереса версия. Сталин родился в декабре 1879 года. В конце 1878 - начале 1879 года в Грузии проводил кратковременные исследования выдающийся русский путешественник и географ Н. М. Пржевальский, тогда сорокалетний. Слухи о том, что именно он и был отцом "отца народов", уже давно циркулируют и поддерживаются в России "на медленном огне". Автор этих строк всегда относился к ним весьма скептически. Но вот примерно год назад я увидел на российском ТВ интервью с некой пожилой женщиной из семьи Сванидзе, к которой принадлежала первая жена Сталина. Журналист спросил ее: "Верно ли, что Пржевальский после своего отъезда из Грузии в течение восьми лет регулярно посылал деньги матери Сталина?" (Пржевальский умер в 1888 году, когда маленькому Coco было 8 лет.-X. С.). Ответ г-жи Сванидзе: "Да, посылал. Но из этого ничего не следует. Никто не знает, почему он это делал". Я тут же разыскал портрет Пржевальского и сравнил со сталинским. Сходство поразительное! В этом может убедиться каждый. О еврейских корнях самого Пржевальского мне ничего неизвестно. Желающие могут провести собственное расследование...
Вернемся к Гейдриху. Зловещей фигуре начальника главного управления имперской безопасности (РСХА) посвящено много страниц в мемуарах его подчиненного Вальтера Шелленберга, начальника управления внешней разведки ("Лабиринт", на который ссылается Д. Клугер). Ни одна другая книга в этом отношении не может сравниться с "Лабиринтом", где Гейдрих обрисован всесторонне и с максимальной полнотой; внешность, интеллект, манеры, поведение, мораль, семейная ивнесемейная жизнь, этапы карьеры. Приведу высказывания Шелленберга, характеризующие с разных сторон как самого Гейдриха, так и нацистскую верхушку: "Гейдрих был превосходным скрипачом и часто устраивал вечера камерной музыки в своем доме... Лишенный всяких угрызений совести, действуя обманом и предательством, он был мастер натравливать людей друг на друга. Каждого из соперников он подкармливал под строжайшим секретом сведениями, компрометирующими конкурента, и взамен получал еще более губительную информацию. Именно это помогало ему удерживать в своих руках и регулировать весы власти в обстановке, полной интриг и амбиций, соперничества и вражды, в то время как сам он оставался как бы на втором плане. Гейдрих фактически был хозяином марионеток Третьего рейха".
Шелленберг приводит слова некоего Янке, одного из своих супершпионов, который, по его утверждению, "никого не боялся"; "Гейдрих единственный человека мире, кого я страшусь, -заявил он мне однажды. - Я не знаю никого более беспощадного и опасного. У него ума больше, чем у всех наших лидеров, вместе взятых".
Гейдрих - это сквозная фигура и, после самого автора, главный герой "Лабиринта". Ни один закоулок его личной жизни, карьеры или служебной деятельности не оставлен Шёлленбергом без внимания. Тем более удивительно, что такому из ряда вон выходящему вопросу, как еврейское происхождение начальника РСХА, уделено всего несколько невнятных строк:
"Однажды летом 1941 года, когда мы были у Гейдриха на вилле, разговор зашел о развернувшихся в то время событиях. Обращаясь ко мне, он сказал:
- Из того, как мы сейчас ведем войну, ничего путного не выйдет. Полнейшее сумасшествие решать так судьбу евреев.
Значение последней фразы я понял уже после смерти Гейдриха, когда Канарис сообщил мне, что имеет доказательства еврейского происхождения Гейдриха".
И это все, что сказано по данному вопросу в книге объемом около 400 страниц Гейдрих был убит в Праге в июне 1942 года. Вопреки Д. Клугеру, в "Лабиринте" нет упоминания о телефонном разговоре Шелленберга с Канарисом в 1941 году, т. е. еще при жизни Гейдриха, в котором Канарис якобы сообщил об имеющихся у него документах, доказывающих его еврейское происхождение.
Не соответствует действительности и следующее утверждение Д. Клугера: "Никто и никогда этих документов в глаза не видел. Все последующие историки ссылаются либо на это свидетельство Шелленберга, либо друг на друга".
Во-первых, ни один историк в этом вопросе на Шелленберга не ссылается (просто потому, что, как мы видим, ссылаться не на что). А во-вторых, подлинная история установления происхождения Гейдриха совершенно иная и началась она еще во время Нюрнбергского процесса (мемуары Шелленберга опубликованы на английском только в 1956 году, предшествовавшего немецкого издания не было).
Наиболее полно эта история рассмотрена в книге Берндта Энгельмана "Германия без евреев" (немецкое издание - 1979 год, английское - 1984 год, русского перевода нет). Коротко об авторе. Родился в Берлине в 1921 году. Во время Второй мировой войны служил в германских ВВС во Франции. За связь с французским Сопротивлением был арестован и отправлен в Дахау, где находился до конца войны. Энгельман считается одним из ведущих журналистов и писателей Германии. Его перу принадлежит более 30 книг, изданных общим тиражом более 10 миллионов экземпляров и переведенных на многие языки. "Германия без евреев" - это уникальное документальное исследование судьбы немецких евреев и попытка оценить тот невосполнимый ущерб для науки, культуры и искусства, который был нанесен их уничтожением или изгнанием. Естественно, автор приводит известные документы и свидетельства, касающиеся этой трагедии, а также дает исчерпывающие характеристики ее главным организаторам и исполнителям. Поскольку Гейдрих был официально назначен Гитлером "координатором окончательного решения еврейской проблемы", то Энгельман уделяет ему соответствующее внимание. Заметим, что Шелленберг даже не упоминает об этой стороне деятельности своего шефа, что, впpoчeм вполне объяснимо. Иначе ему пришлось бы рассказать и о собственно причастности к "окончательному решению" в качестве руководителя разведывательных и диверсионных операций в Европе. Вместо этого Шелленберг приводит несколько случаев активного добровольного шпионажа евреев - немецких и не немецких - в пользу Германии. Возможно, именно из-за сокрытия Шелленбергом информации по этому вопросу у Энгельмана нет никаких ссылок на него. "Лабиринт", опубликованный за двадцать три года до "Германии без евреев", даже не упомянут в обширном библиографическом списке.
Итак, что известно из книги Б. Энгельмана? Первым привлек внимание к еврейскому происхождению Гейдриха Роберт Кемпнер, американский обвинитель на Нюрнбергском процессе Этот вопрос, по его словам, постоянно возникал во время предварительных допросов многочисленных обвиняемых и свидетелей при подготовке процесса. Допрашиваемые не имели возможности согласовать свои показания заранее, но все они говорили примерно одно и то же. Вот что сообщает Кемпнер в своем отчете "Эйхман и сообщники":
"Еврейское происхождение Рейнхарда Гейдриха было установлено свидетельскими показаниями. Вильгельм Штукарт, бывший статский советник министерства внутренних дел, ответственный за расовую политику в рамках министерства, 25 мая 1946 года сделал мне следующее официальное заявление: "Начальник отдела Геринг (немецкое написание фамилии иное, чем у Германа Геринга. - X. С.) сообщил мне, что Гейдрих, отец которого был директором музыкальной школы в Галле, должен считаться евреем или частично евреем. Поэтому я попросил шефа контрразведки адмирала Канариса провести соответствующее тайное расследование. Ему удалось получить фотокопию свидетельства о рождении, которое подтвердило еврейское происхождение Гейдриха. Канарис депонировал документ за пределами Германии и сообщил об этом Гейдриху. Этим он обеспечил себе защиту от возможной мести с его стороны".
Далее Энгельман пишет - цитирую (конец этой обширной цитаты будет указан): "Позднее заявление Штукарта получило подтверждение из разных источников. В книге Иоахима Феста "Лицо Третьего рейха" (Нью-Йорк, 1972 год) приводится свидетельство пианиста Гельмута Маурера, работавшего с Канарисом, которому в 1940 году удалось получить в отделе регистрации муниципалитета Галле копию документа о еврейском происхождении Гейд-риха (речь, конечно, идет о том же свидетельстве, о котором говорил Шту-карт. - X. С.). Согласно Мауреру, все предки Гейдриха по отцовской линии были евреи. В личном деле Гейдриха, хранившемся в канцелярии Мартина Бормана, из родословной изъяты сведения, касающиеся материнской линии, а именно национальная принадлежность и имена бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Однако сам факт еврейского или полуеврейского происхождения Гейдриха отныне не вызывает сомнений, ибо имеются показания нескольких надежных свидетелей, слышавших заявления об этом Гиммлера и Гитлера. Часть свидетельств содержится в личных дневниках, не предназначавшихся для публикации.
В частности, в мемуарах Феликса Герстена, личного врача и доверенного лица Гиммлера (Нью-Йорк, 1957 год), рассказывается следующая история. Когда Гиммлер впервые узнал о происхождении Гейдриха и доложил об этом Гитлеру, то был уверен, что теперь ему придется расстаться с главой РСХА. Но Гитлер перед принятием решения захотел встретиться с Гейдрихом. После продолжительной беседы с глазу на глаз он пришел к выводу, что "белокурая бестия", как звали Гейдриха сослуживцы, - чрезвычайно одаренный, но столь же опасный человек, способности которого нужны рейху. Такие люди, сказал Гитлер, должны работать для нас при условии, что будут находиться под контролем. В этом отношении еврейское происхождение Гейдриха даже полезно, ибо ограничивает его амбиции и облегчает управление им.
В результате Гитлер назначил Гейдриха координатором "самой важной, по его убеждению, задачи - окончательного решения еврейской проблемы". Гейдрих приступил к этой миссии с присущей ему энергией и организаторским талантом. В январе 1942 года он провел Ванзейскую конференцию, на которой была принята программа уничтожения одиннадцати миллионов европейских евреев. Но закончить дело ему не пришлось - через полгода он был убит. Гитлер в своем выступлении на государственных похоронах сравнил смерть Гейдриха с проигранным сражением на фронте.
Чудовищная ирония состоит в том, что причина этой огромной военной (и политической) утраты для Третьего рейха заключалась в особом мандате, врученном Гитлером этому новому Торквемаде, о котором Гиммлер сказал Керстену: "Он подавил в себе еврея чисто интеллектуально и переметнулся полностью на другую сторону... В своей борьбе с евреями фюрер не мог подобрать лучшего человека, чем Гейдрих. К евреям он был беспощаден".
В заключение - короткая биографическая справка. Гейдрих родился в Галле в 1904 году. Его отец был основателем первой городской консерватории для музыки, театра и образования. В музыкальной энциклопедии Римана (1916 год) статья о нем начинается фразой: "Бруно Гейдрих, в действительности Бруно Зюсс". (Конец цитаты из книги Энгельмана.)
Добавлю, что фамилия Зюсс в Германии столь же типична для евреев, как фамилия Кац в России...
Вернемся к статье Д. Клугера. В своем стремлении высмеять версию еврейского происхождения Гейдриха автор приводит эпизод "спасения 600 берлинских евреев благодаря личному вмешательству Геббельса" и задает иронически-риторический вопрос: "А Геббельс тогда кем был? Может, стоит заодно и к нему присмотреться?"
Сначала приведем некоторые подробности о самом эпизоде, а затем присмотримся к Геббельсу. В 1943 году в Берлине оставалось около 27 тысяч евреев из общего числа 160 тысяч. Все они были супругами в смешанных браках. После поражения под Сталингра-дом Геббельс, гауляйтер столицы, решил очистить ее от евреев. 27 февраля им было приказано собраться на Розенштрассе для депортации в Освенцим. Около 600 человек уже были отправлены накануне. Район оцепили эсэсовцы, на крышах установили пулеметы. С шести утра улица стала заполняться народом - вместе с евреями пришли все их родственники, среди которых были и находившиеся в отпуске фронтовые солдаты и офицеры в форме. Оказав пассивное, но решительное сопротивление, они не допустили депортации. Власти были в шоке. По толпе не было сделано ни одного выстрела. Депортацию отменили, а через несколько дней вернули из Освенцима отправленных туда раньше. Из документов видно, что приказ о депортации отдал лично Геббельс, а решение о ее отмене было принято Гитлером и Гиммлером.
Как было обещано, присмотримся к Геббельсу. Дело в том, что в его жизни и в жизни его жены Магды евреи сыграли немалую роль. Начну с Магды, которая была внебрачным ребенком горничной, вышедшей замуж за состоятельного еврея-коммерсанта Фридлендера. Отчим относился к девочке как к родной дочери и обеспечил ей прекрасное воспитание и образование. Магда Фридлендер овладела несколькими языками, училась в дорогих интернатах за границей. Широко известен также ее роман с одним из лидеров молодежного сионистского движения в Германии Хаимом (Виктором) Арлозоровым. Существует даже версия его убийства из-за этого по личному приказу Геббельса нацистскими агентами на берегу моря в Тель-Авиве в 1933 году.
Теперь о самом Геббельсе. Он вырос в очень бедной многодетной семье. И если бы не помощь еврея, друга отца дяди Конена, семья не могла бы сводить концы с концами. Добрый дядя Конен оплатил и учебу молодого Геббельса в университете, где научным руководителем его докторской диссертации был профессор-еврей Фридрих Гундольф, которого он считал своим духовным наставником. После университета Геббельс был многие годы обручен с полуеврейкой, которая устроила его в кельнское отделение дрезденского банка - первое в его жизни место работы. В благодарность он подарил ей с дарственной надписью "Книгу песен" Гейне, которого ценил выше других немецких поэтов. Таково было начало...
... А вот запись в дневнике Геббельса после ознакомления с протоколом Ванзейской конференции: "Настало время окончательно решить еврейскую проблему. У последующих поколений не будет уже ни смелости, ни охранительного инстинкта... Евреи причинили нам так много страданий, что самое жестокое наказание, которому они могут быть подвергнуты, все еще будет слишком мягким". В январе 1945 года Магда Геббельс, зная о неминуемом поражении Германии, так объяснила референту мужа Вильфреду фон Овену решение умертвить своих шестерых детей (он записал ее слова в дневнике): "Я не имею права допустить, чтобы они стали беззащитными и бесправными жертвами еврейской мести". В одной из своих статей в журнале "Рейх" Геббельс, этот колченогий уродец с большой головой на маленьком тщедушном теле, выплеснул преследовавший его комплекс неполноценности следующим образом: "Разве евреи -тоже люди? То, что еврей еще живет среди нас, не служит доказательством, что он относится к нам. Точно так же блоха не становится домашним животным только оттого, что живет в доме".
Чувство ущербности - вот главный жизненный импульс, трансформированный у вождей нацистской Германии в патологическую ненависть к евреям У Гейдриха - неарийское происхождение, у Геббельса - физическое уродство, у Гитлера - неврастения и импотенция. (Шелленберг: "Во время своих речей он вгонял себя в такое вакханальное бешенство, что достигал полного эмоционального удовлетворения, которое заменяло ему естественные отношения с женщиной",) Страдали комплексами и другие ближайшие сподвижники Гитлера. Гиммлер, эта трусливая посредственность, был погружен в мистические гадания и оккультные науки, следуя во всем советам астрологов и прорицателей. Его любимым занятием было изучение своего гороскопа. Рудольф Гесс также находился во власти оккультизма. После его бегства в Англию было установлено, что он полетел туда по совету своего астролога. Гитлер тут же приказал арестовать всех более или менее известных астрологов Германии и объявил их врагами рейха. Гиммлера это повергло в панику. Таковы были нравы безумной нацистской верхушки. Что касается огромного числа исполнителей низшего ранга, то они просто делали карьеру на участии в истреблении евреев - с чисто немецкой аккуратностью и педантичностью...
Итак, война нацизма против нас продолжается. Но ведется она теперь средствами историографии. И коль скоро так называемые историки-ревизионисты типа Гасана Гусейн-заде пытаются использовать в своих целях национальные корни столь зловещей фигуры, как Гейдрих, то наша реакция должна быть предельно спокойной, а ответ - исключающим дальнейшую дискуссию: выродки не имеют национальности и могут быть отнесены к человеческому роду лишь формально, за счет сходства с людьми по своим анатомическим признакам.

"Вести", 12.09.2002



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria