Новое на сайте
Обзоры новостей
Аналитика
Репортажи с мест
Информация
Музы не молчат
Дискуссии
Наш e-mail

Дов Конторер

Слабость к "лакунам" в законодательстве

Публичная критика премьер-министра в адрес юридического советника правительства противоречит базисным нормам израильской демократии

Разразившийся на этой неделе конфликт между Эхудом Бараком и юридическим советником правительства Эльякимом Рубинштейном в очередной раз засвидетельствовал странное отношение премьер-министра к нормам и институтам израильского правового строя.

Как уже сообщалось, Эльяким Рубинштейн отметил в своем послании Бараку, что ведение переговоров с палестинцами в предвыборный период, когда у власти в Израиле стоит правительство, не имеющее парламентского большинства и возглавляемое ушедшим в отставку премьером, является "неподобающим" действием. Рубинштейн признает, что с введением прямых выборов премьер-министра из нашего законодательства исчезли необходимые определения полномочий переходного правительства. По этой причине он не может охарактеризовать поведение Барака как противозаконное.

В то же время юридический советник правительства ясно дает понять, что использование данной "лакуны" в законодательстве подрывает основы израильской демократии. В частности, оно заставляет заподозрить главу правительства в том, что он поступается интересами государства ради собственного политического выживания.

Сложившаяся в Израиле норма гласит, что мнение юридического советника правительства носит обязывающий характер для государственного руководства. Это связано с тем, что именно юридическому советнику правительства надлежит защищать позицию своего клиента в Высшем суде справедливости, если в БАГАЦ будет подан соответствующий иск. Считая, что правительство совершает противоправные действия, юридический советник не может отстаивать его интересы.

Данный подход подразумевает, что юридический советник правительства, возглавляющий одновременно Государственную прокуратуру, не является "адвокатом мафии", готовым обслуживать любые прихоти своего клиента, придавая им видимость законности. Его роль состоит в том, чтобы гарантировать действительно законный характер действий правительства. И когда в израильском законодательстве отсутствуют четкие нормы по тому или иному вопросу, мнение юридического советника правительства является определяющим, что не раз подтверждалось БАГАЦом.

В 1993 году Ицхак Рабин был вынужден уволить Арье Дери с поста министра внутренних дел, хотя политический лидер ШАСа не был тогда еще осужден по предъявленным ему статьям обвинения. Рабин не хотел увольнять Арье Дери, понимая, что без поддержки партии ШАС ему будет трудно добиться парламентского одобрения готовившихся в норвежской столице соглашений с Арафатом. Тем не менее, премьер-министру пришлось подчиниться юридическому советнику правительства, заключившему, что и в отсутствие четкой законодательной нормы "не подобает", чтобы человек, подозреваемый во взяточничестве и коррупции, возглавлял министерство внутренних дел.

Сложившаяся прецедентная практика не оставляет главе правительства и его окружению никакой свободы маневра. Эхуду Бараку надлежало без лишних слов прекратить переговоры с палестинцами до проведения в феврале досрочных выборов премьер-министра. Но Барак пошел по другому пути: он публично обвинил Рубинштейна в том, что представленное им заключение отражает не юридическую норму, а "правое политическое мировоззрение" самого советника. Одновременно с этим заместитель министра обороны Эфраим Сне заявил, что если Эльяким Рубинштейн до такой степени не согласен с политикой правительства, ему следует сделать "надлежащие личные выводы", то есть уйти в отставку.

Таким образом, неугодившему юридическому советнику вполне определенно указали на дверь. Надо признать, что не все в правительстве и в коалиции Эхуда Барака приветствовали одиозное поведение премьера. Министр юстиции Йоси Бейлин поспешил отмежеваться от своих товарищей по кабинету, заявив, что он не останется членом правительства, если Эльяким Рубинштейн будет смещен со своего поста. Председатель комиссии кнессета по вопросам конституции, законодательства и права Амнон Рубинштейн сказал, что премьер-министр не в праве критиковать юридического советника правительства, следящего за законностью его действий.

Избавиться от Эльякима Рубинштейна будет не так-то просто, но сама попытка делегитимации его действий, предпринятая Эхудом Бараком, отражает слишком оригинальное понимание норм демократического строя.

Юридический советник правительства отвергает предъявленное ему обвинение в политической предвзятости. "Так же, как начальник Генерального штаба и руководители других силовых структур, я был обязан довести до сведения премьер-министра свое мнение о характере и последствиях предпринимаемых им действий, - говорит Эльяким Рубинштейн. - И если от главы ШАБАКа ожидают экспертного заключения по вопросам, связанным с терроризмом, то моя роль состоит в том, чтобы разъяснить правительству правовые аспекты его политики".

Памятуя Рубинштейну его прежние решения, включая санкцию на проведение полицейского расследования по делу об "амутот" Барака и освобождение Нетаниягу от судебного преследования, многие в левом лагере утверждают, что юридический советник правительства "работает на правых". Мнительность подобного рода не поддается излечению, но автор этих строк может сослаться на определенный эпизод, дающий представление о том, как понимает Эльяким Рубинштейн свою роль и свои обязанности.

Вместе с другими членами делегации, направлявшейся в Кемп-Дэвид для участия в переговорах с палестинцами, Рубинштейн летел в США спецрейсом израильских ВВС. К середине долгого перелета над Атлантическим океаном большинство пассажиров "борта №1" погрузилось в сон. Эхуд Барак вышел из своего салона и вступил в беседу с Эльяким Рубинштейном, к которой вскоре присоединились два-три бодрствующих журналиста.

Основные параметры планировавшегося соглашения с палестинцами были к тому времени уже известны, и этого было вполне достаточно, чтобы потрясти любое "правое мировоззрение". Когда премьер-министр нас покинул, я спросил Рубинштейна, согласен ли он с намерениями Барака, одобряет ли его действия. "Нет, - ответил юридический советник правительства. - Не согласен. Но я - солдат. Моя задача состоит в том, чтобы обеспечить премьер-министру весь необходимый инструментарий в рамках тех задач, которые он перед собой ставит. Политику кабинета я не определяю, но мне надлежит гарантировать ее правовые аспекты".

Именно этот подход, а не политическая предвзятость, побудил Эльякима Рубинштейна указать Эхуду Барака на неправомерный характер его действий в предвыборный период. И если бы премьер-министр не проявлял слабости к "лакунам" в законодательстве, он бы избавил себя и нас от нынешнего скандала.

Газета "Вести", 11.1.2001

  • Другие статьи Дова Конторера


  • TopList





    Наши баннеры: Новости Аруц 7 на русском языке Новости Аруц 7 на русском языке Дизайн: © Studio Har Moria