Евгения Кравчик

Вонючий трюк-2

«Судьба Тель-Авива тождественна судьбе Нецарим». Это высказывание  принадлежит отнюдь не Авигдору Либерману или Бени Элону. Приравнял Нецарим к Тель-Авиву не кто иной, как Ариэль Шарон. А в минувшее воскресенье на заседании возглавляемого Шароном правительства был вынесен смертный приговор не только Нецарим, но и всему поселенческому движению

«На исходе субботы в Иерусалиме состоится многотысячная демонстрация под лозунгом: «Отступаем из Газы - возобновляем мирные переговоры».
Транспарантами с таким текстом увешано все Приморское шоссе. На календаре - пятница, 4 июня, на часах - 17.05. Я еду в Нетанию на семинар, организованный Иерусалимским саммитом - авторитетным международным форумом военных и политических экспертов по Ближнему Востоку. В преддверии мероприятия Дмитрий Радышевский, глава трансконтинентального  сообщества интеллектуалов, сообщил: на сей раз будет обсуждаться план размежевания с палестинцами, выдвинутый министром транспорта Авигдором Либерманом.
«Сегодня в 10 часов 40 минут курьер министерства главы правительства вручил Либерману письмо об увольнении, - сообщает по радио ведущий выпуска новостей. - Министр туризма Бени Элон от посланников премьера скрывается и принимать письмо отказывается. Согласно закону, увольнение министра вступает в силу через 48 часов после вручения ему письма. Значит, Элон тянет время, чтобы в воскресенье утром явиться на заседание правительства и успеть  проголосовать против плана Шарона».
Похоже, придется Радышевскому срочно менять тему семинара: увольнение министров - это политическое землетрясение, на пике которого Либерман вряд ли изыщет время для общения с «русскими» журналистами.

Предыстория

Политические события накатывают в нашей стране с такой космической скоростью, что, будучи вырваны из общего контекста, напрочь утрачивают  подлинный смысл.
Посему совершим мини-экскурс в суперновейшую историю.
2 мая в ходе референдума рядовые члены правящего Ликуда подавляющим большинством голосов (60% против 40) отвергли план одностороннего отступления из сектора Газы, предложенный главой правительства вместо «Дорожной карты» Буша. Инициатором внутрипартийного референдума был не кто иной, как Ариэль Шарон. Удостоверившись, что «низы» - демократическим большинством - план демонтажа еврейских поселений забраковали, Шарон решил провести свою программу в «верхах», внеся ее в откорректированном виде на голосование в правительственном кабинете. Правда, и это оказалось крайне непростой задачей: на дыбы встали не только министры от блока «Национальное единство» и лидер МАФДАЛа Эфи Эйтам, но и соратники Шарона по партии во главе с доктором Узи Ландау. Силы разделились примерно поровну, главе правительства катастрофически не хватало одного голоса.
Где его взять?
Поначалу усиленно распространялись слухи, что уволен будет министр по делам Иерусалима и диаспоры Натан Щаранский, публично критиковавший программу Шарона. Затем промелькнуло сообщение, что Шарон решил ввести в правительство двух дополнительных министров из числа своих сторонников, дабы нейтрализовать «мятежников».
Тем временем колеблющиеся - Биньямин Нетаниягу, Лимор Ливнат и Сильван Шалом - «окопались» в тель-авивском отеле «Карлтон», где с помощью посредника Ципи Ливни пытались отредактировать изобретенный главой правительства новый план поэтапного отступления. И вот уже сутки Ливни с черновиками в руках курсирует между улицей Каплан, где находится тель-авивская канцелярия премьера, и Набережной, на которой (в свете юпитеров) «загорает» тройка «бунтарей».
Впрочем, уже сейчас абсолютно ясно: «сопротивление» влиятельной троицы  - всего лишь поза, рассчитанная на рядовых (и до сих пор идеологизированных) партийцев. В конце концов - в целях недопущения раскола в Ликуде, проведения досрочных выборов, а может, и под другим благовидным предлогом -  вожделенный компромисс будет достигнут: из оригинальной, шароновской  версии  начального этапа отступления (предусматривающего демонтаж 21-го  поселения) изымут тот или иной пункт, который благополучно всплывет во второй (третьей, четвертой) редакции, но уже при правительстве национального единства, в котором пост главы МИДа займет нобелевский лауреат мира Шимон Перес. 
Нет, на фоне такой драмы Либерман на «русский» семинар не поедет - найдутся дела поважнее, предполагаю я...

О принципах и не только о них

Оказавшись в лобби нетанийской гостиницы, сталкиваюсь с Авигдором Либерманом. Форма одежды - парадная, выражение лица - буднично-умиротворенное.
Сутками раньше, в четверг, в тель-авивской канцелярии министра транспорта раздался -надцатый по счету звонок. На проводе - Нетаниягу. Биби всячески пытался уломать Ивета смягчиться и принять новую редакцию плана Шарона.
«Пусть я увижу собственными глазами, что там написано, - сказал Либерман. - Впрочем, не напрягайся и по факсу ничего не пересылай: передай черновик З. (прозвучало имя одного из основателей и глав поселенческого движения). Я  полагаюсь на его мнение».
Через пару минут З. был на проводе: «Спустись, пожалуйста, в подвальное помещение «Карлтона» и прочти новую версию текста, но будь внимателен», - напутствовал Либерман своего соратника.
Главы Совета поселений умеют читать между строк, их не ввести в заблуждение никакими эвфемизмами, скрывающими подлинную суть далеко идущего плана. На демонтаж и позорное - под давлением террора! - бегство из сектора Газы никто из представителей национального лагеря не согласится. Значит, сегодняшний день в министерстве - последний. Правда, даже столь опытному политическому «гроссмейстеру», как Либерман, в кошмарном сне не мог присниться сочиненный в канцелярии премьера детективный сценарий с погоней курьеров за министрами, присутствие которых крайне нежелательно на воскресном - решающем заседании кабинета.
«Письмо об увольнении мне было вручено утром в спортзале, - сообщил Либерман  участникам семинара. - Весь текст состоит из одной строки: вы уволены на основании параграфа 22 «бет» Основного Закона о правительстве».
«По-моему, Шарон в истерике» - добавит он позже в интервью корреспондентам израильских газет...
Нет, если что и третирует сегодня Либермана - так это не увольнение, а журналисты ивритских СМИ: за эксклюзивное интервью в пятничном дневнике недели дерутся три ведущих телеканала. Несмотря на суету, тема семинара Иерусалимского саммита не меняется.
Либерман обстоятельно излагает свой план размежевания с палестинцами, особо подчеркивая: проблема демонтажа поселений, с его точки зрения,  третьестепенна. Например, международная общественность убеждена, что поселок Алей Синай находится на «оккупированных» территориях в секторе Газы, хотя в действительности он расположен в пяти (пяти!) километрах от города Ашкелона.
Вся северная часть сектора Газы де-факто представляет собой  пригороды Ашкелона, а от стратегически важного энергетического центра Израиля - электростанции имени Ротенберга - ее отделяет всего четыре километра, -  - объясняет Либерман, настоятельно советуя присутствующим изучить географическую карту. - Главное - между Алей Синай и Ашкелоном нет ни одного арабского населенного пункта.
Больше всего Либермана возмутило в плане Шарона то, что впервые в истории страны глава правительства - от имени национального лагеря! - пытается узаконить идею создания палестинского государства.
Если бы Шарон предложил в целях обеспечения безопасности граждан эвакуировать три таких неудачно расположенных поселения, как Нецарим, Кфар-Даром и Мораг, меня это возмутило бы гораздо меньше, чем весь его план в целом, «благословляющий» сосуществование на этой земле двух государств, - говорит он. - При этом полтора государства должно принадлежать палестинцам (20 процентов граждан Израиля составляют арабы, часть которых именует себя палестинцами и все активнее сотрудничает с террористами) и всего полгосударства останется за евреями.
План Шарона, - продолжает Авигдор Либерман, - предусматривает этническую чистку: выселение евреев из сектора Газы, Иудеи и Самарии. Тем временем линкидж между израильскими арабами и государством Фаластын будет усиливаться, так что рано или поздно ситуация «взорвется».
Либерман (подобно своему политическому оппоненту Пересу) убежден: при крайне неблагоприятном демографическом раскладе Израиль не сможет оставаться государством еврейским и демократическим: рано или поздно арабское большинство начнет диктовать редеющим рядам евреев свои условия.
Участникам семинара, впрочем, не до плана размежевания с палестинцами: их волнует одностороннее наступление Шарона на министров блока «Национальное единство». Кто-то из журналистов-россиян задает существенный вопрос: 26 марта 2003 года Либерман на основании так называемого норвежского закона уволился из кнессета, освободив свое депутатское место Элиэзеру (Чите) Коэну. А несколько часов назад он слетел с министерского поста и остался за бортом. Означает ли это, что политическая карьера закончена?
Не кресло делает человека, а человек делает кресло, - каламбурит Либерман. - Напротив: если прежде я, как министр, был скован коалиционной дисциплиной, то сейчас у меня, как у лидера оппозиционного политического движения, руки развязаны.
Относительно своего увольнения Либерман сказал:
Никто из ведущих израильских аналитиков не помнит, чтобы за всю историю  государства кто-либо из министров был уволен по причине  идеологических разногласий с главой правительства. Если бы нас с Элоном сняли за то, что мы неэффективно руководим вверенными нам министерствами и завалили работу, это было бы легитимно. В свое время мы вошли в правительство на основе платформы - базисных соглашений, подписанных всеми министрами. И в этом документе ни слова не сказано о демонтаже еврейских поселений. Сейчас Шарон выдвинул план, не имеющий ничего общего с платформой сформированного им правительства. Следовательно, нас уволили лишь за то, что мы посмели выразить мнение, отличное от кардинально изменившейся позиции премьера!
Корреспондент «НН» задал Авигдору Либерману один-единственный вопрос: как расценивает разработанный им план кантонизации Биньямин Нетаниягу, которому все обозреватели прочат будущее главы правительства.
Не знаю... - ответил Либерман. – Мы с Биби пока не обсуждали этот вопрос.
Возможно, я ошибаюсь, но мне почему-то показалось, что лидер НДИ испытал при упоминании имени своего ближайшего друга определенную неловкость. Может, оттого, что сам он никогда от своих принципов не отказывался, демогогией не занимался и не предавал ни соратников по политическому лагерю, ни избирателей...  

Частота политических колебаний

Пока светская русскоязычная публика вела интеллектуальные беседы с опальным министром транспорта, соратник Либермана по блоку министр туризма рав Бени Элон (невзирая на субботнее время) тоже не бездействовал. Интеллектуал экстракласса, сын бывшего верховного судьи и брат известного в международных профессиональных кругах адвоката, Элон еще в четверг успел основательно проконсультироваться с опытнейшими юристами. И они посоветовали сделать все возможное, чтобы ФИЗИЧЕСКИ письмо об увольнении не принять - в этом случае, согласно процедуре, министр не считается уволенным и может явиться на заседание кабинета.
Не дремал, впрочем, и Шарон (даром что ли пост начальника канцелярии премьера занимает именитый адвокат Дов Вайсглас?!). Пытаясь избежать чисто процедурное трюкачество, премьер-министр позвонил Элону и сообщил, что тот уволен.
«Откуда мне знать, что вы Шарон, - парировал искушенный в юриспруденции раввин. - А вдруг это - Яцпан?»
Пресса тут же подняла Элона на смех, а известный пародист Эли Яцпан в авральном порядке сварганил и снял юмореску, которая «с колес» была показана по телевидению: в дом министра туризма входит курьер с письмом. Его встречает бородатый человек при галстуке, но в женском платье.
«Господин Элон, вам письмо!» - произносит курьер.
«Ну какой же я Элон, я - его дочка!»
А пока пресса со стендапистами потешалась (по случаю увольнения и Субботы) над равом Элоном, бригада опытнейших юристов составляла тексты исковых заявлений.
На исходе субботы в Высший суд справедливости было подано 5 (пять!) апелляций с требованием разъяснить, на каком основании уволены министры Либерман и Элон. В тексте одного из исковых заявлений (истец - адвокат Йосеф Фукс),  в частности, подчеркнуто: на протяжение всей истории государства - при тридцати правительствах! - министров не увольняли за инакомыслие.
Впрочем, к воскресному утру, когда исковые заявления легли на стол верховного судьи Эдмонда Леви, политический расклад резко изменился. Теперь уже плану Шарона было гарантировано головокружительное большинство: Нетаниягу, Ливнат и Шалом настояли на том, чтобы исключить из текста параграф, предусматривающий демонтаж 21-го еврейского поселения (этот пункт будет включен в текст второй либо третьей редакции четырехэтапного плана размежевания).
Нет параграфа - нет и проблемы. Значит, можно голосовать «за» и оставаться на министерских постах!
Исчез с экранов и лидер МАФДАЛа Эфи Эйтам. В руководимой им партии раскол назревал давно: министр труда и благосостояния Звулун Орлев насмерть стоит за целостность нынешней коалиции. Да и депутату кнессета Шаулю Яалому не с руки пересесть в зале пленарных заседаний на скамью «воинствующей» оппозиции: с политической галерки не очень-то повоюешь!
Так что к началу воскресного заседания правительства, назначенного по случаю скоропалительного увольнения министров на 11 утра (письмо Либерману было вручено двумя сутками ранее в 10.40), основная масса министров явилась вовремя и в приподнятом настроении. Ну, подумаешь, двое несговорчивых коллег изгнаны из кабинета, как провинившиеся школьники с урока, - зато сговорчивые уцелели!
Правда, по случаю слушания в БАГАЦе апелляций голосование пришлось отложить. Не надолго. Всего на несколько часов.

Насилие над демократией

К восьми часам вечера план Шарона был утвержден демократическим большинством оставшихся в правительстве министров: 14 - за, 7 - против. Назовем имена, которые наверняка войдут в коллективную память нашего народа.
За одностороннее (без договора с палестинцами) отступление из сектора Газы и  поэтапную ликвидацию еврейских поселений проголосовали: глава правительства Ариэль Шарон, министр финансов Биньямин Нетаниягу, министр просвещения, культуры и спорта Лимор Ливнат, министр в минфине Меир Шитрит, министр абсорбции Ципи Ливни, министр промышленности, торговли и связи Эхуд Ольмерт, министр обороны Шауль Мофаз, министр Гидеон Эзра (все перечисленные выше - от Ликуда) плюс пять министров от партии Шинуй, в политических вопросах последовательно придерживающиеся концепции Переса-Бейлина.
Против проголосовали: министр внутренней безопасности Цахи Ханегби, министр здравоохранения Дани Наве, министр в министерстве главы правительства доктор Узи Ландау, министр сельского хозяйства Исраэль Кац, министр по делам Иерусалима и диаспоры Натан Щаранский (все пятеро - от Ликуда) и два министра от МАФДАЛа - Эфи Эйтам и Звулун Орлев.
Присутствовавшему на заседании министру туризма Бени Элону участвовать в голосовании не позволили, но и вызвать охранников, чтобы вытолкнуть раввина прочь, не посмели.
Как только голосование было завершено, все израильские СМИ - в припадке стадной эйфории - процитировали высказывание Шарона: «Израиль берет будущее в свои руки».
А поздно вечером, когда пресса раструбила итоги «демократического» голосования по всему миру, отечественные радиостанции, ничтоже сумняшеся, выдавили в эфир информацию о результате слушания исков в Высшем суде справедливости.
БАГАЦ не стал издавать промежуточных ордеров, способных приостановить заседание правительства, как незаконное, либо аннулировать принятое на нем решение: слушание исков по вопросу легитимности увольнения министров будет продолжено коллегией в составе трех судей.
Вместе с тем верховный судья Эдмонд Леви подчеркнул: «И в прошлом министров увольняли, однако мне кажется, что последний случай - самый экстремальный из всех известных, так как ситуация прецедентов не имеет. Проблема заключается в том, позволяет ли Основной Закон о правительстве премьер-министру уволить - без указания причин - министров, представляющих в кабинете целый политический блок».
Относительно Либермана и Элона верховный судья Эдмонд Леви написал: «Они ни в чем не прегрешили - не нарушили коалиционных соглашений, ни один из них не заподозрен в совершении преступления, не позволяющего ему оставаться в правительстве. Де-факто все «прегрешение» обоих министров сводится к тому, что их мнение по проблеме национальной значимости разошлось с мнением главы правительства и оба собирались проголосовать против точно так же, как, видимо, это сделают и некоторые другие министры. В связи с этим хочу выразить недоумение: допустима ли при демократическом режиме ситуация, при которой глава правительства вправе уволить министров исключительно ради того, чтобы добиться ИСКУССТВЕННОГО большинства при принятии судьбоносных решений - причем сделать это лишь на том основании, что в возглавляемом им правительстве такого большинства нет».
Судья Леви добавил: основываясь на параграфе 22 Основного Закона о правительстве, было бы целесообразнее распустить нынешний кабинет и сформировать новый, а уж потом принимать те или иные решения.
Правда, Большой прессе было уже не до частных определений верховного судьи: после изгнания из правительства министров от «Национального единства» умы отечественных комментаторов занимает один-единственный вопрос - завершится ли демонтаж еврейских поселений сектора Газы до конца 2005 года либо затянется аж до начала 2006-го?..

Фото автора. На снимках:
  • Журналисты ивритских СМИ в погоне за эксклюзивом
  • Рав Бени Элон сделал на  посту министра туризма невозможное: благодаря грамотно проведенной пропагандистской кампании, в 2003 году в Израиль – вопреки интифаде - хлынул поток иностранцев


  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria