Ари Шавит

Бойтесь!

Теперешняя избирательная компания характеризуется одним примечательным фактом: большая часть израильской публики ашкеназского происхождения выделилась в самостоятельный политический сектор. Это первые выборы, на которых секулярные ашкеназы действуют в качестве сплоченной группы с четко очерченными границами, которая будет представлена на выборах тремя различными списками, имеющими этнический характер: Партия Труда, в которой только три из 15 первых кандидатов в Кнессет не ашкеназы; Мерец с двумя не-ашкеназами среди первых 14 кандидатов; и Шинуй, не нашедший в своих рядах ни одного представителя общины восточных евреев, достойного занять реальное место в списке в Кнессет.
За пять дней до одиозных праймериз Ликуда в Ганей Тааруха Шинуй выбирал своих кандидатов в Кнессет 16-го созыва в гостинице Шератон-Мориа в Тель-Авиве. Информационные и регистрационные столики находились в лобби; второй этаж был зарезервирован для собраний; первый этаж был закрытой зоной только для голосований. Голосование происходило за перегородками из голубого бархата.
«Посмотри, какая прекрасная здесь атмосфера» - встретил меня глава Шинуя Йосеф (Томи) Лапид, одетый в серый костюм, который выгодно оттенял его аккуратно зачесанные назад седые волосы. «Здесь, как на концерте в филармонии».
И он прав: это как на концерте в филармонии. Очень чисто, образцовый порядок, прекрасно организовано. Маэстро Томи и маэстро Авраам Пораз, номер 2 в Шинуе, безукоризненно ведут вечер. В этом шоу нет места сюрпризам. Под дирижерскую палочку персонального адвоката Томи Лапида персональная партия Томи Лапида в образцовом порядке выбирает кандитов, одобренных Томи Лапидом. Так новый израильский либерализм предпочитает видеть демократию – хорошо управляемой. Точно так же новый израильский либерализм предпочитает свободное соревнование: контролируемое и основанное на значительных инвестициях. Это некое подобие центрально-европейского свободного соревнования. Свободное соревнование в закрытом буржуазном кругу.
Участники форума – это действительно аудитория филармоний. Адвокаты, экономисты и дантисты снуют по лестницам в голубых костюмах с белыми пуговицами Шинуя. Даже молодежь Шинуя с крашеными желтыми волосами выглядят вежливыми и образцовыми в своих белых футболках. Почти все тщательно выбриты, и почти у всех прямой открытый взгляд. От них исходит запах людей из приличных домов: завтрашних лояльных дисциплинированных граждан.
Когда Томи Лапид проходит мимо в сопровождении телохранителя, он снова обращается ко мне. «Впечатляет?» – спрашивает он. Это впечатляет, как аптека. Но что в этом страшного? Присутствует ли здесь расизм? Томи Лапид смеется и отвечает – «нет». Да и он сам до 17 лет не знал сефард он или ашкеназ. Он абсолютный дальтоник в этом смысле. Почему говорят, что он расист? Потому что он против ШАС, партии, которая изобрела израильский политический расизм. ШАС основана на расистских принципах, а не Шинуй. Но из-за того, что они создали расистскую партию, говорит он со своим тяжелым акцентом, любой кто против них обвиняется в расизме.
А в самом Шинуе? Почему практически отсутствует представительство сефардов? По Лапиду все дело в том, что Шинуй – партия образованного среднего класса, А выходцы из восточных стран, к сожалению, слабо представлены в этой категории населения. Но ему было очень важно, чтобы в перечне кандидатов был сефард. Он особо подчеркнул партийным активистам, чтобы в списке были три женщины и сефард. И активисты почуствовали это, когда после выборов в первой десятке не оказалось ни одного сефарда, и Томи Лапид персонально договорился с каждым, чтобы обеспечить победу Ехуда Рахацби. И даже тогда это было очень непросто, и все-таки в конце концов Рахацби прошел. Таким образом у Шинуя есть неашкеназ на 11-м месте.
Тем не менее некоторые члены совета Шинуя видят здесь проблему. Томи не придает этому значения, но в этиом сказывается его тенденция к покровительственному отношению. Его расизм не является сознательным и умышленным, но и не является контролируемым. Когда бы ни шла речь о либеральной демократии Лапид всегда добавляет «европейской либеральной демократии», не слыша того, что он говорит.
«Нет сомнения, что в личном плане Томи не любит сефардов» - говорит тот же источник. «Он не любит арабов и не любит сефардов. Весь этот восток для него совершенно чужая вещь. Но его расизм не несет в себе злобы или личной выгоды. Он бессознательный расист».
А как же жители периферии? Бедные? Слабые слои населения? Точка зрения Шинуя заключается в том, что они уже и так имеют представительство в Кнессете. Таким образом первый раз за израильскую политическую жизнь партия Шинуй определяет себя, как основанную на четко выраженных классовых позициях. Расистская – нет. Классовая – да. Чтобы сгладить резкое впечатление от нетерпимой по отношению к ортодоксам избирательной компании 1999 года, Шинуй акцентирует свою предвыборную агитацию на социоэкономических вопросах. Шинуй говорит: мы партия буржуазии. Партия гордой буржуазии. Целевая группа Шинуя – пол миллиона израильтян, которые чувствуют, что страна принадлежит им.

Перевод Игоря Подольского.


"Ха-Арец", 20.12.2002



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria