Кэролин Глик

Монопольное СМИ подавляет "Латму" и "Исраэль Хайом"

Верховный суд защищает не права. Он защищает левых.

В минувшее воскресенье правительство приняло закон, объявленный как крупная реформа израильского вещания.

Кабинет проголосовал за закон 18-2, отменяющий плату за общественное вещание, закрытие старого источника общественного вещания и создание нового государственного вещательного органа, свободного от пережитков старого.

Однако законопроект об общественном вещании, одобренный правительством для представления в Кнессет, оставил нерешенной большую проблему. Основной причиной возражений представителей общественности против платы было то, что им не нравится то, за что они платят. С некоторыми исключениями, общественное вещание банально, неинтересно и непрофессионально.

Более того, оно либо отражает мировоззрение узкого постсионистского круга населения, либо не отражает ничего.

Решение о закрытии органа вещания и открытии его под другим именем, но уже без оплаты – это достижение. Но это также и упущенная возможность.

В последний момент министр юстиции Ципи Ливни вставила в законопроект радикальные поправки, обеспечивающие реформированное общественное вещание субсидированной платформой левых радикалов.

Первоначальный законопроект, написанный министром связи Гиладом Эрданом в соавторстве с министром финансов Яиром Лапидом, предоставлял право комитету выдвигать неограниченное количество кандидатов для работы в совете директоров нового трансляционного органа, состоящего из девяти членов. Комитет должен был возглавляться невыборным судьей Верховного или окружного суда в отставке, и укомплектован двумя другими членами, назначаемыми судьей.

В первоначальном проекте судья должен был предоставить список министру связи, который имел бы право утвердить его или наложить вето на отдельные имена в списке. Хотя эта система давала бы судьям в отставке огромную власть представлять в системе общественного вещания свою политическую идеологию, министр сохранял бы некоторую возможность блокировать коррупцию радиовещательной независимости. Поскольку новые министры назначаются из разных политических партий раз в несколько лет, по всей вероятности, власть министра обеспечивала бы некоторую степень политического многообразия среди членов комиссии.

Поправка Ливни свела на нет власть нового министра. Ее версия, принятая Эрданом и одобренная правительством, дает судье право предоставить министру закрытый перечень из девяти человек, и министр может либо утвердить, либо отклонить весь список.

Кроме того, первоначальный законопроект давал министру и правительству право уволить генерального директора нового органа. В измененной Ливни версии только судья имеет такое право.

Так кто же этот всемогущий не избираемый судья? Поскольку подавляющее большинство членов Верховного суда относятся к радикально левым, справедливо предположить, что судья будет радикально левым.

Можно допустить, что среди судей районных судов в отставке, которые также могут работать в комитете, есть и не радикалы. Но закон о среднестатистических показателях сильно склоняется в пользу леворадикалов.

В результате новый законопроект не только обеспечивает идеологическое подчинение в комитет путем предоставления одному человеку существенной власти выбирать весь комитет, но он гарантирует, что идеологическая направленность комитета почти наверняка будет левой.

Это как раз в духе левых. Они подавляют независимое мышление, внедряя везде своих членов и предотвращая открытый обмен на рынке идей. Как следствие, новости и индустрия развлечений Израиля по большому счету закрыты для сионистских голосов.

Рассмотрим сагу сайта «Latma». В феврале 2009 года я основала «Latma», сатирический сайт на иврите, финансируемый частными благотворителями. Премьера нашего главного сатирического выпуска новостей «The Tribal Update» («Племенное обновление») состоялась в мае 2009 года.

Цель «Latma» состояла в том, чтобы развлекать зрителей и в то же время сосредотачивать их внимание на священных коровах левых элит, которые контролируют средства массовой информации, правовую систему и научные круги. До появления «Latma» эти элиты были неуязвимы для эффективной критики.

Результат не заставил себя ждать, и был чрезвычайно успешным. Через три месяца после запуска сайт «Племенное обновление» стал самым популярным сайтом в израильском интернет вещании. Через год после его запуска «Latma» уже получила международное признание и имела десятки миллионов хитов.

Многие в индустрии вещания были уверены, что если «Племенное обновление» «Latma» транслировалось бы по телевидению, оно стало бы самым популярным сатирическим телешоу за последние десятилетия. И все же ни один из коммерческих телеканалов не проявил к нему никакого интереса.

Это относится к левому государственному телевидению.

Предполагалось, что канал 1 мог бы заинтересоваться нашим шоу. И действительно, в 2010 году он запросил пилотную трансляцию и сразу же принял ее. Руководство канала начало переговоры о подписании контракта, желая транслировать сериал на протяжении сезона. Но потом все прекратилось, затем началось опять, и затем прекратилось, снова и снова.

За последние четыре года «Latma» неоднократно проходила через все комитеты, которым поручено утверждать новые программы. Но мы так и не получили контракт.

Осенью прошлого года вмешался Комитет Кнессета по образованию. Депутат Айелет Шакед от «Еврейского дома» потребовала, чтобы канал 1 объяснил свое отношение к «Latma».

Председатель комитета Амрам Мицна от крайне левой партии Ципи Ливни «Hatnua», потребовал, чтобы канал немедленно подписал контракт с нами. Через три месяца, когда ничего не случилось, было созвано еще одно заседание, на котором Мицна, несмотря на свою идеологическую близость с оппонентами «Latma», снова галантно приказал каналу 1 подписать контракт с «Latma».

Возможно, это еще случится. Наш продюсер недавно встречался с руководителями канала и провел продуктивные переговоры.

Но даже если у этой истории будет счастливый конец, эпопея, которую претерпела имеющая откровенно сионистское содержание «Latma», не имеет прецедентов.

Вмешательство Ливни в новый закон о вещании, как минимум, гарантирует, что шоу, похожие на новости «Племенное обновление» «Latma», очень редко будут появляться на государственном телевидении.

Единственный способ исправить ситуацию в медиа-бизнесе – это перестать управлять им. Единственный способ услышать все голоса – не управлять никакими голосами.

Но вместо того, чтобы убрать власть идеологически однородных инспекторов, правые политики дают им больше власти. Таким образом, они сотрудничают с левыми, увековечивая систему, по сути, дискриминирующую их и выступающую против их идеологических лагеря, составляющего большинство населения.

Рассмотрим Интернет. Во вторник «The Wall Street Journal» опубликовал статью, описывающую изменения, провоцируемые содержанием онлайн-видео в рекламной индустрии. Лидеры рекламной индустрии США прогнозируют, что к 2018 году большинство американских рекламных долларов будут потрачены на онлайн-политические платформы, а не на традиционные телевизионные сети.

В Израиле ситуация аналогична США. Производители политических передач, например, «Latma», отнимают постоянно расширяющийся сегмент зрительской аудитории от телевизионных программ.

И это вполне понятно. Не сдерживаемые «объективными» регуляторами, онлайн производители политических передач могут выставлять все, что захотят. В отличие от традиционных вещателей, они имеют успех или неудачу в зависимости от качества своей продукции, а не в силу своих политических связей и характера политических взглядов.

В феврале Эрдан, вместо того, чтобы защищать свободный доступный рынок идей в Израиле, сформировал новый комитет, состоящий в основном из регуляторов. В его задачу входит определение того, как регулировать медиарынок в эпоху Интернета, чтобы защитить коммерческую жизнеспособность коммерческих вещательных станций, находящихся в ведении членов закрытого клуба постсионистских вещателей.

Другими словами, новый комитет должен найти способы ограничить Интернет для того, чтобы гарантировать потребителям ограниченный выбор.

Ситуация в печатных СМИ аналогично обескураживающая.

В марте депутаты от коалиционных партий стали соавторами законопроекта, очевидная цель которого состоит в закрытии бесплатной общенациональной ежедневной газеты «Исраэль Хайом», принадлежащей американскому еврейскому магнату казино и консервативному филантропу Шелдону Адельсону.

Законопроект предусматривает, что все государственные ежедневные газеты будут платными, что сделает бизнес-модель «Исраэль Хайом» незаконной.

До появления «Исраэль Хайом» семь лет назад все ежедневные газеты Израиля, издающиеся на иврите массовым тиражом, вместе с телевидением и радио новостями, были одинаково антагонистичны по отношению к премьер-министру Биньямину Нетаньяху.

«Исраэль Хайом» – это не газета правого толка. Если судить по журналистам, работающим в «Исраэль Хайом», все они, в том числе, редакторы, за исключением нескольких спортивных репортеров, левые. И их мнения отражены в газете, хотя и в несколько меньшей степени, чем в конкурирующих газетах.

И все же, с момента ее появления на рынке, «Едиот Ахронот», ее основной конкурент, и «Маарив», хронически неплатежеспособный клон и конкурент «Едиот», пытаются поставить ее вне закона. Нынешний законопроект является шестой попыткой законодателей, дружественных газете «Едиот», принять закон, способный положить конец конкуренции.

Самое неприятное в этом законопроекте то, что его соавторами стали Шакед и поддерживаемый партией «Еврейский дом» министр экономики Нафтали Беннет.

Хотя абсолютно верно, что «Исраэль Хайом» ставит Нетаниягу выше Беннета и Шакед, верно также и то, что «Едиот» и «Гаарец» отдают предпочтение постсионистской партии «Мерец», ставя ее над всеми ими.

Закрыв «Исраэль Хайом», они не смогут обеспечить справедливое освещение ситуации в СМИ. Единственный способ добиться честной информации – это отказаться от протекции и государственного регламентирования всех СМИ.

На днях «Исраэль Хайом опубликовала статью, справедливо утверждающую, что законопроект Кнессета неконституционен, поскольку нарушает Основной закон Израиля о свободе деятельности и посягает на свободу выражения мнения. В подтексте статьи звучало, что если закон будет принят, последует обращение в Верховный Суд.

Но это было бы бесполезно. Верховный суд не занимается защитой прав. Он защищает левых. За свой грех поддержки Нетаниягу «Исраэль Хайом» может ожидать, что суд растопчет ее права так же, как были растоптаны права Arutz 7 в 2002 году, когда суд без всяких оснований постановил, что Аруц 7 неконституционен, и отказал ему в лицензии на вещание.

И так движение по порочному кругу будет продолжаться. Левые судьи будут назначать левых инспекторов. Инспекторы будут действовать согласованно с левыми вещательными компаниями, блокировать сионистские голоса и уничтожать всех не левых конкурентов. Близорукие правые политики будут сотрудничать с этой коррупцией, выигрывая тактические бои против своих оппонентов и в то же время одерживая стратегическое поражение в войне идей.

Это наша система. И пока наши лидеры не откроют рынок идей для конкуренции, она таковой останется.

Перевод Елены Любченко, "Трансляриум"

"The Jerusalem Post", 05.2014 г.

Каролин Глик - старший сотрудник Центра политики безопасности на Ближнем Востоке (США), заместитель редактора газеты Джерузалем Пост


  • Другие статьи о 20-летии договора "Осло"

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria