Раддай Райхлин

Идеология воды

Психология аскета требует тяжелого самоистязания. Подвижничество, истязание себя постом, плетьми и чем только можно характерна для многих религий. У шиитов есть «праздник» шахсей-вахсей, во время которого они избивают себя до крови плетьми, цепями и пр.
Социалистическая идея тоже весьма склонна испытывать человека прочность. Труд, тяжелый изнуряющей труд, - это та плеть, которая должна истязать социалиста. Для самоистязания не имеет значение, что делать и какой смысл в работе. Важно, чтобы она была тяжелой. Издревле известно, что труд в сельском хозяйстве самый тяжелый. Так сельское хозяйство заняло ведущее место в развитии экономики Израиля.
Особенность этой страсти к сельскому хозяйству еврейских социалистов в том, что она совпала с резким упадком сельского хозяйства в Европе и США и разорением фермеров. Появление тракторов и химических удобрений, механизация и химизация сельского хозяйства привели к росту производительности труда и перепроизводству продуктов сельского хозяйства. Вот в эту-то бесперспективную отрасль экономики были направлены все усилия еврейских социалистов и их лидера Давида Бен-Гуриона. К 60-ым годам число лиц занятых в сельском хозяйстве Израиля выросло до пятой части всей рабочей силы страны. В США в это время число занятых в сельском хозяйстве непрерывно сокращалось и составляло не более 3 процентов. Так в Израиле была создана никому не нужная, лишняя группа населения. Социалистические форпосты - сельскохозяйственные кибуцы и мошавы превратились в элиту и стали украшением Израиля.
Насаждение сельского хозяйства в Израиле подчас принимало драматическую форму. Так огромная иммиграция евреев из арабских стран была использована для создания новых сельскохозяйственных поселений. Голда Меир в своих мемуарах “Моя жизнь” заявляет, что каждому иммигранту дали домик, выделили участок земли, и он становился  фермером. Далее она вынуждена признать:
“У них не было никакого земледельческого опыта и никакого желания заниматься земледелием. Многие не подчинились и бежали в город, где поселились в трущобах”.
Все это кончилось бурными демонстрациями и волнениями.
Снижение численности занятых в сельском хозяйстве в 60-х годах, которое отмечает статистика, это именно то самое бегство.
Чтобы прокормить избыточное население в сельском хозяйстве, правительством были приняты ряд мер, стимулирующие потребление продуктов сельского хозяйства. Одна из них - субсидии и искусственное понижение цен: буханка хлеба, яйцо или курица стоили вдвое меньше их реальной цены. Как результат дешевые продукты питания потекли за границу,... в Иорданию. Другая мера - уничтожение уже собранных овощей и фруктов, должно была поддержать цены на них на достаточно высоком уровне. Огромные грузовики свозили овощи и фрукты на свалку, где бульдозеры давили их своими гусеницами.
Экономика Израиля медленно и верно приближалась к экономике слаборазвитых и социалистических стран вроде России, в которых почти половина населения была занята в сельском хозяйстве.
Мечты об освоении пустыни Негев и превращении ее в еще одно большое сельскохозяйственное поселение не давали спать вождю социалистов Бен-Гуриону. Из этих снов родился план - построить гигантский водопровод для перекачки воды из озера Кинерет (Тевериадское озеро) в пустыню Негев.
Мечты и мифы - неотъемлемая часть социализма, как аскетизм и самоистязание. Они сплачивают народ в крепкое послушное стадо. Именно из мифов рождались религии. Миф о гигантском израильском “Водопроводе”, отводящем воду из озера Кинерет, можно сравнить с советскими “Великими Стройками Коммунизма”.
В 1954 году мечты стали воплощаться в жизнь, началось строительство водовода. Строился он почти 10 лет, строительство закончилось в 1964 году.
Пуск водовода в эксплуатацию вызвал острую реакцию арабских стран. Еще до пуска водовода арабы на совещании в Каире в январе 1964 года решили “осушить озеро Кинерет” и отвести воды впадающих в него рек. В декабре 1964 года сирийцы сконцентрировали технику и начали работы. В результате военных столкновений, с сирийцами продолжавшихся до июля 1966 года, в ходе  которых с израильской стороны была введена в действие авиация, сирийские планы были разрушены и они оставили свои намерения отвести воду. Точно такая же судьба постигла попытки Иордании.
Интересно сравнить поведение израильского правительства в те времена и сегодня, 40 лет спустя. Если в те времена Израиль силой ликвидировал угрозу отвода воды, то сегодня у него нет вождей: их сменили импотенты. Ливан, который никогда не мог похвастать своей военной мощью, отводит воды из реки Хацбайя. Сначала, для проверки израильской реакции, это была тонкая трубочка. Возмущение Израиля не было подкреплено налетом авиации на насосную станцию. Диаметр стал расти, и трубочка стала трубой. На возмущенные вопли Израиля, как всегда, прибежали США и предложили свое посредничество. Прежде Израиль сам решал свои проблемы с арабскими соседями и обходился без посредников.
Сегодня по мирному соглашению с Иорданией, Израиль обязался поставлять ей воду. Какую воду и откуда? Иорданию это не интересует. Соглашения следует выполнять!
Итак, израильское правительство построило систему каналов и огромных труб (диаметр 108 инч) для отвода воды из озера Кинерет в пустыню Негев. Вода широкой рекой потекла по Израилю. Стоит отметить, что стоимость электроэнергии расходуемой на подъем воды на высоту 370 метров (озеро Кинерет расположено на 200 метров ниже уровня моря) и перекачку воды в “Водопровод” много выше стоимости воды отпускаемой на поливку полей. Это тоже разновидность субсидирования. Кибуцники выращивают хлопок, который потребляет огромное количество воды, но ничто не может изменить социалистической психологии, ради социализма можно пожертвовать и экономикой, и водой.
 
Вода в озере Кинерет медленно и верно отступала от берегов. Дома, гостиницы, пляжи, построенные у воды, оказались далеко от нее. Возле кибуца Гиносар на поверхности показалась лодка, в которой по утверждению христиан плавал Иисус Христос. Чудеса продолжались бы и дальше, но уровень воды упал на 4 метра, до красной черты. Наступило отрезвление.
Все было хорошо до тех пор, пока не выяснилось, что воду из озера Кинерет можно вылить, но что дальше? Все израильские работы были направлены на разбазаривание воды и почти ничего на добычу. Так возник кризис с водой.
Когда возник первый кризис летом 1986 года, то мне случайно пришлось послушать беседу по израильской радиостанции “Галей Цахал”. Участвовали в ней, руководитель государственной компании “Мекорот”, монопольно владеющей водой, и другие важные лица из Министерства сельского хозяйства Израиля. Меня в этой беседе потряс ответ этих важных лиц на вопрос корреспондента. Корреспондент высказал предположение, что может быть привлечь частный капитал для развития источников воды. Ответ был четко социалистический: Нет! Если частный капитал, то вода будет в частных руках.
Поразительная психология. У социалиста должна литься только настоящая социалистическая, пролетарская вода. Он готов умереть от жажды, но не глотнет каплю капиталистической воды. Я обратился с жалобой к министру сельского хозяйства. Ответ был быстрый и краткий. Помощник министра ответил мне, что “поскольку моя жалоба относится к мировоззрениям, то она не может быть расследована”.
Он прав. Все что я пишу относится к анализу того, как в Израиле мировоззрение, идеология привели к деформации экономики страны и разбазариванию ее естественных ресурсов.
Поскольку господствующее мировоззрение не изменилось, то разбазаривание ресурсов продолжалось. Уровень воды снова опустился до красной черты и даже ниже. Теперь стали опускать «Красную черту». Наступил очередной более острый кризис. Второй кризис возник летом 1990 года. Снова заговорили об экономии воды. Шустрые изобретатели стали предлагать различные патенты к унитазам. Однако главным патентом против разбазаривания воды было существенное поднятие цен на воду.
Казалось бы, острый недостаток воды должен был поставить вопрос о сокращении посевных площадей и числа лиц, занятых в сельском хозяйстве. Нет, такой вопрос не вставал. Его место занял другой, как компенсировать «тружеников полей» за повышение цен на воду и установление жестких норм расхода воды. - Дали денежную компенсацию. Так сложилось положение, когда “труженики” сельского хозяйства не работают и получают деньги.
Сегодня после всех кризисов с водой 62 процента ее расходуется в сельском хозяйстве. Фирма “Макорот” отмечает:
“В государстве Израиль имеется 5 миллионов дунам земли пригодной для сельского хозяйства, но только 2,4 из них орошаются”.
Фирма “Макорот” забывает сказать, где взять воду для орошения. Если на 2,4 млн. дунамов идет 62 процента воды, то на оставшиеся 2,6 надо, очевидно, больше воды.
Все, что было описано выше об обмелении озера Кинерет это лишь 27 процентов моего рассказа. 27% - это доля озера Кинерет в общей доле расходуемой воды. Особенность этих процентов в том, что они очевидны: их можно фотографировать, о них можно рассказать по телевизору. Есть необратимый ущерб, нанесенный экологии Израиля, который не видят ни корреспонденты телевидения, ни израильское «Общество охраны природы».
Еще 27% воды потребляемой в Израиле черпается из колодцев в прибрежной полосе. Эта полоса шириной от 10 до 30 километров простирается вдоль моря на 130 км. от горы Кармель до Синая. В городе Ямит, который Израиль вернул по мирному договору Египту, эта полоса приближается к самому берегу моря. Было удивительно видеть пальмы, растущие на самом берегу моря, но таково чудо природы.
Чтобы рассказать об этих процентах, следует для начала погрузиться в глубины земли и рассказать о процессах диффузии воды в тонком слое (всего лишь 200 метров) земле и о нежном балансе в ней соленой воды, поступающей в изобилии с моря и пресной воды, просачивающейся в землю с поверхности. Излишняя откачка воды для нужд сельского хозяйства из недр земли посредством скважин и колодцев привела к нарушению баланса пресной и соленой воды в почве. Пресная вода исчезла, и ее место заняла соленая морская вода. Почвы заслонились, соленая вода проникла в колодцы, и они уже оказались непригодными для использования.
Откачка подземных вод привела к исчезновению родников и источников питающих реки страны. Исчезали одни реки, другие сильно обмелели. Река Таниним названа так в честь крокодилов, которые в ней когда-то водились. (Слово “танин” переводится как “крокодил”.) Крокодилов выбили около ста лет назад. Арабы очень любили мясо крокодилов. Сегодня и от реки ничего не осталось, евреи высосали.
Для написания этой статьи я использовал материалы, изданные фирмой “Макорот”. В этих материалах помимо демонстрации счастливых лиц рабочих хвастливо рассказывается, сколько километров труб уложено в землю, сколько установлено генераторов и насосов. Вот там же рассказано как в 1966 году построили в районе города Пардес Хана водохранилище, собирающее 80 процентов вод четырех рек протекающих в этом районе: Снунит, Баркан, Эда и Мишмерот. Это почти вся вода, какая есть в реках. Если бы эту собранную во время зимних дождей воду летом отправили обратно в реки, то вряд ли у меня был материал для статьи. Сегодня от этих рек остались лишь названия.
В этом отношении речке Кишон возле Хайфы сильно повезло. Она полноводная. Она полноводная из-за сточных вод государственного нефтеочистительного завода расположенного на ее берегах. благодаря им речка превратилась в вонючее грязное болото и вода ее непригодна ни для сельского хозяйства ни для каких-либо иных целей. Берега речки изгажены нефтью и продуктами ее переработки.
Если проехаться по Израилю с севера на юг, то по дороге можно встретить несколько красивых акведуков построенных в древние времена римлянами для подачи воды в города. Со времени арабской оккупации Палестины в Средние века акведуки, как и сами города, пришли в запустение. Сегодня некоторые из них подправлены как архитектурные памятники, но не для того, чтобы пустить по ним воду и удовлетворить ностальгию по тем античным временам. Нет воды для ностальгии, нет родников и источников. Вода вся разливается на полях и плантациях.
Еще 30 процентов воды Израиль получает из горных районов страны, простирающихся от горы Гильбоа на севере и до города Беер-Шева на юге. Именно западные склоны этих гор задерживают облака идущие с моря и собирают на них осадки. Этот источник имеет высококачественную воду, поскольку расположен в редконаселенных районах. Однако районы эти заселены арабами и большинство их то, что называлось “оккупированными территориями”.
Подобно тому, как в Ливане Израиль потерял контроль над водными ресурсами, так и в данном случае. Вот на этих то территориях возникло враждебное Израилю арабское государство названное «Палестинская автономия». Это «государство» делает все, чтобы лишить Израиль чистой воды и заменить ее сточными водами. Очистка воды – дорогое удовольствие. Сточные воды арабских городов и деревень потекли в Израиль.
Возможно, статистика не учитывает все данные, поскольку были и есть “пираты” ставившие насосы по берегам рек и поливавшие свои поля. Размеры пиратства особенно возросли, когда разразился кризис. Да и как не украсть воду, когда поле, заботливо засаженное и ухоженное, вдруг должно быть заброшено.
Для экологии не имеет значение, кто разбазаривает воду “проклятый частник” или государственная компания “Мекорот”.
Здесь я должен отметить трансформацию, которая произошла в израильском социализме. Такая трансформация характерна для многих социалистических движений. Так для российских большевиков интернационалистические лозунги о мире и братстве всех народов сменились подрывной деятельностью против других стран и великорусским шовинизмом.
Уже давно израильские аскеты вроде Давида Бен-Гуриона или Голды Меир вымерли. Наступил израильский “Ренессанс”. Сегодня израильские “аскеты” хотят легкую и веселую жизнь и всеми мерами пытаются избавиться от тяжелого и изматывающего душу труда. Сегодня израильское сельское хозяйство считается лучшим в мире и является образцом не только для соседних арабских стран, но и таких далеких как Южная Америка. Машины, удобрения, особые сорта фруктов, овощей и цветов, а главное полив - повысили в десятки раз производительность труда. Именно стремление повысить урожайность привело к обильному орошению полей и разбазариванию водных ресурсов. В 1954 году только четверть земель занятых под сельское хозяйство было орошаемы. Уже через два года их было треть. Сегодня почти половина земель поливных. Если согласно статистике рост площадей занятых сельским хозяйством прекратился, то рост поливных площадей не прекращался вплоть до кризиса с водой в 1985 году. Именно это повышение урожайности привело к уничтожению продукции бульдозерами.
Сегодня “аскеты” сами не работают, они превратились в самодовольных буржуйчиков и нанимают для работы арабов или иностранных рабочих и новых иммигрантов. Более того, эти “труженики полей” сдают арабам в аренду ту самую землю, за которую воевали их отцы. Землю вместе с водой, дешевой водой. Идеи сионизма уступили место коммерческому расчету. Удивительно при этом слышать доводы против сокращения сельского хозяйства: “Тогда арабы захватят пустующие земли”.
Когда-то, когда еще не было государства Израиль, евреи-социалисты захватывали пустующие земли. Бегство арабов во время войны за независимость было использовано именно ими для захвата арабских земель. Почти все кибуцы расположены на бывших арабских землях. Теперь, когда власть в руках евреев, “арабы захватывают пустующие земли”. Однако самый большой анекдот это то, что израильские социалисты готовы по мирному соглашению вернуть арабам все территории и земли, захваченные у них не только в Шестидневной войне, но и ранее. Все земли, но, кажется не те, которые захватили кибуцы и мошавы.
В начале 1993 года разразился арабский террор. Арабы с оккупированных Израилем территорий занятые на сельскохозяйственных работах в Израиле убивали своих работодателей. Казалось бы самое простое решение этой проблемы - не бери арабов на работу, Однако здесь выяснилось, что сельское хозяйство Израиля сильно зависит от дешевой арабской рабочей силы. И снова как всегда, искали любые решения кроме главного: сократить размеры сельского хозяйства,
Бурные ливни и наводнения зимой 1991 года спасли озеро Кинерет от катастрофы. Метеорологи отмечали, что таких обильных осадков не было в течение 50 лет. Вода в озере поднялась до нормального уровня. Это привело к тому, что к двум существующим системам для откачки воды добавили третью, а министр сельского хозяйства Израиля кибуцник Яков Цур заговорил о том, что “жаль что вода выливается в море, надо понизить цены на воду”. Может дешевле спустить воду в море?
Профессор Техниона в Хайфе Ури Шамир, советник по проблемам воды Международного банка развития и председатель Международного гидрологического объединения, считает что еще “рано открывать краны”. Израилю необходимы миллионы кубометров воды для того, чтобы вернуть их в пересоленную прибрежную полосу. Профессор может так считать, но кран в руках у кибуцников, а их мнение иное.
«Урожай воды» выпавшей в 1991 году был быстро разбазарен и кризис вернулся. «Красная отметка» из года в год понижается все ниже и ниже.
Мой рассказ будет неполным, если я не отмечу, что еврейская религия запрещает разведение коз и овец в Израиле. Этот запрет записан в Мишне (Вавилонский Талмуд, масехет баба Кама, П). Запрет разумно обоснован. Особенность коз и овец в том, что они способны выщипать траву до основания, так что ее покров уже не восстанавливается. Кроме того, козы обгладывают и уничтожают кустарник. Экологический ущерб от них огромен. Тем не менее, во всем мире им отдается предпочтение именно благодаря этой особенности. Коз и овец легко пасти. Их можно пасти там, где корова или лошадь не способны прокормиться. Еврейская религия не запрещает разводить овец и коз дома или в тех районах, как, например, в пустыне, в которых они не могут нанести ущерб экологии или Сирии, где юрисдикция еврейской религии не имеет там силы.
Другая особенность Талмуда заключается в том, что он запрещает монополию на воду. Если компания “Мекорот” гордится тем, что вся вода сосредоточена в ее руках и она может открыть или закрыть кран, то это как раз, то с чем боролся Талмуд. Талмуд боролся с монополией довольно остроумным путем. Согласно Талмуду первыми пользуются водой те, кто ниже по течению. Это гарантировало реки от пересыхания.
Мудрость древних стала особенно очевидна, после того как крестоносцы были разгромлены, и Палестина была оккупирована арабами. Арабы привели с собой коз и овец, которые буквально съели страну. (Подобное “съедание” в наши дни произошло с островом Корсика). Второй запрет Талмуда, который нарушили арабы - правило пользования водой. Шейхи захватили источники воды, установили подобно компании “Мокорот” монополию на них. Так страна из зеленой превратилась в серую, из цветущей в пустыню.
Кажется, это единственный пример в тысячелетней истории религий, когда экологии уделяется такое внимание. Однако для меня этот пример имеет гораздо большее значение. Этот пример показывает, как меняется мышление в зависимости от религии. В той же стране, на той же земле и те же самые евреи. Два тысячелетия назад евреи отлично понимали, какую опасность для экологии представляют козы и овцы. Сегодня они потеряли такую способность, поскольку они отказались от своей религии, а социалистическая идеология превратила их в роботов. Отличие социалистической идеологии от еврейской религии в аскетизме.

08.2003




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria