Евгения Кравчик

Начало конца

26 октября кнессет должен ратифицировать решение правительства об одностороннем отступлении и демонтаже еврейских поселений в секторе Газы и в северной части Самарии. В дни, предшествовавшие «историческому» голосованию, в кнессете и в канцелярии главы правительства произошли драматические события, последствия которых скорее всего доконают коалицию парламентского меньшинства

Диалог глухого со слепым

В минувшее воскресенье в канцелярии премьер-министра состоялась встреча Ариэля Шарона с лидерами поселенческого движения. Бенци Либерман - глава Совета поселений Иудеи, Самарии и сектора Газы, Элиэзер Хисдай - председатель совета Алфей-Менаше, Пинхас Валерштейн - глава регионального совета Биньямин, Шауль Гольдштейн - председатель совета Гуш-Эциона, Авнер Шимони - глава поселенческого совета побережья сектора Газы - возлагали на личную встречу с премьером огромные надежды. Все до единого не просто знакомы с отцом-основателем поселенческого движения - каждого из них с Шароном связывает многолетняя дружба.
О степени духовной близости, неизменно возникающей между харизматичным Ариэлем Шароном и окружающими его людьми, мне известно не понаслышке. В 1994 году, на пике «ословского процесса»,  Шарон - один из наиболее активных и непримиримых депутатов-оппозиционеров - пригласил группу русскоязычных журналистов в поездку по поселениям Самарии. Рано утром мы уселись в микроавтобус. Желающих принять участие в «экскурсии», которую ведет легендарный боевой генерал, оказалось предостаточно: ни одного свободного места в машине не было.
Поднимаясь пешком на каждый холм, Ариэль Шарон (на иврите, а иногда и по-русски) обстоятельно разъяснял, по каким причинам Израилю необходимо навсегда сохранить за собой эти стратегически важные возвышенности.
«Если даже малая их часть окажется в руках врага, это будет означать, что палестинцы смогут обстреливать самолеты, идущие на посадку в аэропорт Бен-Гуриона, - подчеркивал он, указывая на просторы пасторальной низменности в окрестностях поселения Карней-Шомрон. - Как это говорят по-русски? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»...
День, проведенный в Самарии с Шароном, навсегда остался в моей памяти. Да и в памяти Шарона тоже. Впоследствии, интервьюируя его по разным поводам - вначале как оппозиционера, затем – как министра, потом - как кандидата на пост председателя «Ликуда», а два с половиной года назад - и как главу правительства, я неизменно начинала нашу беседу с вопроса: «Помните?» - «Еще бы!» -  откликался Ариэль Шарон и тут же воспроизводил конкретный  эпизод, связанный с той поездкой.
Нет, забывчивостью глава правительства явно не страдает. Правда, в последние пару лет пресс-служба премьера не приглашает меня не только на интервью, но даже на массовые мероприятия с участием главы правительства: кто прошлое помянет - тому глаз вон!
Впрочем, заказан путь в канцелярию премьера отнюдь не только «инакомыслящим» (по нынешним критериям) журналистам, но и... главам поселенческого движения - преданным соратникам бесстрашного генерала. Ни интеллектуал Бенци Либерман, ни товарищ Шарона по оружию Зеэв Замбиш не виделись с ним много месяцев подряд. Не встречаться - значит, не смотреть друг другу в глаза, не иметь возможности улыбнуться и сказать: «А помнишь, Арик, как ты приезжал в наше поселение в начале 70-х, когда его основатели ютились в караванах - без водопровода и электричества? Только благодаря тебе нам выделили дополнительные средства, на которые было проложено шоссе и построено здание матнаса».
«Чем завершится нынешняя встреча? - гадали поселенцы. - Замбиш, вся надежда на тебя. Уж кто-кто, а ты сумеешь переубедить Арика в том, что одностороннее отступление самоубийственно для страны. В крайнем случае, настаивай на том, чтобы вопрос о размежевании вынесли на всенародный референдум. И если большинство проголосует за - мы подчинимся: таковы нормы демократии»...
Мы были настроены на предельно откровенную и крайне непростую беседу, - рассказывает глава поселенческого совета Алфей-Менаше Элиэзер Хисдай. - Однако то, что происходило в течение полутора часов  в канцелярии премьера, никаким описаниям не поддается. Разум отказывается это воспринимать.
Мы явились к главе правительства с надеждой, что он внемлет нашим аргументам и согласится либо на проведение всенародного референдума, либо на досрочные выборы, - вступает в беседу Авнер Шимони, глава поселенческого совета побережья сектора Газы. - А покинули канцелярию в полном негодовании.
Почему?
Шарон уклонился от ответа на все наши вопросы, - говорит Шимони. – Весь смысл сказанного премьер-министром сводился к тому, что «народ - это я, посему и свой план я реализую в назначенный срок и абсолютно ни с кем не советуясь». На протяжение всего разговора Шарон сидел, уткнувшись в разложенные перед ним бумаги, и ни разу не поднял на нас  глаз. Ответы на кое-какие вопросы он зачитывал с листа...
Но ведь Ариэль Шарон - один из основателей поселенческого движения!
Именно поэтому мы покинули канцелярию главы правительства с тяжелейшим чувством, - говорит Авнер Шимони. - Никакого диалога не состоялось - то был разговор слепого с глухим.
Лично меня на протяжении этой встречи не покидало ощущение, что премьер напрочь оторван от того, что происходит в стране, - говорит Элиэзер Хисдай. - Впечатление такое, что Шарон категорически отказывается понимать, какую опасность таит одностороннее отделение: усиление террора, раскол в народе... Вы только посмотрите, какие процессы происходят в армии, сколь чудовищное психологическое давление оказывает пресса на солдат и офицеров. В правительстве к голосу боевых командиров, профессиональных военных, никто не прислушивается. На наш взгляд, единственным демократическим инструментом уничтожения либо ратификации плана Шарона может стать всенародный референдум. На его проведении мы и настаиваем.
Вскоре после встречи с поселенцами из канцелярии премьера в СМИ «утекло» следующее сообщение: «Глава правительства поручил генеральному директору  министерства юстиции Аарону Абрамовичу внести в проект Закона о демонтаже-компенсации следующие коррективы: увеличить размер денежной компенсации в зависимости от стажа проживания в поселениях; на 50%  увеличить размер компенсации тем, кто переселится в Галилею и в Негев».
Особые льготы и привилегии обещаны тем поселенцам, которые согласятся убраться из своих домов добровольно и досрочно.

Укрощение «Ликуда»

18 октября по 2-му каналу ТВ и новорожденному каналу «Кнессет» было показано широко разрекламированное шоу «Народ против парламента». Этакая инсценировка общественного суда над кнессетом, в которой, впрочем, приняли участие и вполне реальные депутаты - бывшие и нынешние. Несмотря на наукообразные попытки прокурора вменить 120-ти парламентариям в вину столь громкие статьи, как «утрата доверия», «недостойное поведение» и «халатность», инсценированный судебный процесс вылился в дилетантский спектакль, сыгранный актерами провинциального театра.
Тем временем в самом кнессете разворачивались гораздо более драматичные события. Если кто из вас бывал в последние дни в Иерусалиме, наверняка обратил внимание на красующиеся повсюду плакаты с портретами «святой троицы» - министров-ликудников Биньямина Нетаниягу, Сильвана Шалома и Лимор Ливнат - и надписью: «Барашки Шарона». Каждый из троих считает себя претендентом на пост председателя родной партии, а значит - и на должность премьера. И каждый (прикрываясь «железобетонными» отговорками) смиренно голосует за демонтаж еврейских поселений.
На сей раз показательный демарш предприняла министр образования Лимор Ливнат: она встретилась с лидерами поселенческого движения и обещала протащить на заседании фракции «Ликуда» вопрос о проведении всенародного референдума по одностороннему отделению.
Старания Ливнат увенчались успехом: два дня подряд ее интервьюировали все отечественные газеты, радио- и телепрограммы. Еще чуть-чуть - и госпожа министр получила бы престижное в среде сторонников национального лагеря прозвище «мятежника».
Заседание фракции было назначено на понедельник, 18 октября. Ближе к началу  коридор на пятом этаже здания кнессета заполнила перевозбужденная толпа, на 99% состоявшая из представителей сильного пола. Среди гостей парламента я без труда узнала богатырей, которых регулярно вижу на конференциях правящей партии. Обладатели зычного (не перекричать!) голоса обычно  вооружены плакатами с портретами Шарона и на все лады скандируют дорогую сердцу каждого сабры крылатую фразу: «Арик - соль земли!»
На сей раз плакатов не было: кнессет - не «Гейхал ха-Тарбут», туда с «подозрительными» предметами не пропускают. Тем не менее, стоило главе правительства замаячить в дальнем конце коридора, как по этажу разнесся громовой клич: «Арик! Арик!!!», - а за ним - исполненный хорошо поставленными голосами куплет про «соль земли».
Противникам размежевания (их тоже набежало немало) так и не удалось перекричать отлично натренированных сторонников: действия последних выглядели настолько слаженными, как будто ими дирижировал незримый маэстро.
«Люди Омри Шарона», - констатировал парламентский помощник одного из «мятежных» депутатов.
Во избежание инцидентов коридор в авральном порядке перекрыли. Журналисты были оттеснены охраной в тот же отсек, в котором гости кнессета из числа ликудников, отчаянно жестикулируя и не стесняясь в выражениях, вели ожесточенный спор на идеологическую тему.
«...Предал народ Израиля, предал каждого из нас...» - зафиксировал мой диктофон отрывок фразы, произнесенной высоким старцем в черной кипе.
Я попросила его представиться и сказать несколько слов для читателей «НН».
На заседании фракции «Ликуда» решается принципиально важный для будущего страны вопрос о проведении всенародного референдума, - произнес Аарон Гринштейн, активист-ликудник из Бней-Брака. - Трудно описать, каким страстным сторонником Шарона я был всего пару лет назад. В канун выборов я создал в Бней-Браке штаб, агитировал за избрание Арика. А сейчас человек, в которого мы свято верили и ради избрания которого сделали так много, верных своих сторонников  обманул. Последняя надежда - на депутатов, требующих проведения референдума. Насколько нам известно, из 40 человек 24 - за...
Но удастся ли им переубедить председателя «Ликуда» Ариэля Шарона?
Словесные бои продолжаются час, другой... Коридор по-прежнему перекрыт. Периодически до журналистов доходят отголоски информации, «слитой» кем-то из участников заседания фракции: «Ливнат пошла на попятный... Биби вообще не видно и не слышно... Громче всех выступает Ольмерт...»
Мой диктофон тем временем записывает диалог между двумя членами Центра «Ликуда».
«Даже если Биби и будет избран председателем и премьером, он уже не сможет изменить политический курс, взятый Шароном, - звучит раздосадованный мужской голос. - Принцип преемственности - основа основ израильской политики».
«Хочешь ли ты сказать, что Биби придется до конца довести процесс демонтажа поселений?!»
«Естественно! Точно так же он реализовал обещание Переса об отступлении из Хеврона. Перес пообещал, а Биби - сделал».
Финал тонет в поднявшемся шуме. Гидеон Саар, председатель коалиции, сухо излагает итоги заседания: никакого голосования по вопросу референдума не состоялось. Решено сформировать комиссию, которая в сжатые сроки рассмотрит целесообразность проведения референдума и о результатах работы доложит на следующем заседании фракции.
Сугубо мапайный ход! - передает по телефону в эфир парламентский корреспондент армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ». - Когда лидеры «Мапая» заходили в тупик, они тут же формировали «комиссию по рассмотрению...», чтобы тянуть время и не принимать никаких решений.
Теперь уже абсолютно ясно: до 26 октября результаты работы комиссии представлены фракции «Ликуда» никоим образом не будут. Следовательно, кнессет беспрепятственно ратифицирует решение правительства от 6 июня с.г. об отступлении и демонтаже.
Вечером того же дня по первому, государственному каналу ТВ будет объявлено: Главное управление тюрем просит выделить дополнительные камеры для поселенцев и их сторонников, которые будут арестованы в преддверии и в момент демонтажа. Министерство внутренней безопасности удовлетворило эту просьбу. Для мужчин и женщин готовят изолированные отсеки. На экране - в качестве иллюстрации - проплыли обнесенные колючей проволокой застенки. Крупным планом - отчаянно лающий сторожевой пес. Если бы не вечнозеленые пальмы, можно было подумать: «ГУЛаг»...

Левый марш

Комментаторы сходятся во мнении, что на предстоящем 26 октября голосовании Шарону гарантирована поддержка большинства депутатов. Это подтвердил в блиц-интервью «НН» глава Гистадрута Амир Перец, депутат от двухмандатной партии «Ам эхад», а с 1 января будущего года - депутат и, возможно даже, один из претендентов на пост председателя партии «Авода».
Лично я за размежевание и поддержу Шарона в ходе любых голосований по вопросу отделения от палестинцев, - сказал он.
Вы были мэром города Сдерот, не правда ли?
Я и сегодня живу в Сдероте, вся моя семья там - жена и четверо детей, - сообщил Перец.
Не кажется ли вам, что после одностороннего отделения на Сдерот будет падать еще больше «кассамов», чем ныне?
Никак нет! Никакой связи между безопасностью и поселениями нет. После демонтажа поселений расстояние между Бейт-Хануном и Сдерот не изменится. И если сегодня палестинцы забрасывают город ракетами, они и в будущем продолжат это делать. И каждый раз, когда мой город будет подвергаться обстрелам, подразделениям ЦАХАЛа придется заново входить на территорию сектора Газы и проводить там «зачистку».
Как, по-вашему, последует ли за отступлением из сектора Газы и из северной части Самарии демонтаж поселений на всей территории Иудеи и Самарии?
Очень надеюсь, что да, - говорит Амир Перец. - Лично я - за мирный процесс. Если мы стремимся достичь с палестинцами мира, мы обязаны за это платить. К моему величайшему сожалению, мы пытаемся заключить соглашение с врагом, а не с друзьями.
А как вы намерены проголосовать в ходе утверждения бюджета на 2005 год?
Я - категорически против экономической программы нынешнего правительства, - оживляется Перец. - Мы с Иланой Коэн, другим депутатом «Ам эхад», проголосуем против. Точно так же я - противник вхождения «Аводы» в правительство национального единства.
Большинство депутатов от «Аводы» признают: никакой мир после одностороннего отступления из сектора Газы Израилю не светит. Напротив: размежевание позволит нам беспрепятственно бомбить Газу, как сказала на прошлой неделе в интервью «НН» председатель парламентской фракции «Аводы» Далия Ицик. В таком случае почему же арабские депутаты упрямо поддерживают план размежевания, если его реализация грозит их горячо любимым братьям-палестинцам еще большими, чем сегодня,  бедами? С этим вопросом я обратилась к Талебу Ас-Сана, депутату от арабской партии «РААМ».
Мы с Дахамше проголосуем за размежевание, - сказал он убежденно. - Единственный способ положить конец вооруженному конфликту - отступление Израиля не только из сектора Газы, но и со всего Западного берега реки Иордан. И никакие бомбежки Газы нас не остановят: ведь и сегодня израильская армия отстреливает наших братьев с вертолетов «Аппачи». Для нас главное, что Шарон пошел правильным, с нашей точки зрения, путем: демонтаж поселений он начинает с сектора Газы, а там уж, будьте уверены, процесс отступления с оккупированных территорий пойдет, как по маслу.

Барак в буфете

Ажиотаж среди парламентских корреспондентов вызвало появление 19 октября в буфете кнессета бывшего главы правительства Эхуда Барака. Попивая пиво,  он доверительно беседовал со своим приятелем Дани Ятомом. Бдительные журналисты заприметили новую-старую фигуру и набросились на Барака с вопросами. Вот тут-то и выяснилось: экс-премьер явился в кнессет не только для того, чтобы помянуть Ганди (Рехаваама Зеэви), убитого на старте «войны Осло», но и чтобы заявить о своей поддержке плана размежевания, а заодно... ускорить проведение досрочных выборов.
Фраза «досрочные выборы» витает над кнессетом, как будто решение о их проведении уже принято. Это, пожалуй, единственный вопрос, по которому между всеми депутатами достигнут... антиконсенсус: никому не хочется снова ввязываться в предвыборную борьбу и тратить астрономические суммы на проведение «кампейна», однако всем очевидно, что сделать это придется.
Впрочем, голосование по двум вотумам недоверия правительству, состоявшееся в минувший понедельник, убедительнее тысяч слов доказало: коалиция парламентского меньшинства нежизнеспособна. 54:54 - при таком «ничейном»  раскладе сил далеко не уйдешь.
Правда, пока единственная цель депутатов - дожить до понедельника и пережить вторник. После нашествия в день заседания фракции «Ликуда» членов Центра служба безопасности кнессета в авральном порядке установила во всех уголках скрытые камеры. В день голосования по размежеванию каждому депутату позволено пригласить всего двух гостей, но не более – во избежание скандалов и драк.
По случаю близящегося голосования по вопросу размежевания пресса усиленно нагнетает не столько страсти, сколько - страхи.
Так, 19 октября вечерний выпуск новостей 2-го телеканала начался с драматического сообщения собкора Илана Лейзеровича: «По данным спецслужб, угроза покушения на главу правительства сегодня реальна, как никогда прежде. Более того: правые экстремисты наверняка попытаются совершить поджог на Храмовой горе, чтобы не допустить голосования по вопросу одностороннего отделения».
Часом позже ясность внесла армейская радиостанция «Галей ЦАХАЛ»: по данным службы безопасности, никакими конкретными сведениями о готовящемся на премьера покушении она не располагает, как нет достоверной информации о возможном поджоге мечети Аль-Акса. Правда, по мере приближения голосования по вопросу отделения опасность покушения на главу правительства будет возрастать.
Жирную точку над «i» поставил известный израильский журналист Амнон Абрамович: «Когда бывший глава ШАБАКа Карми Гилон созвал в октябре 1995 пресс-конференцию, на которой рассказал, что на главу правительства Ицхака Рабина готовится покушение, один из депутатов оппозиционного «Ликуда» заявил, что это - «большевистская техника». Имя того депутата - Ариэль Шарон»...

Фото автора. На снимке: Авнер Шимони и Элиэзер Хисдай

"Новости недели", 21.10.2004

  • О Газе и плане Шарона выселения Гуш-Катифа

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria