Марк Галесник

Мир в обмен на что угодно

Нет никаких сомнений в том, что Израиль любит мир, хочет мира, готов на многое ради мира. Остается не до конца проясненным только одно: он его хочет купить или продать?
С такими гигантскими тратами на оборону логично было бы предположить второе. Надо же как-то отбить расходы.
Вон Иран, еще ни одного атома в глаза не видел, а уже весь мир стоит в очереди: «Сколько вы хотите, чтобы ничего не расщеплять?» А на днях выяснилось, что и Саддам Хуссейн просил у американцев всего миллиард за то, что никого не будет трогать, но чтобы и его не трогали. Отказались – теперь тратят в сотни раз больше, но до сих пор не могут даже найти, чем собственно покойник угрожал.
В общем, имея такую грозную армию, да еще находясь в самой раскрученной точке планеты, можно было бы годами приторговывать мирными устремлениями, заботливо крышуя окружающие государства-нефтянники.
Но проблема в том, что арабы не хотят покупать, платить за мир отказываются, воротят нос, демонстративно хлопают дверью и не проявляют ни малейшей заинтересованности в покупке.
А сами продавать не могут, так как среди двух дюжин арабских государств, тысяч племен и миллионов семей нет одного настоящего хозяина, который гарантировал бы хороший, качественный мир, и по сути дела любая вооруженная банда одной самодельной ракетой, если, конечно, попадет, может обесценить этот скоропортящийся товар и сорвать многомиллиардную сделку. А репутация честного торговца на Востоке, хвала Аллаху, ценится превыше всего.
В общем, нормальную торговлю наладить так и не удалось. Тогда-то и вернулись к методу натурального обмена. Возникла идея обменять мир на что-нибудь важное для арабов. Например, на землю, из-за которой они не переставали скандалить.
План, обнародованный в начале 90-х, провозглашал: «Мир в обмен на территории».
При этом главный вопрос - покупаем или продаем - так и остался непроясненным. Вроде покупаем. А ведем себя так, как будто продаем. Вроде, предлагаемые арабам территории в ходе Шестидневной войны были заняты как раз в обмен на мир. А теперь их же в обмен на мир и возвращают. Где логика?
Но тогдашний премьер-министр Израиля Ицхак Шамир, старый террорист, не слишком вдававшийся в интеллектуальную казуистику, противоречия не заметил и сосредоточился главным образом на личности партнера по обмену. Все, кто помнит, как выглядел Арафат, могут его понять.
Пришедшие на смену Шамиру Рабин с Пересом были не столь брезгливы и в 1993 году обмен состоялся. Правда, какой-то странный - Арафат получил и мир и территории, а Израиль остался и без мира и без территорий. В чем немедленно и справедливо начал обвинять себя самого, забыв про жулика-партнера.
В результате разгоревшихся склок к власти пришел главный противник обмена Биби Нетаниягу, который не только не стал пересматривать неудачную идею, но даже наоборот, углубил и развил ее, сделав обмен детальным, поэтапным и подотчетным.
Впоследствии он афористично сформулировал свою идею: «Дадут – получат, не дадут – не получат».
Эта формула уже содержала некоторую логику, но кто кому что и сколько дает, в спешке опять не удосужились конкретизировать. Поэтому палестинцы продолжали получать, а Израиль начал выяснять, что собственно ему дают в обмен.
Поскольку территории имеют единицу измерения, а мир нет, выяснить никак не удавалось. Да и как тут выяснишь? Можно, например, отдать 10% территории, а как проверить, что взамен получено 10% мира? Если вместо 10 терактов было совершено 9, это как - равноценный обмен? А если только 8, что прикажете делать?
Так ничего и не выяснив, Нетаниягу от обмена отстранили и поменяли его на Барака, который схватив Арафата за шиворот в Кэмп-Дэвиде, предложил ему «Мир в обмен на подпись».
Подозрительный раис сразу почувствовал, что его пытаются развести, слишком уж неравноценным казался такой обмен. Явное надувательство. Что такое мир? А подпись – это все-таки подпись. Да и кто бы Бараку позволил? Это он при Клинтоне хорохорился, а что ему скажут в Израиле?
В результате Арафат, лучше Барака оценивший настроение Израиля, предложил свой, более реалистичный вариант: «Мир в обмен на интифаду».
Сменивший Барака Шарон сходу оценил, что меняться надо не с палестинцами, которые все равно ничего не дадут. У них и нет ничего, а то, что им самим дают американцы с европейцами, они тут же сами и разворовывают.
Покумекав, старый солдат посадил Арафата на гауптвахту и стал последовательно осуществлять программу «Мир в обмен на закрытие уголовного дела». Это был самый продуктивный период в израильской истории обменов. С поселенцами Шарону удалось заключить мир в обмен на компенсации, с Кнессетом мир в обмен на министерства, а с американцами и европейцами мир в обмен на отступление из Газы.
Войдя во вкус, он еще успел обменять 430 террористов на полковника Тененбаума, захваченного «Хезбаллах» при попытке обменять протухшие наркотики на свеженапечатанные доллары. Но распространению мира это никак не способствовало. Как, впрочем, и распространению наркотиков.
Ну а после того, как Шарона сменил Ольмерт, обменный пункт практически прекратил свою работу. Министерские кресла горе-меняла раздает за так, палестинских заключенных выпускает без всякого мира, а вместо обмена пленными с «Хизбалой» по традиционному курсу 1:400, затеял с ней убыточную войну.
Проблемой обмена в правительстве Ольмерта, видимо, заведует министр стратегии. Во всяком случае, никаких других стратегических идей, кроме обмена целых городов и деревень, хотя и заселенных палестинцами, но принадлежащих Израилю, министр пока не озвучил.
Хотя, если учесть, что средняя стоимость квартиры в Израиле колеблется от 150 и 700 тысяч долларов, то размен с палестинцами десятков тысяч единиц недвижимости, да еще и с землей в придачу - действительно стратегическая находка, молодец Либерман! На одних посреднических сколько можно заработать.
Означает ли нынешняя ситуация, что Израиль перешел от эпохи натурального обмена к более сложным видам общественного устройства? Или просто Ольмерт и его соратники ничего в обменах не смыслят и справедливо опасаются, что палестинцы опять надуют? А может быть, все намного хуже, и идея, заложенная в самой первой попытке обмена, просто обнажила, наконец, свое истинное содержание?
Вынесенное в заглавие этих заметок.

"Еврейский журнал", 25.10.2007




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria