Феликс-Азриэль Кочубиевский

Как другим народам понять иудаизм?

(о главном из аспектов взаимоотношения евреев с другими народами)

   У меня зазвонил телефон… На днях позвонил мне мой приятель, московский отказник из многолетних активистов алии. Он сказал, что в статье Арье Бараца «ПОНЯТЬ ИУДАИЗМ» («Вести-2» от 21.10.04) он нашел подтверждение тому, о чем он и раньше говорил мне. А именно то, что я зря пишу свои статьи с позиций ортодоксального (т.е. последовательного – см. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова) иудаизма. И если бы я эти позиции не делал столь явными, добавил он, то круг читателей, которые соглашались бы с основными выводами моих статей, был бы гораздо шире.
   С этим не поспоришь – был бы шире. Но за счет чего? Ведь недосказанная мысль домысливается читателями отнюдь не однозначно. А неоднозначность может означать даже и смену знака результата – плюс поменяется на минус. Вот почему я предпочитаю ясную однозначность.
   В чем, по-моему, состоит одна из сторон тяжести наказания евреев разрушением Храма . Пересказ того, за что именно Творец наказал евреев, руками язычников разрушив Храм, не входит в задачу данной статьи. Но своими соображениями об одном из тяжких последствий этого наказания для евреев я рискну поделиться.
   Когда стало невозможным служение в Храме, у евреев остались только две возможности следовать договору с Творцом, заключенному на Синае. Перечислим их не в порядке их важности.
   Первая возможность – вместо предписанных служений в Храме остались служения в синагогах, т.е. в домах собраний. Действия (в частности, жертвоприношения) были заменены произносимыми словами. И следствием этого произошла определенная девальвация слов, которые, тем не менее, во многих ситуациях нам стали казаться важнее наших действий. Политическая жизнь вообще и, в частности, в Израиле – тому достаточный пример.
   Вторая возможность – в личной и общественной жизни следовать предписаниям Творца. Очень хотелось написать «продолжать следовать», но это было бы слишком далеко от нашей действительности.
   О статье Арье Бараца «Понять иудаизм». В конце своей статьи автор четко формулирует свое понимание первостепенной стратегической задачи евреев – она в словесном выполнении своего еврейского долга: «…понимание иудаизма, понимание места и смысла еврейского существования в контексте современного секулярного мира является первостепенным стратегическим вопросом национального выживания. Если еврейская миссия не будет изложена языком рационализма и в том числе языком теологии и права, то еврейство может лишиться даже той минимальной поддержки, которой оно располагает. Наивно ожидать, что внешние иудаизму люди его лучше объяснят и оправдают, нежели евреи».
   Одной этой цитаты вполне достаточно. Впрочем, я не уверен, что автор статьи имел в виду именно то, что у него получилось.    А получилось у него вот что:
   судьба государства евреев зависит только от благосклонности окружающих нас народов, а отношение народов мира к евреям, зависит только от того, что и как мы говорим, вне связи с тем, как мы ведем себя в личной жизни и что за государство Израиль мы построили, т.е. независимо от того, что мы не следуем предписанию Торы и продолжаем строить государство с собственными ворами и проститутками. И если бы только с ними…
   Каждый может продолжить этот список позора государства Израиль. И на самом «почетном» месте будут израильские политики, упорно нарушающие одно из основных повелений Творца: запрет передавать части Эрец Исраэль другим народам.
   Эти политики прилагают все усилия, чтобы отдать дополнительные куски нашей земли смертельным врагам своей страны. Врагам, которых они же привезли в Эрец Исраэль, снабдили оружием, деньгами и всем необходимым для антиеврейского террора. И стремятся отдать не просто какие-то бросовые земли, а бывшие бесплодные пески, превращенные еврейскими руками в плодородные хозяйства, обжитые уже тремя поколениями евреев.
   Что такое избранность еврейского народа . Считаю своим долгом каждый раз подчеркивать, что, согласно Торе, избранность еврейского народа заключается, прежде всего, в том, чтобы евреи дали остальным народам мира, нашим родственникам по Ноаху, пример личной и общественной жизни в соответствии с предписаниями Творца. Это прямо связано с нашей темой.
   В Торе сказано (Дварим, 4:9, перевод Д.Иосифона; подчеркнутое выделено мною):
   «Смотри, учил я вас уставам и законам, как повелел мне Господь Б-г мой, дабы так поступать (вам) в стране, в которую вы входите, чтобы овладеть ею. Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые, услышав обо всех уставах ваших, скажут: «как мудр и разумен народ, этот великий народ». Ибо кто такой народ великий, к которому боги были бы столь близки, как Господь, Б-г наш, при всяком взывании к Нему? И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня?  Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих…»
   Обратим внимание на следующее: Тора не предписывает евреям доступным для них образом излагать другим народам суть иудаизма. Она предписывает не говорить, а поступать. Не разъяснять, а быть.
   Прежде всего, быть. Быть, выполняя повеления Творца. А поскольку мы живем в окружении других народов мира, т.е. перед глазами народов, то тем самым мы выполним и возложенный на нас Творцом долг перед ними, ибо, сказав о евреях: «как мудр и разумен народ, этот великий народ», эти народы захотят следовать уставам Торы. Результат предсказан пророком Захарией (Захария, 14:9, перевод Д.Иосифона): «И будет Господь царем на всей земле, в день тот будет Господь один (для всех) и имя Его – одно».
   Иными словами, в результате еврейской «работы над собой» все народы смогут понять иудаизм (см. название статьи Арье Бараца) и придут к принятию Творца, свидетелем которого и является народ еврейский со времен Синайского откровения.
   Эта задача стояла перед нами, евреями, задолго до разрушения Храма, но мы ее не выполняли в достаточной мере. За что и были наказаны, и Храм был разрушен. Однако обязанность выполнения договора с Творцом снята с нас не была. И «политбеседами» с другими народами ее не заменить.
   Вывод. Я согласен с Арье Барацем, что со всеми людьми необходимо разговаривать на понятном им языке. Но если наши речи о высоких идеалах будут даже предельно понятными, но мы сами и наше государство не будут вызывать уважение и желание следовать нашему примеру, то этим мы обеспечим себе только дополнительную неприязнь народов.
   Уверен, что Арье Барац не имел в виду «охмурять» народы мира речами, которые они хотели бы от нас услышать. Однако, сосредоточив внимание читателей на важном, но, по существу, второстепенном аспекте взаимоотношения евреев с народами мира, он оставил без внимания сформулированное в Торе основное предназначение евреев в мире. А в этом-то и заключается суть иудаизма. Дать другим народам понять иудаизм, как призывает названием своей статьи Арье Барац, можно только делом, т.е. только своим примером. Вот его-то мы и должны дать не словами, а своим образом жизни, характером созданного нами общества.
   С этой точки зрения понять иудаизм предстоит сначала нам самим, евреям. Пока что мы подобны преподавателю, пришедшему в класс, не зная того материала, которому он обязан обучить своих учеников. В этом направлении у нас еще много работы. А пока нам нечего рассказывать другим народам. Познать бы самим.
   Эпизоды к размышлению. Закончу эпизодами, рассказанными мне моим старшим сыном.
   1.Репатриант с 25-летним стажем, специалист в области радиоэлектроники, он по делам службы много раз бывал в США. В одной из поездок руководство фирмы, с которой они там имели дело, пригласило его и его коллегу-израильтянина в хороший ресторан на официальный ужин. Хозяева предложили гостям заказать все, что они пожелают. Себе же они заказали омаров, весьма не дешевых даже по их возможностям. Коллега сына, обычно не соблюдающий кашрут, как-то не решился заказать вызывающе некошерную пищу и поэтому заказал себе курицу. Сын мой, соблюдающий кашрут, ограничился овощами и фруктами.
   Вице-президент фирмы, китаец, поинтересовался, почему гости не заказали себе дорогое лакомство, если такая возможность представилась. В ответ на это сын рассказал ему о правилах кашрута, предписанных евреям. Китаец  уловил суть и заметил, что тогда и курица, которую заказал второй гость, также не кошерна, ибо зарезана и приготовлена с нарушением правил кашрута, подана на некошерной посуде.
   Он был не в состоянии понять такое отношение кого-либо к правилам своего народа, и спросил о коллеге сына: «А он что, не еврей?» Объяснения, что тот хоть и еврей, но правила кашрута не соблюдает, так и не смогли уложиться в голове вполне цивилизованного и по-европейски образованного китайца. Его недоумение настолько смутило коллегу сына, что даже отлично приготовленная курица не доставила ему удовольствия.
   Сын тоже сделал для себя вывод. Его вид и одежда не оставляли сомнений в том, что он – религиозный еврей. Поэтому, хоть он и не ел некошерной пищи, но он не должен был даже заходить в этот ресторан, дабы ни у кого не создавать впечатления, что проголодавшийся религиозный еврей готов утолить голод и в некошерном ресторане.
   2.В другой командировке в США с сыном вместе был другой его коллега, который в Израиле всегда ходил в вязаной кипе. Но за границей он снимал ее, ибо считал как-то неудобным ходить там в таком виде, непривычном для окружающих.
   Для гостей и для хозяев заказывался обед, который в перерыв доставляли непосредственно в здание фирмы. Сын там был уже не впервые, и хозяева, зная его, позаботились, чтобы для него был привезен обед соответствующего высокого уровня кашрута. Для его коллеги, в соответствии с его внешним видом, хозяева заказали такой же обед, как и себе. Когда привезли обед, то оказалось, что хотя коллега сына и стеснялся там носить кипу, но заказанную ему некошерную пищу он, религиозный еврей, был не в состоянии есть. Даже если это будет казаться странным для окружающих его неевреев.
   Напрашивается вывод: неевреи учитывают обычаи евреев и уважают их, если евреи сами придерживаются обычаев своего народа. Это подтверждается и моим опытом, но не из общения с американскими фирмами высокой технологии, а с моими «коллегами» по советским тюрьмам и лагерю: уважают таких евреев даже и антисемиты, включая и лагерную администрацию.
   И, наконец: если бы, смакуя омара, еврей доходчиво и аргументировано рассказывал американцам о правилах кашрута и о запретных для евреев видах пищи, то уважения к нему лично, да и вообще к евреям, это бы совсем не прибавило.

"Вести", 11.11.2003

  • Другие статьи о взаимоотношениях светских и религиозных евреев

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria