Владимир Гордин

Заметка к Пуриму

Для того чтобы быть умным,
не достаточно носить очки.
Нужно еще плохо видеть.
Школьная премудрость.

Вопрос о чести и достоинстве перед евреями за нашу многотысячелетнюю историю вставал много раз. И отвечали на него по-разному. Кто-то менял фамилию на более благозвучную для лиц коренной национальности и демонстративно надрывался на ниве борьбы с безродным космополитизмом. Кто-то подчеркнуто почтительно здоровался с родственниками арестованных. Не так уж много времени прошло - помним.
В благополучной Европе такие вопросы тоже возникают. Евреи живут там в сравнительной безопасности более шестидесяти лет. Давно прошли те времена, когда у евреев отбирали детей, а самих крестили под угрозой изгнания из мест, где они и их предки прожили тысячу лет. За демонстративное отрицание Холокоста там можно попасть в тюрьму, хотя некоторых нацистских преступников почему-то от уголовной ответственности освободили. Конфронтация теперь проходит по иной линии. А проблема осталась - честь и достоинство нужно защищать (или не защищать) чуть по иному.
В европейском обществе нетактично напоминать о временах недавних, когда евреи пытались укрыться от Гитлера в странах им еще не завоеванных, их туда не пускали. Отрицать это невозможно, а вот напоминать - нетактично. А если напомнить, что евреям, прибывшим из завоеванной фашистами Европы к берегу подмандатной Палестины на каком-нибудь полуразвалившемся пароходике, приходилось рассчитывать на ружейно- пулеметный огонь английских войск с берега ?
Удивляться этому не приходится. Англичане старались ладить с арабами, - чтобы те не выступили единым фронтом на стороне Гитлера. Й.Геббельс писал в своем дневнике: "Арабы чтут Гитлера как святого". Преувеличивал, конечно, градус почитания. Но и Ирак при итало-немецкой помощи во главе с бывшим муфтием Иерусалима восстал против англичан весной 1941, и египетский офицер Анвар Садат посылал с самолетом разведданные Роммелю в 1942. Тут много связей было:
Известна фраза Г.Гиммлера, сказанная другому "этнографу", Й.Геббельсу: "...Ничего не имею против ислама, потому что он обещает мусульманам рай, если они погибнут в бою, - то есть, эта религия очень прагматическая и привлекательная для солдат!".
Так что английский интерес требовал кинуть арабам кость. А то, что это были еврейские жизни, - кому охота помнить? Не английские же.
Кому охота вспоминать про декларацию Бальфура ? Ее подписали в конце 1917 года, когда Россия перестала быть союзником, а рекрутов на фронтах катастрофически не хватало. И мудрые министры Его Величества в обмен на Еврейский Легион для турецкого фронта пообещали национальный еврейский очаг в Палестине. Но, как давно было сказано, <У Англии нет постоянных союзников, а есть постоянные интересы>. Так что потом, когда случилась победа, стали от этой самой обещанной Палестины отщипывать кусочки. Сначала, еще в 20-е годы отщипнули Заиорданье - нужно было обустроить дружественного эмира Абдаллаха. Затем стали делить и переделивать узенькую полоску между Иорданом и Средиземным морем.
Плевать, что в каждой английской церкви лежит Библия, в которой написано, кто купил дубраву Мамре и пещеру Махпела и даже сколько заплатил за них хеттянину Эфрону, сыну Цораха. Когда арабы в 1929 году захотели устроить погром в Хевроне - городе, где евреи жили у пещеры Махпела тысячелетиями, - помешать погромщикам было бы неполитично. Not polite. А когда, в результате погрома, живых евреев там не стало, можно эту землю признать исконно арабской - жалко что ли. Людей, которые пытаются напоминать: две тысячи лет назад тут: можно признать дурачками или фанатиками. Действительно, предки современных англичан, французов и испанцев жили тогда где-то к востоку от Рейна. Такая история не считается. Позвольте, ведь в Библии написано, что:. Мало что написано - напоминать об этом not polite.
А почему ? В чем тут корень такой европейской податливости ? Да в подсознательном желании обывателя откупиться от агрессора и жить спокойно. А откупаться лучше всего чем-нибудь чужим. Англичане и французы в 1938 году откупились Чехословакией. Жители этой страны, в свою очередь, откупились жизнями своих евреев и аккуратным изготовлением танков для вермахта на заводах Шкода. Все понятно, - страх. Умри ты сегодня, а я - завтра.
Разумеется, какому-нибудь английскому профессору неприятно признаваться даже самому себе, что его воззрения основаны на шкурных соображениях. Ему приятнее читать в газетах, что он - борец за права угнетенных арабов. И пусть Израиль <как-то> договорится с теми, кто поставил своей религиозной целью его уничтожить. Казалось бы, 11-го сентября всем доказали, что и Запад эти не оставят в покое. Что Запад является "землей джихада", которую нужно рано или поздно привезти к общему знаменателю. Но ведь это когда еще будет. А пока можно посмотреть футбол и выпить пива. Можно, если кинуть им в пасть евреев. Разумеется, после Холокоста еще нельзя так откровенно: Говорится эвфемизмами - борьба с агрессивной политикой Израиля на оккупированных арабских территориях. Как и во времена борьбы с безродным космополитизмом, все всё понимают.
И евреям в такой Европе, чтобы преуспевать, нужно к таким веяниям приспосабливаться. Можно, разумеется, вспомнить о чести и намекнуть европейскому обывателю насчет трусости и предательства. Но за такие намеки можно, конечно, не на Колыму загреметь, а очень демократично заработка лишиться. Обыватель, он свой коллективный интерес понимает и неприятных намеков не любит - станет бойкотировать, товар не купит, должность не предоставит и т. д. Приходится приспосабливаться. Подпевать под эту дудочку.
А, начавши подпевать, хочется и самому молодцом выглядеть, а не трусом. Это я не из-за страха, а так, - из демократических убеждений. Пусть эти израильтяне сделают везде все красиво! И не говорите, что это невозможно. Что вам стоит, попробуйте перестать защищаться, - вдруг все образуется само собой, и наступит всеобщие мир и благоденствие. Ну, а если вас там всех перережут, - на то воля Аллаха. В Холокост вас погибло шесть миллионов ? Ну, так у вас уже и опыт есть. А мы потом огорчимся за вас. У нас тоже опыт есть.
Я это все по поводу недавней заметки Мартина Ходжсона в "Independent", переведенной в "InoPressa" и "Еврейском слове". Сотня английских евреев создала новую организацию "Независимые еврейские голоса", поскольку "Важно, чтобы неевреи знали, что есть евреи, которые не согласны с кажущимся консенсусом еврейского сообщества, считающего хорошим евреем только того, кто поддерживает Израиль". Ну что же, эта цель достигнута - неевреи знают.
Ситуация старая. Полторы сотни лет назад одному музыканту, австрийскому еврею, хотелось получить должность придворного капельмейстера. Но для этого нужно было креститься. Крестился. Получил должность. Однако император заметил: "Евреем он мне нравился больше". Так что большой чести эти "независимые" ребята не сыщут. В пределах 30 сребренников. Такса такая.
Ходжсон аттестует этих "независимых" как интеллектуалов. Я не очень понимаю, почему модельер должен считаться интеллектуалом ? Ну, судя по фотографии, волосы у него длинные. Точно, интеллектуал. Впрочем, очки не помешали бы.
Колеблющиеся (а таких на планете ой как много) получили подтверждение нехитрой лживой мысли: евреи живут не в своей стране, что они не имеют право защищаться так, как защищаются граждане других стран. Как вели войну страны Оси евреям известно, в том числе и по семейным историям. Нам ли не знать и не помнить. Добавлю, однако, что в Германии, Италии, Японии под бомбами погибли сотни тысяч мирных граждан. А весь ответ: ну что же делать, была война.
Сразу после войны из Чехословакии были самым безжалостным способом высланы три с половиной миллиона судетских немцев и сто тысяч венгров. Трудно было ожидать, что эти сломленные событиями люди будут устраивать теракты, захватывать заложников и т. п. Но их выслали (не при коммунистах, а еще при Бенеше), и никто не пеняет демократическим Чехии и Словакии, что они поступили неправильно. А попробуй кто в Израиле заикнуться о депортации семей убийц-террористов - всемирный протест обеспечен. Как они, эти евреи, смеют защищаться, наносить ответные удары? Для всякого, кто склонен сопоставлять факты, вопрос довольно ясный. Но член интеллектуальной сотни, почетный раввин либеральной еврейской синагоги (видимо, бывают антипочетные раввины и нееврейские синагоги, но я не слыхал), Давид Гольдберг полагает: <Когда зарубежные евреи, поддерживающие Израиль, не высказываются против катастрофической политики, которая не гарантирует безопасность его гражданам и одновременно не создает нужного климата, чтобы попытаться достичь справедливого мира с палестинцами, они тем самым наносят ущерб долгосрочным интересам самого Израиля>.
Даже флот Ее Величества и благоразумие почетных раввинов ничего не гарантируют - в Гайд-парке собираются ставить памятник жертвам террактов. Не в Хевроне, не в Иерушалаиме, не в Сдероте - в доброй старой Англии. Какие уж тут гарантии?
В Израиле много проблем: в экономике, образовании и т. п. Эффективность его бюрократической машины оставляет желать много лучшего. Злоба врагов его изнуряет народ. И не знать это почетный раввин не может. Если он читал У.Черчилля, то, конечно, не забыл речь, которую тот произнес в парламенте 13.5.1940, став премьер-министром в дни поражений и позора страны: "Я не могу предложить ничего, кроме крови, труда, слез и пота>. Конечно, все это Гольдберг знает. Но притворяется. И не из-за "долгосрочных интересов Израиля", а из-за своих собственных. В долгосрочном плане заявления <интеллектуалов> приведут к усилению антисемитской пропаганды и атак на евреев. Но, прочитав в утренней газете про очередные метания камней, поджоги, удары ножом, выстрелы из-за угла, взрывы, будет почетный раввин поглаживать живот и солидно произносить - я же предупреждал, надо было раньше сдаваться:
В своем заявлении "Независимые еврейские голоса" пишут, что Совет Еврейских Депутатов (Board of Deputies) плохо представляет их мнение. Этот Совет существует уже два с половиной столетия. Напомню, что известным его членом и главой был легендарный виконт М.Монтефиоре (1784-1885), шериф Лондона и графства Мидлсекс, член Королевского общества, пожалованный в рыцари Англии королевой Викторией. Виконт помогал и спасал евреев и неевреев в разных странах. В своем ответе "независимым еврейским голосам" Дж.Бенджамин, исполнительный директор Board of Deputies демократично отмечает, что есть возможность "выражать свое мнение и в рамках нашей организации". К сожалению, этот ломоть отрезан - между критикой и предательством есть различие.
Хорошо бы этим "еврейским интеллектуалам" перед Пуримом (есть такой праздник у евреев) прочитать из свитка Эстер следующее: "Не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском из всех иудеев. Ибо, если ты промолчишь в такое время, спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете, и кто знает, не для такой ли поры и достигла ты царского...".
К счастью, так думают и думали не все англичане. Во время погрома начальник полиции Кафаратта вместе с единственным еврейским полицейским, рискуя жизнью, пытались остановить погром: стреляли, спасали. Многих спасли и эвакуировали.
В эти же дни с погромом в Иерушалаиме боролись британские граждане - около 70 человек, в том числе 28 студентов теологического колледжа из Оксфорда. Они вооружились, и в минуты, когда судьба евреев города висела на волоске - погромщики убивали всех, помогли полиции и бойцам Хаганы отбить их атаки и продержаться до прихода подкреплений. А ведь могли бы и где-нибудь в гостинице отсидеться, а не лезть под пули и ножи.
Капитан разведки армии Его Величества, Чарльз-Орд Уингейт спустя несколько лет прибыл в Хайфу для организации отпора арабскому террору. Нужно было защищать стратегически важный нефтепровод из Ирака. Для английского капитана, ежедневно рисковавшего своей жизнью, было ясно, чья это земля, и на чьей стороне справедливость. И что надлежит делать: "Арабы считают, что ночь принадлежит им: Британские войска и полиция запираются на ночь в своих укреплениях. Но мы, евреи, покажем, что можем нарушить их планы". И в чем интерес Англии. "...поскольку британские войска действуют в чужой стране и не привыкли к ее условиям, не знакомы с языком ее обитателей, необходимо создать смешанные группы из солдат и верных местных жителей, действующих под видом полицейских. Единственными местными жителями, на верность которых можно положиться, являются евреи: они дисциплинированы и самоотвержены в бою: Веет духом мировой войны, и Великобритания не сможет содержать значительные силы в этой стране. Необходимо будет использовать часть верных местных жителей для обороны страны...". Начальство же после Мюнхена и опубликования Белой книги весной 1939 года полагало иначе. Уингейта из Палестины отозвали, а в личном деле записали: "Орд Уингейт - хороший солдат, однако, во всем, что касается Палестины, с точки зрения безопасности, ему доверять нельзя. Интересы евреев в его глазах более важны, нежели интересы его страны. Не следует давать ему возможность еще раз прибыть в Палестину".
Не дали такую возможность и после смерти. В марте 1946 корабль "Уингейт" пытавшийся доставить из Венеции в Палестину 238 нелегальными олим, - евреями, уцелевшими в Катастрофе, был перехвачен британским ВМФ.
Генерал Уингейт погиб в конце войны, - его самолет разбился в Бирме. Черчилль в мемуарах упоминает его как одного из самых перспективных генералов Империи. А мы можем помянуть как редкого друга.

5.03.2007


  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria