Кэролин Глик

Успехи сирийской дипломатии

Это была прекрасная неделя для сирийской дипломатии.
Во-первых, вместе со своими большими иранскими братьями сирийцы получили место за столом переговоров рядом с представителями США на конференции по безопасности Ирака, прошедшей в Багдаде в конце прошлой недели.
В то же самое время, когда их подчиненные обменивались взаимными обвинениями с представителями США, сирийский диктатор Башар Асад и иранский министр обороны Мустафа Мухаммад Наджар собрали сирийских и иранских генералов на встречу в верхах в Дамаске. В воскресенье Наджар объяснил репортерам цель этой встречи, сказав: «Мы считаем возможности сирийских вооруженных сил равными нашим и убеждены, что укрепление оборонительных связей … поможет противостоять угрозам врагов».
Наджар добавил, что Иран «предлагает Сирии содействие всех оборонительных возможностей Ирана». Встреча завершилась в понедельник, когда Наджар подписал меморандум взаимопонимания в вопросах военного сотрудничества со своим сирийским коллегой Хасаном Туркмени.
Во вторник помощник госсекретаря США по вопросам беженцев Эллен Сауэрбри стала первым высокопоставленным сотрудником правительства США, посетившим Сирию после того, как Дамаск в феврале 2005 года организовал убийство бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири.
Следующим за Сауэрбри оказался комиссар Европейского Союза по международным отношениям Хавьер Солана. Как и Соуэрбри, Солана был первым высокопоставленным представителем ЕС, ступившим на землю Сирии после убийства Харири. В отличие от Сауэрбри, которая прибыла и убыла без особого шума, Солана воспользовался представившейся возможностью, чтобы сбросить дипломатическую бомбу.
Стоя рядом с сирийским министром иностранных дел Валидом Муалемом, Солана объявил: «Мы готовы приложить максимум усилий для того, чтобы ваша страна Сирия вернула себе территории, отнятые у вас в 1967 году».
Это заявление Соланы должно было вызвать весьма серьезную озабоченность Израиля. 17 лет назад один американский дипломат сделал подобное заявление другому арабскому диктатору. Вскоре за ним последовала война.
25 июля 1990 года тогдашний посол США в Ираке Эприл Глэспай имела роковую встречу с Саддамом Хусейном. Это случилось на фоне массивного наращивания иракских войск вдоль границы с Кувейтом. Когда Глэспай задала Саддаму вопрос о целях этого сосредоточения, она получила от него уклончивый и осторожный ответ. Согласно протоколу этой встречи, который она отправила в тот же день в Вашингтон, Глэспай сказала Саддаму, что США не собираются вмешиваться во внутри-арабские споры.
И тогда, и по сей день существует общепринятое мнение, что Садам истолковал слова Глэспай как молчаливое согласие американцев с иракским вторжением в Кувейт, которое и произошло восемью днями позже.
Заявление Соланы о том, что Европа поддерживает восстановление сирийского контроля над Голанскими высотами, было сделано во время массивного наращивания сирийского наступательного оружия вблизи границ с Израилем. В начале этой недели израильское военное командование сообщило, что с последнего сентября Сирия разместила в непосредственной близости от границ с Израилем от 1000 до 3000 реактивных установок и ракет.
Это сообщение было сделано вскоре после очевидного убийства российского журналиста Ивана Сафронова. Сафронов, который разбился насмерть 2 марта в Москве в результате падения из окна своей квартиры, расположенной на пятом этаже, как раз перед своей смертью сказал редакторам газеты «Коммерсантъ», сотрудником которой он был, что он работает над статьей, разоблачающей факты продажи Россией современных ракет типа «Искандер» Сирии и истребителей Ирану.
На этой неделе Майкл Мейплз, директор Разведывательного управления министерства обороны США, объявил, что «у Сирии имеется программа разработки некоторых биологических агентов». Мейплз объяснил, что «биотехническая инфраструктура Сирии в состоянии обеспечить разработку ограниченного числа биологических агентов». Он также добавил, что Сирия пытается организовать у себя установку биологических и химических боеголовок на свой ракетный арсенал.
И действительно, согласно данным, приведенным лидером оппозиции Биньямином Нетаниягу, за предыдущий год Сирия увеличила свои военные расходы в десять раз.
Сирия использует дымовую завесу из почти еженедельных демонстраций интереса в переговорах с Израилем, чтобы отвлечь внимание от своих очевидных приготовлений к войне. Вместо того, чтобы видеть в этих заявлениях трюки психологической войны - чем они и являются на самом деле - израильские левые набрасываются на них, как на наживку. Ведомые газетой «Гаарец», израильские левые оказывают массивное давление на плывущее без руля и ветрил правительство Ольмерта-Ливни-Переца, чтобы заставить его начать переговоры с Дамаском – переговоры, которые приведут к отдаче Израилем Голанских высот в обмен на клочок бумаги от арабской колонии Ирана.
Ввиду своей общей некомпетентности, правительство не в состоянии сформулировать вразумительную политику в отношении Сирии. В результате этого в общественной дискуссии по сирийской проблеме доминируют призывы левых к переговорам о сдаче. Это, в свою очередь, вызывает паралич государственных органов, ответственных за подготовку армии и публики к возможной войне.
Сделанная соответствующими армейскими органами оценка сирийской угрозы свидетельствует о замешательстве. В прошлом месяце руководитель разведслужбы генерал-майор Амос Ядлин говорил о сирийской угрозе на правительственной встрече, посвященной рассмотрению разведывательных данных по этому вопросу. Ядлин сказал: «Шансы на развязывание Сирией полномасштабной войны невелики, однако вероятность военной реакции Сирии на какие-либо вооруженные операции Израиля довольно высока».
Заявление Ядлина было представлено широкой публике как хорошая новость. Но эта новость не является хорошей. Сирия не начнет полномасштабную войну против Израиля, потому что она такую войну проиграет. Сравнительное преимущество Сирии над Израилем проявляется в военных действиях низкой интенсивности, и, как отметил Ядлин, есть все причины ожидать, что Сирия готовится именно к такого рода войне.
За последние несколько лет Сирия накопила массивные артиллерийские, реактивные и ракетные арсеналы, которые в состоянии вызвать обширные разрушения как в военной, так и в гражданской инфраструктуре на Голанских высотах и в Галилее. Кроме того, Сирия выдвинула к границе хорошо подготовленные подразделения коммандос, действия которых могут вызвать физические потери и тактические поражения Армии обороны Израиля.
У Сирии есть две хорошие причины начать войну с Израилем. С 1973 года каждое арабское государство и каждая террористическая организация, которые решали воевать с Израилем, выигрывали в результате своей агрессии. Вне всяких сомнений, Сирия рассчитывает на то, что эта схема по-прежнему будет действовать. По всей вероятности, если Сирия сможет добиться в войне с Израилем патовой ситуации, как это было с Хизбаллой прошлым летом, израильские левые, ЕС и США, скорее всего, усилят свое давление на Израиль, вынудив его отдать Сирии Голанские высоты.
Кроме того, война с Израилем усилит ослабевшие позиции Асада внутри страны. Сирийский курд Шерко Аббас, живущий в США беженец, является главой Национальной ассамблеи сирийского Курдистана. Он говорит, что из-за экономической слабости Сирии и расточительной коррупции правительства Асада, презрение к режиму распространено среди сирийских подданных весьма широко. Согласно Аббасу, организованная внутренняя оппозиция режиму пересекает этнические границы и включает курдов, друзов, алавитов и даже членов семейного клана Асада.
Три года назад поддерживаемые режимом суннитские бандиты напали на курдских футбольных болельщиков в курдском городе Дайз аз-Завр, расположенном у границы с Ираком. Нападение спровоцировало длившийся три дня бунт против режима. Бунтовщики разрушали монументы, восхваляющие режим, и предавали огню правительственные учреждения. Бунт был жестоко подавлен, 85 курдов были убиты, сотни ранены и тысячи посажены в тюрьму.
Насчитывая 2,5-3 миллиона, курды составляют 15 процентов населения Сирии. В понедельник сотни тысяч курдов собрались на кладбищах, чтобы публично почтить годовщину бунта. По мнению Аббаса, тот факт, что курды не побоялись отмечать годовщину своего восстания открыто, является доказательством слабости режима.
Большинство израильских политиков утверждает, что если режим будет свергнут, на смену ему придет режим Мусульманского Братства. Призрак исламистского правительства в Сирии видится израильскому правительству достаточной причиной для того, чтобы не делать ничего для дестабилизации режима Асада, несмотря на его стратегическое партнерство с Ираном.
Аббас оспаривает эту точку зрения. Он утверждает, что пик влияния Мусульманского Братства в Сирии прошел. «Если бы Братство было в состоянии сбросить режим, оно бы сделало это в 2004 году, когда у него был шанс», - говорит он.
Чтобы как-то компенсировать непопулярность режима, за последние несколько лет Асад ввез в страну более 100 тысяч «иммигрантов» из Ирана. Эти новые, говорящие на персидском языке сирийцы изо всех сил стремятся повлиять на свое новое общество. Для этого они построили по всей стране новые шиитские мечети и платят сирийцам за переход в шиизм.
Согласно Аббасу, режим селит своих новых лоялистов в Дамаске, Латакии, Хомсе и Алеппо. Все эти районы – находящиеся у границ с Ливаном и Израилем – являются весьма важными для режима со стратегической точки зрения.
О том же говорят поступавшие из Сирии в прошлом году неоднократные сообщения прессы, которые указывают на то, что Асад заменил свою личную охрану, состоявшую из сирийцев, на новую президентскую охрану, состоящую из бойцов иранской Революционной гвардии и Хизбаллы.
Учитывая то, что Сирия явно ступила на тропу войны, Израиль должен уже сейчас сделать несколько шагов. С военной точки зрения, Израиль должен готовиться к войне. Армия обороны Израиля должна дислоцировать свое оборудование на Голанских высотах, готовить своих резервистов и регулярные войска к войне и обновить доктрину ведения боев на Голанских высотах. В то же время муниципальные власти должны готовить к новой войне убежища и все необходимые средства для эвакуации гражданского населения с севера.
Если Сирия действительно развяжет враждебные действия, перед Армией обороны Израиля должна быть поставлена цель полного уничтожения военной силы Сирии, стараясь любой ценой избежать патовой ситуации.
Дипломатически Израиль должен действовать в направлении ликвидации дипломатического выигрыша, которого добилась Сирия на этой неделе. Здесь целью должно быть возвращение Сирии к международной изоляции, в которой она оказалась после организованного ею убийства Харири.
Израиль должен также идентифицировать и оказывать помощь тем силам в Сирии, которые стремятся подорвать и свергнуть режим. На прошлой неделе комиссия Кнессета по иностранным делам и обороне пригласила живущего в США сирийского агента Ибрагима Сулеймана, который поддерживал контакты с крайне-левым бывшим генеральным директором министерства иностранных дел Алоном Лиелем, который и устроил приглашение Сулеймана для его обращения к комиссии Кнессета. Это приглашение должно быть аннулировано. (Как известно, приглашение не было аннулировано, Сулейман побывал в Израиле, и впервые в истории Израиля агент враждебной Израилю страны побывал на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне и даже выступил там – Прим. перев.). Вместо Сулеймана Кнессет должен приглашать для встречи со своими членами тех, кто находится в оппозиции к режиму.
Базирующийся в США Центр за демократию на Ближнем Востоке, в сотрудничестве с курдской оппозицией, оперирует спутниковой телевизионной станцией, которая транслирует на Сирию в ограниченном объеме программы на курдском, арабском и персидском языках. Станция рассказывает своим зрителям о коррумпированности режима, подавлении прав человека и демократии. Она призывает к мирному сосуществованию с Израилем и с остальными соседями Сирии. Израилю следует помогать в финансировании, расширении и трансляции этих программ.
С другой стороны, режим и сам объявил на этой неделе, что он планирует задействовать спутниковую телестанцию, которая будет транслировать на арабский мир программы, пропагандирующие сирийско-иранскую линию. Вообразите, насколько приятно было бы публике иметь возможность смотреть на своих экранах что-то иное, отличное от джихада.
Во всех взаимоотношениях с Сирией Израиль должен не забывать, что сегодня Сирия является откровенным врагом, чьи интересы диаметрально противоположны интересам еврейского государства. В соответствии с этим, всегда и во всех сферах Израиль должен действовать в направлении ослабления и дестабилизации режима. И для достижения этой цели он может сделать многое.
К сожалению, пока нынешнее правительство будет оставаться у власти, трудно представить, что эта задача может быть выполнена.

Перевод с английского Эдуарда Маркова, МАОФ.

Jewish World Review, 19.04.2007



  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria