Александр Лихтикман

Право голоса

Чем заметнее роль религиозных лидеров в противодействии планам одностороннего отступления, тем активнее ответные усилия правительственных пропагандистов, направленные на делегитимацию раввинской оппозиции. Цель – не переспорить организацию «Пикуах нефеш» («Опасно для жизни»), а вывести из игры без боя. Привести к тому, чтобы аргументы религиозного характера вообще не рассматривались, а подобие общественной дискуссии было бы представлено парламентским антагонизмом левых и «левых наоборот». Партийный подход по-израильски означает полное отсутствие стратегического мышления и нерушимых моральных критериев, поэтому он удобен любому правительству. Религия же, даже подконтрольная государству, опасна, так как основывается на нерушимых догмах, одна из которых – право еврейского народа на Эрец-Исраэль. Право, обусловленное не соображениями безопасности или решением ООН, а совсем иными материями.
Нельзя обвинить раввинов во вмешательстве в несвойственную им область: наоборот, они поступают в соответствии со своими прямыми обязанностями.   Отступление с территорий, участие солдат в насильственной эвакуации евреев – такие же точно галахические проблемы, как использование электроприборов в субботу или «кошерование» посуды на кухне. Раввины не должны молчать – не за это они получают зарплату. Они обязаны предупреждать о возможном нарушении Торы, как минздрав предупреждает об вреде курения, а министерство транспорта – об опасностях быстрой езды . Запрет на вынесение постановлений под страхом антиподстрекательского законодательства означал бы классические притеснения на религиозной почве. Был бы прекрасный повод для очередной жалобы на израильское правительство в международный суд. И, хотя «Пикуах нефеш», скорее всего, не вынесла бы сор из избы, пересажать известных религиозных деятелей или заткнуть им рот власти не решаются. По крайней мере, на нынешнем этапе дискуссии. Остается старый испытанный метод – ошельмовать оппонентов, и этим снизить резонанс их воззваний и предостережений.
Ни одна акция под эгидой «Пикуах нефеш» не была освещена прессой без упоминания о «нелояльности» части религиозных евреев государству Израиль. Пусть не в самом сообщении, а в комментарии к нему, или в короткой ремарке радиожурналиста, или в газетной авторской колонке эта тема, так или иначе, неизменно всплывает. Спрашивается, какое отношение организация, состоящая в подавляющем большинстве из патриотов-госслужащих, имеет к крошечной группе «Нетурей карта», призывающей к уничтожению Израиля и передаче всей Эрец-Исраэль арабам? Никакого. Более того, они явные антагонисты. На антисионистских религиозных интернет-сайтах «сотрудничающие с безбожниками» раввины объявляются главными врагами. Подразумеваются духовные лидеры «Агудат-Исраэль», ШАСа и т. д. Те, кто на самом деле не признают государство, живут в Меа-Шеарим с иностранными паспортами. Они не пользуются никакими льготами, не голосуют на выборах, и даже местной валютой из принципа не пользуются – там в ходу доллары и евро. Как же приравнивать к ним всех остальных?
Например, опубликованная недавно «Вестями» статья Якова Шауса о съезде активистов «Пикуах нефеш» была озаглавлена «Признайте свое государство!». Автор вполне корректно привел факты, процитировал высказывания, а под конец сообщил, что есть и другие раввины, которые государство не признают. Надо понимать, к ним и относится хлесткий заголовок. Представим себе, что в центральной ивритской газете вышла статья о трудностях, с которыми сталкиваются репатрианты-ученые. Все изложено верно, но в последнем абзаце приводится статистика преступности среди репатриантов, а в заголовок вынесен риторический вопрос – «Нужно ли давать деньги мафии?» Ясно, что таким откровенно провокационным способом переводят разговор на другую тему. Так и в этом случае. Вместо того, чтобы согласиться с позицией раввинов или полемизировать с ней – указывают на их неблагонадежных родичей. Тоже метод.
По большому счету, обвинения в «нелояльности» касаются не только нескольких сотен семей из «Нетурей карта», но всего ультраортодоксального сектора, якобы не признающего в полной мере еврейское государство. Но, если разобраться, такого рода претензии могут предъявлять только религиозные сионисты, наделяющие государство Израиль особым смыслом, видящие в нем подножие Мессии, а в армейской службе – исполнение заповеди, а потом уж защиту Отечества от врагов. Можно ли требовать от человека поверить в то, во что не веришь сам? Именно так происходит, когда светские политики разных направлений вступают с религиозными партиями в идеологические споры о сионизме. Это демагогия в чистом виде. Избиратели ШАСа и Еврейства Торы относятся к государству так же, как избиратели «Ликуда» или «Аводы» – стараются использовать преимущества и избежать неприятных сторон. Светские и религиозные граждане желают стране, в которой живут, богатства и процветания. Какого еще признания не хватает? Религиозной веры в бюрократические инстанции? Массовых молебнов за здравие Шарона и его министров? Не достаточно разве того, что ешиботники не эмигрируют из единственной в мире страны, где элементарное право на труд обусловлено службой в армии?
Если и есть в религиозной среде последователи идеи одностороннего демонтажа всего государства, то их не больше, чем в светском секторе. Зато позитивная аргументация раввинов представляет интерес, так как она существенно отличается от привычного набора право-левых штампов. И очень важно, чтобы накануне принятия судьбоносных решений им удалось донести свою позицию, не отвлекаясь на посторонние разборки.

«Вести», 4.03.2001

  • Другие статьи о взаимоотношениях светских и религиозных евреев
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria