Евгения Кравчик

Дорога, которая не ведет к Храму

Подготовка к массовому восхождению евреев на Храмовую гору началась загодя. На минувшей неделе в прессе замелькали леденящие кровь сообщения: «10 апреля активисты движения «Ревава» намерены осуществить провокацию в самом «взрывоопасном» месте Иерусалима».
Руководство полиции приняло однозначное решение: ни при каких обстоятельствах не позволить «еврейским экстремистам» проникнуть на Храмовую гору. Постовым и патрульным дано указание брать под арест каждого, кто позволит себе на пушечный выстрел приблизиться к стенам Старого города.
Атмосфера усиленно нагнеталась: каждая уважающая себя газета, радиостанция и телепрограмма сочла необходимым напомнить читателям-слушателям-зрителям, какой катастрофой завершилось в конце сентября 2000 года восхождение на Храмовую гору весьма влиятельного по тем временем политика из числа оппозиционеров: «Началась интифада!»
Ведущие и авторы предупредительно-профилактических статей и передач изо всех сил старались как можно реже упоминать имя политика, чей поход к мечети Омара имел столь нежелательные для населения Израиля последствия.
К пятничному утру вся страна стояла на ушах: министр внутренней безопасности Гидон Эзра («Ликуд») раздавал налево и направо обстоятельные интервью, из которых явствовало: полиция располагает разведданными, согласно которым правые намерены устроить на Храмовой горе провокацию.
Обсуждается два сценария. Первый (маловероятный): столкновения во время пятничной молитвы, когда масса мусульман устремляется в мечети Храмовой горы. Второй: беспорядки в воскресный день, когда на Храмовую гору попытаются проникнуть толпы религиозных фанатиков-евреев, большинство которых составляют члены движения «Ревава». Полиция принимает все меры к недопущению конфликтов: евреям категорически запрещено подниматься на Храмовую гору.
Первый сценарий, как и предполагалось, так и остался на бумаге: пятничная молитва мусульман на Храмовой горе прошла без инцидентов.
Зато в воскресенье с раннего утра народ нервно приник к экранам телевизоров и радиоприемникам. Согласно поступающим донесениям, на охрану «взрывоопасной» горы Мориа (так, согласно еврейской традиции, называлось «место присутствия Господа», на котором царь Соломон построил Первый Храм) мобилизована вся столичная полиция. Перекрыты подступы к воротам Старого города. Выставлены дополнительные заслоны. Полиция располагает (цитирую) «конкретной информацией»: правые экстремисты попытаются осуществить на Храмовой горе теракт, чтобы помешать возобновлению мирных переговоров и не допустить одностороннего отступления из Газы и северной части Самарии.
В ответ на публикации израильской прессы ХАМАС предостерег: если евреи посмеют подняться на Храмовую гору, террористы-смертники осуществят в Израиле серию кровопролитных терактов. Совет ревнителей Аль-Аксы распространил обращение к палестинцам, в котором содержится призыв явиться на Храмовую гору, чтобы «собственными телами защитить мечеть».
Анонимный источник в израильской службе безопасности сообщил: весь арабский мир с тревогой следит за развитием событий, опасаясь вооруженных столкновений на Храмовой горе.
Впрочем, полиция подошла к критическому дню во всеоружии: членам движения «Ревава» не выдано разрешение на проведение демонстрации - причем не только на Храмовой горе, но и в далеких «предгорьях».
И хотя главы добровольного еврейского объединения клянутся и божатся, что никаких беспорядков они устраивать не станут, так как единственное их намерение - прочесть в окрестностях Храмовой горы молитву, руководство полиции не доверяет их заверениям. Отсюда - усиленная охрана, выставленная отнюдь не только вокруг стен Старого города, но и во многих других проблематичных уголках столицы да и в ее окрестностях.
В этом я без особого труда убедилась, выехав рано утром 10 апреля на шоссе номер 1, соединяющее Тель-Авив с Иерусалимом. На главной автомагистрали страны, от Латруна до Вечного города, дежурили бдительные полицейские. Стражи законности пытливо всматривались в лица водителей и пассажиров, а тех, чей внешний вид вызывал подозрения, властно останавливали и требовали документы.
На перекрестке у Садов Сахарова был выставлен усиленный наряд пограничников. Ощущение - как на рентгене. А при въезде в город и вовсе создавалось впечатление, что началась война и Иерусалим в осаде.

Что позволено интуристам, евреям запрещено

Благополучно миновав заторы и вырулив на спуск, ведущий к воротам Старого города, торможу у светофора.
Туда нельзя! - восклицает юная полицейская.
Без слов, в лучших традициях немого кино, протягиваю журналистское удостоверение. В ответ - и тоже немая сцена - меня пропускают. Парадокс заключается в том, что никому из бдительных охранников и в голову не приходит проверить багажники въезжающих в Старый город автомобилей.
А вдруг в каком-нибудь из них спрятана взрывчатка?! Ну хотя бы в такси, за рулем которого чинно восседает усатый «гусар» из Восточного Иерусалима...
Первый сюрприз - стоянка в Еврейском квартале. В отличие от любого другого дня, когда на небольшом пятачке даже для велосипеда не хватает пространства, я преспокойно паркуюсь между двумя видавшими виды легковушками. Впрочем, ничего удивительного: по радио уже сообщили, что рано утром полицейским удалось арестовать Исраэля Коэна, генерального директора объединения «Ревава»: ночь с субботы на воскресенье он скоротал в туалете около Стены плача, а на рассвете, стоило Коэну вылезть на свет Б-жий, он был схвачен и доставлен в участок.
Арестован и лидер движения «Ревава» Давид Ха-Иври. На подступах к Старому городу схвачен Итамар Бен-Гвир, активист движения «Кахане хай». Они и другие «правые экстремисты» подозреваются (вдумайтесь в формулировку, дамы и господа!) «в НАМЕРЕНИИ нарушить общественный порядок».
Стоп! Но ведь буквально вчера я обнаружила на сайте движения «Ревава»  обращение, подписанное не кем иным, как томящимся под арестом Давидом Ха-Иври:
«Храмовая гора является сердцем нации, святым для народа Израиля местом. Многие поколения евреев жили надеждой, что настанет день, когда мы вернемся на святое для нации место - и возобновится особая связь между нашим народом и Всевышним.
С Б-жьей помощью Храмовая гора вернулась в руки своего законного хозяина - еврейского народа. Но, к величайшему сожалению и удивлению, до сих пор обитатели еврейского национального дома не осознали масштабов сотворившегося здесь чуда и не потребовали, чтобы суверенитет Израиля был де-факто распространен на Храмовую гору. В настоящее время ее посещает слишком мало евреев, причем совершают они это в соответствии с действующими инструкциями, ограничивающими свободу и запрещающими именно евреями вознести на Храмовой горе молитву.
В чем цель нашей инициативы?
Мы хотели бы повысить интерес общественности к вопросу посещения Храмовой горы, точнее - тех ее участков, посещать которые позволяет Галаха. Если раздастся всенародный призыв к посещению Храмовой горы, мы сумеем довести до истеблишмента, что назрела реальная нужда выделить там евреям место для молитвы..
Далее я (а вместе со мной и другие пользователи интернета) прочла буквально следующее:
«Мы призывали массы евреев подняться в воскресенье, первый день месяца Нисана, на Храмовую гору. Инициаторы этой акции приложили все усилия к тому, чтобы в течение всего дня многочисленные организованные группы смогли совершить восхождение по договоренности с израильской полицией. Группы должны были сопровождать раввины и гиды, специализирующиеся на проведении еврейских, галахических экскурсий по Храмовой горе. К нашему величайшему сожалению, полиция сообщила, что она не позволяет членам нашего движения взойти в воскресенье на Храмовую гору. В связи с этим просим вас явиться в утренние часы (с 9.30 до 10.30) к подножию Храмовой горы, чтобы тем самым выразить требование предоставить евреям место для молитвы. В противовес тенденциозным публикациям прессы никто из нас не  позволит втянуть себя в столкновения с полицейскими либо устроить беспорядки. Я прошу вас приложить все усилия к тому, чтобы воздержаться от конфликтов. Мы убеждены, что сам факт массовой явки с требованием открыть перед евреями Храмовую гору для молитвы повлияет на власть предержащих и приблизит нас к реализации своего основополагающего права ».  
Странно, думала я, вышагивая по улицам Старого города: ведь если призыв Давида Ха-Иври еще на исходе субботы был растиражирован в интернете и дошел до рядовых пользователей, - неужто полиция не обратила на него внимания?
Вокруг меня тем временем чинно прогуливались иностранцы, завороженные волшебной аурой Старого города. Звучала английская, испанская, арабская речь. Несмотря на то, что перед евреями (прежде всего верующими) захлопнулись все ведущие сюда двери, гости из-за рубежа преспокойно выслушивали обстоятельные рассказы гидов, фотографировались на фоне раскаленных солнцем каменных арок и закупали сувениры в прохладе подземелья Кардо.
Сегодня, правда, туристам вряд ли удастся совершить прогулку по бескрайним (взгляните на сделанный с вертолета снимок!) просторам Храмовой горы: по радио сообщили, что наверху, на огромной - 35 акров! - площади мусульмане проводят молитву. И хотя полиция грозилась не впускать на нависшую над Стеной плача контролирующую высоту мужчин в возрасте до 40 лет, многим  молодым мусульманам удалось проникнуть в запретное место ночью. Приехал в Иерусалим из Рамаллы (! - Е.К.) и шейх Хасан Юсеф, один из главарей ХАМАСа на Западном берегу реки Иордан. И тут же в интервью корреспондентам телеканала «Эль-Джазира» призвал собратьев-мусульман немедленно явиться на Храмовую гору, «чтобы телами своими защитить ее от евреев».

Кто контролирует - тот и правит

Спускаясь по лестнице, ведущей к Стене плача, обращаю внимание на нехарактерные для этого места звуки: мощный хор хорошо поставленных мужских голосов что-то скандирует, слов не разобрать. Неужто еврейские демонстранты так распоясались?
Кстати, а где они - обещанные прессой сомкнутые ряды «правых экстремистов»?
Вот! Или это - обман зрения?!
У заблокированного полицией и пограничниками потайного входа топчется...  группа школьников. С десяток мальчишек, не более. Читают псалмы. Милитантный мужской хор - другая опера: это с Храмовой горы доносятся голоса мусульман. Зато коллег-журналистов вокруг видимо-невидимо. Точь-в-точь как в день посещения Стены плача Крисом Нотом - «мистером Бигом» из популярного американского телесериала «Секс в большом городе».
С трудом отыскиваю в толпе репортеров депутата кнессета Ури Ариэля («Национальное единство»).
Парадоксальная ситуация, - произносит он. - Главарю террористов из Рамаллы позволили подняться на Храмовую гору, а законопослушным еврейским гражданам - нет. Палестинцы, заночевавшие на Храмовой горе, остались там и замечательно себя чувствуют, зато председателя и генерального директора движения «Ревава» арестовали, а депутатов кнессета (я здесь не один) даже к воротам не подпустили. Разве это не унизительно?!
Неподалеку от нас американская съемочная группа берет интервью у соратника Ариэля по фракции - профессора Арье Эльдада, бывшего командующего медицинским корпусом ЦАХАЛа.
«Разочарованы ли вы тем, что почти никто из членов объединения «Ревава» не счел нужным явиться в Иерусалим для восхождения на Храмовую гору?» - спрашивает ведущая.
Нисколько, - отвечает Эльдад. - С движением «Ревава» я не связан и понятия не имею, сколько человек намеревалось здесь собраться. Впрочем, мне известно, что Старый город окружен тысячами полицейских, из-за чего, возможно, людям не удалось добраться. На каждой из улиц, по которым я сегодня проезжал, выставлены усиленные наряды полиции, получившие указание брать под арест любого, кто посмеет приблизиться к воротам Старого города. Столь оскорбительным отношением к еврейским гражданам правительство Израиля лишь распаляет палестинских боевиков, накликая на наши головы новые теракты.
Отчего активисты движения «Ревава» выбрали для проведения демонстрации подступы к Храмовой горе? - интересуется другой журналист и тоже - англоязычный.
Храмовая гора - сердце еврейского народа, - объясняет Эльдад. - Тот, кто контролирует Храмовую гору, де-факто властвует над Израилем.
А может, демонстрацию решено провести исключительно ради того, чтобы сорвать план размежевания?
Сегодняшняя акция не имеет к плану размежевания никакого отношения, - парирует Эльдад. - Мы, как евреи, имеем полное право подниматься на гору, на которой стоял Храм! Сумели ведь в Пещере праотцев (Меарат ха-Махпела) в Хевроне организовать молитву таким образом, что какие-то часы отведены для евреев, а другие - для мусульман. Так отчего же невозможно прийти к договоренности о том, чтобы иудеи могли молиться на Храмовой горе?
Господин Эльдад, - спрашиваю я на иврите. - Какие чувства вы испытываете при виде в обычный будний день у Стены плача сотен полицейских и пограничников?
Я испытываю чудовищное унижение, - отвечает Эльдад. - Поселенцы, всю жизнь отдавшие реализации идей сионизма, как и верующие, мечтающие вознести молитву на Храмовой горе, объявлены врагами народа. Зато Храмовую гору контролирует главарь ХАМАСа из Рамаллы. Такова система приоритетов нынешнего правительства.
Иехиэль Хазан и Михаэль Рацон, «мятежники» от «Ликуда», возмущенно констатируют: их коллегам - арабским депутатам полиция позволила подняться на Храмовую гору, зато к еврейским парламентариям нет никакого доверия и уважения.
Кстати, в сентябре 2000 года я отправился на Храмовую гору вместе с Ариэлем Шароном, - вспоминает Иехиэль Хазан. - Полицейские обеспечивали охрану, вокруг было много журналистов - израильских и зарубежных. Но главное - мы получили санкцию от тогдашнего премьер-министра Эхуда Барака. Зато сегодня, когда во главе правительства стоит ликудник Шарон, даже его соратники по партии и мечтать не могут о том, чтобы приблизиться к святому для евреев месту.
Группа иностранных журналистов окружила Моше Фейглина, лидера фракции «Еврейское руководство» в «Ликуде». Мой диктофон записывает монолог, произнесенный саброй-интеллектуалом из Карней-Шомрон по-английски:
Как верующий еврей, я живо представляю себе последний, заключительный кадр снимающегося здесь «фильма»: Храм будет построен! Не берусь предсказывать, когда, - при нашей жизни или через 300 лет. В одном я убежден: как только Храм будет восстановлен, на всей планете воцарится мир. Однако сейчас правительство суверенного Израиля демонстрирует всему миру, что самое святое для евреев место - Храмовую гору целиком и полностью контролируют палестинские террористы. Те, кто только за последние сутки выпустили по еврейским поселениям сектора Газа 80 снарядов и ракет «кассам». Значит, на данном этапе терроризм победил...

Время бросать камни

Полдень. Солнце припекает. Полицейские топчутся без дела.
Впрочем, нет! Вот она, заранее спланированная «провокация»: жизнерадостные подростки, взявшись за руки, запевают песню и - на глазах до глубины души разочарованных журналистов - пускаются в пляс.
К вечеру СМИ сообщат: в целом за день был арестован 31 «правый экстремист», в основном - на подступах к Старому городу. Никаких инцидентов у Стены плача не зафиксировано. Зато у Львиных ворот палестинские молодчики устроили беспорядки и забросали полицейских камнями. Двое стражей законности легко ранены. Семеро палестинцев арестовано.
Армейская радиостанция «Галей ЦАХАЛ» позволила высказаться Исраэлю Коэну, генеральному директору движения «Ревава». На вопрос журналистки Яэль Дан, трудно ли было скоротать ночь в сортире около Стены плача, Коэн (говорящий на иврите с тяжелым американским акцентом) удивленно ответил: «Я приехал к Стене плача в воскресенье рано утром. Помолился и зашел в туалет справить нужду».
«И сколько же времени вы там находились?»
«Пять минут. Когда вышел, на меня со всех сторон набросились полицейские и забрали в участок. Но вскоре освободили. За отсутствием улик»...


Фото автора. На снимках:

  • Мало кто из нас имеет представление о том, какую площадь занимает высящаяся над Стеной плача Храмовая гора.
  • Около Стены плача полиция осталась не у дел: столкновения были спровоцированы палестинскими молодчиками у Львиных ворот.
  • В конце концов подростки затянули песню и, взявшись за руки, пустились в пляс.
  • Депутат кнессета профессор Арье Эльдад («Национальное единство»): «Не допуская евреев на Храмовую гору, правительство лишь стимулирует палестинских террористов».
  • Моше Фейглин: «Храм будет построен!»
  • Михаэль Пуа - генеральный директор "Еврейского руководства" задержан и сопровождается в тюрьму 3 сыщиками "в штатском". С ним идут в тюрьму его жена и дети.
  • Солдаты топчутся без дела.

    "Новости недели", 14.04.2005

  • Другие статьи о демократии и праве

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria