Ари Шавит

Левый лагерь попал в политический тупик

А был ли левый лагерь? Был. С лета 1967 года по лето 2000-го в Израиле были левые сионистские партии и движения, смелые, решительные, выступающие за мир. Левый лагерь сформировался на седьмой день Шестидневной войны, когда узкий круг дальновидных людей очень быстро пришел к осознанию моральной и государственной сути оккупации. В те дни, когда израильское общество было опьянено победой и пребывало в полной эйфории, узкий круг интеллектуалов с авангардными, как казалось тогда, взглядами понял, что в победа может обернуться катастрофой.
Несмотря на то, что левые сионисты были подвергнуты остракизму, они не отказались от своей позиции. Они предвидели войну Судного дня, предупреждали о последствиях поселенческой деятельности на территориях и пытались своими телами остановить парад идиотизма, во главе которого стояли правые и центристы. Постепенно окружающая реальность лишь подтверждала правоту их взглядов.
Поэтому узкий круг постоянно расширялся: в 1992 году партия МЕРЕЦ получила 12 мест в парламенте, а в 1993 году, в Осло, правительство Ицхака Рабина фактически приняла государственно-политическую программу этой партии. Из узкого богемного круга политиков и интеллектуалов, имевших ограниченное влияние, левые сионисты превратились в одно из центральных политических движений, формирующих национальную повестку дня.
1990-е годы были очень проблематичными: именно тогда, когда политическая программа левых была реализована, выяснилось, что существует колоссальная разница между системой идеологических воззрений левого лагеря и реальностью. Вопреки обещаниям - Ясер Арафат не стал вторым Нельсоном Манделой. Вопреки надеждам - поведенческий код палестинского национального движения существенно отличался от политических принципов Махатмы Ганди. И тем не менее: миролюбивый левый лагерь твердо стоял на своем и не позволял фактам портить красивую теорию.
С упрямством, достойным лучшего применения, левые сионисты отказывались видеть кардинальное различие между своей правотой, касающейся опасности оккупации для еврейского государства, и своими ошибочными представлениями о возможности скорого достижения мира с палестинцами. Левые продолжали настаивать на своем ошибочном уравнении: если оккупация недолговечна, то мир неизбежен.
Горькая правда обрушилась на них летом 2000 года: Эхуд Барак предложил создать палестинское государство и провести раздел Иерусалима – палестинцы с порога отвергли это предложение.
Второй удар был нанесен в декабре 2000-го: Билл Клинтон предложил палестинцам такой вариант мирного урегулирования, от которого, казалось бы, было невозможно отказаться – палестинцы отвергли и это.
Третий удар был нанесен в январе 2001 года: Йоси Бейлин на переговорах в Табе предложил палестинцам почти всё – палестинцы сказали "нет".
Четвертый удар был нанесен в сентябре 2008 года: Эхуд Ольмерт предложил палестинцам не "почти всё", а абсолютно всё – палестинцы просто проигнорировали предложение и исчезли с переговорного горизонта.
В течение 8 лет четыре попытки завершить оккупацию мирными договоренностями потерпели провал. Четырежды левая сионистская идеология была проэкзаменована и не выдержала поверки реальностью.
Специальная комиссия, которой было поручено проанализировать причины провала партии МЕРЕЦ на парламентских выборах 2009 года, возлагает вину за неудачу на целый ряд факторов. Виноваты ультраортодоксы, виноваты религиозные, виноваты израильтяне восточного происхождения, виноваты "русские" репатрианты. Виновата неправильная предвыборная кампания, виновата неверная оценка электоральных возможностей, виноваты неверно подобранные имидж и политический посыл. Виноват лидер партии, которому не хватает харизматического обаяния.
Но никто не готов признать правду. Вина за провал партии МЕРЕЦ на выборах связана с отсутствием интеллектуальной честности в среде левых сионистов. Правые могут позволить себе фальшь. Центристы тоже могут носить разные маски. Однако левые, которые не ощущают твердой внутренней правды, безнадежны.
Левые, не сумевшие справиться с ударами, полученными в последние десять лет, потеряли веру в свою правоту, и это заметно всем. Левый лагерь не признал свою историческую ошибку, не покаялся. В отличие от интеллектуальной смелости, которую левый лагерь проявил в 70-е годы, в 2000-е он продемонстрировал интеллектуальную трусость. Неспособность левых признать, что он завел Израиль в тупик, привела к тому, что они сами оказались в политическом тупике.

"Гаарец", перевод "Курсор", 4.03.2010


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria