Исраэль Харель

Ольмерт и Либерман – братья по постсионизму

Когда историки и социологи будущего заинтересуются мотивами, побудившими столь многих израильтян проголосовать на выборах 28 марта 2006 года за популистские списки Кадима и Наш дом Израиль, они неизбежно придут к выводу, что избиратели стали жертвами страха, отрицания действительности и ловких политических манипуляций. В будущих учебниках непременно отметят, что многие израильтяне поддержали идею дополнительного одностороннего отступления, потому что боялись признаться самим себе, сколь ошибочно было первое отступление из сектора Газы и Северной Самарии.
Избиратели не имели достаточно душевных сил, чтобы разобраться в происходящем. А политики, заботящиеся лишь о собственной власти, не знали, как решать истинные, а особенно – мнимые проблемы. Зато они сумели увлечь значительную часть еврейского населения пустыми обещаниями о том, будто одностороннее отступление станет выходом из ситуации, казавшейся безвыходной.
Дисассоциативный синдром, отрыв от действительности, а не мировоззрение и убежденность в своей правоте – вот, что определит исход нынешних выборов. Не новые надежды, не стремление действовать на благо государства ради лучшего будущего.
Кадима и Наш дом Израиль, а в известной степени и Ликуд с Аводой коренным образом отличаются от идеологических партий, сражавшихся за голоса еврейских избирателей до 70-х годов. Место идеологов заняли "пиарщики" и "стратеги", нашептывающие на ухо партийному руководству о том, что правильнее всего пообещать "электорату". В последние годы мы пожинаем плоды деидеологизации государственной политики.
Действительно экзистенциальные проблемы, такие как иранская ядерная угроза, отодвинуты на задворки предвыборной пропаганды. Или вовсе не упоминаются в агитационных материалах. Это же касается и проблемы взаимоотношений религии и государства, дискриминации, бедности. Тенденция бегства от действительности, страх от соприкосновения с реальными проблемами, стремление убежать и отгородиться "забором" - характеризует среднестатистического избирателя, мечтающего забившись в угол, "спрятавшись" от всего мира, замкнуться в своих комплексах.
Нечто подобное пережил и Эхуд Ольмерт, призывавший долгие годы к терпению и решимости в противостоянии с врагом, но превратившийся в сторонника "размежевания", испуганного террором и "демографическим фактором". На этих же волнах страха растет и рейтинг списка Авигдора Либермана.
Многие избиратели верят циничным заявлениям политиков об "одностороннем" бегстве за забор или спасении от Ум эль-Фахма путем передачи его под власть палестинской автономии. Верят, потому что подобные "кардинальные" решения кажутся им средством спасения от собственных страхов. Программы обеих партий характеризует двойное бегство от проблемы – на психологическом и физическом (географическом) уровне.
Нынешние руководители Кадимы уловили эти тенденции раньше всех. Именно они проталкивали идею заборостроения на первых этапах, когда глава правительства Ариэль Шарон выступал против, именно они придумали программу "одностороннего" размежевания. Но, ни размежевание, ни его нынешняя ипостась – "консолидация" – не решат проблем и не избавят от страха.
Стены и заборы не защитят "консолидированных" точно так же, как произошло после бегства из Гуш-Катифа. Судя по участившимся во много раз ракетным обстрелам, никакого обещанного Ариэлем Шароном "размежевания" с сектором Газы не произошло. И "касамы" – не единственное, что нас связывает. Израиль продолжает поставлять в автономию электроэнергию и воду и оказывать медицинские услуги ее жителям. А граница сектора Газы с Египтом открыта для контрабанды оружия.
В случае осуществления "консолидации" в Иудее и Самарии произойдет то же самое, но в значительно больших масштабах. Если отступление не принесло ожидаемых результатов, когда автономия управлялась ФАТХом, как же может возникнуть мысль о том, что передача территорий ХАМАСу, который не признает нашего права на существование, требует возвращения беженцев и выступает за вооруженную борьбу с Израилем, окажется шагом в нужном направлении? Какая логика лежит в основе планов Ольмерта или Либермана?
Кадима и Наш дом отказываются от сионизма "в постисторическую эпоху". Ни одна из идей, питавших еврейские национальные движения, не занимает центрального места в предвыборной пропаганде-2006. В том числе Ликуда и Аводы. Что неудивительно для партий, которыми, судя по опросам, мало кто интересуется.

"Гаарец", перевод "Курсор", 19.03.2006

  • Выборы 2006
  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria