Евгения Кравчик

Блеск и нищета «партии с чистыми руками»

Израиль превращается в страну, где власть и капитал - близнецы-братья, а личные счеты между политиками сводятся посредством «слива» в прессу компромата. Это подтвердил разразившийся в партии Шинуй скандал.
В минувшее воскресенье глава правительства Ариэль Шарон уволил министра национальной инфраструктуры Йосефа Парицкого. Правда, причиной изгнания Парицкого из кабинета стали отнюдь не идеологические расхождения с премьером, как это было при увольнении Авигдора Либермана и Бени Элона: ровно два года назад, на пике внутрипартийных выборов в Шинуе, Парицкий пытался с помощью частного сыщика «пришить дело» главному своему конкуренту - Аврааму Поразу и таким образом вывести его из игры под названием «Место под солнцем».
Впрочем, обо всем по порядку.

За чистоту власти

В середине 90-х, на пике «мирного процесса», самым популярным в Израиле ток-шоу считалась «Пополитика», транслировавшаяся Первым, государственным телеканалом. Вел актуальную дискуссионную программу известный журналист Дан Маргалит в сопровождении контраверсального трио: ультралевого Амнона Данкнера, ультраортодоксального рава Исраэля Айхлера и Томи Лапида, в открытую исповедовавшего крайне непопулярные в те смутные времена правые взгляды.
Четверка телезвезд отличалась не только бьющим через край темпераментом, но и крутым нравом: каждый из ведущих представлял на экране вполне определенный слой общества. Если Данкнер и Маргалит слыли кумирами Рамат-Авива и Рамат ха-Шарона, то Лапид вызывал искреннее восхищение правых, а рав Айхлер с пеной у рта отстаивал интересы «харедим».
Популярность в нашей маленькой, но солнечной стране - прямой путь к власти. Если безвестным партийным активистам, позарившимся на место в кнессете, приходится тратить астрономические суммы на организацию автопиара, то телезвезде достаточно сделать один звонок председателю любой партии - и достойное место в списке кандидатов в кнессет ему гарантировано.
Этим воспользовался Авраам Пораз - ветеран созданной в 1973 году партии Шинуй, решивший в канун выборов-99 разорвать союз с блоком МЕРЕЦ, в состав которого на том этапе входило еще две структуры - верный принципам социализма МАПАМ и голубиная РАЦ. Официальным поводом к «разводу» Пораза с Йоси Саридом стало то обстоятельство, что лидер Шинуя - страстный сторонник рыночной экономики. Но если вспомнить, претензии какого рода предъявлялись на том этапе Сариду по поводу единовластия в МЕРЕЦе, становится ясно: пробежавшая между ним и Поразом кошка явно была черной. 
Выборы стремительно приближались, однако после отделения от МЕРЕЦа одномандатный Шинуй в лице Пораза был обречен. Профессор Уриэль Райхман, один из отцов-основателей Шинуя, порекомендовал своему другу Поразу уговорить Лапида баллотироваться и уступить суперзвезде свое первое место, чтобы  заново пройти в кнессет - теперь уже на волне лапидовской популярности.
Но где взять попутчиков, готовых согласиться на участие в рискованном эксперименте?
Среди прочих, Пораз предложил баллотироваться Йосефу Парицкому, возглавлявшему в Рамат-Гане адвокатскую фирму. Уроженец Иерусалима, наполовину сефард, наполовину ашкеназ, Парицкий в период срочной службы в армии был вначале корреспондентом радиостанции «Галей ЦАХАЛ», а затем инструктором образовательного подразделения Центрального округа. В 1979-83 годах работал музыкальным редактором и продюсером в Отделе восточной музыки радиостанции «Голос Израиля» и параллельно учился на юридическом факультете Еврейского университета. В 1983 году Парицкий приступил к адвокатской практике, а в 1986 году отчалил на пару лет в Нью-Йорк.
Среди левых он получил известность как основатель амуты «Ам хофши» («Свободный народ»), объявившей непримиримую войну верующим. В качестве председателя амуты вел борьбу с «религиозным диктатом», чем вызвал огромную симпатию будущих соратников по партии: свой первый предвыборный «кампейн» - столь же яркий, сколь и агрессивный, Шинуй провела под знаком ненависти к ортодоксам. А так как ненависть (и это доказано всей трагической историей еврейского народа) срабатывает куда эффективнее, чем любовь, антиклерикальная партия взяла на выборах-99 аж 6 мандатов, но, натолкнувшись на непреодолимое препятствие в лице толпы депутатов от ШАС, оказалась в оппозиции.
Впрочем, и вне правительства Шинуй проявила себя доминантной и горластой партией. Парицкий членствовал сразу в четырех парламентских комиссиях - финансовой, по вопросам труда и благосостояния, по вопросам государственного контроля и по проблеме иностранных рабочих.
Предвыборную кампанию-2003 партия вела под двумя лозунгами: «фирменным» - антирелигиозным и под знаком борьбы с коррупцией. Лапид со всех трибун декларировал, что Шинуй - единственная в стране партия с «чистыми руками».
Борьба за чистоту власти стала такой же «визитной карточкой» Шинуя, как продолжение «мирного процесса» у Аводы и борьба за права палестинцев - у МЕРЕЦа.
И так как ни в каких темных историях эта партия до сих пор замешана не была, в начале 2003 года на выборах в кнессет Шинуй побила все рекорды, завоевав 15 мандатов и став третьей по величине парламентской фракцией. Сбылась полувековая мечта Лапида (журналиста с юридическим образованием): он был назначен министром юстиции.  Йосеф Парицкий (четвертое место в списке) стал министром национальной инфраструктуры, а Авраам Пораз - министром внутренних дел.
И хотя вытесненные в оппозицию депутаты религиозных партий обзывали Шинуй популистской партией-однодневкой,  предрекая ей скорую и бесславную политическую «кончину», влияние ее в правительстве усиливалось день ото дня, а в последние несколько месяцев, на пике шумихи вокруг так называемого «дела о покупке греческого острова», Лапид стал правой рукой и ближайшим советчиком Ариэля Шарона. От участника многосерийной теленовеллы, блистательно сыгравшего роль правоориентированного журналиста, не осталось и следа. В вопросах государственной политики Шинуй, получившая на антиклерикальной волне немало «русских» голосов, придерживается ярко выраженной линии «лагеря мира». Зато в проблемах экономики партия адвокатов (или, как ее еще называют, - партия буржуа) горой стоит за рыночную модель.

Дела давно минувших дней?

7 июня в программе «Мабат» 1-го телеканала взорвалась бомба замедленного действия, механизм которой тикал, дожидаясь своего часа, вот уже два года. Аяла Хасон прокрутила при всем честном народе магнитофонные записи бесед Парицкого с частным детективом Яаковом Эшелем.
Парицкий: «Оставь, это - главное».
Эшель: «Отлично».
Парицкий: «Это главное - прикончить его» (в дословном переводе с иврита слово «лидфок» означает: «пристукнуть», а в сленговой версии - «трахнуть» - Е.К.).
Эшель: «Конечно, я с тобой».
Парицкий: «Ты можешь проверить, прослушиваются ли мои телефоны?»
Эшель: «Да».
Парицкий: «Проверь».
Эшель: «Где?»
Парицкий: «Дома и здесь».
Фрагмент другой беседы:
Парицкий: «Да... Ты понимаешь? Нужно его убить. Ах, и вот еще: его сын».
Эшель: «В Лондоне».
Парицкий: «Его сын в Лондоне. У него есть еще один сын, который работает в пиарной фирме. Я передам тебе номер удостоверения личности Пораза... Он (Авраам Пораз - ред.) за последние полтора года девять, нет - десять раз выезжал за границу, он все время летает по маршруту Париж-Лондон».
Эшель: «Да».
Парицкий: «А сейчас послушай, его жена работает в банке «Леуми»... Сколько зарабатывает сотрудница банка с 20-летним стажем?»
Эшель: «Да».
Парицкий: «Сколько приносит она домой? Семь тысяч?»
Эшель: «Семь, восемь».
Парицкий: «Если депутат кнессета приносит десять...»
Эшель: «Десять-двенадцать тысяч...»
Парицкий: «...невозможно содержать дом на таком уровне».
Впоследствии 2-й канал ТВ прокрутил гораздо более крутые записи бесед, в ходе которых депутат от «партии с чистыми руками» употребляет и вовсе непечатные выражения. Впрочем, неконвенциональная лексика нисколько не смутила широкие народные массы. Шокировало другое: исступленная целенаправленность, с которой слуга народа пытался уничтожить... нет, не палестинских террористов (к палестинцам Йосеф Парицкий относится с нескрываемым доверием и нежностью), а такого же, как он, депутата от собственной партии.
Какие только сценарии не предлагал Парицкий частному детективу: подослать к Поразу лоббистку, которая заставит его провести в кнессете закон, позволяющий импортировать в Израиль старые автомобили; «выкопать» сведения о созданной Поразом амуте «Либеральный институт исследований и воспитания»; разоблачить членов его семьи; и, наконец, блокировать в кнессете предложенный Поразом законопроект, запрещающий сотрудникам Электрической компании бесплатно пользоваться электроэнергией.
Парицкий: «На будущей неделе. Пропало, нет закона, он не пройдет».
Эшель: «У него (Пораза) все еще есть телохранитель?»
Парицкий: «Нет, с этим покончено».
В заключение Парицкий подробно проконсультировался с частным сыщиком, кому из журналистов предпочтительнее слить добытый компромат - Йоаву Ицхаку («Маарив») или Моти Гиладу («Едиот ахронот»).

Власть и капитал

Прозвучавшие в эфире откровения Парицкого вызвали у телезрителей, политических комментаторов и юристов  недоуменные вопросы. По каким причинам частный сыщик «задокументировал» свои беседы с влиятельным клиентом? И отчего бесценные (с точки зрения «чистоты власти») записи были переданы журналистам с опозданием на два года, но теперь уже - в качестве ошеломительного компромата на самого Парицкого?
Так ведь частный детектив, копавшийся в грязном партийном белье, оказался лицом не менее заинтересованным, чем его клиент! И вообще, Яаков Эшель (кстати, несколько лет назад лишенный лицензии на проведение независимых  расследований и признанный виновным в незаконном прослушивании телефонных разговоров) был нанят вовсе не старым своим приятелем адвокатом Парицким, а... Советом трудового коллектива Электрической компании! И к Парицкому он явился на пике борьбы Пораза за упразднение весьма и весьма дорогостоящей (с точки зрения рядовых налогоплательщиков) льготы, которой спаянный коллектив старейшей отечественной компании-монополиста пользовался еще с времен Бен-Гуриона.
В 2001-2002 годах Пораз, как председатель экономической комиссии кнессета, пытался провести закон, ограничивающий 13-тысячный коллектив Электрической компании в бесплатном пользовании электроэнергией. На том этапе потребление электроэнергии сотрудниками и пенсионерами прославленной компании многократно превышало средний уровень по стране: в их квартирах круглосуточно работали мощные кондиционеры, безостановочно стрекотали посудомоечные машины и прочая новейшая техника. Тем не менее, стоило рачительному Поразу заикнуться о предлагаемом им нововведении, как вся страна чуть не погрузилась во тьму. Совет трудового коллектива Электрической компании начал угрожать забастовкой, хотя суть законопроекта сводилась лишь к тому, что «жирной» (размером несколько сот шекелей в месяц) льготы будут лишены только ВНОВЬ ПРИНЯТЫЕ сотрудники.
После того, как законопроект Пораза был утвержден в первом чтении, могущественный Совет трудового коллектива в лице своего парламентского лобби задавил эту инициативу на корню. Чтобы избежать грандиозной забастовки, стороны пришли к компромиссу: законопроект будет снят с повестки дня, в обмен на что коллектив Электрической компании снизит «потолок» бесплатного пользования электроэнергией и доведет его до 18 тысяч киловатт-часов в год, что, впрочем, в ДВА С ПОЛОВИНОЙ раза превышает средний уровень потребления электричества в стране.
Таким образом, на том этапе интересы Парицкого и Совета трудового коллектива Электрической компании совпали. Правда, Парицкий в конце концов опустил руки и не стал «сливать» компромат на Пораза ни Моти Гиладу, ни Йоаву Ицхаку. А кассеты, записанные частным детективом, продолжали храниться в сейфе заказчика. В конце минувшей недели в интервью 1-му каналу ТВ в этом признался Давид Битон, стоящий во главе Совета трудового коллектива Электрической компании. Два года спустя
Итак, сбор компромата на Пораза обернулся крушением политической карьеры Парицкого. Но по каким причинам заложенная самим Парицким «часовая бомба» взорвалась именно сейчас, через два года после того, как частный сыщик записал на диктофон высказывания, опорочившие министра национальной инфраструктуры?
Этим вопросом задался адвокат Элиад Шрага, председатель движения «За чистоту власти».
Как только стало известно, что Парицкий пытался «пришить дело» Поразу, мы поняли: к скандалу причастна Электрическая компания, - сказал Шрага в интервью «Новостям недели». - Весь прошлый год экономический отдел движения «За чистоту власти» пристально следил за развитием событий в Электрической компании, включая возню вокруг подписания договора о поставках ей природного газа. Речь идет о колоссальной сделке стоимостью почти в три миллиарда шекелей. Претендентов, участвовавших в конкурсе, было два: компания «Бритиш газ», часть акций которой принадлежит палестинцам, и египетская. Парицкий, как министр национальной инфраструктуры, всемерно проталкивал «Бритиш газ» с палестинцами, а председатель совета директоров Электрической компании Эли Ландау (кстати, ближайший друг главы правительства Ариэля Шарона – Е.К.) выступал за передачу права поставок природного газа египтянам. Вместе с ним эту идею поддерживал известный израильский бизнесмен Йоси Мейман. Тем временем отношения между Парицким и руководством Электрической компании резко обострились. Парицкий пытался уволить Эли Ландау, вторая каденция которого на посту главы совета директоров подошла к концу.
Как только стало известно, что в деле Парицкого-Пораза замешан Совет трудового коллектива Электрической компании, мы поняли: речь идет не столько о внутрипартийной склоке, сколько о попытке могущественного монополиста «пришить» дело нынешнему министру национальной инфраструктуры, - продолжает Элиад Шрага. - Если бы главы Совета трудового коллектива искренне заботились о чистоте власти, они должны были «засветить» имеющиеся у них кассеты еще два года назад - и тогда Парицкого не назначили бы министром, курирующим их отрасль. Однако они скрывали компромат два года - а пустили его в ход через две недели после того, как Парицкий объявил Ландау, что нынешняя его каденция на посту председателя совета директоров - последняя. Я не настаиваю на правильности выдвинутой нашим движением версии, но убежден, что полиция обязана ее проверить. Именно с такой просьбой движение «За чистоту власти» обратилось к руководству полиции и к юридическому советнику правительства.
(В скобках заметим: председатель Совета директоров Электрической компании Эли Ландау гневно опроверг «клеветнические измышления»  относительно его причастности к «сливу» компромата на уволенного министра).
Ваше движение постоянно вскрывает чудовищные факты коррупции, причем число их увеличивается с каждым годом.
Увы. В последние недели БАГАЦ слушает наш иск по так называемому «делу Мазуза-Арбель», де-факто касающемуся причастности главы правительства и его сыновей к неудавшейся покупке греческого острова, - говорит адвокат Шрага. - Мы занимались делом бывшего министра труда и благосостояния Шломо Бенизри, и в конце концов прокуратура решила отдать его под суд по подозрению в получении взятки. Экс-министру Гонену Сегеву предъявлено обвинение в попытке контрабанды в Израиль наркотиков. Рекомендовано отдать под суд мэра Хадеры... Не проходит ни дня, чтобы не вскрывались все новые факты коррупции.
Элиад Шрага убежден: в последние годы Израиль стремительно катится вниз, превращаясь в коррумпированное государство, «соперничающее» со странами Третьего мира.
Каких-нибудь 15-20 лет назад Израиль был гораздо более нравственной страной, - говорит он. - Коррупция сродни раковой опухоли: если больной вовремя не пройдет курс химиотерапии, метастазы распространятся по всему организму. Но если прежде министры и высокопоставленные госслужащие, заподозренные в получении взяток, кончали жизнь самоубийством (вспомните министра Офера, Левинсона и Альбина), так как были не в состоянии пережить свалившийся на их головы позор, то в наши дни коррупция стала нормой. В настоящее время полиция расследует двадцать уголовных дел, возбужденных относительно депутатов кнессета. И это - только начало...

Вместо эпилога

«Горячие кассеты» Парицкого развеяли миф, сформулированный в программе «партии с чистыми руками» следующим образом: «Шинуй борется за чистоту жизни общества и против коррупции на всех уровнях властных структур. Соблюдение законности и чистота власти - вот условие нормального функционирования общества».
Самого Парицкого попытались (еще до увольнения с министерского поста) изгнать из партии и из кнессета, созвав буквально на другое утро после трансляции кассет по телевидению экстренное заседание правления Шинуя. Но не тут-то было. Адвокат Парицкий, явившийся на партсобрание с опозданием, обвинил своих соратников в попытке... линчевания.
«Вы представляете, он сравнил наше заседание с линчем в Рамалле, - произнес Лапид с нескрываемой иронией на созванной в авральном порядке пресс-конференции. - А еще он сказал: «Я не знал, что меня записывали»...
К началу новой недели скандал, названный аналитиками «политическим землетрясением», резко сошел с экранов телевидения, уступив место философским рассуждениям по поводу решения международного трибунала в Гааге. Теперь уже Лапид давал многочисленные интервью не в качестве председателя партии, а в роли министра юстиции.
Интересно, под каким лозунгом проведет Шинуй следующую предвыборную кампанию? 
Впрочем, не сомневаюсь: призывы будут яркими, энергичными, доходчивыми и запоминающимися - как в «Пополитике»...
    Фото автора. На снимках:
  • Йосеф Парицкий: «Я не знал, что меня записывают» 
  • Авраам Пораз: «Я ошеломлен»
  • Элиад Шрага, председатель движения «За чистоту власти»: «Коррупция сродни раковой опухоли»

"Новости недели", 15.07.2004

  • Другие статьи о демократии и праве

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria