Анна Гордон

ДЕМОГРАФИЯ, АССИМИЛЯЦИЯ И ЗАКОН О ВОЗВРАЩЕНИИ

Некоторые израильтяне утверждают, что Закон о возвращении в его нынешнем виде более не соответствует нуждам еврейского государства. Такое мнение разделяют не только представители религиозных кругов. Подавляющее большинство граждан не готово к трансформации алии (учитывая идеологическое и национальное значение этого понятия) в иммиграцию.
Полемика вокруг поправок к Закону о возвращении могла бы вовсе не возникнуть, если бы не гиперактивность идеоло-гических секуляристов. Они пытаются использовать как еврейские, так и нееврейские компоненты иммиграции для нивелирования еврейского характера государства и трансформации его в "государство всех граждан".
Чтобы уяснить подрывной характер деятельности идеологических секуляристов по уничтожению еврейского характера нашей страны, рассмотрим ситуацию в трех аспектах: демографическом, социальном и юридическом.

ДЕМОГРАФИЯ

Многие израильские демографы утверждают, что к 2020 году еврейское большинство населения сократится до 65 процентов. Количество арабских граждан Израиля достигнет двух миллионов. Согласно общепринятым в мире демографическим критериям, если национальное меньшинство составляет более 30 процентов, то государство определяется как бинациональное. (Если же мы будем вести подсчет жителей с учетом территорий, то получим в 2002 году всего 40 процентов еврейского населения.) Менее чем через двадцать лет Израиль станет бинациональным государством по определению.
На этом фоне некоторые демографы считают неевреев из числа новых иммигрантов, а также иностранных рабочих фактором, который укрепляет еврейское большинство - только за счет того, что эти люди - не арабы. Другие, напротив, считают нееврейскую иммиграцию и иностранных рабочих фактором, работающим против еврейского большинства.
Проблема иностранных рабочих и нееврейской иммиграции становится не только израильской, но и региональной. К ней проявляют повышенный интерес израильские и палестинские арабы, а также остальной арабский мир. Пример отношения к этому вопросу израильских арабов приводит в своей статье Лили Галили, цитируя фрагмент прочитанной в Хайфском университете лекции редактора арабской газеты Луфти Маспура. Он, высмеивая панику еврейских демографов в связи с высокой рождаемостью израильских арабов, сказал: "Способ повлиять на демографическую ситуацию путем поощрения нееврейской иммиграции из России, планируемый как решение демографической проблемы евреев, - вот истинная демографическая опасность для Государства Израиль". Вопрос о нееврейской иммиграции обсуждался также два года назад на израильско-палестинских переговорах. Аргументация палестинской стороны была примерно такой: "Вы мотивируете свое несогласие на возвращение арабских беженцев тем, что это якобыугрожает еврейскому характеру государства. Но в то же время, по вашим же данным, 60 процентов иммигрантов из СНГ составляют неевреи, 1де же логика?" На это израильские участники переговоров не выдвинули ни одного убедительного возражения.
Некоторые демографы, в частности профессор Арнон Софер из Хайфского университета, предлагают решать демографическую проблему путем передачи ПА не только Иудеи и Самарии, но и территорий внутри "зеленой черты", например в Галилее, а также некоторых районов Иерусалима. Другие считают ответом на арабскую демографическую угрозу ассимиляцию нееврейских иммигрантов из СНГ атакжетехиностранныхрабочих, которые уже "пустили корни" в Израиле. Есть и третья теория, сформулированная известным ученым Серджио Делла Пер-голой: иммиграция из СНГ вообще не имеет долгосрочного демографического импакта, поскольку это структура, в которой количество взрослых значительно превышает количество детей.
На этом фоне нужно признать, что деятельность Сохнута оказалась эффективной в качестве инструмента положительного влияния на демографическую ситуацию. Хотя только репатриация не решает демографической проблемы, о чем свидетельствуют данные Серджио Делла Перголы. Сохнут не решает трудностей, которые возникают у репатриантов, считающихся неевреями по Галахе, или у их родственников, на которых не распространяется действие Закона о возвращении. Но если Еврейское агентство способствует репатриации будущего солдата ЦАХАЛа, зная при этом, что фактически такой шаг приводит к разъединению семьи, т оСохнут обязан представлять своих клиентов в случае возникновения у них проблем с МВД. Если рассматривать проблему в терминах торговли, то честный контракт обязывает не только продажу продукта (в данном случае - репатриацию в Израиль), но и дальнейший сервис.

В ЧЕМ ПОДВОХ?

Накопление практических проблем, связанных с несоответствием репатриантов Галахе, приводит к общественному брожению. Это брожение используют идеологические секуляристы, которые заинтересованы в изменении общественного договора, существующего между религиозным и светским населением еще со времен Бен-Гуриона. Это приводит к эрозии еврейского характера государства и к переменам в законодательстве для трансформации еврейского государства в "государство всех граждан".
Собственно говоря, что плохого в "государстве всех граждан"? Те, кто умиляется легкомысленному интернационализму этого лозунга, не отдают себе отчета, что он подводит концептуальную и юридическую базу для бинационального государства, то есть подрывает базисный консенсус в Израиле. А если у израильских евреев есть более-менее согласованная позиция в чем-либо, то она заключается в общем нежелании превращать свою страну в бинациональное государство.
Более того: в условиях сочетания демографической экспансии арабов и необратимой панисламской тенденции утрата еврейского характера государства неизбежно повлечет приобретение им характера исламского. И произойдет это всего два поколения спустя. С учетом тенденций арабского мира евреи не могут даже рассчитывать на нормальную би-национальную модель типа канадской, не говоря уже о многонациональной американской. Ослабление еврейского компонента в законодательстве будет означать усиление арабско-исламского. В переводе на вульгарный язык, которым пользуются некоторые политические партии, это означает отсутствие не только некошерных продуктовых лавок, но и спиртного, а это совсем не в наших интересах.
Можно понять тактику Сохнута, способствующую притоку в Израиль неарабского и немусульманского населения. Но эта тактика должа быть обусловлена присоединением неевреев к еврейскому большинству, то есть ассимиляцией. В противном случае она деструктивна.

ФОРМАТЫ АССИМИЛЯЦИИ

Проблемам ассимиляции неевреев в израильской среде был посвящен состоявшийся недавно симпозиум в университете Бар-Илан. Особенный резонанс в прессе вызвали доклады социологов доктора Ашера Коэна и доктора Зеэва Гиси-на. Многочисленные интервью с ними показали интерес израильского общества к теме исследования и сформулированным концепциям. В обоих докладах присутствовали не только интересные выкладки, но и практические рекомендации МВД, министерству по делам религий, Сохнуту и другим институтам.
Оба исследователя предъявили претензии как к религиозной, так и к светской части израильского общества. Религиозные не разработали механизма присоединения репатриантов к еврейству посредством облегчения процедуры гиюра, а светские, и в частности идеологические секуляристы, используют объективные трудности для раздувания конфликта между различными секторами общества. Из докладов обоих авторов можно сделать вывод: главным препятствием на пути ассимиляции нееврейских иммигрантов служат некоторые секулярные круги израильского общества.
Согласно данным Зеэва Гисина, в семидесятые годы в Израиль прибыло множество неевреев по Галахе, но большинство прошло гиюр без излишнего шума. Репатрианты девяностых годов тоже были к этому готовы, воспринимая гиюр как техническую процедуру, обусловливающую их интеграцию в израильском обществе. Но общество, в котором тон задают секуляристы, не было заинтересовано в таком решении, воспринимая неевреев как "пушечное мясо" в войне с религиозной частью общества.
Доктор Ашер Коэн вводит в научный обиход такое понятие, как "еврей в социально-общественном смысле" ("social Jew"). Он имеет в виду тех негалахи-ческих евреев, которые сами считают себя евреями и считаются таковыми в глазах их непосредственного окружения. Их практические проблемы можно и нужно решить. При этом Ашер Коэн рекомендует сузить аппликации Закона о возвращении, чтобы ограничить иммиграцию людей, которые не имеют и не хотят иметь ничего общего с еврейством. Доктор Коэн предлагает широко использовать гиюр как инструмент для ассимиляции и в отношении неевреев-иммигрантов, и в отношении поселившихся в Израиле иностранных рабочих. Он имеет в виду ортодоксальный гиюр (другого в Израиле пока нет), но настаивает на упрощении процедуры, причем не в теологическом, а скорее в бюрократическом аспекте. То есть гиюр не должен быть искусственно осложнен бюрократическими препятствиями и формальностями. Курсы гиюра должны быть общедоступны. Если речь идет о семейной паре, нужно поощрять женщин к прохождению гиюра, потому что именно они ответственны за идентификацию будущих поколений.

ЛОЯЛЬНОСТЬ К ИЗРАИЛЮ

Зеэв Гисин утверждает, что из 250 тысяч неевреев с точки зрения Галахи можно выделить около ста тысяч иммигрантов, которые не имеют ничего общего с еврейством. Эта группа неоднородна. На одном ее полюсе находятся люди, которые однозначно отождествляют себя с народом Израиля при противостоянии с арабами. На другом - люди, которые устанавливают с арабами тесные связи, деловые и семейные. Посередине - большинство этой категории, то есть люди, не готовые к ассимиляции и по вполне практическим соображениям заинтересованные в превращении Израиля в "государство для всех граждан".
Многие из них, считает Гисин, отрицательно относятся к сионизму и к самой идее еврейского государства.
Из исследования Гисина ясно видно, что отрицательное отношение к сионизму и к идее еврейского государства характерно не только для многих неевреев. Некоторые евреи по Галахе солидаризируются с палестинскими арабами "в борьбе против израильской оккупации". Как отметил доктор Гисин, эти люди убеждены, что к тому же самому стремятся Йоси Сарид и Йоси Бейлин. Такое мнение неверно, но ошибочное восприятие определяет электоральные симпатии этой группы, среди которой множество представителей интеллигенции. В России, полагает Гисин, эти люди выступали против политики властей в Чечне, а теперь они переносят свое отношение на Израиль, что побуждает их поддерживать палестинцев.

ИНТЕРЕСЫ ИММИГРАНТОВ

Любая иммиграция, по определению, стремится присоединиться к местному: обществу (мейнстриму). Алия девяностых - не исключение. Иммигранты принимают условия и правила игры, пpинятые государством, в котором они живут. Проблема в том, что в еврейском государстве правила игры не определены. Конфликт, который провоцируют идеологические секуляристы, наступающие на еврейский характер государства, посылает ложные сигналы иммигрантам. И их среда становится объектом подстрекательской пропаганды против государства и его институтов, законодательства, официальней религии и значительной части сограждан, Идеологические секуляристы мешают интеграции иммигрантов и выталкивают их на обочину общественной жизни. Не решая объективно существующих проблем, они создают новые, еще более острые. Действительно: летать на Кипр, чтобы сочетаться браком, неудобно и неправильно. Но еще более деструктивно венчать молодоженов в подворотне муниципалитета или предпагать невестам подождать до победы светской революции. Ведь личная жизнь и благополучие важнее принципиальной борьбы с законами государства, которые таковы, как есть. Большинству легче приспособиться к законам, чем тратить жизнь на то, чтобы их сменить.

ОБЪЕКТ ДЛЯ ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВА

Во всех странах Европейского союза магазины закрыты по воскресеньям. Но попробуйте представить себе ситуацию, при которой иммигранты в Италии выходят на демонстрацию у ворот МВД с обвинениями: мол, "из-за этих католических мракобесов" на улицах по воскресеньям закрыты все лавки и нет торговли. Как бы на такое отреагировала Итальянская общественность? И израильским иммигрантам не пришло бы в голову устраивать демонстрации напротив МВД по поводу торговли по субботам, если бы их к этому не стимулировали.
Представьте, что после скандала, связанного с сексуальной эксплуатацей подростков католическими священниками, возникло бы общественное движение, которое поставило себе целью дискредитировать все католические институты в государстве, а заодно и всех теологов, служителей культа и просто прихожан католических церквей. Возможно ли такое? Но в нашей стране гораздо менее обидные явления воспринимаются как предлог для обобщений, для травли и делегитимации религий, а также для дезорганизации работы по крайней мере двух ведомств - министерства внутренних дел и министерства по делам религий.
Подобная деятельность носит антиобщественный характер.
Во-первых, она наносит ущерб интересам иммигрантов.
Во-вторых, раздувая внутренние конфликты, она рассредоточивает энергию общества при противостоянии внешнему врагу.
В-третьих, эта деятельность направлена на эрозию еврейского характера страны, что создает концептуальную юридическую базу для возникновения в Израиле бинационального, а еще через поколения - исламского государства,
В-четвертых, такая деятельность дестабилизирует политическую систему и приводит к кризисам управления.
Многие помнят кампанию по лоббированию реформистского гиюра. Решение Верховного суда по этому поводу должно было дестабилизировать деятельность МВД и привести «правительственному кризису. К счастью, Ариэль Шарон и Эли Ишай с помощью формулировки Хаима Рамона сумели предотвратить кризис путем изъятия записи о национальности из удостоверений личности. Это устраивает всех, кроме реформистов.
Во главе лобби стоял председатель союза конгрегаций реформистскoro и консервативного иудаизма США Эрик Иоффе. Эта кампания происходила, заметьте, во время пика террористической деятельности палестинских арабов. Подавляющему большинству иммигрантов как и большинству остального населения Израиля, было не до статуса реформистскoro гиюра. Наша страна буквально истекала кровью. Мало кто из репатриантов и иммигрантов обратил внимание, что прибывший для выступления на комиссии кнессета по алие и абсорбции американский еврей Эрик Йоффе объявил о своем грандиозном плане осуществить массовый реформистский гиюр для выходцев из СНГ. Им было не до этого. Но этого нельзя сказать о лидерах и о руководителях Сохнута. Они прекрасно знали, о чем речь. К тому времени Эрик Иоффе на посту председателя союза конгрегаций реформистского и консервативного иудаизма США уже многое осуществил: "разоблачил политику Израиля на оккупированных территориях", осудил Шарона вместе с Бушем, учредил браки между гомосексуалистами в реформистских синагогах, отменил реформистские молодежные летние лагеря в Израиле. Этотт внушительный список достижений Эрик Иоффе решил дополнить еще и признанием реформистского гиюра в Израиле.
В этом случае Сохнут должен был однозначно принять сторону МВД. Во-первых, потому что Еврейское агентство не вправе содействовать дестабилизации правительства и дезорганизации работы министерств. Во-вторых, руководителям Сохнута прекрасно известно, что реформистский гиюр при существующих обстоятельствах не решит, а только усложнит личные проблемы тысяч иммигрантов.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ И ПРАВИЛА ИГРЫ

МВД, Сохнут и министерство абсорбции должны скоординировать позиции и дать совместный отпор подрывной деятельности секуляристов, нарушающих правила игры. Только четкое понимание юридических, экзистенциальных и политических последствий деструктивной деятельности секуляристов может способствовать координированному отпору их проискам. Необходимо выработать новые правила игры, которые сводятся к следующим.

1. Иммигрантская среда не должна становиться инструментом для дестабилизации правящей системы и социальных институтов Израиля.

2. Практические сложности интеграции иммигрантов не должны становиться предлогом для изменения статус-кво отношениях между религией и государством.

3. Подстрекательская деятельность против религиозных институтов, титульной религии и законодательства должна быть объявлена вне закона.

4. Нееврейские компоненты иммиграции приемлемы только при условии их ассимиляции.

5. Ультимативным форматом ассимиляци является гиюр по Галахе.

ВЫВОДЫ

Значительная часть израильского общества, как светского, так и религиозного, заинтересована в иммиграции, в том числе и нееврейской, но при условии ее однозначного присоединения к еврейскому большинству. От тех, кто не заинтересован в ассимиляции путем гиюра по Галахе, израильское общество вправе ожидать по крайней мере согласия, что Израиль - еврейское государство по сути и форме. В израильских условиях отказ от еврейского характера государства влечет за собой создание концептуальной базы для бинационального государства. А учитывая тенденции арабского мира вообще и палестинского общества в частности, любая арабизация равнозначна исламизации.

"Вести", 08.08.2002






  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria