Евгения Кравчик, Алекс Прилуцкий

Карнавал народовластия

Репортаж
Результаты опросов предсказывают: в предстоящей каденции быть «Ликуду» правящей партией. С 35-40 мандатами, а то и больше.
Воодушевленные радужной перспективой, кандидаты в слуги народа приступили к делу. То есть - к выборам себя, любимых.
8 декабря на просторах тель-авивских выставочных садов - «Ганей тааруха» - разыгрался карнавал, который смело мог бы конкурировать с традиционным бразильским. С той лишь поправкой, что участники - по случаю праздника Большой политики и надвигающейся (согласно предсказаниям метеорологов) зимы - демонстрировали не столько прекрасную наготу, сколько добротные фирменные костюмы.

«Ой, Зин, смотри, какие клоуны...»

На часах - начало четвертого. Проехать к входу в «Ганей тааруха» невозможно: все подступы к заветной цели перекрыты. Пока мы торчим в непролазной пробке, успеваем прочесть надписи на огромных - высотой с трехэтажную виллу - транспарантах.
«Народу нужен гений!» - вопиет громадный плакат, украшенный портретом того самого гения, который требуется нашему народу. Доктор Ави Бен-Аврахам, действительно, человек неординарных способностей: он был принят в университет чуть не в первом классе. Однако нужен ли этот незаурядный разум 2940 членам ЦК правящей партии (а именно они и определят, кому из 145 претендентов сидеть в кнессете и получать зарплату размером 31.000 шекелей в месяц, служебный автомобиль и прочие земные блага).
Уф, прорвались. И теперь тщетно пытаемся пробиться к павильону, в котором вот-вот начнется тайное голосование.
- Только Хаим Коэн принесет нам благополучие! - бьет по барабанным перепонкам изуродованный динамиками фальцет.
- Голосуйте за Эли Афлало! - подскакивает к нам энергичный юноша с пачкой листовок.
- Давид Мена - гарант экономического расцвета! - рявкает мегафон прямо в ухо.
Оглушенные, пытаемся ползти куда-то вглубь, в тишину, в призрачную цивилизацию.
Прямо на нас, рискуя грохнуться с трехметровой высоты, хромает на ходулях циркач. Судя по нетвердой поступи - самодеятельный. Народ предусмотрительно бросается в разные стороны, уступая великану дорогу.
«Голосуйте за Рухаму Аврахам!» - вопиет наклейка на груди ходуна. Развевается на ветру портрет будущей служанки народа - бывшего личного секретаря Биньямина Нетаниягу. У Рухамы, говорят, самые длинные ноги в «Ликуде». А может - и в стране. Или - на всем Ближнем Востоке...
«Ой, Зин, смотри, какие клоуны, - ну хоть веревочки пришей»... – всплывает в памяти бессмертная строка Владимира Семеновича Высоцкого. И за кого это на сей раз нас агитируют? За Иехиэля Ласри.
- Ты знаешь такого?
- Впервые слышу. Но здесь, видать, с ним хорошо знакомы.
«Посторонись!!» Прямо на нас катит шеренга велосипедистов. К каждому железному «коню» пришпандорен портрет Пнины Розенблюм.
- Говорят, что Пнину «толкает» Шарон... - раздается за спиной сиплый голос.
- Зато Рухаму продвигает Биби.
- А Лимор Ливнат?!
- Она сама протолкнет кого угодно.
И действительно, активисты предвыборного штаба министра образования не дремлют. Вооруженные громкоговорителями, они страстно зазывают народ в разбитую на траве палатку. В нескольких шагах от нее чинно восседают старейшины друзской общины.
- За кого агитируете? - интересуемся у одного из них.
- За Маджали Вахаби: чудный парень, подполковник ЦАХАЛа.
Впечатление такое, что на карнавал съехалось полстраны. На аллее, ведущей в павильон № 26, яблоку негде упасть. Поражает не столько красочность спектакля, сколько звуковое сопровождение: юные агитаторы соревнуются, что крикнет громче, изо всех сил лупят в барабаны, рявкают в мегафоны и вообще от души веселятся.
Пару часов назад в интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛ» главный администратор «Ганей тааруха» сообщил, что сотня квадратных метров полезной, поросшей травкой площади сдается кандидату за 2500 шекелей. А всего в партийный карнавал вложено порядка 15.000.000 (пятнадцати!) миллионов. Почти у каждой палатки членов ЦК ждет щедрое угощение. Тут и свежая - прямо с огня - пицца, и сосиски, и горячие питы с ароматным фалафелем, и прохладительные напитки, и всевозможная пикантерия, начиная от сваренного бедуинами кофе, кончая жевательной резинкой, которой забрасывают прохожих сторонники министра финансов Сильвана Шалома.
- Ты еще что-то слышишь?
- Почти оглох...
«Музыкальное» оформление - отдельная тема. Из мощных - в человеческий рост - динамиков несутся предвыборные джингли (на музыку «мизрахи» положены проникновенные слова - плод творчества самодеятельных талантов из персональных штабов). Вот вы наверняка не слышали песню о Даниэле Бенлулу. А мы - да! Хотя только после выборов узнали, кто он такой.
Шестеро из 145 кандидатов в депутаты - доктора наук, пятеро - юристы. Среди самых активных парламентариев - Наоми Блюменталь: на ее счету 50 законопроектов. Здесь Наоми демонстрирует отличную спортивную форму: в сопровождении супруга, профессора-офтальмолога Михаэля Блюменталя, она совершает легкую пробежку по просторам Выставочных садов, одаривая членов ЦК улыбкой и гладя по головке их деток и внуков.

Кто больше – тот и впереди

- Не кажется ли тебе, что здесь соревнуются не люди, а деньги, вложенные каждым из кандидатов в предвыборный карнавал? - вопрошает один из нас, ритмично двигаясь в такт с зажигательной мелодией, под которую пластичные активистки штаба Дани Наве выплясывают нечто среднее между румбой и лезгинкой.
- Давай спросим об этом Моше Фейглина - у него в палатке, по крайней мере, тихо.
- Что здесь все-таки происходит, - обращаемся к хозяину палатки, - политическая клоунада, карнавал, цирк?
- Так выглядят вблизи партийные джунгли, - констатирует лидер движения «Зо арцейну». - Я столкнулся с внутрипартийной «кухней» впервые и считаю происходящее форменным безобразием. Претенденты выложили на свои «кампейны» от полусотни до ста тысяч шекелей: рекламные объявления в газетах, письма избирателям, предвыборные встречи... Политика - это деньги. Не просто большие - немеренные. Надо положить конец этому транжирству, прямиком ведущему к коррупции.
- Каким образом?
- Очень просто: каждый из кандидатов должен пропагандировать себя цивилизованными способами. Согласно Уставу «Ликуда», претендент на звание народного избранника обязан вложить в парткассу 10.000 шекелей – только после этого ему позволено баллотироваться. Но, как только эта сумма вложена, - партийные структуры должны выделить тебе страничку в изданной централизованным путем пропагандистской брошюре. Только в этом случае кандидаты окажутся в равном положении. Точно так же и встречи с избирателями должна финансировать партия, а не сами кандидаты: а вдруг у кого-то нет денег? И выделить каждому из нас стенд - тоже обязанность партии.
- Вторым номером в вашем списке идет Ася Энтова - репатриантка последней волны, принимавшая в середине 90-х участие во всех акциях протеста против Норвежских соглашений. А как представлены выходцы из бывшего Союза в «большом «Ликуде»?
- В ЦК их менее десяти процентов. Причем половина - представители нашего движения «Еврейское руководство».
- Не кажется ли вам, что и в «Ликуде», и в «Аводе» к репатриантам по-прежнему относятся как к безликой электоральной массе, не более того?
- Судить обо всем «Ликуде» не берусь, а об отношении к репатриантам «Еврейского руководства» однозначно говорит высокое место Аси Энтовой в нашем списке. В «Зо арцейну» всячески пытаются выдвигать репатриантов. И этим все сказано.
Разговор, естественно, переходит к теме всевозможных закулисных сделок, к спискам рекомендуемых и «подлежащих уничтожению» кандидатов и прочим предвыборным интригам. Разговорами на эту тему пропитана вся атмосфера политического карнавала в «Ганей тааруха».
- На пике борьбы за лидерство между Шароном и Нетаниягу оба лагеря предлагали мне снять свою кандидатуру (Фейглин тоже баллотировался на пост председателя «Ликуда» и получил более 4% голосов - Авт.). Предложения были весьма и весьма соблазнительны, включая высокие посты. Но я отказался!
- ?!
- Цель «Еврейского руководства» - сохранить «Ликуд» идеологически чистым национальным движением, а не сборищем банальных политиканов, заботящихся лишь о карьере и личной выгоде.
(Последние слова Моше Фейглина утонули в громовом джингле: кто-то из политических соперников прибавил звук).

Трюкачи поневоле

А вот, кстати, и Шарон. Младший - джуниор! Омри, сын главы правительства, тоже баллотируется в кнессет. От Негева. Двое его соперников - ставленники Нетаниягу. На лице Омри - олимпийское спокойствие. Непринужденно общается с членами ЦК, шутит. По всему видно: чувствует себя, как дома.
Баллотируется и Лиор Кацав - брат президента Израиля Моше Кацава. Информированные «ликудники» утверждают, что брат президента – ярый сторонник Биби. И вообще антитеза «Шарон - Нетаниягу» витает повсюду. Из рук в руки (в сугубо конфиденциальной обстановке) передаются списки фаворитов обоих лагерей, а к вечеру возникает новый - якобы совместный.
- Не верьте: это - фальшивка! - горячится рослый партиец, бегло просмотрев «совместные» фамилии.
На одной из запруженных аллей сталкиваемся с Зеэвом Гейзелем, бывшим советником экс-премьера Нетаниягу и постоянным кандидатом в партийный список. Зеэв на ходу делает краткий обзор ситуации. Представителю репатриантов забронировано 30-е место (на предыдущих выборах – 29-е). И вместе с ним, Гейзелем, за «олимовское» место борются еще 10 кандидатов: Михаил Горловский («от Либермана»), Владимир Шкляр («от Ольмерта»), Ася Энтова («от Фейглина»).
- А ты, соответственно, - от Нетаниягу?
- Я - кандидат от Гейзеля! (В результате Гейзель получил 57 голосов, т.е. в пять раз меньше, чем Горловский, и в четыре, чем 2 других претендента. Прим.ред.)
(Впрочем, «русские» страсти никого из участников парткарнавала не занимают: у каждого своих забот полон рот).
Оставляем земляка в глубоком раздумье и тут же натыкаемся на Эйтана Сулами. Полторы недели назад этот человек возглавлял предвыборный штаб Шарона, а теперь и сам баллотируется.
- Можно ли провести кампанию без нападок и оскорблений и вообще «без шума и пыли»? – переспрашивает кандидат. – Все зависит от характера. Я, к примеру, хладнокровен, в истерику и в панику не впадаю, на людей не бросаюсь...
Ближе к двум часам ночи компьютеризированная комиссия подвела итоги голосования. Два первых места не в счет: они забронированы за Шароном и Нетаниягу. На третьем - Цахи Ханегби, министр экологии, «чемпион» по числу политических назначений (в своем скромном ведомстве Цахи обеспечил пресловутые «джобы» аж восьмидесяти соратникам по партии!).
«Единоборство блондинок» завершилось убедительной победой Рухамы Аврахам: она на 18-м месте. Пнина Робенблюм - на нереальном, по мнению обозревателей, 39-м.
В первой десятке - Сильван Шалом (неужто бесплатная жвачка сделала свое дело?!), Дани Наве, Лимор Ливнат, Исраэль Кац (глава предвыборного штаба Нетаниягу), Гидеон Эзра, Наоми Блюменталь и Узи Ландау. На одиннадцатом месте - студентка Гила Гамлиэль, восходящая звезда «Ликуда». Министр обороны Шауль Мофаз отодвинут на 12-е место. Далее - сторонник Нетаниягу доктор философии Юваль Штайниц.
Бескомпромиссный Моше Фейглин оказался в списке 41-м. Зато мастеру компромиссов Давиду Леви, в очередной раз поменявшему партийную «крышу», выпал 17-й номер. Наверняка счастливый. Омри Шарон получил 27-е, более чем реальное место. На 31-м - иерусалимский адвокат Рони Бар-Он, один из «героев» лопнувшего дела «Хеврон - Бар-Он». Зато мэр столицы Эхуд Ольмерт, публично поддержавший Шарона, опустился («опустили»?!) почти на дно. 33-е место, и обещанный премьером пост главы МИДа теперь ему вряд ли светит.
Еще дальше задвинут другой верный соратник Шарона, председатель правящей коалиции Зеэв Бойм: у него 35-е, «пограничное» (с точки зрения проходимости в кнессет) место. Но сильнее всех пострадал министр связи Руби Ривлин, доверенное лицо Шарона: ему досталось и вовсе провальное 37-е место.
Фактически вычеркнуты из политики депутаты кнессета от виртуальной партии Центра - Рони Мило и Нехама Ронен: перебежчиков нигде не любят.
В самом хвосте, пятидесятым, остался бывший пресс-атташе Нетаниягу - Шай Базак. Даже зажигательные латиноамериканские танцы в исполнении штабных красоток не помогли бедному Шаю: не купились члены ЦК на высокое искусство!
А «русским» депутатом от «Ликуда» станет 39-летний Михаил Горловский. Репатриировался в 1988 году из Горького. Инженер. Житель поселения Нокдим. В середине 90-х, когда друг и сосед Горловского Авигдор Либерман был гендиректором «Ликуда», Михаиил возглавлял в нем «русский» отдел, впоследствии (после победы Биби на выборах) ликвидированный за ненадобностью: «русскую» улицу отдали на откуп «русским» партиям.
Горловский, впрочем, без работы не остался: он получил «джоб» в высшем эшелоне почтового ведомства! Где и трудился до начала внутрипартийного предвыборного «кампейна». Сейчас временно не работает. До 28 января 2003 года. После чего переберется в кнессет.
Кроме Горловского, никаких других «русских» в списке крупнейшей в стране партии не наблюдается. И община выходцев из бывшего СССР наверняка извлечет из этого грустного факта соответствующие выводы.
На снимках:
1.«А мы – за кандидата номер 170!»
2.Фестиваль Пнины Розенблюм
3.Чета Блюменталь: пробежка по территории выставки
4.«Голосуйте за Рухаму!»
5.Во имя отца и сына (Омри Шарон)
6.Кто крикнет громче?
7.Уснул на посту
(Фото авторов)

"Новости недели", 12.12.2002




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria