Моше Фейглин

О ешивах и соглашениях

Я полагаю, что все главы ешивот-эсдер (ешив, где изучение Торы сочетается с армейской службой) обязаны сейчас же отменить свое соглашение (эсдер) с армией и превратиться в обычные ешивы. Они должны сделать это, даже если они не согласны с позицией рава Меламеда, главой ешивы Гар Браха, не пожелавшем явиться "на ковер" к миистру обороны Эхуду Бараку. Потому что отмена Бараком соглашения с ешивой Гар Браха превратила все военные ешивы и подготовительные курсы (мехинот), т.е. все религиозные учреждения, действующие в рамках тех или иных соглашений с министерством обороны, в "ручные" ешивы, а их самих - в "казенных" раввинов.
Как свиток Торы считается бракованным, если в нем недостает хоть одной буквы, так же и объединение ешивот-эсдер не действительно, если в нем недостает хоть одной ешивы. Если даже одному единственному раввину запрещено высказывать свое мнение из-за страха перед власть предержащими, то все учение раввинов, продолжающих преподавать под давлением, не может считаться настоящей Торой.
Этот принцип не связан с конкретным типчиком, сидящим в кресле министра обороны, или с разразившимся скандалом. Это было бы верно, даже если бы все было тихо и спокойно, и министром обороны был бы, например, религиозный генерал Эфи Эйтам. Но если бы я высказал эту мысль раньше, то на меня обрушилась бы целая волна критики.
Религиозный сионизм страдает от смеси наивности и патернализма, с одной стороны, и от отсутствия стремления к лидерству, с другой. Поэтому там господствует стигма, согласно которой государство и его армия стремятся исполнить цели религиозного сионизма, даже если они сами еще не понимают этого. В конце все внезапно прозреют, и в результате какого-то чудесного процесса вдруг народ и армия, без всякого руководства, двинется исполнять учение рава Кука. А кто же их возглавит и поведет? Наверное, эдакие пражские Големы, вроде Биби и Барака, которые исполнят нашу волю и избавят нас от позора погони за властью, связанной с принятием ответственности за руководство нацией. Когда придет Машиах, то Големы соизволят самоустраниться и все будет хорошо. Так что нет проблемы в преддверии мессианской действительности заключить сейчас с этими Големами соглашение (эсдер) …
Такая фантазия нуждается в подкреплении. И чем больше действительность отдаляется от этой мечты, тем больше надо безоглядно погрузиться в мечту. Глава ешивы "Мерказ а-Рав" покойный рав Цви-Йегуда Кук считал, что при попытке изгнания евреев из Иудеи и Самарии разразится война. Его преемник - покойный рав Шапира - однозначно предписывал отказаться от выполнения приказа об изгнании евреев. И никто из власть имущих тогда даже не осмеливался угрожать статусу ешивот-эсдер. Но сегодня некоторые из духовных наследников рава Кука и рава Шапиро этих раввинов вовсю заняты "дальнейшим развитием и углублением религиозно-сионистской идеологии", для лучшего приспособления к действительности - потому что если просто отказаться выселять евреев, как написано еще у РАМБАМа, то несоответствие фантазии и действительности станет очевидным. Что и случилось с равом Меламедом.
Нелегко мне написать следующую фразу, но, возможно, что если бы не было ешивот-эсдер и мехинот, т.е. если бы религиозно-сионистская идеология не оказалась в роли клиента у государства, то не произошло бы выселения Гуш-Катифа. Если бы дух был свободным и независимым, то и материя стояла бы прочно.
Общее решение всех глав ешивот-эсдер о разрыве соглашения с министерством обороны из солидарности с ешивой Хар Браха может стать чем-то вроде вроде "послеханукального чуда". Возможно, именно Барак будет способствовать решению проблемы "вязаных кип". Барак умеет хорошо чувствовать слабость жертвы и понимает, что пока большинство глав ешив ментально зависимы от государства, опция отмены соглашений не существует. Поэтому он продолжает настаивать на своем, с целью поставить на колени мир сионистских ешив и сколотить себе политический капитал у левых. На момент написания данной статьи (20 декабря 2009 года - прим. пер.) еще не известно, как будет сформулирована и затушевана капитуляция ешив. Но если бы главы ешив сумели отказаться от капитуляции - это был бы величайший шанс религиозного сионизма изменить направление и спасти себя, армию и поселенчество.
Мяч переходит теперь к тем, кто еще не были призваны, к студентам первого года ешивот-эсдер и к ученикам выпускных классов школ, которые собирались пойти в ешивот-эсдер или мехинот.
Хотите настоящую Тору или Тору, границы которой определяет Эхуд Барак? Можно получить отсрочку мобилизации для двухлетней учебы в ешиве, дающей высшее образование, предпочтительнее, разумеется, в ешиве Гар-Браха. А после этого, в 20 лет, как когда-то шли в армию в Древнем Израиле, пойти на армейскую службу как любой израильтянин. Меньшинство, которое может и заинтересовано посвятить больше времени учению иудаизма и меньше военной службе, может сделать это с помощью закона Таля. Харедим, которые никогда не принимали фантазий религиозного сионизма, проложили путь к возможности серьезного изучения Торы, с одной стороны, и к настоящей военной службе для желающих, с другой*.
Те, кто понимают значение святости еврейского суверенитета на Земле Израиля, должны стремиться к отличной и самоотверженной службе в боевых частях, как учат их раввины. Но, как левые офицеры и солдаты умели поставить армии моральные границы против изгнания арабов, так и "вязаные кипы" должны вести себя в случае угрозы изгония евреев. Установка моральных границ действиям армии и государства - это не крайность, а фундаментальная обязанность каждого гражданина и солдата. "Хороший человек не подчиняется закону с излишним воодушевлением", - писал Эмерсон. Гражданин, позволяющий режиму действовать без четких моральных границ, не выполняет свои прямые обязанности и несет ответственность за горькие последствия. Те же, кто поднял на армейской церемонии плакат против изгнания евреев, проявили полную гражданскую ответственность. Они не прячутся за отговорками: "Приказ еще не отдан" или "я не буду его выполнять сам, а буду только стоять в окружении". Не будем изображать из себя наивных - все понимают, что происходит в стране, и какую роль вновь предназначают нашей армии.
"Нельзя вносить политику в армию", - объясняют нам наши "разумные". То есть женщина, которую пытаются изнасиловать, не должна кричать и отбиваться, а должна вести себя сдержанно, согласно принятым в обществе правилам вежливости. Празднуя сегодня со свечками и пончиками победу Маккавеев и ханукальное чудо, вспомним, что праздник стал возможен только потому, что 2200 лет назад кто-то подумал иначе. И в те времена главы поколения предпочитали согласие ("эсдер") - пока Иегудит, дочь Йоханана первосвященника и сестра Мататиягу Хашмоная, не устроила демонстрацию**…
Это не первый раз, когда во время судьбоносного кризиса именно молодые люди способны правильно сориентироваться и совершить необходимый переворот. От их поведения сегодня зависит судьба всего поселенчества.

----------
Прим.перев.
*В ешиват-эсдер попеременно учатся и служат в армии, всего обычно 5 лет, служба в армии - меньше половины. Харедим настояли на том, чтобы у выпускника средней школы была возможность получить отсрочку от армии для обучения в религиозных высших учебных заведениях. По закону Таля, можно спокойно учиться до 23 лет, а затем решить, продолжать ли учебу или идти служить. Фейглин предлагает учиться 2 года в сионистской высшей ешиве и идти в армию в 20 лет, и служить все 3 года, будучи уже сформировавшейся личностью и понимая границы подчинения приказу, понимая, что, существуют приказы над которыми, по выражению левых, "развевается черный флаг" (т.е., такие приказы являются противозаконными и не подлежат выполнению).

**Греки издали указ, запрещавший изучение Торы, обрезания, пытались заставить приносить жертвы идолам. Это привело к восстанию Хашмонаев (Маккавеев). По одному из мидрашей, в этом же указе была попытка ввести "право первой брачной ночи". Это было как раз перед свадьбой Йегудит, она нарушила принятые правила скромности и на глазах у глав поколения разорвала на себе одежды. Братья были возмущены ее бесстыдством, и хотели ее убить. Но она ответила: "Разве то, что вы согласны отдать меня на поругание губернатору - не больший позор, чем моя нагота пред лицом родных и близких?" Результатом этого поступка стало восстание Маккавеев против эллинизации, освобождение Храма, создание независимого еврейского государства, и празднование со свечами и пончиками. (Мидраш леХанука, Оцар аМидрашим, стр. 192)

Перевел Яков Халфин, МАОФ

"Макор ришон", 20.01.2010

(Моше Фейглин – лидер движения «Еврейское руководство»)
http://www.manhigut.org/russian/


  • Другие статьи о оотношениях светских и религиозных евреев

  •   
    Статьи
    Фотографии
    Ссылки
    Наши авторы
    Музы не молчат
    Библиотека
    Архив
    Наши линки
    Для печати
    Поиск по сайту:

    Подписка:

    Наш e-mail
      



    Hosting by Дизайн: © Studio Har Moria