Евгения Кравчик

Много шума из...

Израиль – страна скандалов. Это аксиома. Вот и вечером 12 января в популярном ток-шоу Второго телеканала «Мишаль хам» выступил частный детектив Давид Спектор, в период стародавних (1999 год) ликудовских праймериз занимавший пост советника Ариэля Шарона по вопросам стратегии.
Суть откровений Спектора сводилась к следующему: переводом из-за кордона денег, требуемых на успешное проведение внутрипартийного "кампейна", занимались не только сыновья Ариэля Шарона, но и он сам. Шарон, мол, не только знал, откуда поступают доллары, но и контролировал интересующие его счета, однако ничего не сказал об этом государственному контролеру, когда тот, по следам опубликованных в СМИ журналистских расследований, приступил к проверке источников финансирования.
В качестве доказательства правдивости своих слов Спектор передал тележурналистам магнитофонные кассеты с записью своих телефонных разговоров с Ариэлем Шароном. Голос Шарона-отца ни с каким другим не спутаешь, и этот голос действительно тактично интересовался, имели ли место поступления из Европы и из США.
В ходе интервью, которое вел мастер разговорного жанра Нисим Мишаль, выяснилось, впрочем, и нечто иное. Телеведущему не терпелось узнать, по каким причинам Давид Спектор, руководитель крупной охранной фирмы, несколько лет хранил гробовое молчание и решился предать скандальные кассеты огласке только сейчас. Да и с какой стати вообще советнику кандидата на пост лидера "Ликуда" (а впоследствии и на пост премьера) понадобилось увековечивать свои частные беседы с политиком, во имя и на благо которого он, Спектор, в тот период трудился, причем отнюдь не бесплатно? И какие такие обстоятельства заставили господина Спектора бурным потоком «слить» в прессу информацию, касающуюся периода его тесного сотрудничества с семейством Шарон?
В ответ на шквал вопросов Спектор, образец выдержки и хладнокровия, заметил, что если бы он хотел за что-то Шарону отомстить, то давным-давно прокрутил бы в открытом эфире все имеющиеся у него кассеты, из-за чего бывший его клиент наверняка не был бы избран премьер-министром. Между строк явно прочитывался намек: кроме оглашенной Вторым телеканалом записи у Спектора припасено еще кое-что. И если он предаст огласке все имеющиеся у него диалоги и документы, ни Ариэлю Шарону, ни его сыновьям не поздоровится.
И все-таки, упорствовал Мишаль, почему такая «бомба» до сих пор не взорвалась? Отчего имеющиеся у Спектора кассеты и документы не были переданы в полицию, где уже полтора года расследуются подозрения по поводу причастности Гилада Шарона к делу о неудавшейся покупке Давидом Апелем греческого острова в Эгейском море и превращения его в крайне доходный всемирный туристический центр? Ответ Спектора прозвучал просто: я хранил верность Шарону и не собирался его предавать.

Предыстория

Отечественная пресса докапывается до источников финансирования Шарона на предварительных выборах в "Ликуде" давно, с момента его избрания главой правительства. Первые упоминания фирмы «Аннекс исследования ЛТД», через счета которой якобы перекачивались поступавшие из-за кордона деньги, содержались в журналистском расследовании, помещенном вскоре после парламентских выборов 2001 года в газете «Едиот ахронот». По следам журналистского расследования отправился в неведомое государственный контролер Элиэзер Гольдберг - проверил «кошерность» источников финансирования предвыборной внутрипартийной кампании. Именно в ходе этой проверки Ариэль Шарон и заявил, что ни о каких переводах денег не знает-не ведает, так как всеми организационными вопросами в тот период занимались его сыновья.
Более того, Шарон обязался немедленно вернуть благотворителям всю сумму, превышающую установленный Законом о финансировании партий максимум, и сделал это. Правда, чтобы набрать почти полтора миллиона долларов, Шарону пришлось прибегнуть к помощи своего старого (со времен Войны за независимость) друга, южноафриканского миллионера Сирила Керена, давшего ему деньги взаймы и переправившего их в Израиль через некий австрийский банк.
Вслед за «Едиот ахронот» в наступление пошла «Ха-Арец». В канун прошлогодних, досрочных выборов эта газета опубликовала расследование журналиста Баруха Кра, посвященное денежным отношениям Ариэля Шарона с Сирилом Кереном. Весьма существенные детали, касающиеся полицейского расследования, были «слиты» в редакцию сотрудником государственной прокуратуры Лиорой Глат-Беркович, относительно которой впоследствии возбудили уголовное дело по обвинению в преднамеренном – из сугубо идеологических соображений - разглашении секретной служебной информации.
Параллельно прокуратура возбудила следствие по делу младшего сына премьера - Гилада Шарона. Он подозревается в получении взятки от бизнесмена-ликудника Давида Апеля в обмен на содействие при покупке греческого острова.
Несколько месяцев защита Гилада Шарона в лице адвоката Михи Фетмана сражалась в судебных инстанциях с полицией и прокуратурой. Последние требовали, чтобы Гилад Шарон немедленно передал следственным органам все документы, касающиеся отношений его семьи с Апелем и Сирилом Кереном. Защита категорически возражала - ведь если эти документы окажутся в руках следствия, Гилад Шарон оговорит сам себя по известному принципу: «Признание - царица доказательств».
В конце концов победили полиция и прокуратура. Месяц с лишним назад (после вмешательства Верховного суда) Шарон-юниор по решению суда передал следователям отдела по раскрытию международной и особо опасной преступности 15 (пятнадцать!) ящиков с документами. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это вовсе не те бумаги, которые суд предписал вручить следователям.
Борьба за квитанции возобновилась. А завершилась (по случайному стечению обстоятельств) 12 января. В тот самый день, когда на голубом экране возник благообразный, с густой проседью Давид Спектор, тель-авивский окружной суд предписал Гиладу Шарону передать следователям недостающие деловые бумаги.

Откуда кассеты?

До поры до времени имя Давида Спектора оставалось за скобками, хотя именно в последние месяцы пресса опубликовала целую серию стенограмм телефонных разговоров Гилада Шарона с Давидом Апелем. Рекомендовал сыну Шарона записать свои беседы с Апелем не кто иной как Давид Спектор - многоопытный частный детектив, специализирующийся в сфере обеспечения охраны объектов и информации.
Через полторы недели прокуратура намеревается добавить в уже предъявленное Апелю обвинение дополнительный пункт, согласно которому ему инкриминируется попытка дачи взятки Ариэлю Шарону и Эхуду Ольмерту в обмен на содействие в покупке пресловутого острова. Но вот парадокс: потенциальным получателям взяток обвинение предъявлять не собираются. Защитники Апеля тут же заявили, что взятка - процесс взаимообразный: ты – мне, я – тебе. И если нет субъекта, получившего мзду, то нет и не может быть и объекта, пытавшегося кого-то подкупить.
Однако, как объяснил известный журналист Амнон Абрамович, с юридической точки зрения дело обстоит не так-то просто. Возможно, тех или иных должностных лиц и пытались подкупить, однако сами начальники об этом не догадывались и никакого значения «безобидным презентам» не придали.
Как бы там ни было, для своих откровений специалист по охране Давид Спектор избрал, как ему казалось, самый удобный момент: «ястребы» из правого лагеря обвиняют Шарона в мягкотелости и готовности пойти на уступки палестинцам, а левые, со своей стороны, предпринимают очередной демарш, направленный на свержение правительства Шарона и возвращение МЕРЕЦа с "Аводой" к власти. Да и пресса настроена в высшей степени миротворчески: в СМИ с новой силой звучат призывы положить конец «израильской оккупации». Возможно, двигали Давидом Спектором и другие, неведомые нам мотивы. Например, в его ответах Нисиму Мишалю проскочила и такая мысль: я, мол, не стал бы подставлять Шарона, если бы его семейство не угрожало мне расправой.
Как бы там ни было, но запись голоса Ариэля Шарона, интересующегося, «поступило ли туда что-либо», произвела эффект разорвавшейся бомбы. С раннего утра 13 января воинствующая оппозиция в лице депутата от "Аводы" Офира Пинеса призвала главу правительства немедленно подать в отставку, а полицию – сию секунду возбудить против Шарона и его сыновей следствие по подозрению в даче государственному контролеру лживых показаний. Пинеса горячо поддержал Ран Коэн (МЕРЕЦ), прямо заявивший: Шарон купил власть за деньги. Движение «За чистоту власти» потребовало от премьера разъяснений, на каком основании он сообщил госконтролеру, что во время «праймериз» не занимался никакими денежными вопросами. Поднялся чудовищный скандал, продолжавшийся... ровно 12 часов с момента выхода в эфир ток-шоу Нисима Мишаля.
К полудню страсти улеглись. И вот почему. В ходе утренней программы «Что кипит?» (ведущий Рази Баркаи, радиостанция "Галей ЦАХАЛ") выяснилось, что Шарон действительно интересовался тем, поступили ли деньги, но не на счет компании «Аннекс исследования», а на счета добровольного товарищества (амуты) «Мир с Иерусалимом», созданного еще в период правления Эхуда Барака и признанного государственным контролером абсолютно легитимным. То есть был Федот, да не тот! Денежка, может, и капала, но на «кошерный» счет! Ничего крамольного в деятельности амуты, боровшейся против предложенного Бараком раздела Иерусалима, нет.
Об этом, кстати, еще ранним утром 13 января сообщил именитый журналист Йоав Ицхак на своем сайте «Первоклассные новости». Но многие ли депутаты-оппозиционеры заглядывают спросонья в интернет? Напротив: с утречка народные избранники пробуют голос на радио, ТВ –далее везде.
К вечеру того же дня ситуация прояснилась окончательно. В 8-часовом выпуске новостей Второго канала звезда отечественной журналистики Амнон Абрамович торжественно провозгласил: в свое время Давид Спектор был подробно допрошен сотрудниками ведомства государственного контролера и на допросе однозначно утверждал, что Ариэль Шарон отродясь не занимался финансовыми вопросами – все дела, связанные с деньгами, вели его сыновья.
Круг замкнулся. Скандал заглох, как будто его и не было, хотя Давид Спектор по-прежнему клянется и божится, что в передаче Мишаля говорил правду, правду и одну только правду. Так уж устроена наша маленькая, но крайне темпераментная страна: вначале звучит слово, вокруг которого поднимается бурный скандал, и лишь потом какой-нибудь зануда-перфекционист начинает проверять точность и достоверность сказанного...

"Новости недели", 15.01.2004

  • Другие статьи о Шароне
  • O СМИ
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria