Евгения Кравчик

Суд как средство борьбы с террором

Пресс-служба ЦАХАЛа предала гласности зловещую статистику вооруженных нападений на израильских солдат и мирных граждан на территории Иудеи, Самарии и сектора Газа (теракты, совершенные в тылу - в пределах "зеленой черты", в отчет не вошли). Итак, с 29 сентября 2000 года по 30 апреля 2001 года борцы за освобождение Палестины совершили 4696 вооруженных нападений на израильтян, 2396 из них - в Иудее и Самарии, 2300 - в секторе Газа. В 3230 случаях палестинцы обстреливали позиции ЦАХАЛа, а в 344 случаях - отстреливали мирных еврейских граждан. В 762 случаях на шоссейных дорогах Эрец-Исраэль были обстреляны автомашины. За период "интифады Аль-Акса" на территориях произошло 170 взрывов. Еще 67 зарядов взрывчатки было вовремя обнаружено и нейтрализовано.

По данным добровольного объединения жертв террора, за период "интифады Аль-Акса" было убито 76 израильтян. Среди них - Моти Даян и Этгар Зейтуни, двоюродные братья, открывшие в свое время на улице Шенкин в Тель-Авиве ресторан "Яппис".

Роковой "шопинг"

Утром 23 января с.г. Моти Даян и Этгар Зейтуни отправились из Тель-Авива в Туль-Карм. На территорию Палестинской автономии владельцев модного бистро гнало желание купить по дешевке вазоны с декоративными растениями и другие мелочи, необходимые в хозяйстве. Молодых людей сопровождал их приятель Фуаз Абу Хусейн, житель Бекаа Эль-Гарбия, поставляющий на Шенкин овощи и фрукты.
После удачного "шопинга" все трое решили пообедать в ресторане "Абу Нидаль" в центре Туль-Карма. Доесть им, однако, не удалось: в самый разгар трапезы в помещение ворвались четверо вооруженных палестинцев в масках. Израильтяне были схвачены и - под прицелами - выдворены прочь и брошены в автомобиль. Тут-то и выяснилось, что один из трех "незваных гостей" - свой. Фуаза Абу Хусейна освободили. А Моти и Этгара - расстреляли.
24 января ближе к полудню израильское радио передало первое сообщение о зверской расправе в Туль-Карме. Мы с фоторепортером Борисом Равичем рванули на Шенкин - в эпицентр тель-авивской богемы. Жизнь там, впрочем, текла своим чередом, как будто ничего не случилось. В ресторанах и кафе сидели за ланчем будущие манекенщицы и бизнесмены, а на проезжей части выделывал на скейт-борде головокружительные кульбиты улыбчивый подросток лет 16.
И лишь у ресторана "Яппис" царила иная атмосфера. Около запертых дверей толпились друзья убитых (девушки с опухшими от слез лицами, молодые люди - растерянные и притихшие). К стеклу (с внутренней стороны) была прикреплена первая страница газеты "Едиот ахронот" с портретами Моти Даяна и Этгара Зейтуни. Заголовок на траурном фоне гласил: "Хладнокровное убийство".
Авигдор Гилад, старожил улицы Шенкин, хорошо знал и Моти, и Этгара.
- Трудолюбивые ребята, они несколько лет назад арендовали здесь помещение и наладили работу. Недавно приступили к ремонту. Хотели как лучше. Трудно поверить, что Моти и Этгара нет... Невозможно поверить! - твердил он.
- Странно, - заметила я, - ведь именно здесь, на Шенкин, искренне верят в возможность мира и дружбы с палестинцами...
- Смотря что под миром подразумевать, - перебил меня Гилад. - У нас на Шенкин под миром подразумевают договор. А продолжают палестинцы в нас стрелять или нет - это неважно. Виданное ли дело: только вчера арабы убили Моти и Этгара, а завтра правительство уже намерено возобновить переговоры! Какой же нормальный человек ведет переговоры, когда вокруг рекой льется кровь?!
В конце января правительство Эхуда Барака еще находилось у власти. И многие обитатели Шенкин по-прежнему продолжали верить в возможность примирения с соседями-палестинцами. В этом я без труда убедилась, проинтервьюировав даму средних лет.
- Всего месяц назад я с друзьями-арабами ездила в Хеврон и Бейт-Лехем, - рассказала Рут, специалист по public relations. - Мы пообедали в ресторане. И никто нас не тронул.
- А разве вы не слышали: генеральный инспектор полиции предупредил, чтобы израильтяне не ездили в зону "А", переданную под полный контроль палестинцев? Бригадный генерал Шломо Ааронишки так прямо и заявил: идет война, и ездить на вражескую территорию - опасно для жизни, - заметила я.
- А я все равно туда поеду, если, конечно, подвернется удобный случай, - возразила Рут. - У меня среди арабов много друзей...
Рут рассказала, что дружила с Этгаром Зейтуни: "Искренний, открытый парень, очень внимательный и доброжелательный. Обычно он сидел на веранде ресторана и, увидев меня, звал: заходи, Рути, угощаю..."
С того январского дня минуло три с лишним месяца. За это время многое изменилось: правительство "национальной уступчивости" пало, ему на смену пришел разношерстный кабинет национального единства во главе с Ариэлем Шароном, который, как минимум, под огнем переговоров о мире не ведет.
Но может ли смена политического курса вернуть столь трагически оборвавшиеся молодые жизни? Безутешны родители Моти - Элиягу и Пирхия Даян. Убиваются родители Этгара - Биньямин и Мазаль Зейтуни. От имени отцов и матерей, сыновья которых были убиты в Туль-Карме, адвокат Ницана Даршан-Лайтнер подала 1 мая в Иерусалимский окружной суд гражданский иск с требованием выплатить семьям жертв террора компенсацию в размере 20 миллионов шекелей. Ответчики - Организация освобождения Палестины и ее главарь Ясер Арафат, Палестинская автономия, а также четверо бойцов ФАТХа - Масалха Таабат, Пирас Джабар, Рияд Караме и Зияд Даас - "национальные герои", захватившие в ресторане "Абу Нидаль" молодых израильтян и совершившие над ними зверскую расправу.

Интервью, ставшее уликой

"Ответчики не только признались в убийстве Даяна и Зейтуни, но и заявили, что гордятся этим, - читаем в тексте искового заявления. - Через неделю после убийства Масалха Таабат, находившийся под арестом на территории Палестинской автономии, сказал корреспонденту саудовской газеты "Аш-Шарк аль-Аусат" буквально следующее: "Мы совершили убийство и гордимся этим. И если бы нас освободили, мы прикончили бы и других израильтян".
Интервьюируемый подробно изложил корреспонденту саудовской газеты все детали кровавой расправы: "Мы участвовали в Туль-Карме в демонстрации с требованием арестовать шпионов и коллаборационистов... Когда мероприятие завершилось, часть демонстрантов отправилась по домам, а другие пошли в закусочные пообедать. Кто-то из молодых людей - совершенно случайно - зашел в ресторан "Абу Нидаль" и обратил внимание на то, что сидевшие за соседним столиком говорят не по-нашему. Они говорили на смеси иврита с арабским. Молодой человек был уверен, что перед ним - израильские арабы. Он позвонил нам по телефону, и мы тут же прибыли на место. Проверили, кто эти трое, и выяснили, что один из них - араб. Его мы отпустили. Мы усадили их (Моти Даяна и Этгара Зейтуни. - Е.К.) в автомобиль марки "Фольксваген-гольф". Выехали на перекресток у деревень Балаа и Ахтаба, расположенный в трех километрах к северо-востоку от Туль-Карма. Задали им (Моти и Этгару. - Е.К.) несколько вопросов. Израильтяне уговаривали нас, чтобы мы их отпустили. Мы - с помощью переводчика, владеющего ивритом, - объяснили: никаких шансов на это нет! Мы позволили им помолиться. Усадили их на землю. И расстреляли".
Этот уникальный документ - признание одного из убийц, опубликованное в саудовской газете, - в качестве неоспоримой улики присовокуплен адвокатом Ницаной Даршан-Лайтнер к иску.

Суд как средство борьбы с террором

Одним из основополагающих условий Норвежских соглашений было обязательство Ясера Арафата обуздать террор в обмен на передаваемые под его контроль земли Эрец-Исраэль.
Время шло, Израиль вручал палестинцам все новые территории, а террор лишь усиливался. Арафат и не думал выполнять свои договорные обязательства, а Шхем, Газа, Туль-Карм и другие переданные под его контроль города превратились в убежища для убийц. Это обстоятельство и заставило адвоката Ницану Даршан-Лайтнер задуматься над тем, можно ли - на фоне бездействия правительства Израиля призвать арабских убийц и их покровителей к ответственности хотя бы через суд.
Закон позволяет семьям жертв террора подавать в израильские судебные органы гражданские иски с требованием компенсировать ущерб, причиненный гибелью близких. Причем, ответчиками по таким искам могут выступать и лица, гражданами Израиля не являющиеся.
- И сколько же исков, ответчиками по которым выступают Арафат и ПА, уже было подано? - спрашиваю я.
- В свое время я подала иск на сумму 64 миллиона шекелей от имени родных Вадима Нуржица, благословенна его память, - говорит Ницана Даршан-Лайтнер. - Другой иск на сумму 100 миллионов шекелей был подан от имени семьи Габриэла Битона, погибшего в результате взрыва школьного автобуса в Кфар-Даром в секторе Газа, а также и от супругов Коэн, дочь которых была изувечена в результате того же теракта (девочке ампутировали ступни обеих ног).
- В исковом заявлении вы возлагаете всю ответственность за смерть Моти Даяна и Этгара Зейтуни не только на четверых непосредственных убийц, но и лично на Ясера Арафата, главаря Организации освобождения Палестины, а также на движение ФАТХ...
- Да. Ведь убийцы Моти и Этгара - активисты ФАТХа, являющегося ядром ООП! А во главе ООП стоит Ясер Арафат.
- А как вы собираетесь доказывать, что Арафат лично несет юридическую ответственность за убийство Моти, Этгара, Вадима и других израильтян?
- Исследования, проведенные Герцлийским межотраслевым Центром по изучению террора, убедительно доказали: власти Палестинской автономии не только финансируют, но и непосредственно организуют террористические акты, жертвами которых становятся мирные граждане Израиля.
- Приняты ли судебными инстанциями прецедентные решения, на основании которых власти ПА обязаны выплатить семьям убитых денежные компенсации?
- Нет, ни один из процессов пока не завершен.
- Надеетесь ли вы на то, что в конце концов - уже после того, как израильские суды вынесут решения в пользу истцов, - власти ПА станут эти решения выполнять?
- А я вовсе не жду, что Арафат раскошелится и выплатит семьям жертв террора компенсации, - объясняет Ницана Даршан-Лайтнер. - Напротив: как только суд вынесет свой вердикт, я тут же обращусь в министерство финансов Израиля, которое в соответствии с условиями Норвежских соглашений ежемесячно перечисляет на счета Палестинской автономии астрономические суммы - сотни миллионов шекелей. Я потребую от минфина вычесть присужденные семьям погибших суммы из тех денег, которые наша страна - правовое цивилизованное государство! - вынуждена переводить на счета коррумпированной верхушки ПА.
- Следовательно, вы считаете суд единственной инстанцией, призванной восстановить по отношению к семьям убитых элементарную справедливость?
- Да, именно так! И если государство Израиль не пойдет моим клиентам навстречу, мне придется (опять-таки в судебном порядке) потребовать наложить арест на деньги, подлежащие переводу в ПА. Должны же власти Израиля, наконец, осознать, что Палестинская автономия грубейшим образом попирает Норвежские соглашения!
- Следовательно, посредством подачи в суд вы призываете правительство очнуться, посмотреть правде в глаза и осознать, что соглашения Осло мертвы?
- Да! Сумели ведь американские конгрессмены именно после обращения в суд провести новый законопроект, во многом повлиявший на политику миротворца Клинтона.
- Каким образом?
Ницана Даршан-Лайтнер рассказывает, что пару лет назад родители Алисы Флатто - молодой американской еврейки, проходившей в Израиле службу в ЦАХАЛе и погибшей в середине 90-х в результате взрыва автобуса в Кфар-Даром, - подали в Федеральный суд иск, ответчиками по которому проходили арабские государства, поддерживающие террор, - Иран и Ливия. Иск был подан на колоссальную сумму - 30 миллионов долларов (прямой ущерб). Суд вынес решение в пользу истцов, однако реализовать его оказалось непросто: экс-президент США Клинтон проводил политику, не позволявшую вредить арабским капиталам, размещенным в американских банках.
- И чем же закончился тот судебный процесс?
- Решающее слово сказал конгресс США: там был проведен закон, позволяющий наложить арест на счета иранского банка, действующего на территории США! Правда, денег на этом счету оказалось немного. Тем не менее, семья Алисы Флатто получила компенсацию в размере 30 миллионов долларов.
Ницана Даршан-Лайтнер убеждена: депутаты кнессета должны взять пример с американских конгрессменов и провести закон, суть которого сводилась бы к следующему. После каждого теракта Израиль будет удерживать из денег, подлежащих переводу на счета ПА, баснословные штрафы. Быть может, хотя бы экономический антистимул станет эффективным средством борьбы с палестинским террором?..

ВсЯ арафатова рать

- А доходят ли исковые заявления до ответчиков - Арафата и всей его "королевской" рати? - спрашиваю я.
- Кнессет принял специальный закон, регламентирующий процедуру передачи исков в ПА, - объясняет Ницана Даршан-Лайтнер. - Нам, в частности, приходится переводить тексты исковых заявлений с иврита на арабский язык.
- Нашлись ли среди израильских юристов доброхоты, согласившиеся представлять в суде интересы ответчиков - главарей ООП?
- Их интересы представляет адвокат Джамаль Абу-Тарма - житель Восточного Иерусалима.
- И по каждому из поданных вами исков, кроме властей ПА и Арафата, ответчиками проходят непосредственные убийцы наших солдат и мирных граждан, личность которых установлена?
- Да. Кроме Арафата и ПА, ответчиками по иску родных Вадима Нуржица проходят 13 палестинцев, непосредственно участвовавших в линчевании, а по иску родителей Моти и Этгара - те четверо активистов ФАТХа, которые были "арестованы" властями ПА.
- Но отдали ли их под суд?
- Я не располагаю такими сведениями. Впрочем, смею предположить, что, скорее всего, их освободили прямо из КПЗ. Ведь среди борцов за освобождение Палестины эти убийцы считаются национальными героями.
Родные и близкие жертв теракта в Кфар-Даром подали в суд на Мухаммеда Дахлана и Рашида Абу-Шабака, несущих непосредственную ответственность за взрыв школьного автобуса: террорист-самоубийца отправился "на дело" прямо из подразделения "сил безопасности" ПА в Газе, которыми те командуют.
- Истцам удалось добыть магнитофонные записи, однозначно подтверждающие, что Дахлан отдал относительно теракта личное распоряжение, - говорит адвокат Даршан-Лайтнер.

Крушение иллюзий на улице Шенкин

Я делюсь с Ницаной Даршан-Лайтнер воспоминаниями о том, как на другой день после зверской расправы в Туль-Карме интервьюировала на улице Шенкин завсегдатаев ресторана "Яппис":
- Многие из них продолжали верить в возможность дружеских отношений с палестинцами, а кое-кто даже высказал готовность и в будущем ездить на территории, переданные под полный контроль Арафата.
- Увы... - вздыхает она. - До расправы над Моти и Этгаром большинство израильских левых (а на Шенкин, как известно, голосуют за компартию ХАДАШ) были убеждены, что смерть от рук террористов - это удел исключительно поселенцев, в крайнем случае - жителей Иерусалима, Хадеры, Нетании... Но стоило лишь террору добраться до сердца старого Тель-Авива, как многие обитатели богемных кварталов запаниковали. Им стало ясно: ненависть к евреям слепа, и террористам абсолютно безразлично, расстреливают ли они убежденного борца за мир или "оккупанта"-поселенца. Как правовед я считаю, что никому из юристов, представляющих в суде интересы ПА, не удастся привести аргументы, оправдывающие зверское убийство Моти и Этгара, Вадима и Габриэля. И цель поданных нами исков - доказать прежде всего народу Израиля, что террор свирепствует не только на поселениях, но и здесь, среди нас - повсеместно. И засылает прямо в наши дома хладнокровных убийц тот самый "партнер", перед которым израильские левые до сих пор заискивают, мечтая заключить с ним мир...
Ницана Даршан-Лайтнер не верит в возможность достижения с палестинцами согласия по принципу "мир в обмен на территории".
- До тех пор, пока Арафат и его сподвижники вдохновляют бойцов за освобождение Палестины на новые и новые убийства евреев, мы обязаны разоблачать истинные намерения бандитов, в том числе и посредством подачи в суд гражданских исков с требованием компенсации ущерба семьям "жертв мира". Судопроизводство, на мой взгляд, должно стать неотъемлемой составной частью обеспечения Израилю безопасности. Я, например, ожидаю от юридического советника правительства, что он потребует от Арафата выдачи Израилю Рашида Абу-Шабака, несущего прямую личную ответственность за гибель израильтян в Кфар-Даром.
- Так ведь и условия Норвежских соглашений предусматривают выдачу Израилю убийц...
- Да, Израиль вправе ТРЕБОВАТЬ выдачи убийц. Но к этой мере мы почему-то не прибегаем.
- Не потому ли, что реакция палестинцев на подобное требование легко предсказуема?
- Но требовать все равно надо! А Израиль опустил руки и о данном пункте соглашений даже не вспоминает...
- Как вы относитесь к тому, что евреев, арестованных по обвинению в нападении на арабов, у нас наказывают максимально строго, а в тех случаях, когда судебные инстанции проявляют "неоправданную мягкотелость", активисты МЕРЕЦ тут же спешат оспаривать приговоры в Верховном суде? Зато от палестинцев мы не требуем ровным счетом ничего...
- Это чудовищно, - говорит Ницана Даршан-Лайтнер. - Я категорически протестую против политики прокуратуры, руководствующейся двойным стандартом. Но что поделаешь, израильские левые двуличны: о судьбе палестинцев, схваченных на месте преступления, пекутся не только известные в стране юристы, но и целые правозащитные организации. Точно так же заботятся они об арабах, пострадавших от действий ЦАХАЛа. Вот только судьба евреев их не волнует. Беда в том, что на вершине пирамиды правоохранительных органов Израиля находятся люди, солидаризирующиеся с "лагерем просвещенных - лагерем мира". Отсюда максимально строгие наказания евреям, посмевшим, пусть даже перед лицом смертельной опасности, поднять руку на палестинцев, и всепрощенческое отношение к палестинцам.
...В ночь с 7 на 8 мая в окрестностях самарийского поселения Итамар был зверски убит 44-летний Арье Орландо, репатриант из Бразилии, работавший охранником караванного поселка. Кроме четырех пулевых ранений, на теле убитого были обнаружены множественные следы ударов ножом. Ответственность за убийство Орландо взяла на себя террористическая группировка, солидаризирующаяся с движением ФАТХ.
ФАТХ - это ООП. А ООП - это Арафат...

"Новости недели"





  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria