Александр Лихтикман

Избранные и призванные

Лишние люди

Чем ближе день референдума, тем чаще сторонники одностороннего отступления прибегают к последнему, весьма сомнительному, аргументу – указывают членам партии на их «непрофессионализм» в вопросах безопасности. Выбор на самом деле прост, - говорят они, - нужно всего лишь положиться на мудрость политического руководства и рекомендации военных. На то они и профессионалы. Обыватель, заказавший ремонт квартиры, не вникает ведь во все детали строительных работ. И пациент, ложащийся под нож хирурга, не обязан разбираться в медицине. Не понравился ремонт – в другой раз наймет другую бригаду, если, конечно, не завалит обломками. Не удалась операция – больной может обратиться к другому врачу, разумеется, если, останется жив. Так же и с референдумом. Уж если глава правительства понадобилось большинство, дело рядовых партийцев – проголосовать «за», не вникая в детали, в которых они все равно ничего не смыслят. «Те, кто надо» прекрасно обойдутся без помощи дилетантов.
Под «дилетантами» подразумеваются простые граждане страны, те, кто в первую очередь пожинают горькие плоды «политических инициатив», «односторонних шагов» и «точечных ликвидаций». Им-то и предлагают слепо доверить свою судьбу политикам. Особенно важно не задумываться, проявляя при этом высшую гражданскую доблесть. Пример для подражания предложила Марина Солодкина в передаче радиостанции РЭКА: «я – человек лояльный и доверяющий». Депутат кнессета, особа приближенная, видит Шарона чуть ли не ежедневно. И – доверяет. Что уж говорить о прочих? Заинтересованность конкретными деталями у нас не приветствуется. Один такой любопытный уже сидит под административным арестом и сочиняет апелляции. Остальные должны сделать соответствующие выводы.  
Отличие израильской модели от обычных демократических государств в том, что, голосуя, мы не определяем свое будущее на ближайшие четыре года, но выбираем людей, которые сделают это за нас. Референдум, навязанный Шарону партийными низами, в эту схему не укладывается. Его результаты не могут не оказать влияния на проводимый курс. Поэтому, по важности референдум превосходит даже парламентские выборы, исход которых политикам всякий раз удается свести на нет, создавая всевозможные «немыслимые коалиции». Если 2 мая большинство проголосует против отступления, Шарону придется это решение выполнять. А уж как – это его забота.
Парадокс еще в том, что обладающих правом голоса на референдуме гораздо меньше, чем граждан, проголосовавших за список Ликуда. 200 тысяч зарегистрированных членов партии смогли бы провести в кнессет не больше 4-5 депутатов. У Ликуда же, как известно, четверть от общего числа парламентских мандатов. Основная масса избирателей – беспартийные. По идее, в референдуме должны участвовать только те, кто наделил Ликуд властью. Но выборы в Израиле тайные, и выявить избирателей Ликуда не представляется возможным. Референдум либо следовало сделать открытым, либо объявить досрочные выборы в кнессет. Оба варианта рассматривались, но не устроили главу правительства.
Члены партии могут заставить своих представителей следовать предвыборной программе, исключающей отступление. Но изменение программы задним числом тоже не вполне легитимно. В случае поражения, противники Шарона, наверняка, использует приведенную выше арифметику. И будут правы. Кто знает, получил бы Ликуд 40 мандатов, если бы перед выборами пообещал трансфер евреев?

Прессинг

Разве не смешно сравнивать аналитические возможности пенсионера-репатрианта из Кирьят-Аты, измученного весенними вирусами программиста, радиослушательницы-домохозяйки и главы правительства, обладающего всей полнотой информации? С колокольни виднее, чем из погреба, не правда ли?
Подобный подход, нивелирующий, по сути, саму идею демократии, активно проповедуют сотрудники государственных СМИ. Целые пласты прессы целиком мобилизованы на нужды сторонников Шарона. Агитация проникает даже в развлекательные передачи, когда аудиторию призывают не говорить о политике, «потому что ею занимаются компетентные люди». В радиоговорилках полным ходом ведется обработка общественного мнения все в том же духе: звонящим предлагают расслабиться и получить удовольствие, не волноваться и, главное, поменьше соваться с суконным рылом в калашный ряд.
А, так как любой нормальный человек сомневается в своей правоте, действенной может оказаться подтасовка фактов, переходящая в заурядную ложь. Например, журналисты, уличенные в прямом эфире в неправильном цитировании эпистолярного послания президента Буша, на следующий день продолжают, как ни в чем не бывало, утверждать, будто США «напрочь отвергают идею возвращения арабских беженцев в Израиль». Многократный повтор лжи – классический пропагандистский прием, особенно эффективный в исполнении государственных СМИ, которым все еще многие верят. 
Ведущие информационных передач относятся к возможному поражению Шарона, как к чему-то совершенно несусветному. Последствия такого развития событий рассматриваются исключительно в ироническом ключе с элементами «черного апокалипсиса». Как будто речь идет о вероятности столкновения Земли с метеоритом или снежных заносов в мае. Всерьез рассматривается только устраивающая главу правительства опция, при которой он одерживает убедительную победу, означающую полную свободу действий.
Усилия оппонентов изображаются заведомо тщетными, преследующими исключительно личные цели. Тех, кто остался верен предвыборным заявлениям Шарона, выставляют оторванными от реальности упрямцами или карьеристами. Последнее верно в отношении многих, но не всех. Костяк противников отступления составляют люди, далекие от партийной кормушки. И именно их голоса почти не слышны. Оппозицию, как правило, представляют политические дельцы, более всего опасающиеся за свои кресла в правительстве. Тогда дискуссия течет по привычному руслу: что будет, когда уйдут правые партии, какой пост займет тот или иной деятель Аводы и пр. Вывод армии из сектора Газы обсуждается лишь в контексте гуманитарной проблемы еврейских поселенцев. Предупреждать об очевидном усилении террористического анклава в секторе Газы – значит, проявлять «нелояльность и недоверчивость». Гораздо удобнее говорить о том, что единственным следствием передачи арабам дополнительных территорий станет возвращение Шимона Переса в большую политику.

Ликуд и его братья

Если Шарону победа на референдуме обеспечит запоздалую и ущербную легитимность, то правым коалиционным партнерам она необходима для продолжения участия в правительстве. Ни МАФДАЛ, ни Национальное единство не обязаны подчиняться решениям «старшего брата». Выбор членов Ликуда для них не указ. Оставшись в правительстве после утверждения «Карты дорог», правые партии добились лишь одного – политической стабильности, позволившей Шарону разработать план нового отступления и утвердить его в Вашингтоне.
Сколь бы ни были пространны программы правых партий, их предназначение сводится к недопущению территориальных уступок. И так будет продолжаться до тех пор, пока правые не перейдут из категории «коалиционного довеска» в категорию реальных кандидатов на власть. Победа противников отступления вернула бы Ликуд в рамки честной демократической игры, но тогда на следующих выборах партии-спутницы получили бы еще меньше мандатов. Если бы Ликуд придерживался собственных принципов, не возникли бы ни Тхия, ни Цомет, ни Национальное единство, ни прочие партии и движения, пытавшиеся вернуть Ликуд в правый лагерь. Из-за того, что им это не удавалось, рушились правительства, менялась система выборов, снижалось доверие граждан к демократии.  
И вот возникли внепарламентские силы, воздействующие уже не на Ликуд, а на его «принципиальных» союзников, свыкшихся с ролью моралистов в Содоме. В последних выступлениях Авигдора Либермана явно слышится готовность остаться в правительстве при любом исходе референдума. «Лишь бы не пришел Перес». Аналогичные высказывания раздаются и в МАФДАЛе. Обеим партиям, как выяснилось, в правительстве весьма уютно. Но, в случае утверждения плана Шарона, именно Авода станет предпочтительным партнером для Ликуда, потому что на ее фоне он будет казаться «более правым». Самое время объявлять конкурс на вакантную должность фигового листка. Игра в доброго и злого следователя была удачно опробована в предыдущем правительстве национального единства, когда все неудачи списывались на Бен-Элиэзера. А с ролью «довеска» неплохо справится и Шинуй.
Участие правых партий в правительстве, разрушающем поселения и поощряющем террор, окончательно подорвет авторитет власти. Стремясь предотвратить возвращение Переса, они сами становятся пересами. Предпочтительнее ли эта незавидная роль уходу в оппозицию – решать им самим. Но менее всего убеждают доводы о «продолжении борьбы» и заботе о гражданском спокойствии. Эту область у нас курируют Арафат и ХАМАС. 
***
Во всей этой кутерьме необъяснимым остается упрямство поселенцев Гуш-Катифа и Северной Самарии, отказывающихся от добровольного ухода в обмен на компенсацию. Ошибается тот, кто думает, будто поселенцы слеплены из иного теста, чем остальные израильтяне. В подавляющем большинстве жители поселений переехали «на территории» в зрелом возрасте из центральных городов. Это те самые люди, которые сдавали новым репатриантам втридорога квартиры, это владельцы мелких предприятий и чиновники, получатели пособий по безработице и полицейские. Типичное поселение – тот же район развития, страдающий от хронического дефицита бюджета и коррумпированных местных властей. Понять, почему жители Хомеша или Нецарим отказываются продать свои дома государству по цене, в несколько раз превышающей рыночную, невозможно.
Представим себе, что к владельцу квартиры в Бат-Яме или Ришон-Леционе обратились с предложением съехать в обмен на миллион. Кто-то откажется? Даже, если заранее объявят, что в доме разместится штаб полиции автономии (разумеется, с санкции служб безопасности). Наверняка, долго уговаривать не придется. Не только свою жилплощадь продаст, но еще и соседние попытается «спихнуть». Феномен поселенцев – загадка, не поддающаяся рациональному объяснению. Если угодно – обыкновенное чудо, благодаря которому удается сдерживать натиск развала.  

"Вести", 22.04.2004

  • Статьи о Газе и о плане Шарона выселения Гуш Катифа и Нецарим
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria