Евгения Кравчик

Гиюр или гражданство?

"Нам на ваших баррикадах делать нечего"

Заседание комиссии кнесета по алие и абсорбции проходило в конференц-зале и транслировалось по 33-му каналу израильского телевидения. Причина столь усиленного интереса к "олимовской" комиссии - проблема, обсуждающаяся депутатами отнюдь не впервые: процедура прохождения гиюра.
Колетт Авиталь (депутат от партии Авода и председатель комиссии) открыла заседание в 10 часов с минутами. "К сожалению, - констатировала она, - министр внутренних дел Авраам Пораз опаздывает..."
Слово предоставлено депутату от Ликуда Марине Солодкиной. "Я убеждена: гиюр отнюдь не является проблемой МВД, - сказала она. - Это проблема Главного раввината и всего нашего общества. За последние годы из СНГ и Эфиопии в Израиль прибыли более миллиона душ. Согласно Закону о возвращении, внуки евреев имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства. То есть даже те, кто не признан евреем по Галахе, являются полноценными и полноправными гражданами. Тем не менее в стране продолжают вести подсчеты, сколько среди репатриантов неевреев. Чудовищное ханжество! Ведь все они прибыли на основании Закона о возвращении! А если кто-то фальсифицировал документы - можете их депортировать".
Солодкина подчеркнула: она рассматривает гиюр не как формальность, а как духовную абсорбцию. "На старте Большой алии очень многие искренне желали пройти гиюр, - констатировала она. - Однако, столкнувшись с практически непреодолимыми трудностями, главная из которых - необходимость вести навязанный религиозным истеблишментом образ жизни, - большинство репатриантов от мысли о гиюре отказались. Даже, несмотря на то, что в их жилах течет еврейская кровь, но - не в той "пропорции", которая позволяла бы признать их евреями".
Сколько комиссий было сформировано разными правительствами в целях решения проблемы полукровок, сколько межведомственных форумов...
- Но в конечном счете гора родила мышь, - заявила Марина Солодкина.
- Вы правы, - заметила Колетт Авиталь. - Согласно решению комиссии Неэмана был создан специальный ульпан по подготовке к прохождению гиюра. Однако окончить его удается далеко не всем...
Солодкина тем временем привела парадоксальную статистику: если среди выходцев из СНГ гиюр за год проходят от силы несколько сот человек, то среди репатриантов из Эфиопии - порядка двух тысяч. "В чем дело? - недоумевает она. - Неужели налицо - узаконенная дискриминация?! На каких основаниях туристам из Индии, потомкам так называемого племени сыновей Менаше, удается пройти гиюр всего за три недели, зато "русских" репатриантов мурыжат много месяцев подряд?"
Вопросов много. Как, впрочем, и парадоксов.
"Хочу обратиться к представителям Главного раввината, - продолжала Солодкина. - Желаете вы видеть наш народ единым или нет? Судя по известным нам фактам, вы в этом явно не заинтересованы. Вы не заинтересованы в том, чтобы люди, в жилах которых течет еврейская кровь, чувствовали себя евреями в Еврейском государстве! На каких основаниях сотни тысяч репатриантов лишены права на духовную абсорбцию? Стоит лишь заикнуться о гиюре выходцев из СНГ, как целая толпа тут же лезет на баррикады: ортодоксы, реформисты, консерваторы. А нам на ваших баррикадах делать нечего. Мы не желаем играть в ваши игры. Известно ли вам, что в 2003 году по причине бюджетных сокращений, ударивших прежде всего по самым слабым, социально незащищенным слоям населения, алия из СНГ почти прекратилась? Российские евреи предпочитают эмигрировать в Германию. Этого вы добивались? Очень больно наблюдать все это..."
Колетт Авиталь согласилась: да, алия сошла на нет не только из-за бюджетных сокращений, экономической бесперспективности переезда в Израиль, но и из-за того, что люди, имеющие право на возвращение, евреями в Израиле не признаются. "Кроме того, во всех странах мира продолжается процесс ассимиляции, - подчеркнула Авиталь. - Еврейское население планеты практически не растет. И только в Израиле пока наблюдается положительная тенденция".

Число лиц, прошедших гиюр за период с 1999 по 2002 гг.

Год  Репатрианты из Эфиопии  Репатрианты из СНГ

1999

2572

676

2000

1084

906

2001

1991

954

2002

2643 

890

Социальный гиюр

Слово предоставляется Ашеру Коэну, доктору Бар-Иланского университета, много лет занимающемуся изучением проблемы ассимиляции. Он с ходу расставил все точки над i: статистические данные, которыми мы привычно оперируем, крайне неточны и не отражают подлинного состояния дел. На заре Большой алии проверка еврейства новоприбывших не проводилась, а соответствующая запись производилась в удостоверении личности на основании декларации самого репатрианта.
"С другой стороны, ассимиляция идет бурными темпами во всем мире, - подчеркнул Ашер Коэн. - Евреев по Галахе становится все меньше и меньше. Тот же процесс происходит с прибытием алии и в Израиле. Согласно официальным данным, 270 тысяч репатриантов по Галахе не являются евреями. Но вправе ли мы ожидать, что пожилые люди встанут в очередь на прохождение гиюра? Смешно! Значит, единственная проблема - это судьба молодежи. Кровный наш интерес - максимально сблизить молодежь с народом Израиля, дать ей почувствовать себя неотъемлемой частью еврейского коллектива. Исследования показали: несколько десятков тысяч молодых незамужних репатрианток еврейками не являются. Следовательно, после того как они вступят в брак, и дети их евреями признаны не будут. С другой стороны, каждая такая девушка - член еврейской семьи. Можете представить, какое чувство несправедливости испытывают эти люди?!"
Доктор Ашер Коэн привел и такой факт: в настоящее время порядка 50-60 тысяч репатриантов не могут вступить в Израиле в брак, ибо его оформлением занимается только раввинат.
"Но можно ли считать это проблемой пятидесяти-шестидесяти тысяч граждан? - продолжал он. - Нет! Это - горчайшая обида и боль их родных и близких, друзей, сотен и сотен тысяч граждан".
Впрочем, подчеркнул Ашер Коэн, какие препоны ни воздвигал бы ортодоксальный истеблишмент перед желающими влиться в еврейский народ, перед одним он бессилен: репатрианты - независимо от записи в удостоверении личности - быстро начинают чувствовать себя неотъемлемой частью нашего народа. То есть, иными словами, они проходят неформальный - социальный гиюр!
"Дети неевреев, родившиеся или выросшие в Израиле, говорят на иврите, носят еврейские имена. Им и в голову не приходит, что они чем-то отличаются от своих сверстников, - продолжал Ашер Коэн. - От шести до девяти тысяч солдат Армии обороны Израиля - это неевреи, ну и что?! Хотим мы того или нет, рано или поздно нам придется признать, что еврейская демографическая карта мира изменилась, и подстроиться под эти перемены".
В настоящее время 150 тысяч детей репатриантов евреями по Галахе не являются, так что проблема их будущего - это в равной мере и вопрос будущего всего нашего общества, подвел черту доктор Коэн.
"Все мы связаны общей судьбой, - согласилась председатель Колетт Авиталь. - Однако из-за того, что министр внутренних дел до сих пор не появился и политика руководимого им ведомства остается нам неясной, продолжать обсуждение достаточно сложно".
- Господин министр должен был приехать в десять утра? - поинтересовался кто-то из депутатов.
- Да, - ответила Колетт Авиталь
- А может, Пораза вызвали на допрос? - сыронизировал депутат Моше Гафни, намекая на причастность министра внутренних дел к скандалу, разразившемуся по поводу "двойного" голосования ряда парламентариев, в связи с чем в эти дни в кнесете рыщет бригада полицейских следователей.
- Министр едет издалека, - взгрустнула Колетт Авиталь. - Вот уже полчаса как едет...
Согласно официальной статистике, 300 тысяч репатриантов из СНГ не являются евреями по Галахе. По данным доктора Зеэва Ханина, сотрудника кафедры политологии университета Бар-Илан, около 80 процентов детей репатриантов, прибывших в страну из СНГ с 2000 года по настоящее время, не являются евреями по Галахе.
Профессор Сержио Дела-Фаргола из Института изучения современного еврейства при Еврейском университете в Иерусалиме указывает, что во всех странах Запада ассимиляция идет ускоренными темпами. Так, на сегодняшний день 55 процентов евреев США состоят в смешанных браках. А во Франции евреи годами и десятилетиями состоят в супружеских отношениях с представителями других национальностей, не оформляя их при этом официально.

С точки зрения ортодоксального истеблишмента

Слово взял генеральный директор министерства по делам религий рав Элиягу Бен-Даган. И тут (на часах 10.35!) произошло чудо: в зал заседаний радостно впорхнул Авраам Пораз, первое лицо в могущественном МВД!
Гендиректор министерства по делам религий тем временем гнул свою линию: члены семей евреев - полноправные граждане, они получают все установленные государством льготы, начиная с "корзины абсорбции" и кончая денежной помощью на съем квартиры.
- Для прохождения гиюра репатрианты не нуждаются ни в каких справках и разрешениях МВД, - подчеркнул Элиягу Бен-Даган. - Такие разрешения требуются лишь иностранным рабочим или туристам.
- Но вот свежий факт: девушка прибыла в Израиль из СНГ по программе НААЛЕ, - возразила Колетт Авиталь. - Однако для прохождения гиюра ей потребовалась санкция МВД.
- Верно, - согласился рав Бен-Даган. - Подростки, прибывшие по программе НААЛЕ, имеют статус туристов, а не граждан. И виза, которую МВД выдает лицам, желающим пройти гиюр, отличается от обычной рабочей визы или от туристической. Кстати, с гиюром подростков, прибывших по программе НААЛЕ, никогда никаких проблем не возникало, так как большинство из них учатся в религиозных интернатах. Там и проходят подготовку к сдаче экзамена в Главном раввинате.
По словам рава Бен-Дагана, проблемы возникают лишь в тех случаях, когда гиюр пытаются пройти туристы. А вдруг единственная их цель - получение гражданства? Вдруг они просто задумали остаться в Израиле навсегда, так как на родине ситуация еще хуже, чем здесь?
Тем не менее, согласно данным министерства по делам религий, ежегодно 150 туристов превращаются в кошерных евреев. То есть - проходят гиюр. С другой стороны, по-прежнему нерешенной остается проблема предоставления гражданства женам и мужьям израильтян, сочетавшимся браком с иностранцами.
- Скажите на милость, почему мой сын, женившийся на девушке из Таиланда, вынужден три года ждать, чтобы его супруге предоставили гражданство? - спросил депутат кнессета Хеми Дорон (Шинуй).
- Ну, предположим, не три года, а пять лет, - внес Бен-Даган существенную поправку.
- Четыре с половиной года... - отозвался министр Пораз.
- Депутат Дорон, - вмешался в дискуссию Моше Гафни, - если вы хотите ускорить процедуру получения гражданства, внесите на обсуждение соответствующий законопроект, но госслужащим никаких претензий не предъявляйте: они всего лишь исполняют действующие в стране законы.
Рав Бен-Даган порадовал участников заседания парадным отчетом: 85 процентов выпускников ульпанов-гиюр на первом же заседании специального раввинского суда успешно сдают экзамен и получают заветный документ - путевку в жизнь.
"Те, кому удается выучить предусмотренный программой материал, евреями признаются, - подвел Бен-Даган черту, тактично умолчав о том, что основная масса репатриантов - неевреев на пушечный выстрел не приближается к "гиюрящим" институциям".

С точки зрения МВД

Пересказав опоздавшему министру суть выступлений предыдущих ораторов, Колетт Авиталь предоставила слово Аврааму Поразу.
- Закон о возвращении дает неевреям право на получение израильского гражданства, - констатировал он. - Если приезжает внук еврея с женой "супергоей", оба все равно получат гражданство.
Термин "супергоя" вызвал возмущение у Марины Солодкиной.
- Не употребляйте это слово! - воскликнула она.
- А с моей точки зрения, - парировал Пораз, - слово замечательное.
Развернулась дискуссия по теме: "Политическая и семантическая корректность".
Моше Гафни цитировал Тору, подчеркивая, что слово "гой" абсолютно нейтрально и лишено отрицательной эмоциональной окраски. Авраам Пораз (яростный оппонент Яадут ха-Тора) вынужденно солидаризировался со своим политическим противником. А Солодкина продолжала твердить, что в бывшем СССР слово "гой" воспринималось как ругательство. Когда страсти улеглись, Пораз продолжил краткую лекцию по вопросу о действующем законодательстве.
- Правнук еврея получает статус постоянного жителя, - объяснял он. - И эти ребята служат в ЦАХАЛе. Я принял решение о предоставлении всем им гражданства вне зависимости от того, прошли они гиюр или нет.
- Вы?! - удивилась Солодкина. - А, по-моему, это решение было принято вашим предшественником, вам же остается только его выполнять!
- Вот меня и обвиняют в том, что я слишком последовательно его выполняю! - отшутился Пораз. После чего разъяснил: члены семей евреев или их потомки, прибывшие в Израиль на постоянное жительство, принципиально отличаются от туристов. МВД достигло соглашения с Главным раввинатом относительно того, чтобы не позволять туристам и иностранным рабочим проходить гиюр на территории Израиля.
Министр Пораз сосредоточил внимание на тех непреодолимых трудностях, с которыми приходится сталкиваться репатриантам, решившим пройти гиюр. Речь его была страстной и прочувствованной.
"Если бы я был вправе выдавать документы о прохождении гиюра, за пять минут выдал бы всем желающим, - заметил Пораз. - Я принял бы у них экзамен по истории сионизма и по обществоведению - и признал бы их евреями. Но, увы: не наделен я такими полномочиями..."
На ироническую реплику, отпущенную по этому поводу Моше Гафни, Пораз отреагировал с юмором: "Единственная проблема, которую партии Шинуй удалось решить, - так это отправить партии ортодоксов в оппозицию!"
А затем продолжил: "Был создан институт по прохождению гиюра, в рамках которого прошли обучение восемь с половиной тысяч человек. Однако только десяти процентам из них удалось сдать экзамены и пройти гиюр. Почему? Потому что этот институт воздвигает перед претендентами столь недопустимые препятствия, что даже главе правительства Ариэлю Шарону пришлось признаться на одном заседании: если бы он был претендентом на прохождение гиюра, вряд ли его бы приняли в тот институт".
В ответ на это пришлось одному из руководителей вышеозначенного института внести более чем существенную поправку: в 1998 году это учебное заведение было создано исключительно в целях оказания помощи при изучении еврейских законов и традиций, однако сам экзамен принимает специальный раввинский суд Главного раввината, но никак не институт!
- Я знаю... - произнес Пораз смущенно. - Институт не виноват... Он более или менее в порядке... Просто по окончании учебы слушателям приходится сдавать экзамен в раввинате, а там уж возникают проблемы. Например, женщине, решившей пройти гиюр, заявляют: "Приведи своего мужа - пусть он тоже пройдет гиюр". Точно так же раввины требуют определить детей в религиозную школу. Если же гиюр пытается пройти девушка, перед ней выдвигают новое условие - отказаться от службы в армии.
- Нет, - возразила Колетт Авиталь, - мы добились отмены этого требования!
- Лично у меня нет никаких проблем с неевреями, - подчеркнул Авраам Пораз. - Если мой сын решит жениться на нееврейке, съездит за границу и распишется. Мы, правда, заключили с партией МАФДАЛ соглашение, на основании которого в течение года проблема тех, кто не может оформить брак в раввинате, будет решена, причем смешанные гражданские браки будут оформляться на территории Израиля, а не за кордоном. В договоре так и записано: граждане, не являющиеся евреями по Галахе, смогут зарегистрировать свои семейные узы в судах по семейным делам...
За этим последовала дискуссия на вечную тему: вправе ли раввины альтернативных течений иудаизма - реформисты и консерваторы - выдавать удостоверения о гиюре?
За границей - да, вправе. В Израиле - нет. Гиюр - монополия ортодоксов. И никаких подвижек в этом деле пока не предвидится.
"С моей точки зрения, каждый иностранец, вносящий свой вклад в развитие Израиля, достоин израильского гражданства, - подчеркнул министр. - Если какой-то инвестор откроет здесь предприятие и создаст для израильтян пару десятков рабочих мест, - с удовольствием предоставлю ему гражданство. До сих пор (за последние три-четыре месяца) на этом основании гражданство было предоставлено от силы десятку иностранцев..."
Никаких конкретных решений парламентская комиссия не приняла. Хотя и подчеркнула: процедуру гиюра следует упростить, а среди потенциальных репатриантов надо вести разъяснительную работу, направленную на то, чтобы сблизить их с еврейством. Но вот беда: если НАКАНУНЕ отъезда в Израиль желание пройти гиюр высказывают порядка 60 процентов неевреев, то, оказавшись на Святой земле и наслушавшись антирелигиозной пропаганды, подавляющее большинство решают с ортодоксальным истеблишментом не связываться.
Самым страстным было выступление депутата-"хареди" Моше Гафни. Он обвинил светские партии правящей коалиции (и прежде всего Шинуй в союзе с Ликудом) в том, что они не выступили в защиту репатриантов в главном вопросе - экономическом. И проголосовали за драконовские сокращения госбюджета, нанесшие удар по неимущим и социально незащищенным слоям населения. Еврейство, гиюр, запись о национальности в удостоверении личности либо отсутствие таковой - вся эта духовная абсорбция отступила перед долгом, который неимущие (в том числе матери-одиночки) должны будут - согласно решению правительства - вернуть ретроактивно родному государству...
Процедура прохождения гиюра такова. Вначале репатриант в течение 12-14 месяцев учится в одном из ульпанов, действующих в основном под эгидой министерства просвещения. Тем временем его опекает религиозная семья, где он проводит субботы и еврейские праздники. По окончании учебы подаются документы в особый раввинский суд, где претендент должен сдать экзамен, после чего ему выдается документ, удостоверяющий его еврейство. В настоящее время в стране действуют 10 раввинских судов, принимающих экзамен. Каждый суд один раз в неделю проводит заседание, рассматривая в среднем восемь дел в день.
Ульпаны-гиюр подчиняются министерству просвещения, которое выплачивает зарплату преподавателям. Учебная программа такого ульпана рассчитана на 500 часов (12-14 месяцев).
В мае 2003 года в стране действовало 102 класса, из них 53 - для выходцев из Эфиопии (1575 учащихся) и 49 - для репатриантов из СНГ и других стран (1049 учащихся).
Институт по изучению иудаизма был создан по рекомендации комиссии во главе с Яаковом Неэманом на основании решения правительства от 7 апреля 1998 года. В институте обучаются репатрианты, желающие пройти гиюр, а также лица, мечтающие углубить свои знания по иудаизму.
Выпускники направляются в раввинские суды, находящиеся в подчинении Главного раввината, и проходят ортодоксальный гиюр. Из 2545 слушателей института, выразивших желание пройти гиюр, завершили учебу 1973, а прошли гиюр - всего 752 человека.
Если раньше в удостоверениях личности граждан Израиля существовала графа "национальность", то с середины 2002 года она аннулирована, что, впрочем, не мешает фиксировать национальную принадлежность граждан в отделе регистрации населения министерства внутренних дел.

Мнение русской общины

Убрав из удостоверений личности графу "национальность", "забыли" убрать оттуда графу "день рождения по еврейскому календарю". Поэтому любой чиновник или работодатель, заглянув в теудат зэут, сразу определяет, с кем он имеет дело: с евреем или с неевреем.
Совсем недавно лучшие израильские юристы в одном из самых представительных международных учреждений доказывали, что два таких несовместимых понятия, как еврейское национальное и демократическое государство вполне уживаются друг с другом. И доказали! Прочтя эту статью, можно с полной определенностью сказать: да, Израиль - еврейское национально-религиозное государство. Но откуда видно, что оно демократическое?
В демократических государствах принято интересоваться у граждан некоренной национальности, хотят ли они ассимилироваться ударными темпами и менять свою национальность и вероисповедание или нет? Если они того не желают, то таким национальным меньшинствам создаются все условия, чтобы они могли сохранять свою культуру, свой язык, национальные и духовные ценности, веру своих предков...
Вот именно с этого надо начинать движение к демократическому устройству государства, а не с поголовного "огиюривания" нееврейской части его населения. Пора понять, что этот момент давно упущен. Кто хотел принять иудаизм - уже приняли, кто не хотел - того не заставишь. Огромные суммы денег, которые государство ежегодно тратит на ульпаны гиюра, было бы лучше направить на дополнительные бесплатные ульпаны иврита.
Государству надо учиться жить в новой для него демографической действительности и строить свои отношения с национальными меньшинствами на принципах терпимости и взаимоуважения. Только таким образом, а никаким другим (клятвами на верность, обращением в иудаизм) можно добиться лояльности к еврейскому государству его нееврейских граждан.

"Новости недели", 03.07.2003





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria