Ари Шавит

Война 2006 – фиаско

Перед вами основные пункты рапорта государственной комиссии, которая, конечно же будет учреждена по окончании Израильской войны с Хизбаллой в сентябре 2006 года. Может быть этот рапорт вымышленный, но реальность, до боли, настоящая.

Как известно, комиссия Барака была учреждена в сентябре 2006-го, сразу после того как Аарон Барак ушел в отставку из Верховного Суда и сразу после того как стали ясны размеры оборонно-государственного провала 2006-го года. Комиссия получила чрезвычайные полномочия. Работа, которую комиссия выполнила, оказалась грандиозных размеров. Мировоззрение Аарона Барака известно – все может быть предано судебному расследованию, но уже в самом начале своей деятельности комиссия почувствовала потребность опубликовать первичные основные выводы. Члены комиссии считают необходимым, что так как ситуация на севере страны еще не стабилизировалась, предварительное опубликование концептуальных и организационных ошибок, приведших к фиаско.
Прежде всего комиссия хвалит премьер министра за хладнокровие проявленное во время конфликта на севере, Армию Обороны Израиля за способность прийти в себя и добиться грандиозных успехов к концу военных действий, и народ Израиля за стойкость позволившую выстоять и победить врага. Но все же, комиссия считает что, война 2006-го причинила глубокий ущерб, который еще проявит себя в далеком будущем.
Факт, что Израиль проявил себя как страна серьезно пораженная небольшой террористической организацией конвенциональными методами, приближает следующую конвенциональную войну, и которая может оказаться гораздо серьезней. Факт, что у Израиля не оказалось ответа на применение ракет с крутой траекторией, превращает это оружие в стратегическую угрозу бросающую тень на будущее Израиля. Факт что около 2-ух миллионов израильтян жили в страхе целое лето или оказались беженцами в собственной стране, “подмочил” репутацию Израиля как надежное убежище для Еврейского Народа.
Летом 2006-го, Израиль был унижен перед тем как сокрушил Хизбаллу. А на Ближнем Востоке у унижения, кроме эмоциональной стороны, есть и стратегическая. В океане полном акул, дельфин не может позволить себе кровоточить или проявлять слабость. Из-за агрессии Хизбаллы израильский дельфин проявлял слабость и кровоточил. Это будет преследовать нас и в будущем и будет соблазнять других акул. Поэтому, не смотря на удачное завершение действий Армии Обороны Израиля, комиссия пришла к выводу что события последнего лета являются провалом.
В основе провала 1973-го стояла государственная концепция статус кво – необоснованная вера в то что мощь Израиля позволяет ему игнорировать происходящее вокруг и самому определять свою судьбу. В противоположность этому, в основе провала 2006-го стояла государственная концепция односторонности – необоснованная вера в то что мощь Израиля позволяет ему игнорировать происходящее вокруг и самому определять свою судьбу.
С первого взгляда провал 2006-го диаметрально противоположен провалу 1973-го – ведь он вытекал из слепой веры в отступление, а не из слепой веры в оккупацию. Но с другой стороны провал 2006-го также как и провал 1973-го связан со спесью. И сейчас чувство силы привело к игнорированию фундаментальных данных основывающих конфликт. И сейчас политическая слепота привела к скоропалительным шагам, последствия которых были не предусмотрены и не взвешены.
Факты которые были представлены комиссии совершенно однозначно доказывают что израильско – палестинский конфликт подчиняется закону природы – каждое израильское отступление приводит к вспышке насилия. Так произошло в 1994, и в 1996 и в 2000. Поэтому должно было быть ясно заранее что одностороннее отступление из Газы приведет к войне.
На самом деле здесь был заранее предвиденный заколдованный круг – одностороннее отступление из Ливана привело к интифаде Эль-Аксы, которая привела к одностороннему размежеванию от Газы, которое привело к разрушению порядка который возник после одностороннего отступления из Ливана. Комиссия не задает себе целью определить было ли отделение справедливым шагом – это идеологический вопрос. Но комиссия однозначно определила, что те, кто поддерживал размежевание и приводил его в действие, должны были отдавать себе отчет в том что оно приведет к новому крупномасштабному насилию. То, что предводители государства не отдавали себе в этом отчета, возлагает на них ответственность за провал государственной концепции 2006.
Провал 1973-го основывался на ошибочной военной концепции – спесивом суждении о том, что превосходство израильских ВВС и преимущество танковых войск, обеспечивают Израилю способность уничтожить любого врага за кратчайший срок и без серьезных усилий. Провал 2006-го тоже основывался на ошибочной военной концепции – спесивом суждении что превосходство израильских ВВС и использование точного оружия, обеспечивают Израилю способность уничтожить любого врага за кратчайший срок и без серьезных усилий.
Неудачи войны Судного Дня произошли из-за непонимания того, что ракеты типа «САМ» 2, 3 и «Сагер» поражают израильскую Ахиллесову пяту и в большой мере нейтрализуют источник мощи. В 2006-ом замешательство было вызвано непониманием того, что катюши, касамы, фажеры и ракеты «зильзаль» поражают израильскую Ахиллесову пяту, создавая альтернативный фронт и тем самым в большой мере нейтрализуют источник мощи.
Как и в 1973-ем так и в 2006-ом все было известно заранее. Потенциальная угроза была известна, но не была усвоена. И только после отступления из Газы выяснилось, что министерство обороны не приготовило концепцию, которая могла бы дать ответ на вызов касамов. Наоборот, в армии развилась опасная вера во всемогущество ВВС и в чудеса точного оружия. Так образовалась ошибочная стратегия ставящая в основу войну с воздуха.
Те кто надеялись добиться элегантной победы без непосредственного контакта с врагом, полностью пренебрегли опытом накопившимся в Косово, в Афганистане и даже в Персидском заливе. Комиссия считает, что неспособность предупредить события основывается на той же ошибочной концепции 2006 года. Структура Армии Обороны Израиля связана с этой же концепцией, и эту структуру необходимо изменить прежде чем произойдет новая более опасная стратегическая неожиданность.
Как и в 1973-ем так и в 2006-ом был провал разведки. Разведка сообщала и о 12-ти тысячном ракетном расположения Хизбаллы и о возможности похищения солдат, но разведка не ожидала что в 2006-ом разразится война и не предупредила израильтян о том, что может произойти. Разведка не оценила всей опасности связанной с Хизбаллой, не предупредила ВМС о типах ракет, которыми будут обстреляны катера, не предупредила жителей центр, что и они находятся в зоне обстрела.
Но самое главное, это то что разведка не смогла проникнуть в Хизбаллу, так чтобы предоставить ЦАХАЛу возможность использовать всю свою мощь. Преимущество ЦАХАЛа в возможности создать огневой напор не выразилось в самом начале войны из-за того, что разведка не обеспечила ВВС и артиллерию целями. А без целей ЦАХАЛ походил на великана, который пытается раздавить комара.
Правительство оказалось в ловушке – у него не было мандата на то что ЦАХАЛ умеет делать, но был мандат на то, что ЦАХАЛ делать не может – быстро и окончательно уничтожить Хизбаллу. Провал разведки в отношении Хизбаллы усугубляется иракским и ливийским провалом и обязывает провести радикальные изменения в разведке.
Провал 1973-го начался в 70-ых годах, когда устав от «Войны на истощение», Израиль смирился с передвижением египетских ракет ПВО к Суэцкому заливу вопреки соглашению о прекращении огня. Совершенно ясно, что провал 2006-го начался гораздо раньше – когда Израиль смирился с ростом гнойника Хизбаллы на своей северной границе.
Эти оба смирения поразительно схожи. В обоих случаях усталость израильского общества привела лидеров к пренебрежению очевидной опасностью, потому что принятие мер потребовало бы большего национального усилия. Но в обоих случаях усилие, которое потребовалось для решения проблемы, намного превосходило то усилие, которое потребовалось бы на ее предотвращение. Вывод ясен, на Ближнем Востоке страусиная политика не работает. У игнорирования и у отрицания действительности слишком большая цена. И поэтому проблему ракет с «крутой» траекторией решать нужно сейчас, а не послезавтра. Точно также проблемы связанные с отступлением с западного берега Иордана нужно решать до, а не после отступления.
Вызов, который Насралла бросил израильскому духу, актуален и сейчас. Насралла хорошо знал Израиль и его слабые места. Конечное же, шейх был склонен к высокомерию и ошибся, атаковав Израиль, но он умеет достичь максимального эффекта пользуясь ограниченными ресурсами. Дисциплинированная невидимая партизанская армия это армия будущего. С помощью этой армии Насралла, поставил военный спектакль, который нужно хорошо изучать. Насралла утверждал, что Израиль - это общество паутины.
События 2006 года опровергают этот тезис. Как и в 2002-ом израильское общество доказало свою крепость. Израильские солдаты проявили и изощренность и находчивость. Израиль победил, но были мгновения когда его слабость в качестве воюющей демократии была выставлена напоказ. Задержка с началом наземных действий связана с опасением подвергнуть испытанию сухопутные войска. Недели, когда гражданам Израиля пришлось сидеть в бомбоубежищах, являют собой существенную аномалию. Во всем регионе создалось впечатление, что гражданское общество Израиля не готово предпринять необходимые, но тяжелые шаги. То, что и армия и общество все же нашли душевные силы, очень удивило Насраллу и привело к победе, но часть возникших проблем остались актуальными до сих пор.
Война 2006-го не походит на войну 1973-го ни силой, ни размерами, ни потерями. Она не поставила в опасность само существование Израиля, но война 2006-го уязвила тыл. Война 2006-го оставила за собой ряд опасных прецедентов. То, что Израиль воевал не с государством членом ООН, а с организацией должно быть огромным предупреждающим знаком.
В отличии от комиссии Аграната, комиссия Барак не сочла нужным сделать личные выводы против кого либо из израильских лидеров. Но уже сейчас, до опубликования окончательного рапорта, комиссия считает, что необходимо изменить государственные и стратегические концепции с тем чтобы предотвратить повторение модели одностороннего размежевания, нейтрализовать угрозу ракет с «крутой» траекторией, и вернуть Израилю «потенциал сдерживания»: «Только так можно обеспечить оборону и мощь Израиля».

"Гаарец", 21.07.2006


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria