Евгения Кравчик

Оранжевый протест

В День независимости в поселения сектора Газы было невозможно проехать: все автомагистрали, ведущие в Гуш-Катиф, были запружены машинами, украшенными бело-голубыми флагами с оранжевой лентой
И хотя официально акция ненасильственного гражданского неповиновения стартовала уже после того, как более 60 тысяч граждан отпраздновали в Гуш-Катифе и в самарийском поселении Хомеш 57-летие Страны, «генеральная репетиция» состоялась несколькими днями ранее, в отеле «Хаятт Ридженси» в Восточном Иерусалиме - там, где в октябре 2001 года палестинские террористы  убили министра туризма, ветерана «Пальмаха» Рехаваама Зеэви (Ганди).
В тот вечер вестибюль гостиницы был окрашен в оранжевый цвет. Улыбчивые подростки предлагали желающим футболки с надписью «Гуш-Катиф» и брошюры с развернутым планом акции гражданского неповиновения.
Вопреки публикациям ивритской прессы, пытающейся убедить общественность, что противники плана отступления - это жалкая кучка  «религиозных фанатиков», бросалось в глаза обилие светских. Все они сочли делом совести вступить в новорожденное общественное движение «Национальный дом».

Израильская демократия глазами американца

Репатриант из Нью-Йорка, уроженец Бруклина Цви Новембер прожил в Иерусалиме много лет, но по сей день говорит на иврите с акцентом.
- Я репатриировался в 1969 году под влиянием победы Израиля в Шестидневной войне, - рассказывает он. - В одной из последних своих статей я описал состояние эйфории, царившей в то время в обществе. Люди искренне гордились тем, что являются израильтянами. Сейчас, к сожалению, ситуация изменилась - национальная гордость уступила место деморализации. Вот и недавно профессор Хайфского университета поместил в одной из газет статью, в которой он доказывает, что государство Израиль не имеет права на существование.
Цви Новембер - специалист по социальной антропологии, выпускник двух университетов - Нью-Йоркского и Эдинбургского (Шотландия). В Израиле он в течение 24 лет работал консультантом столичной Службы трудоустройства, благодаря чему его узнают и окликают в многолюдных местах.
- Вы - человек светский. Что общего между вами и «вязаными кипами», выступающими против размежевания? - задаю я Новемберу провокационный вопрос.
- Верно, человек я светский, но называю себя шовинистом, - объясняет он. - Если вы помните, термин «шовинист» имеет французское происхождение - по имени человека, беззаветно любившего Францию, преданного ей всей душой. Вот и я всем своим существом привязан к Израилю. В Бруклине меня воспитали патриотом Израиля и сейчас я анализирую происходящие в нашей стране события, с точки зрения типичного американца.
- Кстати, существует ли в США такая форма профилактики преступности, как административные аресты?
- Вы с ума сошли! Такую дикость не практикуют ни в одном из штатов, хотя в каждом действуют собственные законы. Напротив: если гражданин арестован, его тут же доставляют в суд, и только судья вправе продлить срок его содержания под стражей. В свое время я был социальным работником в Манхэттене. Мне неоднократно приходилось сопровождать арестованных бомжей и пьяниц в ночной суд (в целях недопущения незаконного содержания под стражей невиновных граждан судебные органы в США действуют 24 часа в сутки). Смысл демократии заключается в неукоснительном соблюдении гражданских прав и прежде всего - презумпции невиновности.
- Отличается ли израильская демократия от американской?
- Как день и ночь! На мой взгляд, сама процедура «демократичного» утверждения плана размежевания в правительстве и в кнессете однозначно указывает на то, что никакая Израиль не демократия, это - большевистское государство.
- Тем не менее, Израиль считается единственной демократией на Ближнем Востоке...
- В таком случае ответьте мне на несколько отнюдь не риторических вопросов: действует ли в нашей стране конституция? Избирают ли здесь верховных судей, как это принято в США? - горячо возражает Цви Новембер. - Можно ли в Израиле объявить импичмент главе государства либо отозвать с выборной должности мэра какого-то города, как это было сделано в свое время с губернатором Калифорнии? Если бы народ Израиля обладал теми же инструментами демократического правления, которые используются в США, не было бы никакого размежевания – главе правительства тут же был бы объявлен импичмент. Кстати, в последние дни возобновились разговоры об освобождении из израильских тюрем палестинских террористов, хотя пару месяцев назад более 400 уже было выпущено. Я, как законопослушный гражданин, на всякий случай перечитал «Декларацию принципов», подписанную в 1993 году Рабином и Арафатом. И в ней сказано ясно: главное и единственное условие освобождения палестинских заключенных и передачи под контроль ПА населенных пунктов на контролируемых территориях - прекращение огня. Однако за 12 лет, истекших после подписания данного документа, арабы не прекратили уничтожать евреев. Израиль тем временем продолжает передавать под контроль террористов дополнительные территории, включая сектор Газы и огромные площади на севере Самарии. Абсурд!..

Прогноз Эльякима Хаэцни

С бывшим депутатом кнессета от партии «Тхия» известным в стране юристом  Эльякимом Хаэцни (и тоже - человеком светским) мы беседуем при входе в просторный конференц-зал.
- Я убежден: ход событий, связанных с реализацией плана размежевания, еще можно повернуть вспять, - говорит он. - Ангажированная израильская пресса с пеной у рта убеждает народ в том, что отступление неотвратимо. С моей точки зрения, это хороший признак. Значит, еще не все потеряно!
- Вы верите в чудеса?
- Скорее, в собственные аналитические способности, - возражает Эльяким Хаэцни. - Логика моих рассуждений такова: Шарон выдвинул свой план, будучи в полной уверенности, что выборы в кнессет состоятся в 2007 году. Однако он ошибся: БАГАЦ постановил, что выборы должны пройти  в 2006 году. Шарон был убежден, что депортацию удастся провести до Песаха. Однако сейчас абсолютно ясно: если поселенцы будут депортированы, то весь этот кошмар завершится не ранее сентября-октября. Произошли и другие существенные перемены: страны Евросоюза и США дали Шарону понять, что размежевание - всего лишь первый шаг в рамках реализации «дорожной карты» Буша. В первую свою каденцию Шарону удалось убедить США и Евросоюз: любые переговоры с ПА бессмысленны, потому что палестинцы ни на какие компромиссы не согласны и продолжают террор. После того, как глава правительства выдвинул план одностороннего размежевания, этот аргумент утратил силу: Шарон  отказался от предъявления палестинцам каких бы то ни было требований. Значит, сразу после первого этапа размежевания ему придется - под давлением США и Европы - осуществить следующий шаг и полностью отступить из Иудеи и Самарии.
- Партия «Авода», соратница Шарона по коалиции, заявила: если сразу после первого этапа отступления с территорий он не перейдет ко второму, она выйдет из состава коалиции, - продолжает Хаэцни. - И тогда в течение трех месяцев, то есть примерно в январе будущего года состоятся досрочные парламентские выборы. Праймериз в «Ликуде» должны пройти ДО выборов, то есть - в октябре-ноябре нынешнего года. Иными словами, примерно через две-три недели после того, как весь мир - и прежде всего граждане нашей страны - увидят по телевизору леденящие кровь кадры, снятые в секторе Газы и на севере Самарии в момент депортации (включая женщин с младенцами, помещенными в металлические клетки, и «эвакуацию» останков мертвецов), - члены партии «Ликуд» встанут перед проблемой выбора  нового председателя. Неужели кто-то считает, что после такого кошмара соратники по партии снова проголосуют за Шарона?!
- Следовательно, - подводит черту Хаэцни, - Шарон будет вынужден объявить о реализации нового этапа отступления: в этом случае «Авода» останется в коалиции, правительство будет сохранено, парламентские выборы состоятся в ноябре 2006 года, а праймериз в «Ликуде» - летом, но не этого года, а будущего. Но... и тогда картины депортации будут еще свежи в памяти рядовых членов «Ликуда»!
- Замкнутый круг?
- Отчего же?! - возражает Хаэцни. - В сложившейся ситуации у Шарона есть один-единственный выход: попытаться уговорить поселенцев Гуш-Катифа перебраться на новое место добровольно. Именно поэтому люди Шарона настоятельно предлагают поселенцам воссоздать муниципальный совет Побережья Газы в Ницаним, конечно же, при условии, что большинство сию минуту поставит свою подпись под соответствующим обязательством. Если в ближайшие пару недель станет ясно, что поселенцы добровольно депортироваться не согласны, а в день отдачи приказа о демонтаже десятки тысяч граждан бросят все свои дела и отправятся в сектор Газы и на север Самарии, Шарон сам прекратит это безумие. Тем более, что только Шарон и никто другой способен хитроумно и в то же время элегантно положить конец выдвинутому им же плану. Арабский террор усиливается по всем направлениям, так что к дереву, на которое взгромоздился Шарон, уже приставлена «лестница». Если Шарон удостоверится, что размежевание удастся провести только ценой потери власти, он слезет с дерева и аннулирует самоубийственный для нации план.
- А если к власти в «Ликуде» в результате праймериз придет Нетаниягу?
- Любой другой политик, который в принципе может быть избран председателем «Ликуда», гораздо слабее Шарона, - говорит Хаэцни. - И если даже при Шароне от одной мысли о позорном бегстве из сектора Газы и части Самарии страну накрыла волна цунами, нетрудно представить, с каким сопротивлением столкнется любой другой премьер...

«Русский» голос

В одном из уголков вестибюля активист «Еврейского руководства» в «Ликуде» Ася Энтова дает интервью корреспондентам телевидения. Жестикуляция выразительнее тысячи слов подтверждает: и на сей раз эта застенчивая   интеллигентная женщина пойдет до конца. Жительница поселения Карней-Шомрон, Энтова основательно подготовилась к неминуемому аресту: в день демонтажа она приедет в Гуш-Катиф точно так же, как на заре 90-х - не убоявшись конной полиции! - участвовала в акциях сопротивления движения «Зо арцейну».
Впрочем, к массовым арестам готовятся и другие члены «Национального дома»:  на вахты протеста, проведение которых планируется на оживленных автомагистралях, надлежит явиться с рюкзаками, куда дальновидно уложены такие предметы первой необходимости, как полотенце, зубная щетка и смена белья. Мне эти люди напоминают диссидентов, готовых в любой момент отправиться в ГУЛаг. Тогда, правда, заранее упаковывали чемоданы. Сейчас - при другой демократии и в иные времена - в «моде» рюкзаки: болтаясь за спиной, рюкзак не мешает «сковать» оранжевыми лентами поднятые вверх руки демонстрантов.
Кстати, автомагистрали будут блокироваться людьми с поднятыми вверх руками - чтобы полиция никому не «пришила» обвинения в применении силы. Зато любого провокатора сходу опознают по неадекватному поведению. Провокаторы (вспомним «шампанью») обычно первыми рвутся в бой...
Сотрудник фирмы «хайтека» Дина Апельбаум - наша соотечественница. В стране 32 года, живет в поселке Кохав Яир.
- По-моему, в сложившейся ситуации недопустимо отсиживаться дома, - говорит она. - Нужно действовать!
- Тем не менее, значительная часть наших сограждан предпочитает отмалчиваться...
- В обществе (по крайней мере, в светской его части, к которой отношусь и я) воцарилось равнодушие: «Моя хата с краю - я ничего не знаю», - соглашается Дина. - Проводимая прессой кампания по «промывке мозгов» принесла определенные результаты: многие светские считают, что депортация - личная проблема жителей Гуш-Катифа, не более. Что же касается новых репатриантов, то мне неоднократно доводилось слышать такое мнение: «Если «наверху» решили поселения демонтировать, значит, так надо». И действительно - в репатриантскую среду успешно запущены и циркулируют всевозможные теории конспирации...
- Главный персонаж далеко идущих домыслов - Ариэль Шарон: «уж он-то знает, как не допустить депортации, знает, но молчит до поры - до времени»...
В действительности дело обстоит гораздо проще, но и страшнее, - подчеркивает Дина Апельбаум. - Черное - это черное, а оранжевое - оранжевое, но никак не голубое...
- К нашей беседе подключается доктор Исраэль Мейдад - репатриант-старожил из США, в 60-е годы активно участвовавший в борьбе за предоставление советским евреям права на выезд.
Вы не ошиблись, - соглашается он, - значительная часть светских израильтян старается держаться подальше от объявленной поселенцами борьбы за идеалы сионизма. Причина, к сожалению, проста: за последние десятилетия израильской пропагандистской машине удалось убедить светскую часть населения, что верующие евреи в большинстве своем - иррационально мыслящие религиозные фанатики, тяготеющие к мистицизму и мессианству. Вот почему не стоит иметь с ними дело.
- Доктор Мейдад, вы тоже тяготеете к мистицизму? - иронизирую я.
- Как человек, еще в Америке участвовавший в десятках бурных демонстраций в поддержку советского еврейства, я тяготею к железной дисциплине в рядах тех, кто решил воспользоваться гарантированным демократией правом на протест, - парирует он.
- Что это означает?
- Необходимо детально продумать каждую акцию: сколько человек будет шагать в колонне, направляющейся в Гуш-Катиф, какое расстояние должно соблюдаться между рядами, - говорит Исраэль Мейдад. - Полицейские способны разогнать тысячу человек, сбившихся в кучу, - для этого достаточно бросить в толпу пару гранат со слезоточивым газом. Но если демонстранты построились в шеренги, между которыми сохраняется приличное расстояние, - площадь, которую они занимают, существенно расширяется, а значит, в гущу толпы долетит далеко не каждая граната, начиненная какой-нибудь гадостью типа «перца»...

Правила поведения в КПЗ

Многие участники собрания уже заняли места в просторном конференц-зале. Рав Давид Друкман обратился к присутствующим со словами благословения и благодарности. Вместе с профессором Арье Эльдадом, депутатом от блока «Национальное единство», он - один из основателей нового общественного движения «Национальный дом».
После краткой вступительной части собравшиеся начинают обсуждение плана действий.
Если верить публикациям СМИ, уже с минувшего воскресенья, 15 мая, граждане страны, не являющиеся жителями Гуш-Катифа, не вправе въехать в поселения: ведущие туда автодороги заблокированы. С 15 июня полицейским, которым предстоит участвовать в выполнении операции «Депортация», не предоставляются отпуска, а еще через два месяца - 15 августа - грянет собственно трансфер.
Участники собрания подчеркнули: чтобы нагнать побольше тумана и ввести противников отступления в заблуждение, заранее объявленные даты наверняка будут неоднократно меняться. Вот почему граждане, готовые принять участие в акции ненасильственного неповиновения, должны постоянно держать «руку на пульсе» и как можно чаще посещать Гуш-Катиф, а также поселения Хомеш, Санур, Кадим и Ганим в северной части Самарии.
Первый этап борьбы назван просто: «Размежевание общественности с креслами». То есть - непрерывное проведение вахт протеста на оживленных перекрестках в разных частях страны...
Пока в зале идет детальное обсуждение практических аспектов («Как быть, если кто-то из участников демонстрации работает и опасается, что его уволят?» - «Стоять на тротуаре, пока ваши товарищи образуют «живую цепь», усаживаются на проезжей части и перекрывают ее»), я раскрываю карманный справочник, изданный Центром юридической помощи. Адресован он тем, кто (процитирую профессора Арье Эльдада) считает делом чести быть арестованным за участие в акции ненасильственного гражданского неповиновения, запланированной на тот день, когда армия и полиция приступят к депортации поселенцев.
Карманный «Справочник заключенного» рекомендует:
  • «Сразу после ареста сообщи об этом в Центр юридической помощи и  проконсультируйся с адвокатом.
  • Воздержись от физических столкновений с полицейскими, но задокументируй факты рукоприкладства с их стороны.
  • На допросе воспользуйся правом на молчание, аргументировав свое решение так: «Это - политическое дело, в связи с чем мне нечего сказать».
  • Откажись от фотографирования и от снятия отпечатков пальцев - закон такое допускает.
  • Откажись от освобождения из-под ареста, если его условием является твое обязательство не приближаться к тому месту, где ты был задержан.
  • Возьми у врача справки о побоях.
  • Все жалобы на рукоприкладство со стороны полицейских следует подавать в Центр юридической помощи, но никак не в полицию».

    Продолжительной овацией - стоя! - встретил зал Наоми Офан, жену нового израильского политзаключенного Нериа Офана.
    Что с вами? - удивилась улыбчивая молодая женщина. - Сядьте. Мы с детьми приехали лишь ради того, чтобы передать вам слова моего мужа: «Если вас арестуют, вы вовсе не обязаны сообщать свое имя и фамилию.  Достаточно сказать: «Я - солдат Эрец-Исраэль»... С моей точки зрения, моему мужу выпала высокая честь - стать в эти трудные, безумные дни первым политзаключенным Страны. Даже Ноам Федерман не на шутку расстроился, узнав, что моего упекли под административный арест раньше, чем его. Лично я настроена на то, что ждать освобождения Нериа  придется много-много времени. Но мы с детьми выстоим!
    Реализация плана, намеченного активистами «Национального дома» на собрании в отеле «Хаятт Ридженси», началась в воскресенье, 15 мая. С утра около здания Беэр-Шевского суда, где проходило слушание дела Нериа Офана, прошла демонстрация в его поддержку. И хотя репортеры крупнейших радиостанций страны предсказывали «чудовищные столкновения», их прогнозы не сбылись: акция сострадания прошла цивилизованно. Суд отклонил просьбу  адвоката Нафтали Верцбергера ознакомить его с материалами следствия и постановил оставить Офана под административным арестом.
    В тот же день были арестованы руководители «Национального дома» Шай Малка и Ариэль Вайнгрубер. Основание для ареста - «угроза госбезопасности», которую представляют их действия. А в понедельник утром - в целях недопущения «оранжевого протеста» - на всех жизненно важных автомагистралях и перекрестках страны были выставлены усиленные наряды полиции...

    "Новости недели", 19.05.2005

  • Другие статьи о плане выселения евреев из Гуш-Катифа и Северной Самарии

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria