Евгения Кравчик

«Размежевание» под огнем. Точка!

30 августа на заседании узкого кабинета по вопросам государственной политики и безопасности было принято решение, что «эвакуироввать» поселенцев будет полиция, а не армия. Вечером того же дня в Фиолетовом павильоне тель-авивских Выставочных садов («Ганей ха-Тааруха») члены Центра Ликуда, активисты и сторонники правящей партии досрочно встретили еврейский новый год.
Впрочем, даже по атмосфере, царившей при входе в просторный банкетный зал, ощущалось: встреча Рош ха-Шана - всего лишь повод для обмена мнениями.
- Любой диктаторский режим зиждется на слепом повиновении граждан, - размышляет вслух Моше Фейглин, лидер фракции «Еврейское руководство». - Все улицы Багдада были увешаны портретами Саддама Хусейна, хотя его «царствованию», казалось бы, ничто не угрожало. Тем не менее, и ему необходимо было постоянно демонстрировать, что народ не просто его любит, но и в массовом порядке поддерживает, а значит, и его режим легитимен.
- Однако Израиль - демократическое государство...
- Несомненно. Но и у нас в последнее время наблюдаются крайне нехарактерные для демократии явления. Главе правительства Ариэлю Шарону известно: демократическое большинство членов партии, председателем которой он является, никоим образом его политику не поддерживает. Не разделяет его устремлений и значительная часть народа - даже несмотря на то, что пресса постоянно пытается убедить нас в обратном. На мой взгляд, происходящие в народе и в самом Ликуде процессы постепенно выбивают почву из-под ног Шарона, лишают его действия какой бы то ни было законности. Не случайно на конференции  Ликуда, состоявшейся 18 августа, Шарон, как лев, дрался за победу,  пытаясь вернуть себе поддержку возглавляемой им партии. Ничего не помогло - и этот поединок он проиграл. Но даже после сокрушительного поражения на партконференции Шарон продолжает гнуть свою линию. В свое время Менахем Бегин тоже отступил из Синая и снес там еврейские поселения. Народ Израиля по сей день расхлебывает чудовищные последствия Кэмп-Дэвидских соглашений. Однако о Бегине никоим образом не скажешь, что он действовал, как диктатор, не пользуясь поддержкой народа. Сейчас, к сожалению, все происходит с точностью до наоборот. 
- Насколько я понимаю, на сегодняшний день в рамках вашей партии де-факто сосуществует два Ликуда: первый, сохранивший приверженность  идеалам национального лагеря, и второй, переметнувшийся на позиции Аводы-МЕРЕЦа...
- Ошибаетесь! - возражает Моше Фейглин. - Ликуд каким был, таким и остался. Это подтвердили и результаты внутрипартийного референдума, и решение, вынесенное партконференций, которая, согласно Уставу, является высшим органом Ликуда. Произошло нечто иное: Ликуд остался самим собой, но правит им верхушка, отрекшаяся от идеологии своей партии. Видимо, Ликуду придется пойти на крайне болезненные меры, чтобы навсегда с этой верхушкой распрощаться.
Мое внимание привлекают мирно беседующие дамы. Если бы я не знала, что нахожусь на мероприятии Ликуда, к которому прочно пристал ярлык «партии простонародья», наверняка бы решила, что попала на великосветский прием. А может, типичные представительницы Рамат-Авива ошиблись адресом и забрели сюда случайно?
Отчего же? - возражает одна из них. - Убеждения формируются с детства, твоя позиция зависит от того, в какой семье ты воспитан.
Орли Саги (так зовут мою собеседницу) работает оформителем витрин в Лондоне. Живет за кордоном много лет, но, приезжая в Израиль, обязательно встречается со своими единомышленниками из Ликуда.
- Нет, я не в силах поверить, что Израиль можно поставить на колени,  вернуть в границы 4 июня 1967 года, - говорит она. - Знаете, каков, на мой взгляд, главный недостаток нашего народа? Мы много говорим, но ничего не делаем. А сейчас ситуация в стране такая, что необходимо поднять широкие массы. Выйти на демонстрации, жечь покрышки, протестовать! И добиться, чтобы инакомыслящим прекратили затыкать рты... Впрочем, и со свободой слова у нас научились весьма эффективно бороться: тем, кто громче всех протестует, сходу суют подачку - обещают квартиру, «джоб» с хорошей зарплатой... В газетах подробно описано, как заткнули рот матери-одиночке, создавшей движение протеста.
Подруга Орли, Смадар Бат-Адам живет в Холоне, а занимается литературным творчеством - пишет биографии ярких, но малоизвестных личностей.
- Каждый человек - микрокосм, - говорит она. - А Страна Израиля - это небосклон, на котором найдется место для каждой звезды.
Вскоре, правда, выясняется, что из-под пера Смадар вышла биография Рехаваама Зеэви (Ганди). Так что предметом ее интереса являются отнюдь не только простые люди, но и национальные герои.
Мы с Орли членами Центра Ликуда не являемся, - объясняет она, - но голосуем за эту партию постоянно. Мы - из тех, кого принято именовать рядовыми избирателями. На последних выборах нас цинично и злонамеренно обманули. Очень надеюсь, что созданное доктором Узи Ландау всенародное движение протеста против капитуляции быстро наберет силу. Именно ради этого мы и приехали на встречу в «Ганей ха-Тааруха»!
А вот и русскоязычные сторонники Ликуда. Физик-теоретик  Габи Квенцель в стране 32 года, преподает на химическом факультете хайфского Техниона.
- На заседании правительства было решено, что «эвакуацию» поселенцев будет осуществлять полиция, а не армия, - констатирую я. - Как вы воспринимаете это решение?
- Ничего подобного в нашей стране никогда не было, - говорит Габи Квенцель. - Речь ведь идет не о том, что законопослушных граждан собираются выгнать из их домов. Речь - о беспрецедентной деморализации. Даже в худшие времена, при правительстве Рабина, нами владело ощущение, что капитулянтская политика Аводы-МЕРЕЦа заставляет широкие массы бороться, протестовать. Правда, и тогда демократические нормы нарушались, но сейчас многими овладело чувство, что мы живем в условиях диктатуры. С другой стороны, все, что с нами происходит, выглядит полным бредом, а бредовые идеи, как показала история,  терпят фиаско. На сегодняшний день порядка двадцати депутатов Ликуда твердо стоит на позициях своей партии. Однако в кнессете их голосов недостаточно, чтобы заблокировать план капитуляции. Хотелось бы надеяться, что им удастся привлечь на свою сторону хотя бы еще десяток депутатов, но уверенности в этом нет. 
У входа в зал появляется Эхуд Ятом - один из ярых противников плана «одностороннего размежевания».
- Глава правительства пытается провести в жизнь план, против которого все мы выступаем, - говорит он. - Завтра должно состояться заседание парламентской фракции Ликуда. На нем многое прояснится. Конференция Ликуда демократическим большинством сказала «нет» левому светскому правительству! Мы не намерены продвигать интересы партии Авода. И на нашем горбу Аводе не удастся осуществить «одностороннее размежевание», разделить Иерусалим и отступить с Голанских высот.
«А чего вы ожидаете от Шарона, если трое министров, постоянно декларировавших свою принципиальность, одобрили план бегства под огнем исключительно ради того, чтобы остаться на своих постах!» - записывает мой диктофон фразы, вырванные из оживленной беседы стоящих рядом ликудников.
А вот и Пнина Розенблюм, восходящая звезда правящей партии. На последних парламентских праймериз удачливая дама-бизнесмен была безмерно близка к депутатскому креслу – чуть-чуть не дотянула.
- Лично я всей душой поддерживаю Шарона, включая выдвинутый им план «одностороннего размежевания», - заявляет Розенблюм в интервью «НН». - А на собрание я приехала лишь ради того, чтобы еще раз повидаться с членами Центра.
- Поддерживаете ли вы намерение Шарона ввести в правительство партию Авода?
- Естественно. Но ничьим «йесменом» (человеком, который отвечает положительно на любое предложение своего босса - Е.К.) я никогда не была и не буду, - подчеркивает Розенблюм. - Да, я - за демонтаж поселений. Не всех - некоторых, крупные останутся на своем месте. Ради достижения мира стоит испробовать и такой способ. Если же ничего из этого не выйдет - всегда можно будет вернуться обратно...
Примерно такие же «аргументы» сторонников плана «одностороннего размежевания» приводились и в вестибюле «Гейхал ха-Тарбут», в день  конференции Ликуда. Неужели других - мало-мальски логичных аргументов нет?!
Теперь уже по битком набитому залу, кроме Эхуда Ятома, расхаживает несколько депутатов - Аюб Кара, Давид Леви, Юлий Эдельштейн. Но с началом торжественной части организаторы тянут - ждут министра по делам спецслужб доктора Узи Ландау.
С ним я сталкиваюсь в дверях.
- Глава правительства пытается вывести наши войска из сектора Газа и демонтировать еврейские поселения ранее того срока, который был утвержден 6 июня на заседании правительства. Как вы относитесь к такой спешке?
Лично я категорически против демонтажа поселений, - говорит Узи Ландау.
- И проголосуете на заседании правительства против премьер-министра? - хором спрашивают вовремя подоспевшие  коллеги-журналисты.
  А разве мы голосуем за или против кого-то? - удивляется Ландау. -  Каждый из нас голосует в соответствии со своими принципами - идеологическими и нравственными!
Министр по делам спецслужб решительно направляется в зал, увешанный полотнищами с надписью: «Наш Ликуд». Впрочем, это - название штаба «мятежников», возглавляемого Узи Ландау.
Выступая перед собравшимися, доктор Ландау, в частности, сказал:
- Я слышал, что завтра глава правительства собирается - вразрез с решениями руководящих органов Ликуда - представить депутатам нашей фракции график реализации своего плана. Доходят до нас и слухи о намерении проигнорировать решения последней партконференции. В уходящем году мы успешно справились с поставленными задачами. И, несмотря на препятствия, справимся с ними и в будущем году - во имя укрепления безопасности нашей страны, во имя демократии и во имя Ликуда, чтобы никто не посмел плевать на наше мнение.
Речь интеллектуала Ландау политически корректна. Зато заместитель министра промышленности, торговли и связи Михаэль Рацон куда более откровенен.
На заседании правительства я слышал, как премьер-министр заявил, что его ничто не остановит, - сказал он. - Это не так: демократическое большинство - вот что остановит Шарона, большинство членов Ликуда, выступающих против «одностороннего размежевания».
Взволнованную речь произнес Давид Леви.
- Никто не уполномочивал министров и депутатов кнессета от Ликуда добиваться соглашений и компромиссов с палестинцами по вопросам, по которым наше движение вынесло однозначные решения, - сказал он. - Абсолютно ясно: если присутствующие здесь депутаты проголосуют в соответствии с решениями руководящих органов партии, никакого «размежевания» не будет. Я знаю, у каждого из нас - свои слабости, не забывает об этом и глава правительства. Поэтому, даже если он будет угрожать досрочными выборами, мы обязаны проголосовать против «размежевания»!
Леви призвал:
Пусть поднимут руку те, кто за то, чтобы депутаты от Ликуда проголосовали в кнессете в соответствии с решениями высших партийных органов!
Взвился лес рук, включая сидевших за отдельным столом депутатов, - подавляющее большинство.
Проголосуете ли вы в соответствии с решениями партии и в день выборов? - не унимался Леви.
И снова - лес рук.
Мы выдержали экзамен достойно, - продолжал оратор. - Принятое  партконференцией решение доказало, что ее делегаты ни у кого не в кармане - ни у главы правительства, ни у министров. Вразрез с «результатами опросов общественного мнения» и вопреки всем прогнозам члены нашей партии продемонстрировали свою приверженность идеологическим и нравственным ценностям Ликуда. И в этом - наша общая победа.

На следующий день...

Демонстрация сплоченности партийных рядов не произвела на Шарона никакого впечатления.
На другое утро, 31 августа, на заседании парламентской фракции Ликуда глава правительства объявил, что «размежевание» и демонтаж еврейских поселений решено ускорить.
«План размежевания будет реализован. Точка! - сказал Шарон. - Сейчас я представлю членам парламентской фракции график, утвержденный правительством 6 июня сего года».
График таков:
14 сентября Шарон представит узкому кабинету по вопросам государственной политики и безопасности основные пункты Закона о проведении «размежевания», в том числе принципы, согласно которым поселения будут аннулированы, а их жителям выплачена денежная компенсация.
Эта дата выбрана Шароном не случайно: очередная конференция Ликуда назначена на 21-е сентября!
26 сентября основные положения законопроекта будут представлены министрам.
24 октября законопроект утвердит правительство, а 3 ноября Шарон предполагает провести его первое чтение в кнессете.
Внес Шарон и существенные коррективы в принятое узким кабинетом решение: ответственность за «размежевание» возлагается не на полицию, а на силы безопасности, «включая полицию и другие службы», то есть, добавим, - ШАБАК. Армия уже приступила к подготовке детального плана, который будет представлен Генштабом в течение 30 дней.
Выступая перед депутатами, Шарон несколько раз подчеркнул: представленный им график целиком и полностью соответствует решению правительства от 6 июня. Тогда, напомню, подавляющее большинство министров, включая Биньямина Нетаниягу, Лимор Ливнат и Сильвана Шалома, проголосовало за ПОЭТАПНУЮ реализацию плана «одностороннего размежевания».

А что сейчас?

Нетаниягу попытался возражать, что, мол, изначально предполагалось провести демонтаж в четыре этапа. Шарон отклонил претензии министра финансов, подчеркнув: никто не собирается растягивать процесс «эвакуации» поселенцев на недели и месяцы.
По завершении заседания фракции Нетаниягу дал интервью радиостанции «Голос Израиля», в ходе которого, в частности, сказал: лично он - ЗА размежевание, однако проводить его следует поэтапно, в соответствии с решением правительства от 6 июня.

Пять часов спустя

Сразу по окончании заседания парламентской фракции Ликуда я попросила  Эфи Эйтама, лидера религиозно-сионистской партии МАФДАЛ, высказать свое мнение.
- К сожалению, мы являемся свидетелями становления в Израиле диктаторского режима, - сказал он. - Глава правительства плевать хотел на все нормы демократии, начиная с мнения рядовых избирателей, кончая возглавляемой им партией. Шарон пытается реализовать абсолютно бессмысленную и бесцельную, с точки зрения обеспечения безопасности, программу. Когда представители Белого дома спросили Шарона, в чем смысл «одностороннего размежевания», он не смог дать какие-либо логичные объяснения. Но мне, как генералу, всю жизнь посвятившему укреплению безопасности, абсолютно ясно: программа Шарона представляет для страны чудовищную опасность, потому что не дает ответа на главный вопрос - как положить конец арабскому террору. Вот уже более десятилетия Израиль является мишенью террористов и сейчас внезапно, безо всяких причин глава правительства решает перед террором капитулировать - да еще и под огнем?! На мой взгляд, план Шарона представляет опасность для государства еще и потому, что глава правительства пытается  ликвидировать главную нашу ценность - демократию. Вот почему мы обязаны свергнуть Шарона - и как можно скорее.
- Реально ли это?
- Абсолютно реально! Шарон возглавляет правительство парламентского меньшинства: в коалиции всего 58 депутатов, четверо из них - мои товарищи из МАФДАЛа. Надеюсь, хотя бы сейчас они «проснутся» и выйдут из махрово левой коалиции, после чего правительство падет и состоятся досрочные выборы.
Эфи Эйтам с горечью добавил:
- Избирателям Ликуда в кошмарном сне не могло присниться, что они доживут до того дня, когда лидер их партии будет осуществлять то, против чего они постоянно выступают.
- Предвидите ли вы распад Ликуда?
- Он неизбежен! В любом случае на выборы национальный лагерь должен выйти единым фронтом, правые партии обязаны объединиться. Эпоха Ликуда подошла к концу, единственная функция этой организации сводится сегодня к тому, чтобы обеспечить теплые места ее функционерам, аппаратчикам. Место Ликуда наверняка займет блок дееспособных партий, цель которых - спасение страны не только от физического уничтожения, но и от тотальной, необратимой деморализации.
- Готовы ли вы возглавить этот блок?
- На мой взгляд, главное не то, кто стоит во главе, главное - что у лидера в голове: какова его программа, каково видение перспективы. Мы с единомышленниками - представителями правых партий проводим интенсивные консультации по вопросу объединения, - сказал Эфи Эйтам в заключение.
Буквально через час после нашей беседы  палестинские террористы-смертники взорвали в центре Беэр-Шевы два автобуса.
16 человек погибло, в том числе 3-летний ребенок, более ста ранено, 18 из них - дети.
Вскоре после двойного теракта глава правительства Ариэль Шарон выступил со следующим заявлением: «Мы будем всеми силами и средствами бороться с террором, однако к плану «одностороннего размежевания» это не имеет никакого отношения».
Еще яснее выразился министр юстиции Йосеф (Томи) Лапид, правая рука Шарона: «Теракты совершаются сейчас, до реализации плана «одностороннего размежевания» и, несомненно, продолжатся после нее».
В таком случае в чем смысл отступления и демонтажа, если единственное, что было в Стране, есть и будет - это террор?!

Фото автора. На снимках:
  • Моше Фейглин, лидер фракции «Еврейское руководство»
  • Депутат Эхуд Ятом: «Я категорически против «одностороннего размежевания»
  • Пнина Розенблюм: «Нужно попробовать снести поселения, а если мира не будет – вернемся обратно»
  • Лидер «мятежников» министр по делам спецслужб доктор Узи Ландау: «Мы справились с поставленной задачей»
  • "Два берега у Иордана - и оба наши...." На сцене - хор ветеранов Ликуда.
  • Эфи Эйтам, председатель партии МАФДАЛ: «Национальный лагерь объединяется»

    "Новости недели", 2.09.2004

  • Другие статьи о Ликуде

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria