Кэролин Глик

Иллюзия Рио-Гранде

Понятие «размеживание» скрывает за собой «идеал границы» - ложную иллюзию. Единственный идеал, который действительно может объединить и привести к процветанию - это национальная безопасность
С того времени, когда приближеные Ариэля Шарона придумали выражение «размеживание», противники отступления Израиля из каких-либо его частей жалуются – и справедливо – на словесную прачечную, запущенную в ход пропагандистской машиной, созданной вокруг политической линии, принятой Шароном. Противники левацкого подхода, утверждающего, что безопасность Израиля тем больше, чем больше своей земли Израиль дает палестинским террористам, многократно указывали на опасность этого подхода, но они оказались бессильными против термина «размеживание».
В понятиях географических, этнических, социальных, политических и военых термин «размеживание», - точно так же, как термины «разделительный забор» или «план разъединения», также, как и «линия соприкосновения» - это прежде всего психологическое понятие, имеющее дело не с действительностью, а со страстным израильским желанием: удрать из нашего враждебного окружения посредством установления границы между нами и нашими соседями. Ведущий журналист газеты «Гаарец» Ари Шавит в статье, опубликованной в конце августа после окончания операции отсупления из Газы и Северного Шомрона, утверждал, что сущность этой операции заключается в том, что после «окончания эпохи, когда царил дух поселенчества, и окончания эпохи, когда царила идея мира наступает теперь очередь идеи границы».
Проблема заключается в том, что граница может существовать только в том случае, когда люди с обеих ее сторон признают ее и воспринимают ее одинаковым образом. «Палестинцы» не признают право Израиля на установление границы, и потому любая линия границы, которую установит Израиль, будет признана как таковая только с одной стороны. То есть Израиль не будет ее пересекать, тогда как «палестинцы» будут настаивать на их праве пересекать ее, как им захочется. Но реальность это одно, а страстное желание – это другое: израильтяне хотят отмежеваться.

Спросите мексиканцев

В своем страстном желании отмеживаться от арабов израильтяне не уникальны. Аналогичный синдром односторонней границы характерен для всего западного мира. Возьмите, например, постоянно нарастающий конфликт между США, с одной стороны, и Мексикой, с другой стороны. Для того, чтобы уменьшить нелегальную иммиграцию мексиканцев в США через протяженную границу между США и Мексикой, американцы собираются сейчас постоить гигантскую разделительную стену вдоль международной границы по Рио-Гранде.
Мексиканское правительство утверждает, что этот план является нарушением прав человека мексиканцев и организует из испаноязычных американцев группы давления с тем, чтобы предотвратить реализацию этой идеи. Мексиканское правительство уже много лет поощряет мексиканских граждан нелегально эмигрировать в США и даже требует, чтобы США перестали соблюдать существующие там иммиграционные законы по отношению к тысячам мексиканцев, ежедневно незаконно проникающих на их территорию.
Подобным же образом правители арабских средиземноморских стран таких как Марокко, Тунис и Алжир категорически отказываются предотвращать массивную нелегальную эмиграцию своих граждан в европейские страны. На этих двух примерах можно видеть проблематичность понятия «граница»: различие в понимании ее между людьми, находящимися по обеим ее сторонам относительно ее смысла и практики.
В западном мире все больше растут круги, стремящиеся отгородиться от враждебной международной среды. Статья, опубликованная в журнале «Нью критерион» предвидит мрачное будущее Западной Европы в связи с низкой рождаемостью среди ее коренных жителей. Автор рубрики Марк Стайн объясняет этот синдром следующими словами: «Второстепенные предпочтительности общества [как, например] государственные системы здравоохранения, продленный день в школах и отпуск отцам по случаю рождения ребенка – приобретают более высокий ранг, чем такие первостепенные требования, как национальная оборона, религия и как основа всего – естественная рождаемость», без которой не будет рабочей силы, способной обеспечить будущее политики соц.обеспечения, столь дорогой сердцу западного общества.

Размеживание как мировозрение

Так же как у европейцев, и у израильтян есть тенденция абстрагироваться от проблем первостепенной национальной важности таких, как безопасность и сохранение национального еврейского характера государства. Формулировка понятия «размежевание» позволяет превратить иллюзорную страсть в мировозрение и в привлекательный политический план, точно также, как это делал термин «мир» в предыдущее десятилетие. Ведь если есть возможность отмеживаться от окружающей обстановки, то, в конце концов, у народа Израиля появляется возможность найти время для дискуссии о вещах «действительно важных», таких как субсидии для матерей-одиночек, проблем канализации в квартале Аргазим в Тель-Авиве и сексуальном поведении мужа Шери Арисон.
Нет сомнения, что израильские СМИ ответственны за проталкивание этой иллюзии. Израильские обзоры происходящего в палестинской автономии, не говоря уже о том, что происходит в Иране, Сирии, Ливне, Египте и Ираке, в лучшем случае столь апатичны и поверхностны, что у смотрящего израильское телевидение или читающего израильскую прессу должно сложиться впечатление, что события, происходящие в Рамалле, Рафиахе, Иерусалиме и Дамаске совершенно его не касаются. Ракеты падают в окрестностях Ашкелона и аль-Каида атакует на севере, но – главное – Сильван Шалом ненавидит Биньямина Нетаньягу. В лучшем случае все три события освещаются израильскими СМИ на одинаковом уровне важности. Обычно же попытки Сильвана ослабить и унизить Биби заслуживают гораздо большего внимания и места, чем попытки повредить нефтепровод Ашкелон-Эйлат и возрастающая активность аль-Каиды против Израиля из Ливана и Газы.
Через две недели будут выборы в «парламент палестинской автономии». Большинство комментариев и обзоров происходящего среди «палестинцев» накануне выборов сфокусированы вокруг сиюминутных вопросов: победит ли ХАМАС на выборах? Будут ли иерусалимские арабы голосовать в пределах городской черты? Это интересные вопросы, но они упускают суть. А суть заключается в том, что происходит в среде «палестинцев»: анархия, террор, взяточнество, бедность, идеология тотальной ликвидации Израиля – это истинная картина реализации пророчества «два государства для двух народов». Не имеет значения, кто выиграет в ближайших выборах – это все равно будет террорист. «Палестинцы сами говорят, что относительно желания уничтожить Израиль (или «политических программ» соперничающих сторон) нет разницы между ООП и ХАМАСом. Принципиальная разница между двумя движениями, говорят «палестинцы», в том, что ХАМАС не воспринимается прогнившим, как ООП, и поэтому даже арабы-христиане поддерживают его.
Таким образом, мы подходим к решающему факту, который мы игнорируем с самого начала создания «палестинской автономии» в 1994 г.: мы уже знаем, что такое «палестинское государство». С точки зрения Израиля, у этого государства есть четыре главных свойства.
Во-первых, это государство-выкидыш, как Сомали, и оно всегда будет государством-выкидышем, как Сомали. Никогда не будет в нем власть закона, а только власть хаоса и банд. Оно не будет бороться с террором, а будет поощрять его. Оно не создаст инфраструктуру, экономику или идеологию, стремящиеся к прогрессу или экономическому процветанию. Превращение поселков Гуш Катиф в тренировочные лагеря террористических организаций - это только частный пример, иллюстрирующий общее правило.
Во-вторых, «палестинское» руководство, безразлично будет ли это руководство ООП или ХАМАСа, всегда будет разговаривать двусмысленно (на два голоса). С арабскими странами и со странами третьего мира оно будет разговаривать как правительство суверенной «Палестины» и подписывать международные соглашения. С западными странами и ООН оно будет утверждать, что они не могут признать независимость «Палестины» до тех пор, пока «палестинцы» живут «под гнетом оккупации». Так было, напомним, накануне отступления из сектора Газы: «палестинское руководство» по-новому определило границы Сектора, чтобы иметь повод утверждать, что мошав «Нетив а-Асара» находится на территории Газы и, следовательно, оккупация продолжается. И даже если Израиль отступит с 95% территории Иудеи и Самарии, «палестинцы» будут утверждать, что оккупация продолжается. Если Израиль отступит из восточной части Иерусалима, «палестинцы» вернутся к картам раздела 1947 г. и будут утверждать, что оккупация продолжается в Галилее и в Негеве. И так без конца.
В-третьих, как это произошло в Газе в последние месяцы и как это было в после отсупления Израиля в Иудеии и Самарии в 90-х годах, «палестинцы» будут использовать любую территорию, оставленную Израилем, для усиления терроризма. На этой неделе глава ШАБАКа Юваль Дискин засвидельствовал, что после отступления Израиля нелегальная переброска вооружения в Газу из Египта выросла на 300%. Количество террористических актов и попыток совершения терактов в последние месяцы выросло почти в шесть раз. «Палестинские» источники утверждают, что это лишь вопрос времени, когда при помощи зенитных ракет, заброшенных в Газу в последние два месяца, будет сбит израильский военный вертолет.

Государство, которое не признает само себя

На международном уровне, как результат национальных интересов европейских государств – зависимость от источников нефти в Персидском заливе, мусульманское меньшинство в западной Европе и стремления боднуть США на удобном поле боя – отступления Израиля не повлияют на отношении Европейского сообщества ни к Израилю, ни к «палестинцам». Европейцы будут продолжать поддерживать «национальные права палестинцев». В обстаноке отсутствия упорного и аргументированого израильского сопротивления американцы, как они это делают сейчас, продолжат давить на Израиль, требуя дальнейших территориальных уступок, с целью получения дипломатической "тишины" от арабских и европейских государств.
Из всего этого следует один простой вывод, что израильская страсть приобрести границы не может быть переведена на язык политических реалий. Факт заключается в том, что – ни в ближайшей перспективе, ни в долгосрочной – у Израиля нет никакого интереса, проталкиваемого путем передачи арабам израильских земель, в продолжении стремления к созданию «палестинского государства», которое практически и без того уже существует. Это государство никогда в жизни не признает существования себя.
Если все это правильно, тогда встает вопрос, что делаем? В операции «Защитная стена» Ариэль Шарон доказал, что когда руководство Израиля стоит на праве Израиля на самооборону, израильское общество поддерживает его. В обозримом будущем «палестинские» реалии не претерпят изменений, и поэтому израильская политика должна строиться не на иллюзиях границы, а на праве на национальную безопасность. У Израиля есть и способность, и средства обеспечить свою безопасность. Но для того, чтобы реализовать эту способность, израильское руководство должно привести народ Израиля к признанию реальности, в которой мы живем и к понимаю фактов, от которых нельзя отмеживаться. Идеал границы – это ложная иллюзия. Единственный идеал, вокруг которого мы можем сплотиться на многие годы и прийти к процветанию, это идеал национальной безопасности – какими бы ни были наши стремления облегчить жизнь матерей-одиночек.

"Макор Ришон" , 21.03.06

         Перевел с иврита: Авигдор Коэн , МАОФ

  • Кэролин Глик Это - холодная война

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria