Ури Ной

Что значит Храм для светских евреев?

На днях я разговаривал с одной своей знакомой. Она не религиозная, не очень правая и не поселенка. Я говорил с ней (уже не в первый раз) о движении "Еврейское руководство". Мы обсуждали новый законопроект, меняющий процедуру выбора судей Верховного Суда и закон о клевете, касающийся СМИ. "Еврейское руководство" немало способствовало выдвижению этих законов и имеет четкую политику того, что необходимо изменить в государстве Израиль. Знакомая спросила меня, как все это связано с Храмом, ведь Фейглин, как она слышала, предлагает отстроить Храм. Я ответил, что я полностью с согласен с этим предложением Феглина. Идея Храма показалась ей неприемлемой. Она сказала, что я сошел с ума и что это вредит моим предложениям в других вопросах, с которыми она согласна и которые выглядят логичными и правильными в ее глазах.
Тогда я разделил тему Храма на отдельные части и стал обсуждать каждую из них отдельно.
Менее чем за полчаса мы продвинулась от полного отрицания идеи восстановления Храма до согласия по многим вопросам:
Во-первых, она согласилась со мной, что очень важно, чтобы на Храмовой Горе был израильский флаг и плакат "Государство Израиль, министерство религий, святое место", как это сделано в других местах в Стране Израиля. Это своего рода декларация суверенитета.
Во-вторых, мы согласились, что под Храмовой Горой должны быть проведены серьезные археологические раскопки, и работы должны проводиться под плакатом "Государство Израиль, управление по делам древностей". Разумеется, необходимо сделать обзор важных археологических находок, который приведет к тому, что мир увидит и усвоит - не только подсознательно - что это место принадлежит евреям.
В-третьих, мы с ней согласились, что на Храмовой горе должна быть действующая синагога, в точности, как "Стена плача", которая фактически является синагогой.
В-четвертых, мы согласились, что должен быть свободный доступ евреям на Храмовую Гору и в находящуюся там синагогу, в точности, как к "Стене плача" сегодня. И не важно, назовут это синагогой или Храмом.
В-пятых, мы согласились, что если она празднует Хануку (а она, разумеется, празднует Хануку, т.е. праздник освящения Храма Маккавеями), то она должна быть честна сама с собой и должна поддерживать сегодня то же самое действие, которое совершил Йегуда Маккавей, когда очистил Храм от скверны и зажег заново Семисвечник. Это такой же символ, как подъем флага. Я сказал ей, что я хочу, чтобы на Храмовой Горе была синагога, в которой будет гореть Менора и чтобы я смог прийти туда с сыном и увидеть это. Ведь сегодня я прихожу к "Стене плача" или вижу по телевизору зажженную там менору. Но храмовый семисвечник должен быть зажжен заново как национальный акт установки флага и суверенитета. Так премьер-министр Британии идет во дворец королевы за утверждением, хоть не она выбирала его. Это вопрос национальной символики.
После такого сравнения, моя знакомая добавила, что, в сущности, поскольку в других странах есть главный дворец, так пусть и у нас будет. Я ответил ей, что это же подразумевают и те, кто наклеивает наклейки: "Всевышний - это Царь". Это и в самом деле будет наш дворец, наш символический центр, только наш дворец будет принадлежать не королю, а Богу.
(Здесь я сдержался, чтобы не перейти к обсуждению преимуществ системы конституционной монархии, при которой король - национальный символ, стоящий над избранным премьер-министром. У нас бы это был не король из плоти и крови, а Всевышний).
Мою знакомую тревожил вопрос о жертвоприношении животных в Храме. Я сказал ей: "Есть заповеди, выполняемые в синагоге, а есть выполняемые в Храме. Ты согласна с зажжением семисвечника, но ты не обязана участвовать в жертвоприношении животных. Тебя не должно слишком волновать то, что религиозные будут делать это".
После этого она спросила меня, верю ли я в Бога. По-видимому, она начала подозревать, что я "скрытый религиозный" (который не носит кипу) или что-то в этом роде. Она спросила, что я думаю о Даровании Торы на горе Синай. Я ответил ей, что я не знаю, есть ли Бог и что я не знаю, что делал Моше на горе Синай, но я уверен, что это было событие огромной важности. Она согласилась со мной, что историческое событие Дарования Торы и другие события в самом деле происходили, это настоящая история. Я добавил, что нравственность и идеалы, источником которых является Тора и которые разделяют 2 миллиарда человек, - это верные идеалы, независимо от того, является ли их источником Всевышний или нет. И с этим она согласилась. Тогда я сказал ей: "Посмотри: мы оба согласны, что это событие было и что идеалы верны, независимо от того, заповедал их нам Всевышний или нет. По отношению к Всевышнему есть люди, верящие, что Он существует, а есть верящие, что его нет, и есть многие, кто не знает, существует Бог или нет, но это не меняет их приверженность истории и идеалам, предложенным в Торе.
То же самое с Храмом. На Храмовой Горе должен быть израильский флаг, а не арабский контроль. Должны проводиться серьезные археологические раскопки. Там должна быть синагога - все равно назовут ее Храмом или нет. Там должен гореть Семисвечник. Евреи должны иметь свободный доступ на Храмовую гору, в отличие от ограниченного доступа сегодня. И, разумеется, там будут жертвоприношения животных, но тот, кто не хочет, не обязан участвовать в этом.
Разумеется, под конец последовало стандартное возражение: "Я не хочу, чтобы мы были чересчур провокативными, я не хочу войн!". Как будто без Храма у нас есть мир с соседями и любовь всего мира. Это типичный галутный взгляд: "Что нам скажет мир?". Я напомнил ей известную фразу Бен-Гуриона, который сказал, что если будет выбор между уходом из Иерусалима и уходом из ООН, то он предпочтет выход из ООН.
Последние опросы говорят о том, что большинство еврейского общества, в том числе большой процент светских евреев, отвечает положительно на вопрос о воссоздании Храма. Это следует из понимания (по крайней мере, интуитивного), что Храм - центральный и существеннейший признак нашего национального суверенитета. Не все думают так, но, по крайней мере, большая часть светских евреев, которые не настроены анти-еврейски, а лишь отдалились от религии и подвергались в течение десятилетий интенсивной промывке мозгов. Их сопротивление идее Храма очень поверхностное. Стоит лишь постепенно преодолеть их страхи и предрассудки и под ними обнаружится верная основа.

Перевел Моше Борухович, МАОФ

12.2011
Другие статьи о взаимоотношениях светских и религиозных евреев


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria