Мордехай Кейдар

Племя скажет свое слово

Вы живете на Ближнем Востоке? Вам надо знать: тут социология важнее политики. В сущности, она ее основа. Другими словами, почти во всем арабском обществе социальные соображения – основа общественного, политического и экономического поведения. Так что если мы хотим понять политическое поведение в арабском регионе, мы должны познакомиться с социальными соображениями влиятельных групп и принимающих решения.
Почему это важно, помимо расширения горизонтов знания? Потому что намерение "палестинцев" и их друзей в мире взять себе государство, о котором они собираются объявить в ООН, может развиться в нечто абсолютно иное, чем Израиль и Запад представляют себе. Причина: по арабски думают по другому. Это другой язык мышления. Племенной язык.
До того, как будет объяснено и детализировано, вот решение: Израиль должен стремиться создать в Иудее и Самарии 7 "Сингапуров", своего рода племенных государств – в Йерихоне, Дженине, Шхеме, Рамалле, Туль-Кареме, Калькилии и арабской части Хеврона – это при условии, что Израиль навечно оставляет за собой под своим контролем и, возможно, суверенитетом деревенское пространство. Этот шаг значительно уменьшит "демографическую угрозу", если она вообще существует, и принесет Израилю и арабам, гражданам этих маленьких государств, мир и безопасность. Они смогут ездить из государства-полиса в другое, как граждане Иордании и Саудовской Аравии ездят из страны в страну. Если будет спокойствие и безопасность, Израиль сможет помочь экономике и развитию этих государств-полисов, на их благо и на благо их израильских соседей.

Законы племени

Основа арабских обществ – это племя или клан (хамула). Мужчины племени связаны кровной связью и большинство женщин принадлежат к тому же племени. Мужчины – потомки одного человека и племя включает несколько поколений потомков.
Число членов племени изменяется в соответствии с историей расколов племени: "спокойное" племя может достигать десятков тысяч человек, а расколотое враждой племя делится на мелкие кланы. Среда играет большую роль в этом: в бесплодной пустыне племя обычно маленькое, потому что ограниченное количество источников пропитания вынуждает семью оставить племя и скитаться в поисках воды и растительности для животных, а в среде, где можно прокормиться многим, семьи остаются.
Племя – это, в первую очередь, военное формирование. У большинства мужчин есть оружие под рукой, чтобы защищать интересы племени: родник, колодец, территорию, пастбище или источник пропитания. Они функционируют как армейское подразделение, один за всех и все за одного.
Законы племени – это самое важное для членов племени, это клей, соединяющий их. Законы племени являются обязательными для членов племени, даже если противоречат законам государства.
Верность племени выше верности государству. Законы государства обычно говорят, что нельзя предоставлять укрытие преступнику и что если гражданину стало известно о преступлении, он должен сообщить об этом властям, иначе он будет считаться соучастником преступления. Но, согласно закону племени, верность членов племени по отношению друг к другу выше любого закона государства. Поэтому если один из членов племени выдаст соплеменников, он нарушит племенной закон. С другой стороны, если преступник своими действиями опозорил племя, например, совершил слишком жестокое изнасилование, есть возможность, что племя выдаст его властям, чтобы отбелить племя от обвинения в изнасиловании и чтобы дать понять членам племени, что коллектив не будет стоять за них, если они бросят позорное пятно.
Добравшийся до власти будет склонен назначать на ключевые должности своих соплеменников, потому что только на них он сможет полагаться. Они не предадут его о они будут действовать в соответствии с общими интересами его и их. Это объясняет факт, что командующий армией в Сирии Махер аль-Асад, брат президента Башара Асада. Также заместителем его отца Хафеза Асада был брат Рифат, который также был командиром дивизии "охранных отрядов", чьей задачей была охрана власти от гнева граждан. Главы спецслужб, комдивы и командующий ВВВ были и остаются представителями алавитской секты.
Ситуация в Ливии и Йемене похожая: Муаммар Каддафи и Али Абдалла Салех назначили своих соплеменников на ключевые посты. Представители других племен, находящиеся на общественных, политических и экономических задворках, бунтуют в последние месяцы против захвата племенем правителя источников пропитания и влияния. Страны Залива – Кувейт, Катар, 7 эмиратов ОАЭ – устойчивы, потому что их граждане относятся к одному доминантному племени. Руководство эмирата – это традиционное племенное руководство еще с тех пор, как племя передвигалось на верблюдах до того, как начало передвигаться на позолоченных "Роллс-Ройс"-ах.

Кто против кого

Правило, в соответствии с которым определяется преданность: "я и мой брат – против двоюродного брата" и "я, мой брат и двоюродный брат – против чужого". Смысл этого правила: преданность имеет иерархию – чем более близкие родственные связи, те взаимная преданность больше и тем больше они будут сотрудничать в различных вопросах: поселятся рядом, откроют вместе бизнес, поженят детей одного с детьми другого. Деловой интерес следует из факта, что в трайбалистском обществе человек полагается только на членов своего племени. Причина: общая система принятого нормативного поведения обязывает обоих быть верными друг другу.
В арабском обществе есть браки внутри семьи. Этот обычай следует из подозрительности. У них есть ощущение, что жених-чужак или невеста из другого племени – это, в сущности, "шпионы" того племени внутри "нашего" племени, действующие по другим правилам и поэтому не признанные и нежелательные. Браки между двоюродными братьями и сестрами позволяют оставить имущество в семье, и поэтому у кузена есть преимущественное право взять девушку в жены. Это находит свое выражение в поговорке: "Кузен снимает невесту с коня" (т.е. с коня, который должен отвезти ее на свадьбу с кем-то вне племени). У девушки из племени, как правило, нет опции выйти замуж за кого-то за племенными рамками, в то время как парень может "импортировать" супругу извне, но ей будет нелегко быть принятой в женское общество племени. В течение длительного времени другие женщины племени не будут делиться с ней секретами и не примут ее в их круг сплетен.
В племенном обществе также практикуются "бартерные свадьбы": если в одной семье есть слепая дочь, а в другой глухая, то отцы поговорят между собой и задействуют давление на сыновей, так чтобы сын из первой семьи женился на глухой девушке из второй, а сын из второй семьи – на слепой из первой.
Это система создает устойчивость "баланса угрозы": если женившийся на слепой поколотит ее, та пожалуется брату, женившемуся на глухой, чтобы тот повел себя жестоко с сестрой ее мужа. А если муж слепой разведется с ней, то семья приведет к тому, что муж глухой разведется с ней в качестве реакции.
Честь племени очень важна в арабском обществе: если мужчина или женщина ведут себя в противоречии с законами племени, они бросают позор на племя, и против них будут предприняты меры по наказанию. Эти средства могут включать бойкот, штраф, побиение или смерть. Это особенно явно, если девушка ведет себя с парнями в противоречии с моральным кодексом племени. Наказание для нее может быть и смерть. Другие причины "наказания" женщин": отказ выйти замуж за члена племени, учеба в заведении, где вместе учатся мужчины и женщины, или работа в таком месте.

Ссоры между кланами

Сохранение такой культуры обязательно с их точки зрения. Даже когда племя меняет среду обитания или занятия, оно сохраняет племенные характеристики на протяжении длительного времени. Мы видели это явление среди бедуинских хамул, перекочевавших со стадами в 60-70-е годы из Негева в район Рамле-Лод. Они поменяли место проживания и занятия, но продолжали убивать женщин, которые не вели себя в соответствии с поведенческим кодом племени. Они также продолжают обычай внутриплеменных браков с семьями, оставшимися в Негеве. Город Умм эль-Фахм поделен на три племенных района: Махамид, Джабарин и Махаджна. Члены племени стремятся жить среди своих и не переезжать к "чужим".
И суд их отличается от известного в западном обществе. В каждом племени есть группа шейхов, "ответственных взрослых", действующих в качестве естественных лидеров, к которым общество обращает глаза. Они служат арбитрами в спорах и их решение принимается и выполняется без пререканий. Тот, кто подрывает авторитет руководства, изрыгается племенем. Их судебные решения не связаны с законами страны, а иногда и противоречат им.
Во многих случаях у племени есть свой диалект, и в тот момент, когда член племени открывает рот и говорит первое слово, он раскрывает, к какому племени принадлежит. В Ираке есть племена, у которых есть свои флаги без всякой связи с флагом страны, а также гимн, прославляющий племя.
В дополнении к этому, член племени должен продвигать интересы своих соплеменников, даже за счет интересов других племен. Это особенно явно в местных советах (деревнях) в арабском секторе в Израиле: глава местного совета обычно продвигает проекты по инфраструктуре в квартале своей хамулы – дороги, канализация, школа – и назначит своих соплеменников на должности в местном совете или муниципалитете, ведь для этого его выбрали главой совета.
Это приводит к конфликтам между хамулами, особенно когда глава местного совета меняется и пытается заменить должностных лиц и поменять клановый порядок приоритетов, установленный его предшественником. Иногда распределение должностей в школе определяется по принадлежности к племени или по пропорциональному представительству племен и есть случаи, когда распределение учеников по классам отражает племенное распределение. 3 года назад в бедуинском городке Рахат в Негеве провалили жители из племени а-Тури назначение директора школы, победившего в профессиональном конкурсе, объявленном министерством образования, только потому что он не принадлежал к племени а-Тури.

Городские племена

Человек убивающий человека из другого племени начинает цепь кровной мести. Все его дети, внуки, правнуки и праправнуки ответственны за это его действие, и племя убитого отомстит за его кровь убийством одного из этих мужчин, если только племена не придут к соглашению. Убийство человека в качестве кровной мести может привести к дополнительным убийствам в качестве мести, и иногда очень тяжело положить конец цепочке взаимных убийств.
Ситуация в городе Тира хорошо это отражает. В одном из бедуинских поселков в Негеве был задавлен ребенок членом другого племени, и все дети из племени задавившего перестали ходить в школу в этом поселке, потому что каждый из них был кандидатом стать жертвой мести. Он потребовали от государства построить им особую школу для них, потому что они не могут в общую школу в поселке, поскольку дорога в школу проходит через квартал убитого ребенка.
Как улаживают конфликты в племенном обществе? "Сульха" (примирение) между племенами особенно в случае кровной мести включает "худна" (прекращение убийств), "атва" (компенсации) и церемонию "связывания флага", которым стороны отмечают окончание конфликта. Процесс переговоров, компенсации и церемонии сопровождает группа уважаемых членов, имеющих общественный вес, принадлежащих к другим племенам. Они дают покровительство процессу и соглашению, которое заканчивает конфликт. Их роль важна, потому что после того, как они утверждают соглашение, никто не решится нарушить его.
Принцип, в соответствии с которым построено племя, - индивидуум отказывается от значительной части своей индивидуальности в пользу коллектива, в обмен коллектив поддержит индивидуума и поможет ему в любой беде. Чем больше индивидуум будет предан законам племени и его интересам, тем больше племя будет поддерживать его. И наоборот: если член племени не принимает на себя законов племени и не действует ради интересов племени, ему не помогут в беде.
Вследствие расширяющегося доступа к современным средствам связи и СМИ, особенно спутниковым телеканалам, племенные общества на Ближнем Востоке проходят процессы изменения. И у государственной системы образования есть роль в уменьшении племенного сознания, хоть есть случаи, когда власти заинтересованы увековечить племенную преданность, чтобы усилить раздробленность между различными группами населения.
В последние десятилетия значительна миграция из пустыни в город, это особенно заметно в Тунисе, где очень продвигали городское общество и намеренно забросили группы, живущие в пустыне. Вследствие этого много молодежи оставили племена и переселились в город, поодиночке и семьями (отец, мать и дети), а не кланами или племенами. В Египте крупная миграция из деревни в город произошла в 60-70-е годы в основном из-за построения Асуанской плотины, уничтожившей традиционное сельское хозяйство, основывавшееся на сезонных разливах Нила.
В городской жизни мигрантов из деревни племя не играет той роли, потому что жизнь в городе не организована на племенной основе. Вместе с этим, есть города, составленные из племенных районов, как Умм эль-Фахм, упоминавшийся ранее. Это города, возникшие на основе расширявшихся племенных деревень, пока границы деревень не столкнулись. Таков город Хеврон, составленный из ряда племенных районов: Джабари, Натше, Абу-Снена – городское руководство составлено из шейхов племен, живущих там. Таково положение в Шхеме, где ведущие семьи – аль-Мацри, Шаха и Тукан – а также во всех арабских городах в Иудее и Самарии.
В каждом из этих городов есть племенной суд, разрешающий споры по племенным законам, а не по законам ПА. Идет борьба между ПА и племенами "кто хозяин в доме". Если местные хамулы объединены и сплочены против влияния ПА, они преуспевают отринуть попытки навязать там повестку дня ПА.

В Иудее и Самарии как в Сирии

Это социальная основа Ближнего Востока, и любые государственные рамки, не отражающие эту общественную ситуацию, - нелегитимны в глазах большинства населения. Государственные рамки не устойчивы, поэтому власти задействуют средства подавления против населения, постоянно подрывающего государственные рамки, а также действующего против властной элиты, отражающей интересы своей группы.
У государства Израиль нет возможности влиять на структуру Ирака или Ливии, но есть возможность пометить направление, по которому пойдет ПА. В газе, напомним, уже есть некое государственное образование, возникшее более 4 лет назад.
У государства Израиль будет проблема, если возникнет арабское образование в непрерывной территориальностью от холмов, глядящих на Беэр-Шеву, до холмов, контролирующих Афулу, потому что это будет еще одним нелегитимным образованием в глазах составляющих его племен, и поэтому высок шанс, что исламистские движения, вроде Хамаса, захватят там власть.
На Ближнем Востоке племенная культура жива и можно сказать: "жива и убивает". Возможно, что изменения затронут регион, но это будет длительный и кровавый процесс – см., например, происходящее в Йемене, Судане, Сирии и Ливии – а также двусторонний процесс: слишком быстрые изменения приведут к ответной реакции, которая повернет колесо вспять. Мы видели это в Ираке: Садам Хусейн ввел в Ираке гражданские браки и разводы и отменил суды шариата. После его свержения в 2003г. первое изменение, введенное временным советом, было возобновление деятельности конфессиональных этнических шариатских судов – отдельных для шиитов и суннитов – по вопросам браков и разводов.
Нахождение политических решений согласно социальным особенностям народов региона – это условие легитимности государств на Ближнем Востоке и их устойчивости. Любая западная попытка "генетизировать" общества в нашем регионе по меркам, законам и идеям, правящим в Европе и Америке, таким как национализм, равенство и демократия, изначально обречены на провал, как мы видим это в Ираке, Афганистане, Сирии, Ливии, Йемене и, в сущности, в любом арабском государстве, которое не построено по племенному образцу государств Персидского залива. И в Иудею и Самарию можно скопировать эту удачную модель, если только поймем и захотим это.

Перевел Моше Борухович, МАОФ

"Макор ришон",11.2011


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria