Авраам Шмулевич
Французский вопрос
Арабские корни европейского антисемитизма
Израильско-французские
отношения давно уже переживают не лучшие времена.
Дипломаты все еще пытаются сгладить последствия
октябрьского скандала, когда израильский премьер вызвал
очередной кризис в отношениях между двумя странами -
тогда, на встрече с американскими евреями, Шарон сказал
(и его канцелярия, несмотря на последовавшие протесты
французов, повторила эти слова): "Во Франции
наличествует антисемитизм, в связи с чем и, несмотря на
принимаемые французским правительством меры, я призываю
евреев Франции эмигрировать в Израиль".
Французы громко
возмутились, и представитель Елисейского дворца заявил
об отмене визита Шарона в Париж. Когда же последовавшее
затем охлаждение израильско-французских отношений стало
сходить на нет, последовал новый скандал. 9 декабря
2004 г. посол Франции в Израиле Жерар Эро в интервью
радиостанции Армии обороны Израиля "Галей ЦАХАЛ",
обрушился на отношение израильтян к Франции: "Я
думаю, что в Израиле наблюдается анти-французский
невроз", - заявил он. "Отношения между двумя
странами очень трудные. Вам просто нравиться ненавидеть
Францию", - добавил посол.
Израильский МИД
среагировал не менее резко - в тот же день замминистра
иностранных дел по европейским отношениям Ран Куриэль
завил послу, что его высказывание "неприемлемо,
нарушает дипломатические нормы и не способствует
улучшению отношений между двумя странами".
Список такого рода
дипломатических конфликтов можно продолжать сколь
угодно долго - французско-израильские отношения
лихорадит всерьез и давно.
Между тем, положение
евреев во Франции далеко от идеального. Более того, оно
постоянно ухудшается. Еще пару лет назад официальные
лидеры французского еврейства старались избегать этой
темы, но в последнее время они открыто заговорили о
том, что евреям во Франции становится жить все труднее,
в том числе и по вине французских властей...
6 января 2005 г.
Президент Франции Жак Ширак принял в Елисейском дворце
четырех руководителей основных религиозных общин
страны, включая главного раввина Жозефа Ситрока.
Встреча была посвящена "важности межрелигиозного
диалога для сохранения социального мира во Франции". На
этом приеме глава французского еврейства подверг
открытой критике действия властей страны. В частности,
он заявил: "Франция имеет самую совершенную в Европе
законодательную базу, однако проблема в том, что во
многих случаях суды избегают применять закон против
лиц, виновных в расистском и антисемитском
подстрекательстве".
Незадолго до этого, 29
декабря 2004 г. подвергшийся перед тем нападению
мусульман раввин города Мюлуза Эли Айюн заявил в
интервью парижской газете "Еврейские новости", что
антисемитизм разжигается французским телевидением и
открыто действующими в городе исламскими
проповедниками. "Я уже привык к тому, что регулярно
подвергаюсь оскорблениям на пути в синагогу или просто
на улице" - добавил он.
Арабы в данный момент
составляют до 10 % населения Франции. Страну буквально
захлестнула волна арабской преступности. В докладе,
подготовленном недавно французским министерством
внутренних дел, говорится, что в стране имеются 630
опасных кварталов, из них почти половина превратились с
настоящие гетто, с трудом контролируемые полицией.
Страдают отнюдь не только евреи - большинство случаев
нападений и агрессии против европейцев происходят на
бытовой, уголовной и сексуальной почве. В тоже время,
постоянно растет число чисто идеологического
антисемитизма - ведь исламистские эмиссары во Франции
работают весьма интенсивно и вполне свободно. Так что
евреи получают "по двойной программе", и чем дальше,
тем больше. Только с января по сентябрь 2004 года во
Франции было зарегистрировано 510 инцидентов, связанных
с антисемитизмом, почти столько же, сколько за весь
2003 год...
Но французским властям
трудно признать факт наличия особых проблем именно у
еврейской общины. Франция гордится своим
"либерасьен-эгалите-фратерните" - тем, что именно
Франция первой признала равенство всех своих граждан,
независимо от религии и национальности. Официальная
идеология Республики - "все, кто живет во Франции и
имеет французское гражданство суть французы, у
французского общества достаточно внутренних сил, что бы
погасить любые расовые и религиозные конфликты, как и
во времена Великой Французской Революции современная
Франция высоко держит факел свободы и
равенства".
И действительно, хотя
во время Второй мировой войны администрация Виши, как и
значительная часть французов, помогали немцам в деле
уничтожения евреев, после войны дискриминации или
государственного антисемитизма там не существовало.
Евреи вполне органично вписались во французское
общество. За последние 70 лет евреи трижды возглавляли
страну в должности президента или премьера. Во главе
четырех списков, баллотирующихся на ближайших выборах в
Европарламент, стоят евреи. Один из самых реальных
кандидатов на пост президента Франции, Николя Саркози -
тоже еврейского происхождения. После ухода Франции из
Северной Африки в метрополию переехала значительная
часть местного еврейства, и они очень быстро и без
проблем там акклиматизировались, слились с местной
еврейской общиной. Но вслед за евреями в страну хлынули
и иммигранты-арабы. И тут получилась осечка -
"переварить" исламских переселенцев французскому
обществу так и не удалось. Но признать, что идеи
Вольтера, Марата и Наполеона не работают "на исламской
почве", современным политкорректным французам
нелегко...
Французы оказались
совершенно неподготовленными к проблеме. Недавно я
разговаривал с одним парижским журналистом. Он признал:
"Да, проблема с этими мусульманами! На улицу вечером
опасно выйти, целые районы, куда даже полиция не
заходит". "А что делать?"- спросил я его. И
получил традиционный для француза ответ: "Ну, надо с
ними научится разговаривать".
Для современной
Франции признать "еврейский вопрос" - значит признать и
вопрос мусульманский, признать тот факт, что арабская
иммиграция представляет угрозу стране. Но, сказав "а",
необходимо будет сказать и "б" - изменить вектор
культурной политики, иммиграционные законы, признать
ошибочность многих концепций, предпринять ответственные
политические шаги. Для этого нужна недюжинная воля, но
ее-то у французской политической элиты и нет. Сбежав из
Алжира, выселив живших там на протяжении столетий
французских поселенцев, Де Голль сломал Франции хребет.
От этого предательства страна так и не смогла
оправиться.
А ведь именно французы
в свое время остановили арабское нашествие на Европу. В
апреле 732 года арабская армия перешла Пиренеи и
вторглась на территорию Южной Франции. И уже в октябре
под городом Пуатье французская армия под командованием
короля Карла Мартелла нанесла арабам сокрушительное
поражение. Эмир Абд эль-Рахман был убит, арабское
войско бежало в панике, и не показывалось в Европе на
протяжении почти семи веков. Однако к началу двадцать
первого века мусульмане взяли-таки реванш...
Французы запустили
очень опасный процесс - попытались "купить" хорошие
отношения с арабским миром. От этой сделки они
рассчитывали получить согласие на то, что бы арабские
террористы не проводили терактов на территории Европы,
чтобы арабские шейхи не угрожали больше им нефтяным
эмбарго. Кроме того Франция рассчитывала превратить
хорошие отношения с арабами в политический
капитал.
В Европе сейчас не
принято откровенно говорить на эти темы, ведь ученые
зависят от грантов, а на "неполиткорректную науку"
денег никто не даст. Есть лишь несколько крупных
исследователей, пишущих об этой проблеме. Пожалуй.
наиболее известная среди них живущая в Швейцарии Бат
Йеор (Bat Ye'or). Этой египетской еврейке в молодости
посчастливилось удачно выйти замуж (за одного из
богатейших швейцарских банкиров), так что гранты ей не
нужны.
В одной из своих работ
Бат Йеор пишет: "Механизм, который превратил Европу
в новый континент зимми (так по-арабски называются
живущие под властью мусульман иноверцы), был запущен
более 30 лет назад по наущению Франции. Тогда была
впервые обрисована политика широкого диапазона, некий
симбиоз Европы с арабо-мусульманскими странами,
которой предстояло наделить Европу - и в особенности
Францию, главную движущую силу этого проекта - весом и
престижем, сравнимыми с Соединенными Штатами. Эта
политика осуществлялась вполне дискретно, без
официальных договоров, под невинно звучавшим названием
"евро-арабский диалог".
Бат Йеор напоминает об
одной важной, но забытом многими событии - в 1974 г. в
Париже европейскими парламентариями из стран ЕЭС была
образована Парламентская Ассоциация по евро-арабскому
сотрудничеству. На Ассоциацию было возложено
курирование всех аспектов евро-арабских отношений -
финансовых, политических, экономических, культурных и,
может быть самое важное, вопросов иммиграции в Европу
из арабских стран. Ассоциация функционировала под
эгидой глав правительств европейских стран и министров
иностранных дел, и постоянно координировала свою
деятельность с правительствами арабских государств, а
также с представителями Европейской Комиссии и Лиги
Арабских стран.
В качестве основной
цели декларировалось "создание пан-средиземноморской
евро-арабской экономической, культурной и политической
системы взаимодействия, которая позволила бы наладить
тесное политическое сотрудничество и обеспечить
свободное передвижение людей и товаров". Эта цель
определила и иммиграционную политику Евросоюза в
отношении арабов. А также политику в вопросах культуры,
в школьном и университетском образовании стран
Евросоюза.
В 1975 г. в Каире
прошла первая "Встреча Евро-Арабский Диалог", в которой
приняли участие министры и главы государств европейских
и арабских стран, а также представители Евросоюза и
Лиги Арабских стран. Затем последовали и другие
контакты, в результате которых были заключены
соглашения, касавшиеся того, как должен быть
представлен в европейской системе просвещения ислам, в
том числе, обучение арабскому языку и арабской
культуре. Было обговорено и создание арабских
культурных центров в городах Европы. Были достигнуты и
договоренности в экономической сфере, в том числе, о
передаче технологий (включая ядерные "для использования
в мирных целях"). Наконец, было, говоря дипломатическим
языком "достигнуто взаимопонимание" относительно
необходимости координации действий европейских и
арабских дипломатов на различных международных форумах,
особенно в ООН. Разумеется, арабы выставили ряд
условий, касающихся Ближнего Востока. И все они были
приняты.
В настоящий момент
можно говорить о существовании единого
арабо-европейского фронта давления на Израиль. В
качестве инструментов давления активно используются:
экономические санкций и угрозы бойкота, "академический
бойкот" со стороны многих европейских университетов,
намеренно предвзятое освещение политики Израиля
ведущими европейскими СМИ, "антисионистская (а
фактически, антисемиткая) пропаганда".
Что же касается
культурной и иммиграционной политики, то за минувшие
три десятилетия в этой области между странами
Европейского Экономического Сообщества (превратившегося
в Евросоюз) и странами Арабской Лиги было заключено
значительное число официальных и неофициальных
соглашений.
В частности, европейцы
обязались готовить по специальным программам,
"воспитывающим толерантность", персонал своих
иммиграционных служб. Учебники истории Европы должны
быть пересмотрены на предмет изложения "в духе
толерантности" всех "болевых точек" (например битвы при
Пуатье и Лепанто, или испанской реконкисты).
"Достижения" в этой области были ратифицированы
парламентской ассамблеей Совета Европы в сентябре 1991
г. на заседании, посвященном "Вкладу исламской
цивилизации в европейскую культуру". Их значимость была
подтверждена президентом Франции Жаком Шираком в его
обращении 8 апреля 1996 г. в Каире, а затем президентом
Евросоюза Романо Проди, подписавшим указ о создании
"Фонда диалога культур и цивилизаций".
Таким образом,
французские евреи сейчас чувствуют себя зажатыми в угол
- Франция уходит из под их ног, превращаясь в придаток
арабского мира. При этом в условиях всеобщей,
насаждаемой сверху, "толерантности" и
"политкорректности", они не видят никакого выхода из
этой ситуации. Существует, однако, старая
полуантисемитская шутка: "В мире нет бойца смелее,
чем испуганный еврей". Касается она не только
евреев - любое существо, если его загнать в угол,
способно проявить чудеса силы и героизма. Франция ведь
не всегда была страной терпимости и компромисса, а
Великая Французская Революция, наследием которой
современные французские власти оправдывают для своих
граждан фактическую капитуляцию перед миром ислама,
отнюдь не была "революцией роз"...
russ.ru, 4.09.2005
|