Алекс Ольшанецкий, Виктория Мартынова

Русская Пасха в Иерусалиме

В Израиле, как известно, немало репатриантов, так сказать, по случаю, оказавшихся в еврейской стране волею судеб. Чего скрывать, некоторым из них не слишком уютно здесь - чужая, зачастую непонятная культура, странные обычаи... Вот и мечутся люди, не зная, куда бы примкнуть, где найти себя...
Страстная Суббота, первый день православной пасхи, Иерусалим, Старый город. У здания полиции выстроились в ряд пожарные машины и специальные маленькие вездеходы (так называемые «трактороны») службы «Маген Давид адом», используемые только здесь, на узких улочках Старого города. Проходим через Яффские ворота и идем по улице Давида. Нарядная толпа течет вниз, к церкви гроба Иисуса Христа. Из арабских лавчонок выглядывают продавцы и зазывно кричат по-русски: «Хароши товар! Мальшик, иди сюда!» Но народ валит мимо, мимо, сбиваясь все гуще и отдавливая ноги и бока - за чудесным нежгучим огнем, который сходит в церковь раз в году, на Пасху. В толпе легко угадываются "наши" - репатрианты из СНГ. В отличие от паломников-россиян, крутящих головами по сторонам, эти двигаются к цели сосредоточенно и уверенно, всем своим видом показывая, что вот он, праздник на их улице. А в их речи то и дело попадаются ивритские словечки.
- Вчера весь день возилась, все дома умисадерила, слава Б-гу на Песах выходные дали, так прибралась. Сюда же  надо пораньше, а то потом столько народу набежит - не протолкнешься за огнем-то...
Ну а мы пришли сюда, чтобы пообщаться со "свежими" христианами. Теми, кто на оставленной родине были атеистами, а приехав в Израиль, обратились в веру Христову.
Для опроса мы выбрали простой вопрос: "Почему в первый день Пасхи зажигается огонь в церкви?»
Согласно преданию, которого нет в Новом Завете, впервые огонь вспыхнул на могиле Христа после страстных молитв апостола Петра через год после того, как прекратилась земная жизнь Иисуса.
Толпа раскачивается, и мы оказываемся рядом с солидного вида дяденькой лет пятидесяти. И у него, и у плывущей рядом с ним жены на груди брильянтовые кресты.
- Скажите, а почему загорается этот огонь и что в нем такого особенного? - спрашиваем мы.
- Так... Почему огонь загорается? - переспрашивает он и морщит в раздумьях лоб. Наконец спасительная фраза приходит ему на ум. - Каха зе ба-арец! (Так у нас в Израиле!), - провозглашает он.
Мы отваливаем и продираемся дальше.
Подкатываемся к кругленькой, ярко накрашенной дамочке в цветастом платке.  Она с серьезным видом предлагает свою версию: - Адама и Еву выгнали из рая, а потом их искали, кругом стояла тьма первозданная, вот тут огонь и вспыхнул.
Разворачиваемся, сдвигаемся в сторону - к другой собеседнице, в белом платочке, с усталым лицом.
Еще вопрос из припасенных нами на этот случай:
- А почему вы сегодня сюда пришли?
- Христа распяли сегодня, потому мы сегодня и пришли.
- Побойтесь Б-га, это было в пятницу!- вмешивается в разговор взволнованная дама, - а вы знаете, что Иисус был женат на Марии Магдалене тайным браком, от этого брака дети пошли, и они потом вернулись в Россию? Их потомки сейчас в Екатеринбурге живут и книжки издают. Да-да-да, мне родственники сообщили. Хотите, и вам книжку пришлют.
Разговор о русских корнях Иисуса немедленно находит отклик в сердцах прихожан:
- Мужчины, а вы знаете, что У Иисуса все друзья- апостолы были русские.  Только один яврей попался - Иуда.
Оторопев от этого заявления, задаем контрвопрос:
- А знаете ли вы, что Христос был обрезан? И что есть великий праздник, который называется День обрезания Иисуса?
- Да вы что, перепили вчера, что ли? Кто же у нас, у русских, обрезание детям делает?!
Но миролюбивые ответы заканчиваются быстро.
- Мне трудно объяснить, зачем я сюда пришла, вы меня все равно не поймете! - произносит, поджав губы, женщина учительского вида. - Чо почему же, мы ведь на русском языке говорим?
- Да ведь вы не христиане.
- Вы сюда нас экзаменовать пришли? -возмущается кто-то поблизости. - Ох, и надоели нам Здесь эти евреи. Просто спасу от них нет!
Мы опросили три десятка прихожан, но так и не услышали историю нежгучего огня.
Впрочем, странное чувство тяготения к другому порядку, естественному для этой страны, видимо, было не только у нас.
- Пока здесь рассосется, давай лучше к Стене плача сходим, а потом вернемся, - сговариваются две девчонки-подружки за нашей спиной... Хотя сошествие огня великое таинство и никому неведомо, когда именно спустится он с небес на землю грешную, ровно в два пополудни первые счастливчики с зажженными свечками, уставшие, но довольные, вышли из церкви и направились на Христианскую улицу - главную улицу христианского квартала. И тут как раз в единственной местной пекарне, словно по мановению волшебной палочки, испеклись специальные желтые пасхальные булочки с крашеным яичком внутри. Булочки нарасхват, и стоят-то всего пять шекелей, но наши предпочитают свой, припасенный домашний харч - так экономнее.
Мы покидаем христианский квартал со смутным чувством, а в голове вертится строчка: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев». (Евангелие от Иоанна. 4:22).

"Вести" , 15.04.2004

  • Другие статьи о Законе о Возвращении

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria