Моше Фейглин

Обязанность выбора

Две недели назад я опубликовал сатирическое стихотворение, посвященное религиозным и правым партиям, где перечислил все маленькие партии, созданные правыми после разрушения Ямита. Статья вышла удачная, многие смеялись и, надеюсь, осознали всю бессмысленность дробления правых сил. Но, говоря о партии "Мораша", я задел, тем же росчерком язвительного пера, и имя создавшего ее рава Друкмана. И хоть никто меня в том не упрекнул, но последние две недели меня не оставляли угрызения совести по поводу моих слов. Я удостоился быть знакомым с равом Друкманом лично, и я знаю, что речь идет о настоящем праведнике.Так вот: я искренне прошу прощения за то, что не написал ту фразу по-другому.
Мое раскаяние и просьба о прощении случайно пришлись именно на то время, когда отношения религиозных сионистов со своими раввинами испытывают небывалый кризис. После землетрясения, которым стало для сионизма разрушение Гуш-Катифа, приходит новое бедствие, как цунами смывающее прежнее доверие к раввинам*. С одной стороны, такое всеобщее разрушение ведет к глубокому переосмыслению и дает возможность обновления и это хорошо. Но, с другой, плохой, стороны, такое потрясение основ очень опасно. Люди (особенно молодые) могут "выплеснуть воду вместе с младенцем", например, решить: к черту всех раввинов, кому они вообще нужны…
Харедим (ультраортодоксам) гораздо легче. Для них государство не имеет никакого значения, зато существует четкая внутренняя иерархия, которая освобождает от необходимости думать самому. Подчиняйся - и все будет просто и ясно.
Легко и "светским". Для них Тора не имеет практического значения, зато наполнены значением госструктуры: полиция, прокуратура, суд. Не надо думать самому, все ясно.
Но религиозным сионистам, пытавшимся соединить эти два разных мира, приходится намного труднее. А сейчас еще и это цунами…
Изгнание евреев из Гуш-Катифа усложнило принципы моего отношения к раввинам.
Некоторых раввинов я очень ценю и уважаю, а так же согласен с их мнением.
Некоторых я очень ценю и уважаю, но не согласен с их мнением.
Есть такие, с чьим мнением я согласен, но их самих не очень ценю их.
И, наконец, есть такие, с которыми я не согласен и не ценю их.
Есть еще несколько случаев, которые не вписываются в эту градацию, например, есть раввины, чье мнение в некоторых областях я очень ценю, а в других не ценю вовсе.
Есть раввины, считающие, что преступные приказы следует выполнять. Я с этим совершенно не согласен, и считаю, что необходимо не слепо подчиняться, а поступать по совести. Но, несмотря на наши разногласия, на то, что их позиция в этом вопросе противоречит моим моральным принципам, я не могу не уважать некоторых из них, потому что знаю, что их мнение вытекают из настоящие и глубокой любви. Просто они, как мать на суде царя Соломона, не могут видеть страданий ребенка - государства Израиль.
А есть и другие раввины, которые тоже твердят, что нельзя отказываться от выполнения любых армейских приказов, но они не пользуются моим уважением, потому что руководствуются другими соображениями. По их поведению я догадываюсь, что свое решение они выносят из-за неуверенности в прочности своего положения в израильском обществе, из-за желания всем понравиться и получать приглашения на актуальные телепрограммы. На их решение оказывает влияние финансирование организаций, во главе которых они стоят, и т.д.

Если у читателя хватило терпения дочитать до сих пор, то он вправе спросить меня: чего ты своими сложностями морочишь людям голову? Человека, несущего звание раввина, надо уважать. Точка. Ты уважаешь не конкретного человека, а Тору, которую он изучает и олицетворяет. Можно не соглашаться с ним, но надо его уважать.
Такое мнение просто неверно. Выказывать уважение недостойному человеку, значит пресмыкаться перед ним, что само по себе безнравственно. Кроме того, это значит вручать власть тому, кто может все испортить. А, главное, это оскорбление Торы.
Тора - не техническое знание, это не математика. Математику можно учить и у безнравственного человека, но невозможно у такого учить Тору.
Передача свободы выбора в чужие руки - вот главный недостаток, который, я надеюсь, унесет с собой нынешнее цунами. Свободный выбор между добром и злом - это не привилегия, данная нам Творцом. Нет у нас права выбора, а есть обязанность выбора! Харедим передают свою свободу выбора в руки раввинов. Люди, не соблюдающие заповеди, зачастую передоверяют свою свободу выбора юридической системе или прессе. Но я верю, что разрушитель дома Рои Клайна, офицера, павшего защищая Родину (да отомстит Вс-вышний за кровь праведника!), не сможет спрятаться от Самого Высшего суда за постановлениями раввинов или указами главы БАГАЦа Бейниш.
Религиозные сионисты первыми вынуждены расстаться с дурной привычкой передавать свое право выбора в чужие руки. Я надеюсь, что они станут авангардом такого освобождения для всего Израиля.
Я не могу быть судьей раву Элону. Но обратите внимание на реакцию раввина. Вместо ответа по существу обвинений он окружает себя сторонниками, и это очень дальновидно с его стороны. Ему достаточно того, что люди, которые передали ему собственную обязанность различать добро и зло, оставят это в его руках. После того, как я видел урок рава в Мигдале, я понял, что рав Элон победил.
И раввин, и самый уважаемый судья - это только советники, не более того, и за это их надо уважать. Но ответственность всегда лежит на самом человеке. Если бы это было не так, то Всевышний ограничился бы сотворением животных и ангелов, и не создал бы людей, обладающих свободой выбора. Если вы, прислушиваясь к чужому авторитету, изгоняете из дома вдову или снимаете штаны, то это останется на вашей ответственности!

-------
Прим.перев.
* Речь идет о скандале, связанном с обвинениями популярного раввина Мордехая Элона в неприглядных действиях.

Перевел Моше Борухович, МАОФ

"Макор ришон", 01.03.2010

(Моше Фейглин – лидер движения «Еврейское руководство»)
http://www.manhigut.org/russian/




  
Статьи
Фотографии
Ссылки
Наши авторы
Музы не молчат
Библиотека
Архив
Наши линки
Для печати
Поиск по сайту:

Подписка:

Наш e-mail
  



Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria