Эзра Ховкин

Вдвоем с элитой

Раньше нам казалось, что люди, сидящие в Кнессете, хоть как-то представляют интересы своих избирателей. Но теперь, после того, как «правый» Шарон провел левый «итнаткут», мы убедились, что эти интересы для них мало значат. Водораздел существует не только между партиями. Он также проходит между «рядовыми» и элитой, даже если они находятся под одним флагом. Чтобы разобраться в этом, мы зададим несколько вопросов Асе Энтовой, одной из руководителей движения «Манхигут еудит», «Еврейское лидерство».

- Ася, есть ли разрыв между элитой и «низами»?

- Есть, причем в самых разных сферах. Как-то был проведен параллельный   опрос публики и журналистов. На одни и те же вопросы  большинство публики отвечало со знаком плюс, а большинство журналистов - со знаком минус. Выяснилась полная противоположность во взглядах. То же самое и с нашей «просвещенной элитой» (по выражению Арона Барака). В суде, прокуратуре, академии «друг приводит друга». И тогда возникает вопрос: почему это люди, стоящие по другую сторону баррикады, навязывают мне ценности своей узкой группки, ведь они же должны представлять мои, общественные интересы?!

- Где проходит баррикада? У входа в Кнессет?

- Скорее, на дальних подступах к нему. Возьмем в качестве примера избирателей Ликуда. Среди них немалый процент составляют религиозные люди. Много и репатриантов – более 10% . Но среди членов Центра партии их гораздо меньше (репатриантов, например, ровно 1%). А в Кнессете и говорящих по русски не густо, и ликудников в кипе почти не встретишь, единственный - Юлий Эдельштейн - пришел из партии ИБА.

- То есть, существует фильтр, гребенка?

- Да. Есть немало рычагов влияния на активистов партии: обещать кому-то рабочее место с приличной зарплатой, другому - денежную ссуду, разрекламировать в СМИ одного кандидата и запачкать грязными подозрениями другого и пр. Кроме пряника, есть, наверное, и кнут…

- Ася, я сам слушал по радио, как Шимон Перес проклинал однопартийцев, которые отказались его поддержать: ни «джобов» им не будет, ни всего остального...

- А еще говорят, что коррупция только в Ликуде! Когда было памятное многим голосование в Ликуде по поводу «итнаткута», большинство  членов партии высказались против. Выступили против и некоторые члены кнессета, но их Шарон быстро сместил с постов. А шесть министров-ликудников в правительстве Шарона кивнули головой и были щедро вознаграждены. И уничтожение десятков еврейских поселений состоялось.

- Но ведь режим в Израиле, со всеми плюсами и минусами, демократический. Мы можем сказать Шарону и его карманным министрам: «Вы обманули избирателей. Оставьте свои кресла, мы лишаем вас нашего доверия!..»

- Демократия в Израиле есть, но не такая широкая, как всем нам кажется. Мы, избиратели, можем голосовать за ту партию, которая нам нравится. Допустим, наш список набрал больше всего мандатов, и лидер нашей партии сформировал правительство и стал его главою. После этого его меньше всего интересует мнение рядовых избирателей, которые привели его к власти. Но зато он ощущает сильнейшую зависимость от верхушки судейских органов, полиции, средств массовой информации. Если он сделал что-то, что им не по нраву, против  него могут открыть уголовное расследование, одновременно изничтожая его в газетных статьях...

- Ася, чьи интересы представляет ваше движение?

- Каждого человека, для которого важна его «еврейская составляющая». Самоидентификация – вещь размытая и многозначная, но   она может отражаться в простых утверждениях, вроде: «Я – еврей и хочу оставаться евреем», «Хочу присоединиться к еврейскому народу», « хочу, чтобы мои дети были евреями», «Я отмечаю еврейские праздники», «Я считаю, что евреи должны   помогать друг другу», «Я считаю, что Еврейское государство должно в первую очередь защищать евреев, а не чужих «мирных жителей» и т.д. и т.п.

- Но таково мнение чуть ли не 90% избирателей-евреев!

- Думаю даже больше – по опросам таких 95-96%. И тем не менее, ни в правительстве, ни в Кнессете у них нет представителей которые защищали бы их общие интересы. Люди, примкнувшие к элите, вроде руководителей большинства секторальных партий, выбивают подачки, обслуживая частные интересы своего сектора. А интересы всего народа, еврейская жизнь, традиции, Еврейское государство, каковым должен стать Израиль, все это остается за бортом.

- Как так получается, что в нашей стране практически любой лидер теряет свою индивидуальность, получив министерский портфель?

-   Законодательная власть, Кнессет, всего лишь одна из многих ветвей власти. В Израиле много социализма, государство вмешивается во все дела, перераспределяет огромные суммы. Оно действует при помощи бюрократии, которая сама себя воспроизводит. Ключевые места в нем   уже много десятков лет занимает левая элита. Стоит только политику, даже если он сидит в кресле премьер-министра, перешагнуть невидимую черту, как в полиции заводят на него уголовное дело, пресса начинает травлю, дело пахнет досрочными выборами. И политик, вместо того, чтобы представлять интересы своих избирателей,  начинает искать общий язык с нашей элитой. Шарон, суровый воин, преуспел тут больше всех: из правого стал левым, из друга поселенцев – погромщиком...

- Ася, здешняя элита кажется чем-то вроде летающей тарелки - никакой кочергой ее не зацепишь...

- Надо назвать вещи своими именами: страной правит олигархия, представители которой заняли ключевые места в политических, судебных и силовых структурах. Они заправляют в госмонополиях и профсоюзах, прессе и академии. До тех пор, пока солдаты и полицейские выполняют их приказы, олигархи могут не бояться народного недовольства. Даже если полмиллиона человек будут демонстрировать «против», их можно назвать «асафсуф», сбродом, и разогнать брандспойтами...                              

После Гуш-Катиф кажется, что наше правительство потеряло рассудок…

- Оно действует по «правилу кошки». Хозяйка держит кувшин с молоком на столе и старается, чтобы молока хватило для всех домочадцев. А кошка ударом хвоста сбивает кувшин на землю. Большая часть молока пропадет, но кошку это не волнует. Десяти процентов, что остались в черепке, вполне достаточно, чтобы она напилась вдоволь. Значит, кошка поступила так не зря, она лично выиграла. И это кредо нашей элиты. Их, в сущности, так мало, что содержимого черепка им вполне хватит. Они будут отступать и отступать, разбивая все, что у нас еще осталось, вдребезги. Для них потеря власти важнее потери страны.

- Как их остановить?..

- Нам нужны лидеры, которым дорога еврейская составляющая нашей жизни. Еврейство нас объединит,   идеалы придадут твердости - вместе мы сила. Лидеры с идеологией не станут играть по старым шаблонам, выпрашивая подачки только для себя и своей группы, не испугаются и не предадут своих избирателей. Тогда появится шанс, что кошка перестанет разливать наше молоко...

28.11.2005


  • Выборы 2006
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria